Программа кружка "Я познаю мир"
рабочая программа по окружающему миру на тему

Труфанова Ирина Юрьевна

ФГОС предполагает создать учащимся условия для полноценного освоения школьниками универсальных учебных действий. Прежде чем организовать  исследовательскую и проектную деятельность в учебном процессе, необходимо обучить учащихся  специальным умениям и навыкам исследовательского поиска. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_poznayu_mir.docx38.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Горьковская средняя общеобразовательная школа

Шипуновского района Алтайского края

ПРИНЯТО

Зам. директора по ВР

________________ /Е.В.Уколова/

Протокол № _____ от

« ___ » _______________201   г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

____________________ /И.И. Труфанова/

 Приказ № _____ от    

« ___ » _______________201   г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«Я познаю мир»

на 2014-2015 учебный год

Составитель: Труфанова Ирина Юрьевна,

учитель начальных классов,

2 квалификационная категория.

2014

Пояснительная записка

        ФГОС предполагает создать учащимся условия для полноценного освоения школьниками универсальных учебных действий. Прежде чем организовать  исследовательскую и проектную деятельность в учебном процессе, необходимо обучить учащихся  специальным умениям и навыкам исследовательского поиска.

Решение данной проблемы возможно во внеклассной деятельности. Мною разработан кружок на основе авторской программы Марковой Нины Валентиновны «Я познаю мир» (http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/2012/12/04/kruzhok-ya-poznayu-mir), который рассчитан на ребят 7-10 лет, срок реализации 1 год.  Его организация основана на модульной  технологии, которая обеспечивает индивидуализацию учебно-воспитательного процесса: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля. Модульная технология позволяет:

  • достичь гарантированных результатов работы участников кружка «Я познаю мир»;
  • решить проблему дифференциации и индивидуализации обучающихся;
  • постепенно увеличить самостоятельность, творческую и познавательную активность детей;
  • использовать различные средства учебно-воспитательной работы (формы и методы) с учащимися в кружке «Я познаю мир» и методики контроля, анализа результатов своей деятельности.

Содержание кружка «Я познаю мир» представляет собой систему  2 учебных модулей, так как модульное обучение предполагает структурирование учебной информации, содержания обучения и организацию работы детей с полными, логически завершенными модулями.

Цель кружка – оптимальное общее развитие каждого ребенка, формирование умственной активности, творческих способностей и нравственной ответственности через проектную, исследовательскую, художественную деятельность.

Задачи кружка:

 - организовать образовательный  процесс  на диагностической основе с учетом знаний индивидуальных особенностей учащихся, их реальных затруднений и потребностей, обеспечить индивидуальную траекторию развития ребенка с учетом его способностей, склонностей;

Ожидаемый результат:

Ученик, владеющий знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного продолжения обучения в основном звене школы, в жизни и практическими  умениями по осуществлению проектной и исследовательской деятельности.

Место курса в учебном плане.

Формой занятий является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ. Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребенку, с учетом его возможностей.
Программа рассчитана на 1 год занятий. Занятия проводятся 1раза в неделю по 30 - 35минут.   Количество часов за год составляет   34 часа.

Обучая детей в кружке «Я познаю мир», мной учитываются не только типологические, но и индивидуальные особенности младших школьников, их жизненный опыт и социокультурные традиции. В учебно-воспитательном процессе отдаю предпочтение разнообразным формам, методам и технологиям работы.

Средства учебно-воспитательной работы с учащимися в кружке «Я познаю мир»

Технологии

Методы

Формы

Проектная технология

Метод проектов

Индивидуальные, парные, групповые и коллективные

Технология сотрудничества

Методы организации учебно-познавательной деятельности

Активные формы:  учебная игра, беседы, кукольный театр, заочные экскурсии, путешествия, соревнования  и  др.

Технология поддержки

Методы стимулирования и мотивации

Индивидуальные консультации

Личностно-ориентированные

Методы контроля и самоконтроля

Индивидуальные беседы, тестирование

Информационно-коммуникационные

Методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся

Устные и письменные

1 модуль – «Исследовательская  деятельность»  (11ч)

Организация исследовательской деятельности способствует активизации способностей учащихся, развитию личности, формированию навыков самостоятельного поиска проблемы. Исследовательская деятельность позволяет детям, замкнутым, неуверенным в своих возможностях, c низкой самооценкой,  включиться в познание окружающего мира, высказать свое мнение.

Велика роль исследовательской деятельности, как в общем развитии школьника, так и в индивидуальном.  Она  дает представление о широкой картине мира, обогащает нравственно и эмоционально, развивает воображение, речь, способность выразить себя в слове, развивает собственное творчество.

