Программа кружка "Я познаю мир"
рабочая программа по окружающему миру на тему
ФГОС предполагает создать учащимся условия для полноценного освоения школьниками универсальных учебных действий. Прежде чем организовать исследовательскую и проектную деятельность в учебном процессе, необходимо обучить учащихся специальным умениям и навыкам исследовательского поиска.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Горьковская средняя общеобразовательная школа
Шипуновского района Алтайского края
ПРИНЯТО Зам. директора по ВР ________________ /Е.В.Уколова/ Протокол № _____ от « ___ » _______________201 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ____________________ /И.И. Труфанова/ Приказ № _____ от « ___ » _______________201 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«Я познаю мир»
на 2014-2015 учебный год
Составитель: Труфанова Ирина Юрьевна,
учитель начальных классов,
2 квалификационная категория.
2014
Пояснительная записка
ФГОС предполагает создать учащимся условия для полноценного освоения школьниками универсальных учебных действий. Прежде чем организовать исследовательскую и проектную деятельность в учебном процессе, необходимо обучить учащихся специальным умениям и навыкам исследовательского поиска.
Решение данной проблемы возможно во внеклассной деятельности. Мною разработан кружок на основе авторской программы Марковой Нины Валентиновны «Я познаю мир» (http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/2012/12/04/kruzhok-ya-poznayu-mir), который рассчитан на ребят 7-10 лет, срок реализации 1 год. Его организация основана на модульной технологии, которая обеспечивает индивидуализацию учебно-воспитательного процесса: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля. Модульная технология позволяет:
- достичь гарантированных результатов работы участников кружка «Я познаю мир»;
- решить проблему дифференциации и индивидуализации обучающихся;
- постепенно увеличить самостоятельность, творческую и познавательную активность детей;
- использовать различные средства учебно-воспитательной работы (формы и методы) с учащимися в кружке «Я познаю мир» и методики контроля, анализа результатов своей деятельности.
Содержание кружка «Я познаю мир» представляет собой систему 2 учебных модулей, так как модульное обучение предполагает структурирование учебной информации, содержания обучения и организацию работы детей с полными, логически завершенными модулями.
Цель кружка – оптимальное общее развитие каждого ребенка, формирование умственной активности, творческих способностей и нравственной ответственности через проектную, исследовательскую, художественную деятельность.
Задачи кружка:
- организовать образовательный процесс на диагностической основе с учетом знаний индивидуальных особенностей учащихся, их реальных затруднений и потребностей, обеспечить индивидуальную траекторию развития ребенка с учетом его способностей, склонностей;
Ожидаемый результат:
Ученик, владеющий знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного продолжения обучения в основном звене школы, в жизни и практическими умениями по осуществлению проектной и исследовательской деятельности.
Место курса в учебном плане.
Формой занятий является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ. Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребенку, с учетом его возможностей.
Программа рассчитана на 1 год занятий. Занятия проводятся 1раза в неделю по 30 - 35минут. Количество часов за год составляет 34 часа.
Обучая детей в кружке «Я познаю мир», мной учитываются не только типологические, но и индивидуальные особенности младших школьников, их жизненный опыт и социокультурные традиции. В учебно-воспитательном процессе отдаю предпочтение разнообразным формам, методам и технологиям работы.
Средства учебно-воспитательной работы с учащимися в кружке «Я познаю мир»
Технологии | Методы | Формы |
Проектная технология | Метод проектов | Индивидуальные, парные, групповые и коллективные |
Технология сотрудничества | Методы организации учебно-познавательной деятельности | Активные формы: учебная игра, беседы, кукольный театр, заочные экскурсии, путешествия, соревнования и др. |
Технология поддержки | Методы стимулирования и мотивации | Индивидуальные консультации |
Личностно-ориентированные | Методы контроля и самоконтроля | Индивидуальные беседы, тестирование |
Информационно-коммуникационные | Методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся | Устные и письменные |
1 модуль – «Исследовательская деятельность» (11ч)
Организация исследовательской деятельности способствует активизации способностей учащихся, развитию личности, формированию навыков самостоятельного поиска проблемы. Исследовательская деятельность позволяет детям, замкнутым, неуверенным в своих возможностях, c низкой самооценкой, включиться в познание окружающего мира, высказать свое мнение.
Велика роль исследовательской деятельности, как в общем развитии школьника, так и в индивидуальном. Она дает представление о широкой картине мира, обогащает нравственно и эмоционально, развивает воображение, речь, способность выразить себя в слове, развивает собственное творчество.
Программа модуля 1 «Исследовательская деятельность» помогает включить ребенка в собственный исследовательский поиск. Она разработана специально для диалога с ребенком и позволяет не только обучать наблюдению и экспериментировать, но и содержит полный ряд исследовательской деятельности - от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.
