Конспект урока : "Выражение характера человека через украшения"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме

Соколикова Марина Александровна

Данный урок предназначен для 2 класса....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyrazhenie_haraktera_cheloveka_cherez_ukrasheniya.docx363.32 КБ

Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Выражение характера человека через украшение».

Цели и задачи:

  1. Познакомить со способами выражения характера человека через украшения (показать древние головные уборы);
  2. Дать представление о декоративно-прикладном искусстве;
  3. Совершенствовать навыки работы художественной и аппликативной деятельности;
  4. Воспитывать эстетический вкус.

Оборудование: для учителя – фотографии девушек в разных нарядах, красивый кокошник, изображения головных уборов наших предков и доспехов, готовые формы кокошников и доспехов; для учащихся -  акварельные краски, кисточки, баночка для воды, ножницы.

ХОД УРОКА:

I. Организационный

момент

Закончилась большая перемена,

И снова прозвенел звонок.

Сейчас начнется в нашем классе

Изобразительный урок.

Надеюсь все у вас в порядке:

Краски, кисточки, альбом.

И вы готовы все, ребятки.

Тихо сядем и начнем. (Слайд 1)

II.

Настрой учеников на работу

И в десять лет, и в семь, и в пять

Все люди любят рисовать.

И каждый сразу нарисует

Все, что его интересует:

Далекий космос, ближний лес,

Цветы, машины, пляски, сказки

Все нарисуем! Были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на Земле! 

- Все вы готовы к уроку? Настроение у всех хорошее? (Слайд 2)

III.

Беседа по теме урока

- Человеку с древних времён было стемление вносить красоту в окружающий его предметный мир, в украшения. Сначала он делал украшения из клыков убитых зверей, ракушек, глины. Потом из драгоценных камней, металла, стекла. (Слайд 3)

- С украшениями мы сталкиваемся каждый день, часто не осознавая, что это произведения искуства. Мы уже знаем, что Мастер Украшения, создавая свои произведения, отталкивается от природных форм и природных цветочных сочетаний. У каждого народа существуют свои национальные украшения, характер которых определён природными условиями, культурными традициями народов. Например, народы Прибалтики любят янтарь и чаще других народов используют его в украшениях. Народы Урала делают украшения из природных камней – уральских самоцветов.

- Тема нашего урока: «Выражение характера человека через украшение». (слайд 4)

- Как вы думаете, ребята, украшения могут рассказать о человеке? (Предположения учащихся)

- Украшения выражают характер и настроение человека. К каждому событию человек подбирает соответствующее украшение. (Слайд 5.)

- Посмотрите на эти фотографиии попробуйте определить, почему так девушки оделись. Как вы догадались? (Примерный ответ. Фата, белые перчатки, длинное кружевное платье подсказывает, что это – невеста. Торжественное платье, дорогие ювелирные украшения говорят о том, что девушка собралась на праздник. Скромное платье, неброские бусы нам подсказывают, что эта девушка идёт на работу.)

- Молодцы! Вы все правильно определили. Мы не будем надевать дорогие ювелирные украшения и длинное платье, когда пойдём в магазин. Если же человек нарушает представления людей о назначении украшений, их использовании в определённой ситуации, то это выглядит нелепо, и говорят, что у этого человека плохой вкус.

- Мне хочется вам показать красивый головной убор. Понравился?

- Кто знает как называется такой головной убор? (Кокошник.)

- Как вы думаете, для кого он предназначался? (Такое украшение могла носить женщина. Наверно, она была ласковой и доброй женщиной, потому что на кокошнике много цветков и завитков.)

- А если бы это были львы с оскалённой пастью, могла бы женщина надеть такой головной убор? (Нет.)

- Правильно, ни за что. А что бы вы предложили для украшения кокошника? (Солнышко, звёздочки, бабочек, ягодки и т.д.) (Слайд 6. Показ иллюстраций с изображением головных уборов.)

- На Руси девичий головной убор состоял из венка и повязки (Слайд 7.), твёрдого обруча или мягкой широкой полосы на лбу, скреплённой сзади лентами. Уборы были ажурные – с пропезями, «городчатые» - с зубцами, плоские и объёмные, украшались самоцветами, шитьём, ажурным плетением с речным жемчугом, бисером, перламутром, пухом и крашенными перьями. Кокошник (плотная шапочка – «корона») украшался самоцветными камнями, жемчугом, шелком, бархатом, парчой.

- Носили и всевозможные украшения: серьги, нагрудники, подвески, ожерелья, цепочки, пуговицы со вставками из стекла, камня, жемчуга, перламутра.

- Откройте стр.108. Посмотрите на все изображения которые здесь изображены.

- А что носили богатыри? (На голову одевали шлем, на тело – кольчужную рубаху. Щит и меч дополняли снаряжение богатыря.)

- Укашали шлем войну совсем не так, как девице кокошник, по его шлему можно было узнать, военачальник он или простой воин. Украшения для мужчин подчёркивали их силу, мужество, храбрость. (Слайд 8.)

- В древности воинские шлемы, щиты, мечи были богато украшены. На шлеме или щите богатырь мог изобразить зверя, на которого хотел походить в ловкости, мудрости или смелости. Его щит мог быть устрашающим, даже зловещим, или украшенным светлым образом солнца. Солнцем украшали щит защитника. В торжественных случаях войны надевали шлемы с драгоценными камнями, чеканкой, а на поле битвы – шлемы строгие, почти без украшений. Таким образом, украшения характеризовали своего хозяина.

- Откройте стр.110-111. Посмотрите как в древности были украшены воинские шлемы и щиты.

IV. Физкультминутка

(Звучит русская народная музыка.)

Под весёлые напевы

Повернёмся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг. На месте стой!

Топни левою ногой!

Вправо шаг! И снова стой.

Повернись направо к другу,

Правую дай руку другу. (Слайд 9)

V. Творческая практическая деятельность учащихся

- Перед тем как мы начнём работу с ножницами давайте вместе повторим технику работы с ножница-

ми: (Слайд 10)

- Возьмём ножницы и попробуем сами вырезать кокошник и щит. Девочки берут заготовки кокошников, мальчики – шлемы и попробуйте с помощью красок украсить их.

VI.

Итог урока

Выставка и анализ работ

- Словами не передать, какая красота получилась!

- Расскажите о своих работах: почему вы подобрали именно такой узор?

Обобщение темы урока

- О чём могут рассказать украшения?

- Что интересного вы узнали на уроке?

Рефлексия

- Кто доволен своей работой на уроке, поставьте себя на зелёную ступеньку, у кого были трудности, тогда на жёлтую. А если совсем было трудно, и работа вам не понравилась - на красную ступеньку.

- Мне было с вами очень приятно работать, я вами довольна. Молодцы! Я благодарю вас всех за хорошую работу на уроке.

Уборка рабочего места после урока

- Ребята, не забудьте убрать после работы свое место. Оставьте его чистым. (Слайд 11)

Структурные элементы занятия (этапы)

Время прохождения этапа

Методические особенности, краткие указания по проведению занятия

1. Организационный момент.        

1 мин.

Приветствие, проверка готовности воспитанников к занятию.

2. Настрой воспитанников на работу.

3 мин.

Сообщение темы, цели занятия, создание положительной мотивации под музыку.

3. Актуализация (воспроизведение) опорных знаний.        

15 мин.

Актуализация проходит в виде рассказа сказки и трёх волшебных красках.

4. Закрепление знаний об основных и смежных цветах, навыков для получения нужного цвета путем смешивания красок        

1 эт. – 3 мин

2 эт. – 17 мин

Всего –20 мин.

Закрепление знаний, навыков проходит в 3 этапа:

 1 этап – смешивание красок на палитре.

 2 этап – выполнение работ в технике гуашь.

5. Заключительный этап занятия.        

6 мин.        

Подведение итогов занятия.

 Экспозиция работ, анализ.

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока изо «ЧЕЛОВЕК И ЕГО УКРАШЕНИЯ». ВЫРАЖЕНИЕ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА ЧЕРЕЗ УКРАШЕНИЯ 2 класс Школа России

конспект урока изо «ЧЕЛОВЕК И ЕГО УКРАШЕНИЯ». ВЫРАЖЕНИЕ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА ЧЕРЕЗ УКРАШЕНИЯ...

Конспект урока на тему: «Выражение характера человека через украшение (украшение щитов и зеркал сказочных героев)»

Конспект урока на тему: «Выражение характера человека через украшение (украшение щитов и зеркал сказочных героев)»...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока изобразительное искусство "Выражение характера человека через украшение (украшение щитов и зеркал сказочных героев)" 2 класс)

Тема: «Выражение характера человека через украшение (украшение     щитов и зеркал  сказочных героев)»Цель:  Помочь детям разобраться в значении формы, цвета и символики п...

Конспект урока : «Выражение характера человека через украшение (украшение щитов и зеркал сказочных героев)»

Предмет: Изобразительное искусствоТема: «Выражение характера человека через украшение (украшение     щитов и зеркал  сказочных героев)»Класс : 2Цель:  Помочь детям разобр...

Конспект урока "Выражение характера человека через украшение" 2 класс (Неменский)

Тема: «Выражение характера человека через украшение»....