Программа модуля 1 «Исследовательская деятельность» помогает включить ребенка в собственный исследовательский поиск. Она разработана специально для диалога с ребенком и позволяет не только обучать наблюдению и экспериментировать, но и содержит полный ряд  исследовательской деятельности - от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.

Задачи: уточнить и скорректировать детские представления об исследовании; обучить специальным умениям и навыкам исследовательского поиска; сформировать умения самостоятельно выражать мысли, оформляя их в связную речь при защите творческих работ.

        Каждая игра – исследование состоит из двух этапов: тренировочных занятий и самостоятельного исследования. На 1 этапе проводятся фронтальные тренировочные занятия, на которых ученики знакомятся с «техникой проведения исследований». На 2 этапе организуется самостоятельная деятельность учащихся по обучению специальным умениям и навыкам исследовательского поиска: как выбрать тему исследования, какими могут быть темы, цель, задачи, гипотеза исследования, как составить план работы, какие использовать методы исследования, как подготовиться к защите работы,  оформить  и   защитить свою исследовательскую работу. На 3 этапе ведется индивидуальная работа по организации исследований, 4этап - конкурс исследовательских работ.  Так как интересы учащихся разные, разнообразна и тематика исследовательских работ: « Мои права и обязанности», «Государственный флаг РФ – главный символ нашей страны», «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», «Животные в истории нашей семьи» и др.

2 модуль – «Проектная деятельность» (23 ч)

Метод проектов способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка,  их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективные и индивидуальные формы работы; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка.

Дело охраны природы, как и дело мира, касается каждого живущего на земле. Если ребенка с детства приучить заботиться об окружающей природе, то у него сформируются нравственные отношения к нашему общему дому – Земле. Поэтому экологические проекты помогают детям быть более внимательными, заботливыми, добрыми к окружающему миру, а исследования, проводимые в рамках экологического проекта, развивают исследовательские способности детей, полученные в ходе занятий 1 модуля. В программе представлено 3 этапа: подготовительный –   получение теоретических знаний, исполнительный – разработка проектов (коллективных и индивидуальных),  итоговый – защита проектов.

Цель: познакомить учащихся с  технологией выполнения экологических проектов.

Задачи: изучить теоретические основы выполнения экологических проектов, этапы их выполнения; обосновать значимость практической работы; развить коммуникативные навыки, креативность, умения наблюдать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.

         Возрастные особенности младших школьников не позволяют ставить перед ними отдаленные задачи. Поэтому, тему выбирает сам ученик, исходя из своих потребностей и интересов, и выполняет маленький конкретный проект. Что дает работа над проектом ученикам моего класса?

Эта работа позволяет учащимся общаться с окружающим миром:

  • беседуют с родителями, родными, соседями, знакомыми, учителями;
  • приносят в класс познавательную литературу, анализируют статьи;
  • совершают учебные экскурсии по родному краю;
  • посещают музеи и другие учреждения культуры;
  • выполняют практические дела (конкретную природоохранную деятельность);
  • сотрудничают с библиотекой, средствами массовой информации;
  •  учатся искать информацию через сеть Интернет (самостоятельно, с помощью родителей, сотрудников районной библиотеки).

На основе полученной информации учащиеся: выступают перед учениками своего класса или школы, пишут рефераты, заметки в школьную газету, рисуют, фотографируют, участвуют в экологических конкурсах и олимпиадах. Ученики уходят из начальной школы, а проекты живут:

  • 4 года сажаем цветы на клумбах в детском парке нашего поселка, выращивая дома цветочную  рассаду;
  • 2 года выращиваем  из желудей дубки, чтобы высадить дубовую аллею, тем самым сохранить историческое название нашего поселка Дубровка.

Критерии эффективности занятия детей в кружке:

  • активная деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе;
  • сформированность мотива предстоящей деятельности;
  • использование различных методов исследования проблемы, способов переработки информации;
  • самостоятельность ученика.

Тематическое содержание 1 модуля «Исследовательская деятельность»

Темы занятий.

Количество часов

1 этап

Игры – исследования с младшим школьниками. Тренировочные занятия (фронтальные). Цель: познакомить с «техникой проведения исследований».

1 час

2 этап

Коллективные и самостоятельные исследования.

1.Как выбрать тему исследования.

 2.Какими могут быть темы исследований.

 3.Цель и задачи исследования.

4.Гипотеза исследования.

 5.Как составить план работы.

 6.Методы исследования.

 7.Подготовка к защите исследовательской работы.

 8.Подготовка к защите исследовательской работы.

 9.Оформление работы.

 10. Защита своей работы.

10 часов

Тематическое содержание 2 модуля «Проектная деятельность»

Темы занятий.

Количество часов

  1. этап

Исполнительный

Разработка проектов

1. Что такое проект?

2. Основные этапы выполнения проекта:

- целеполагание (определить наиболее актуальную и в тоже время посильную задачу)

- разработка проекта (плана деятельности по достижению намеченной цели).

- выполнение проекта (конкретное практическое дело)

- итог работы (описание проекта)

15часов

 3этап

Индивидуальная работа по выполнению  проекта.

6 часов

4 этап

Итоговый

Защита проектов.

2 часа

Календарно - тематическое планирование

п/п

Дата

факт.

Дата

провед.

Тема занятия

1

Игры – исследования с младшим школьниками. Тренировочные занятия (фронтальные).

2

Игры – исследования с младшим школьниками. Тренировочные занятия.

3

Игры – исследования с младшим школьниками. Тренировочные занятия.

4

Что такое проект?

5

Как выбрать тему исследования.

6

Какими могут быть темы исследований.

7

Какими могут быть темы исследований.

8

Разработка проекта (плана деятельности по достижению намеченной цели).

9

Разработка проекта (плана деятельности по достижению намеченной цели).

10

Цель и задачи исследования.

11

Цель и задачи исследования.

12

Цель и задачи исследования.

13

Гипотеза исследования.

14

Создание гипотезы исследования.

15

Создание гипотезы исследования.

16

Как составить план работы.

17

Составление плана работы.

18

Составление плана работы.

19

Составление плана работы.

20

Методы исследования.

21

Выполнение проекта.

22

Выполнение проекта.

23

Выполнение проекта.

24

Выполнение проекта.

25

Выполнение проекта.

26

Итог работы (описание проекта)

27

Итог работы (описание проекта)

28

Итог работы (описание проекта)

29

Итог работы (описание проекта)

30

Подготовка к защите исследовательской работы.

31

Подготовка к защите исследовательской работы.

32

Оформление работы.

33

Оформление работы.

34

Защита своей работы.



Результативность учебно-воспитательной работы с детьми через кружок

 «Я познаю мир»

 Изучение исследовательских, проективных и художественных способностей детей осуществлялось в ходе наблюдения по следующим показателям:

  • сформированность интереса, мотивации к данным видам учебной деятельности;
  • преобладание знаний о способах познания окружающего мира;
  • наличие умений видеть проблемы, ставить вопросы,  выдвигать гипотезы, наблюдать, формулировать выводы, структурировать материал.

Результаты наблюдения показали, что процентное соотношение выраженности данных показателей свидетельствует о высоком уровне у большинства учащихся (80%), который характеризуется наличием интереса, мотивации к проектно – исследовательской, художественной деятельности, знаний о способах познания окружающего мира, умений видеть проблемы, ставить вопросы,  выдвигать гипотезы, наблюдать, формулировать выводы, структурировать материал. А средний уровень составляет 20%, что указывает на продолжение работы по данным направлениям путем применения индивидуализированных заданий.

Таким образом, положительные результаты работы кружка «Я познаю мир» позволяют отметить, что у детей формируются исследовательские навыки, развиваются творческие способности, дающие им возможность не просто накапливать определенный запас знаний, а создавать и выстраивать свою деятельность. Я учу детей творчеству, воспитываю в каждом ребенке самостоятельную личность. Моя  роль -  помочь  ученикам обнаруживать чудеса в окружающем нас мире.  Мы их находим — в стихах, играх, в богатстве природы, проектах, исследованиях. Вместе с детьми ищем ответы на волнующие их вопросы. Занятие  всегда начинаю с улыбки. Она, как говорил Экзюпери, объединяет. Подбодрить, сказать ласковое, доброе слово друг другу – главное правило на занятиях. Мои ученики успешно обучаются в старших классах, активно участвуют в творческих кружках, имеют высокие результаты в олимпиадах и конкурсах разного уровня, а фундамент успешности закладывает кружок «Я познаю мир» в начальных классах.

            Литература:

В.А.Самкова. Начинаем изучать! Москва: ПКГ «Развитие образовательных систем», 2012

Интернет-ресурсы:

  1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/2012/12/04/kruzhok-ya-poznayu-mir
  2. http://pedsovet.su/load/142-1-0-30423
  3. www.globallab.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я познаю мир (программа кружка)

Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащих...

Программа внеурочной деятельности кружка "Познай себя"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности для 3 класса...

адаптированная программа для психологического кружка "Познай себя"

Программа предназначена для кружковой работы....

Программа кружка "Я познаю мир"

Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащих...

Программа кружка "Я познаю мир"

Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащих...

Программа кружка "Я познаю мир"

Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащих...

Программа кружка "Познай себя"

Кружок "Познай себя"...