Задачи: уточнить и скорректировать детские представления об исследовании; обучить специальным умениям и навыкам исследовательского поиска; сформировать умения самостоятельно выражать мысли, оформляя их в связную речь при защите творческих работ.
Каждая игра – исследование состоит из двух этапов: тренировочных занятий и самостоятельного исследования. На 1 этапе проводятся фронтальные тренировочные занятия, на которых ученики знакомятся с «техникой проведения исследований». На 2 этапе организуется самостоятельная деятельность учащихся по обучению специальным умениям и навыкам исследовательского поиска: как выбрать тему исследования, какими могут быть темы, цель, задачи, гипотеза исследования, как составить план работы, какие использовать методы исследования, как подготовиться к защите работы, оформить и защитить свою исследовательскую работу. На 3 этапе ведется индивидуальная работа по организации исследований, 4этап - конкурс исследовательских работ. Так как интересы учащихся разные, разнообразна и тематика исследовательских работ: « Мои права и обязанности», «Государственный флаг РФ – главный символ нашей страны», «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», «Животные в истории нашей семьи» и др.
2 модуль – «Проектная деятельность» (23 ч)
Метод проектов способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективные и индивидуальные формы работы; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка.
Дело охраны природы, как и дело мира, касается каждого живущего на земле. Если ребенка с детства приучить заботиться об окружающей природе, то у него сформируются нравственные отношения к нашему общему дому – Земле. Поэтому экологические проекты помогают детям быть более внимательными, заботливыми, добрыми к окружающему миру, а исследования, проводимые в рамках экологического проекта, развивают исследовательские способности детей, полученные в ходе занятий 1 модуля. В программе представлено 3 этапа: подготовительный – получение теоретических знаний, исполнительный – разработка проектов (коллективных и индивидуальных), итоговый – защита проектов.
Цель: познакомить учащихся с технологией выполнения экологических проектов.
Задачи: изучить теоретические основы выполнения экологических проектов, этапы их выполнения; обосновать значимость практической работы; развить коммуникативные навыки, креативность, умения наблюдать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.
Возрастные особенности младших школьников не позволяют ставить перед ними отдаленные задачи. Поэтому, тему выбирает сам ученик, исходя из своих потребностей и интересов, и выполняет маленький конкретный проект. Что дает работа над проектом ученикам моего класса?
Эта работа позволяет учащимся общаться с окружающим миром:
- беседуют с родителями, родными, соседями, знакомыми, учителями;
- приносят в класс познавательную литературу, анализируют статьи;
- совершают учебные экскурсии по родному краю;
- посещают музеи и другие учреждения культуры;
- выполняют практические дела (конкретную природоохранную деятельность);
- сотрудничают с библиотекой, средствами массовой информации;
- учатся искать информацию через сеть Интернет (самостоятельно, с помощью родителей, сотрудников районной библиотеки).
На основе полученной информации учащиеся: выступают перед учениками своего класса или школы, пишут рефераты, заметки в школьную газету, рисуют, фотографируют, участвуют в экологических конкурсах и олимпиадах. Ученики уходят из начальной школы, а проекты живут:
- 4 года сажаем цветы на клумбах в детском парке нашего поселка, выращивая дома цветочную рассаду;
- 2 года выращиваем из желудей дубки, чтобы высадить дубовую аллею, тем самым сохранить историческое название нашего поселка Дубровка.
Критерии эффективности занятия детей в кружке:
- активная деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе;
- сформированность мотива предстоящей деятельности;
- использование различных методов исследования проблемы, способов переработки информации;
- самостоятельность ученика.
