Конспект урока на тему "Права человека"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Дербилова Наталья Павловна

Конспект урока для учащихся 4 класса по программе "Школа 2100" на тему "Права человека"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира (человек и человечество) в 4 классе.

                                

Аннотация:

 Урок предусматривает введение новых знаний по данной теме. Проводится с использованием ИКТ.

Использование ИКТ на уроке позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом  учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний.

Внедряя компетентностный подход в образовательной деятельности, я ставлю задачу – формирование компетенций своих воспитанников. Это реализуется через организацию деятельности детей на уроке. Деятельность эффективна, если есть у учеников интерес (мотивация). Интерес  вызывается через проблемную ситуацию. Решение проблемных ситуаций способствует развитию навыков  исследовательской деятельности. Ученики, попробовав себя в роли исследователя, экспериментатора максимально усваивают учебный материал. Вовлеченный в исследовательскую деятельность ребенок находится на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознает смысл и результат своих усилий. Через исследовательскую деятельность наиболее эффективно происходит формирование компетенций. Разрешая проблемные задачи, ребята овладевают новым для них способом действия с материалом, используют новые средства для выполнения задания.

   

Тема: Права человека в обществе.

Цели: Цели по линии развития личности

Линия 1. Овладение картиной мира: объяснять, что такое права человека.

Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: замечать и объяснять, какие поступки людей нарушают права человека и права ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

Задачи:

Образовательные:

-повторить и закрепить понятия: общество, общественные группы, человечество.

-сформировать умения сравнивать, обобщать, анализировать.

Развивающие:

- развивать логическое мышление;

-развивать коммуникативные навыки;

- развивать интерес и творческую активность.

Воспитательные:

         - воспитывать  уважение к Основному закону государства;

- воспитывать умение работать в коллективе;

- воспитывать уважение к знаниям.

Место урока в учебном плане: урок изучения новой темы «Права человека в обществе» в разделе  «Человек и мир людей».

Тип урока: комбинированный урок

Формы и методы обучения: проблемно-диалогический, индивидуальная работа, групповая работа, письменная работа, самоанализ, инсценирование, поиск решения проблемы.

Возраст: ученики 4 класса

Оборудование:

- компьютер;

- проектор;

- экран;

- программа презентаций Microsoft Power Point;

- учебная презентация;

- карточки с заданиями;

- таблицы;

- схемы.

Литература, использованная при подготовке урока.

  1. Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецова С.С. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир. Человек и человечество», Москва, Баласс, 2011
  2. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998
  3. О. Е. Жиренко, Е. В. Лапина «Я- гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию». Москва, «ВАКО», 2008

                                                         ХОД УРОКА

Организационный момент. (Слайд 1)

-    Ребята,  какие правила общения в   группе вы знаете?

                      ( Доброжелательность,  помощь друг другу,  один говорит – все молчат. Использовать фразы: «Ты согласен? Не возражаешь?»)

- Что мы называем кругом общения? (круг знакомых, с которыми мы общаемся и нам интересно)

- Встаньте в наш классный круг общения (возьмите с собой цветных человечков).

- Вы  все увлечённые, творческие дети, многие занимаетесь в 2-3 кружках, подумайте и назовите ваш самый большой интерес, то чем вы любите заниматься больше всего. Внимательно слушайте!

Образуются ли у нас круги общения? (дети называют)

- Поднимите  руки, кто любит спорт, танцы, плавание?

- Как мы назовём вашу группу? (спортивный круг общения). Наклейте синего человечка на эмблему вашей группы.

- Кто себя относит к группе  творческих детей, любит музыку, изо,? (к кругу людей  искусства). Наклейте красного  человечка на эмблему вашей группы.

- А кто любит читать, самообразовываться и относит себя к интеллектуальной группе людей? (Наклейте жёлтого человечка на эмблему вашей группы.)

Итак, мы образовали несколько кругов общения.

- Кто из вас себя определил к каждому из них?

- На партах у вас ещё 1 белый человечек. Нарисуйте ему личико.

Это мы все, которые войдём в одну большую общественную группу.

- Как мы её назовём? (класс, школа, Хабаровчане, соотечественники, жители РФ)

-Всё правильно, а где мы поселим нашего человечка? (на территории нашей страна)

- Она называется? (Россия). (человечка мы поселим в конце урока, а сейчас послушайте сообщение).

(Слайд 2).

Страна Россия- это моя родная страна. Она очень большая. Столица России город Москва. Там живет президент страны Владимир Владимирович Путин. Он является главой государства и избирается гражданами страны. (Слайд 3)

 Полное название страны Российская Федерация. (Слайд 4)

 Слово Федерация обозначает союз- объединение. РФ объединяет в своем составе республики, края, области, автономные круга. Россия многонациональная страна. На ее территории проживают более 180 народов. (Слайд 5)

Русский язык - государственный язык РФ и на всей ее территории.

- Какие народы проживают в нашей стране?

- И чтобы в большом государстве царил мир и порядок, что в первую очередь должны соблюдать люди, которые живут на территории страны? (порядок, законы)

- Что такое закон? (Закон – это правила, которые должны соблюдать обязательно все).

- Где прописаны законы? (В конституции России. Конституция – это основной закон, по которому живёт наше государство, мы с вами). (Слайд 6)

- Давайте с ней познакомимся. На парте лежит по одному экземпляру Конституции. С ней вы сейчас будете работать в парах.

- Откройте стр. 3 и прочитайте, когда она была принята? (12 декабря 1993 года). (Слайд 7)

- Кто её принял? Прочитайте.(многонациональный народ), т.е. все народы, которые проживают на территории  РФ.

- Для чего её приняли? (Утверждая права и свободы человека, мир и согласие, чтобы сохранить независимость и единство государства, обеспечить благополучие и процветание России).

- Как вы думаете, что записано в Конституции? (права)

- Что такое право? (Право – это правила, по которым живут люди).

- Сформулируйте тему урока.

Права человека в обществе. (Слайд 8)

- Что нам предстоит выяснить на уроке? (какие права имеет человек в современном обществе).  

- Запишите тему урока в тетради.

- Сейчас вы увидите сценку из сказки, вспомните её название и определите, какое право человека нарушено.

Сценка «Морозко».

Выходит дед, садится на скамейку, потом выходит жена и садится рядом.

        Сказочник. Жил дед, да с другой женой. И у деда была дочка, и у бабы была дочка. Все знают, как с мачехой жить:  перевернёшься – бита и не перевернёшься – бита. А родную дочь, за всё, гладят по головке: «Умница». Падчерица дрова и воду в избу носит, избу метёт ещё до свету. Ничем старухе не угодишь – всё не так, всё худо. Ветер хоть и пошумит, да затихнет, а старая баба расходится – не скоро уймётся. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.

                Мачеха. Вези, вези её старик, куда хочешь, чтобы мои глаза её не видели! Вези её в лес на трескучий мороз!

        Сказочник. Старик затужил, заплакал, однако делать нечего: бабы не переспорить.

        Старик. Собирайся, милая дочь.

Уходят.

- Ну что, ребята, вспомнили сказку?

- Скажите, на какое право  посягала старуха? (Правильно, ребята! Эта жестокая женщина нарушала права ребёнка. Она подвергала жизнь и здоровье девочки опасности).

Запишите в тетради первое право (Слайд 9)

1) -Право на жизнь.

- Как вы это понимаете? (никто не может отнять жизнь у человека, пытаться его убить).

 - Главное право каждого человека – право на жизнь, и маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить.

Но так думали не всегда. Было в древности такое государство – Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. И в этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если родился слабым, больным – сбросить его со скалы! А ведь слабенький ребенок, если будет тренироваться, может вырасти очень сильным, он может стать большим ученым или талантливым художником. Просто больных надо лечить, слабым – помогать. Каждая страна должна заботиться о новорожденных, помогать их мамам, строить больницы и поликлиники, где добрые врачи спасут, вылечат маленького, если он заболел.

- Сейчас вы увидите отрывок из другой сказки. Назовите её и определите, какое право в ней нарушили.

                                                                   Сценка «Снежная королева».

Герда. Бабушка, а правда что Снежная королева не сможет сюда войти?

Кай. Пусть только попробует! Я посажу её на тёплую печку, вот она и растает.

Бабушка. Кай, давай не будем говорить о ней.

Кай. Ах, меня кольнуло прямо в сердце и что-то попало в глаз! Я ничего не вижу.

Герда. Бедняжка, это, наверное, Осколок зеркала Снежной королевы. Теперь твоё сердце превратится в кусочек льда. (Плачет.)

Кай. Что ты плачешь? Мне совсем не больно. Какая та не красивая становишься! Фу! И розы какие-то гадкие! (толкает вазу)

Герда. Кай, что ты делаешь?

Кай. Посмотри, насколько эти снежинки за окном красивее, чем эти розы.

Герда. Кай, кто это?

Входит Снежная королева.

Снежная королева. Кай, я вижу тебе нравятся мои снежинки! Поехали со мной, я покажу тебе ещё много снежинок и других красивых вещей, а ещё я дам тебе мороженое.

Кай. Нет, я не пойду с тобой!

Снежная королева накрывает его плащом и  они уходят.

        Кай (кричит). Герда, спаси меня. Мне холодно!

        Герда. Она украла его. Кай, я обязательно тебя спасу.

– Как называется эта сказка? Кто автор? (Ганс Христиан Андерсен)

- Какое право ребёнка нарушила Снежная королева?

2) - Право на свободу и личную неприкосновенность. (Слайд 10)

- Как вы это понимаете?

(запрещены похищения детей и торговля ими. Дети – не вещи. Дети-это люди! Люди не принадлежат никому, кроме себя. Никто не может стеснять свободу человека, если только человек не нарушил закон. Нельзя читать чужие письма, прослушивать телефонные разговоры).

- А теперь посмотрите отрывок из мультфильма и откройте для себя новое право.

(Слайд 11)

Буратино продал азбуку и не воспользовался правом… Каким? (Слайд 12)

3) – Право на образование. (Слайд 13)

- Как вы это понимаете? ( Каждый ребёнок имеет право получать бесплатное образование)

- Посмотрите ещё один отрывок из м/ф, будьте внимательны и сформулируйте ещё одно право. (Слайд 14)

4) – Право на медицинское обслуживание. (Слайд 15)

- Посмотрите отрывок из другой сказки. Назовите её и определите, какое право  нарушила её героиня.

На стульчике сидит Золушка и что то шьет.

Голос. Внимание! Внимание! Сегодня вечером принц устраивает бал. Приглашаются все знатные люди.

Появляются сестры.

1 сестра. Золушка! Ты слышала? Нас пригласили на бал принца.

2 сестра. Помоги нам поправить наряды.

1 сестра. А что, золушка, хотелось бы тебе поехать на бал?

Золушка. Что вы, сестрицы? Вы смеетесь на до мной? Разве меня пустят во дворец в этом платье и башмаках?

Мачеха (дочерям). Красавицы мои, вы собрались?

2 сестра. Сейчас, маменька, только в зеркало посмотрим. Золушка капается, никак нас не оденет.

Золушка. Матушка, можно я тоже поеду. Я надену какое-нибудь из старых платьев сестриц?

Мачеха. И думать забудь! Не хватало еще, что бы ты в таком виде показалась в приличном обществе. Да у тебя и дел много. Пол подмести, ужин приготовить, посуду перемыть, посадить розу у меня под окном, перебрать гречку и горох. Ну а если управишься, то можешь потом приехать на бал.

Золушка. Я и за 3 дня не смогу все это переделать!

- Название сказки? Автор? (Братья Гримм нем.ск. или Шарль Перро  фр. ск.)

- Какое право нарушено в сказке?

5) – Право на отдых и труд. (Слайд 16)

- Как вы это понимаете? (каждый человек имеет право на достойную работу по специальности, право на выходные и отпуск, достойную з/плату). И если эти права нарушаются, то есть общественные организации, которые это контролируют.

- Откройте учебники на стр. 40

- Прочитайте материал учебника с. 40-42 и найдите права, которые мы не называли.

6) – Право на достойную жизнь. (Слайд 17)

- Как вы это понимаете?

7) Право на защиту чести и достоинства. (Слайд 18)

- Кто объяснит это право? (нельзя обижать человека, оскорблять напрасно, даже словом).

- Ну и конечно, я не буду нарушать ваше право на отдых.

                                          Физминутка.

Презентация 2, (Слайд 1)

- Распространяются ли на ребёнка, маленького человека, все перечисленные права?

- Существует конвенция о правах ребёнка. Это международный документ. (Слайд 2)

Что такое конвенция ООН о правах ребёнка?
«Конвенция» - это, по-русски,  международный Договор. Конвенция о правах ребёнка состоит из статей о правах ребёнка, которые обязаны соблюдать во всех странах. Следят за соблюдением Конвенции специальные люди – Уполномоченные по правам ребёнка, которые есть не только в столицах, но и в разных городах каждой страны. Так что, в любой момент, тебе есть кому заявить о нарушении твоих законных прав!

(Слайд 3)  В нашей стране раздел Конституции – семейный кодекс, определяет перечень основных прав несовершеннолетних детей.(до 18 лет)

Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва,
У него уже с пелёнок – веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный добрый дом.
Видеть тихий, мирный сон.

Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым,
И любить, и быть любимым –
Он на свете не один!

Возьмите памятку «У меня есть право». (Слайд 4)

 Слева напечатаны некоторые права ребёнка, а справа вам необходимо в знаках зашифровать это право. Пользуйтесь цветными карандашами, ручками, когда будете делать рисунок.

То право, которое увидите в м/ф изображайте напротив в пустой колонке знаками и рисунками.

 (Слайд 5)

(Слайд 6)

(Слайд 7)

А теперь посмотрите сценку и определите, кто из героев прав.

Серёжа.

В школе пробыл я полдня
И теперь вот у меня
Просто буря в животе –
Мысли только о еде.

Мама.

Кто с порога – и за ложку?
Руки вымыл бы, Серёжка!

Серёжа.

Нет, ты, мама не права,
Я свои узнал права.
Меня мыться заставляешь?
Мою личность притесняешь!

Бабушка.

Ой, с давлением беда.
Ты, покушаешь когда,
То в аптеку, внук, сходи,
Мне таблеточек купи.

Серёжа.

Что ты, бабушка, детей
Эксплуатировать нельзя.
Одевайся потеплей
И иди скорей сама.

Мама.

Ну, тогда помой посуду,
Можешь это или нет?

Серёжа.

Что ты, мама, нет, не буду:
Ведь на детский труд запрет.
Право есть на отдых, кстати,
Поваляюсь на кровати.

Мама.

Прав у мам, как будто, нет!
Завтра сам готовь обед!
И задачу номер пять
Будешь, сын, ты сам решать.

Бабушка.

Да и брюки завтра к школе
Сам, внучок, погладишь, что ли.

Мама.

Твои права мы уважать,
Конечно же, должны.

Бабушка.

Но только должен ты узнать –
Права у всех равны.

Серёжа.

Да, видно, бабушка права,

Что есть у каждого права.

Выходит, и таджик, узбек (по-русски не умеет.

Но он ведь тоже человек)

И тот права имеет!

И каждый должен это знать,

Права другого уважать!

- А что, кроме прав ещё есть у каждого человека?(обязанности)

-Какие обязанности есть у каждого из вас? (в школе, дома)

- Равные ли права имеет человек в современном обществе?

- Зависит ли это от его национальности? ( Все, кто проживает на территории  нашей страны, должны жить по нашим законам, соблюдать законы РФ, уважать права  других людей  в обществе).

И помните золотое правило: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Права человека – страшная сила,
Все о них говорят и пишут в веках,
Живется в России легко и красиво,
Когда все  помнят об этих правах.

Кто б ни был ты – русский, таджик, армянин –

Все жить мы должны по законам одним.

И каждый из нас права должен знать,

 А права другого – всегда уважать.

Рефлексия. (Слайд 8)

- Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте человечку шарф того цвета, как вы оцениваете свою работу на уроке.

-Зелёный – я был активен и доволен своей работой.

- Жёлтый – я старался, но у меня не всё получилось.

- Красный – я работал не достаточно хорошо.

- Куда мы поселим нашего человечка? (на территорию РФ) (Слайд 9, карта России)

Итог урока.

-Какие права человека вы запомнили?

-Как вы считаете, какая обязанность есть у всех людей нашего общества, неразрывно связанная с правами? (Обязанность соблюдать права другого человека)

Помните, отстаивая свои права, не забывайте, что у других они точно такие же!

Дом. задание:  дорисовать знаки в памятке, дополнить её правами ребёнка, прочитав параграф 9 в учебнике. Подобрать примеры из сказок, где нарушаются эти права.

Оценки детям.

-Урок окончен. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока окружающего мира "Человек и его строение" (Школа2100)

Тип урока: урок повторение изученного Форма урока: игра «Крестики - нолики». В урок включены разноуровневые, творческие задания, используется занимательный материал....

конспект урока ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК

конспект урока "Природа и человек"...

Конспект урока по теме "Человек в религиозных традициях мира".

Виды деятельности на уроке - беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, подготовка рассказа.Основные термины и понятия урока - молитва, таин...

Школа 2100. Окружающий мир. 4 класс. Конспект урока по теме "Человек проникает в тайны природы"

Школа 2100. Окружающий мир. 4 класс. Конспект урока по теме "Человек проникает в тайны природы"...

Конспект урока технологии "Полёты человека"

Конспект урока технологии "Полёты человека"...

Конспект урока на тему "Человек и Бог в православии"

Конспект урока на тему "Человек и Бог в православии"...