Тематическое содержание 1 модуля «Исследовательская деятельность»
№ | Темы занятий. | Количество часов |
1 этап | Игры – исследования с младшим школьниками. Тренировочные занятия (фронтальные). Цель: познакомить с «техникой проведения исследований». | 1 час |
2 этап | Коллективные и самостоятельные исследования. 1.Как выбрать тему исследования. 2.Какими могут быть темы исследований. 3.Цель и задачи исследования. 4.Гипотеза исследования. 5.Как составить план работы. 6.Методы исследования. 7.Подготовка к защите исследовательской работы. 8.Подготовка к защите исследовательской работы. 9.Оформление работы. 10. Защита своей работы. | 10 часов |
Тематическое содержание 2 модуля «Проектная деятельность»
№ | Темы занятий. | Количество часов |
Исполнительный | Разработка проектов 1. Что такое проект? 2. Основные этапы выполнения проекта: - целеполагание (определить наиболее актуальную и в тоже время посильную задачу) - разработка проекта (плана деятельности по достижению намеченной цели). - выполнение проекта (конкретное практическое дело) - итог работы (описание проекта) | 15часов |
3этап | Индивидуальная работа по выполнению проекта. | 6 часов |
4 этап Итоговый | Защита проектов. | 2 часа |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Дата факт. | Дата провед. | Тема занятия |
1 | Игры – исследования с младшим школьниками. Тренировочные занятия (фронтальные). | ||
2 | Игры – исследования с младшим школьниками. Тренировочные занятия. | ||
3 | Игры – исследования с младшим школьниками. Тренировочные занятия. | ||
4 | Что такое проект? | ||
5 | Как выбрать тему исследования. | ||
6 | Какими могут быть темы исследований. | ||
7 | Какими могут быть темы исследований. | ||
8 | Разработка проекта (плана деятельности по достижению намеченной цели). | ||
9 | Разработка проекта (плана деятельности по достижению намеченной цели). | ||
10 | Цель и задачи исследования. | ||
11 | Цель и задачи исследования. | ||
12 | Цель и задачи исследования. | ||
13 | Гипотеза исследования. | ||
14 | Создание гипотезы исследования. | ||
15 | Создание гипотезы исследования. | ||
16 | Как составить план работы. | ||
17 | Составление плана работы. | ||
18 | Составление плана работы. | ||
19 | Составление плана работы. | ||
20 | Методы исследования. | ||
21 | Выполнение проекта. | ||
22 | Выполнение проекта. | ||
23 | Выполнение проекта. | ||
24 | Выполнение проекта. | ||
25 | Выполнение проекта. | ||
26 | Итог работы (описание проекта) | ||
27 | Итог работы (описание проекта) | ||
28 | Итог работы (описание проекта) | ||
29 | Итог работы (описание проекта) | ||
30 | Подготовка к защите исследовательской работы. | ||
31 | Подготовка к защите исследовательской работы. | ||
32 | Оформление работы. | ||
33 | Оформление работы. | ||
34 | Защита своей работы. |
Результативность учебно-воспитательной работы с детьми через кружок
«Я познаю мир»
Изучение исследовательских, проективных и художественных способностей детей осуществлялось в ходе наблюдения по следующим показателям:
- сформированность интереса, мотивации к данным видам учебной деятельности;
- преобладание знаний о способах познания окружающего мира;
- наличие умений видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, наблюдать, формулировать выводы, структурировать материал.
Результаты наблюдения показали, что процентное соотношение выраженности данных показателей свидетельствует о высоком уровне у большинства учащихся (80%), который характеризуется наличием интереса, мотивации к проектно – исследовательской, художественной деятельности, знаний о способах познания окружающего мира, умений видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, наблюдать, формулировать выводы, структурировать материал. А средний уровень составляет 20%, что указывает на продолжение работы по данным направлениям путем применения индивидуализированных заданий.
Таким образом, положительные результаты работы кружка «Я познаю мир» позволяют отметить, что у детей формируются исследовательские навыки, развиваются творческие способности, дающие им возможность не просто накапливать определенный запас знаний, а создавать и выстраивать свою деятельность. Я учу детей творчеству, воспитываю в каждом ребенке самостоятельную личность. Моя роль - помочь ученикам обнаруживать чудеса в окружающем нас мире. Мы их находим — в стихах, играх, в богатстве природы, проектах, исследованиях. Вместе с детьми ищем ответы на волнующие их вопросы. Занятие всегда начинаю с улыбки. Она, как говорил Экзюпери, объединяет. Подбодрить, сказать ласковое, доброе слово друг другу – главное правило на занятиях. Мои ученики успешно обучаются в старших классах, активно участвуют в творческих кружках, имеют высокие результаты в олимпиадах и конкурсах разного уровня, а фундамент успешности закладывает кружок «Я познаю мир» в начальных классах.
Литература:
В.А.Самкова. Начинаем изучать! Москва: ПКГ «Развитие образовательных систем», 2012
Интернет-ресурсы:
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/2012/12/04/kruzhok-ya-poznayu-mir
- http://pedsovet.su/load/142-1-0-30423
- www.globallab.org
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Я познаю мир (программа кружка)
Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащих...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-103235-1516742172.jpg)
Программа внеурочной деятельности кружка "Познай себя"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/20/picture-422731-1395302270.jpg)
адаптированная программа для психологического кружка "Познай себя"
Программа предназначена для кружковой работы....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/18/picture-147029-1353244165.jpg)
Программа кружка "Я познаю мир"
Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащих...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/18/picture-147029-1353244165.jpg)
Программа кружка "Я познаю мир"
Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащих...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/18/picture-147029-1353244165.jpg)
Программа кружка "Я познаю мир"
Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащих...