Программа внеурочной деятельности "Юный эколог"
рабочая программа по окружающему миру на тему

Сидорова Светлана Анатольевна

Предназначена для работы с обучающимися начальных классов. План на  первый год обучения. Интересные идеи нашла на просторах Интернета, что-то взяла для основы, что-то адаптировала под себя. В разработке- 2-ой год обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yunyy_ekolog_2014.docx53.31 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА ОЛЬХОВЕЦ

ЛЕБЕДЯНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

    РАССМОТРЕНО

на заседании МО

протокол №_____

руководительМО

________/М.Ю.Подображных/

      СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по  ВР

 _______/С.Л.Сербина/

«___» ___________ 2014г.

         УТВЕРЖДЕНО

директор МБОУ СОШ с. Ольховец

_________/Е.Ю.Масякина/

 «___» _____________2014г.

Приказ №____ от __________

     

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

для учащихся начальных классов

на 2014-2015 учебный год

Составитель: учитель начальных классов

Сидорова Светлана Анатольевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана с учетом требований следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации"
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - (Стандарты второго поколения);
  • СанПин 2.4.2821-10. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

«Кто был глух к природе с детства,

 кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца,

не открыл для себя красоты первой весенней травы,

 к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного,

чувство поэзии, а может быть, и простая человечность»

(В.А. Сухомлинский)

     Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может тот, кто ее знает, изучает, понимает.

     Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому главная задача экологического образования – формирование у детей экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений и мышления.

       У детей, посещающих занятия формируется экологическая культура, которая выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивные взаимодействия, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботится о живом. Дети узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения, сохранение многообразие видов организмов, охрана природы, как необходимое условие сохранение здоровья людей. Дети получают представления о заповедниках как одно из важнейших форм охраны природы.

     Назначение программы:

В отличие от многих программ, данная программа выполняет важную социальную функцию, помогая детям через активное познание окружающего мира войти в новые современные  социально-экономические отношения, и, преодолевая негативные проявления, получить опыт здорового образа жизни. Социальная направленность данной программы выражается в формировании экологизированного мировоззрения, разумных взаимоотношений человека с социумом и природой.  

 Актуальность и перспективность курса:

Сегодня стало очевидным, что экологическое образование должно быть всеобщим. На любом рабочем месте должны находиться не только профессиональные, но и экологически грамотные люди. В системе экологического образования школа – одно из самых основных звеньев. Её задача – дать необходимую базовую подготовку, быть стартовой площадкой для дальнейшей профессионально ориентированной деятельности учащихся. Каждый выпускник должен ориентироваться в главных законах природы, определяющих устойчивость жизни на Земле, и главных принципах взаимодействия общества и природы, которые являются следствием этих законов. Оно возможно лишь при условии, если содержание учебной деятельности способствует развитию экологически ценностных ориентаций, т.е. помогает осознать непреходящую ценность природы для удовлетворения материальных, эстетических и духовных потребностей человека; понять, что человек - часть природы, его назначение – познать законы, по которым живёт и развивается природа.  

Модернизация российского образования провозглашает компетентностный подход как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования. В современных условиях понимание образования не сводится только к формированию систематических знаний, умений и навыков, школа нацелена на интеллектуальное и нравственное развитие ребенка, формирование у него творческого мышления, умение работать с информацией. Обучение экологии связано с обобщением знаний о явлениях реального мира. Это возможно благодаря использованию одной из прогрессивных форм обучения в современной школе - исследовательской деятельности учащихся, которая позволяет развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей. Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечение для этих целей знаний из разных областей. Биоэкологические исследования способствуют развитию экологически ориентированного мировоззрения школьников.

Отличительные особенности программы:

Ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа:

      Особенностью данной программы является то, что она дает возможность детям познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, способствует развитию мировоззрения, ценностным ориентациям, установкам и активной деятельности  по охране окружающей среды.

      Обучение основывается на принципах экологического образования:

  • принцип целостности окружающей среды, формирующий у обучающихся понимание единства окружающего мира;
  • принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира;
  • принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период;
  • принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению детей в практическую деятельность;
  • принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.

Ключевые понятия и последовательность образовательного процесса:

Образовательный процесс

Решение познавательных задач                Опыт познавательной деятельности                               Знание

      Решение практических задач и различных упражнений           Опыт исследовательской деятельности                 Мастерство

         Решение творческих задач (развитие интересов и способностей)              Опыт

           творческой деятельности               Развитие способностей

Решение ситуативных задач              Опыт эмоционально-ценностных  отношений              Объединение детей и взрослых

Решение задач самоопределения               Опыт практической деятельности               Постановка цели самореализации в постшкольном   пространстве

Решение задач физического здоровья                 Опыт познания своего организма                 Развитие чувства самосохранения

  Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:

     Младшая возрастная группа (7-9 лет): В  этот период в организме ребенка происходит физиологический сдвиг (резкий скачок, сопровождаемый бурным ростом тела и внутренних органов). Это в свою очередь приводит к повышению утомляемости,  ранимости ребенка. Во время занятий детей нельзя торопить и подгонять, тем  самым, показывая им, что они не умеют работать. Ребенок может замкнуться в себе, потерять интерес к занятиям.

      Параллельно с учебной деятельностью ребенок вливается в новый коллектив, включается в процесс межличностного взаимодействия со сверстниками и педагогом. Младшие школьники активно овладевают навыками общения. В этот период происходит установление дружеских контактов, приобретение навыков взаимодействия со сверстниками. Дети в основном спокойны, они доверчиво и открыто относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от них помощи и поддержки.

Объём и режим занятий:

Занятия кружка проводятся согласно расписанию:

35 часов в год, 1 час в неделю, продолжительность занятия – 45 минут.

Цель программы:

     Формирование осознанного отношения детей  к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.

Задачи реализации программы:

Познавательные задачи:

  • учить видеть и понимать красоту живой природы;
  • формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
  • расширять знания  по зоологии, познакомить детей с условиями жизни животных в естественных условиях и в уголке живой природы, с охраняемыми животными, вошедшими в красную книгу;
  • познакомить детей с окружающим растительным миром, ролью растений в жизни людей, с разнообразием  цветочно-декоративных растений, занесенных в красную книгу;
  • познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека;
  • познакомить детей с технологией изготовления поделок из природного материала.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
  • воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
  • воспитывать у детей своевременное, аккуратное и тщательное выполнение и соблюдение всех правил ТБ на занятиях.

Развивающие задачи:

  • развивать потребности общения с природой;
  • развивать эмоционально доброжелательное отношение  к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;
  • развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
  • развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.

Формы работы:

  • парная
  • групповая
  • фронтальная

Методы работы:

  • словесные
  • наглядные
  • поисковые
  • метод проектов
  • исследовательские

Настоящая программа является составной, выполнена на основе программ:

  1. Программы для внешкольных учреждений и образовательных школ /Под редакцией М.Б Коваль. //  Юные натуралисты – Москва. Просвещение, 1988. - 203 стр.
  2. Дополнительное образование детей: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. – Вып. 3. – М.: Народное образование; Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2007. – 416 с.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1-й год обучения (35 часов)

Наименование разделов и тем

Общее

количество

часов

Теория

Практика

Дата проведения

I.

Введение в образовательную программу

1

1

-

1.1.

Вводное занятие: Что такое экология?

1

1

-

II.

Зоомир

6

3

3

2.1.

Золотая рыбка

2

1

1

2.2.

Юный орнитолог

2

1

1

 2.3

Эти забавные животные

2

1

1

  III.

Цветочный калейдоскоп

8

3

5

3.1.

Комнатные цветы

2

1

1

3.2.

Цветы леса. Цветы на клумбе.

6

2

4

IV.

«Мир леса» (работа с природным материалом)

10

3

7

4.1.

Методы сбора природного материала

2

1

1

4.2.

Лесные миниатюры

4

1

3

4.3.

Декоративные панно

4

1

3

V.

«Творческая мастерская» (работа с разными материалами)

10

1

9

5.1.

Мир из бумаги

5

0,5

4,5

5.2.

Новая жизнь упаковке

5

0,5

4,5

Итого часов:

35

11

24

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1-й год обучения (35 часов)

  1. Введение в образовательную программу (1 ч.)

Тема 1.1. Вводное занятие (1 ч.)

Теоретическая часть (1 ч.)

Знакомство педагога и обучающихся.Знакомство с понятием экология, что это?. Правила поведения в группе и режим работы. Техника безопасности.

  1. Зоомир (6 ч.)

Тема 2.1. Золотая рыбка(2 ч.)

Теоретическая часть (1 ч.)

Знакомство с удивительными обитателями различных водоёмов.

Практическая часть(1ч.)

Навыки содержания декоративных рыбок в аквариуме.

Тема 2.2. Юный орнитолог (2 ч.)

Теоретическая часть (1 ч.)

Содержание птиц в домашних условиях.

Практическая часть(1ч.)

Наблюдение за птицами во время экскурсий, походов, уход за попугайчиками.

Тема 2.3. Эти забавные животные (2 ч.)

Теоретическая часть (1 ч.)

Знакомство с разными декоративными животными, правилами ухода за ними в домашних условиях.

Практическая часть(1 ч.)

Уход и наблюдение за животными живого уголка.

  1. Цветочный калейдоскоп (8 ч.)

Тема 3.1. Комнатные цветы (2ч.)

Теоретическая часть (1ч.)

Познакомить с названиями цветов и методами их выращивания.

Практическая часть (1 ч.)

Посадка, уход и наблюдение за комнатными растениями.

Тема 3.2. Цветы леса. Цветы на клумбе(6 ч.)

Теоретическая часть (2 ч.)

Знакомство с цветами леса. Цветоводство.

Практическая часть ( 4ч.)

Работа на участке при школе. Выгонка луковичных растений. (разбивка клумб).

  1.  «Мир леса». Работа с природным материалом (10 ч.)  

Тема 4.1. «Методы сбора природного материал» (2 ч.)

Теоретическая часть (1 ч.)

Беседа о природе родного края. Ознакомление с природным материалом и правилами его хранения. Инструменты. Правила безопасности труда.    

Практическая часть (1 ч.)

Экскурсия на пришкольный участок для сбора листьев, трав и др.

Тема 4.2. Лесные миниатюры (4 ч.)

Теоретическая часть (1 ч.)

Технология изготовления поделок из шишек, веток, желудей. Личная гигиена при работе с природным материалом.    

Практическая часть (3 ч.)

Изготовление поделок по теме: звери, птицы; по образцу, по замыслу.

Тема 4.3. Декоративное панно (4 ч.)

Теоретическая часть (1 ч.)

Замысел. Правила подбора материала. Способы приклеивания. Технология выполнения панно

Практическая часть (3 ч.)

Выполнение работ.

V. «Творческая мастерская». Работа с разными материалами (10ч.)

Тема 5.1. Мир из бумаги (5ч.)

Теоретическая часть(0,5 ч.)

Общие сведения, методы обработки бумаги. Техника безопасности. Инструменты.

Практическая часть (4,5ч.)

Изготовление игрушек, оригами.

Тема 5.2.Вторая жизнь упаковке (5 ч.)

Теоретическая часть (0,5 ч.)

Техника безопасности.

Практическая часть (4,5ч.)

Работа с бросовым материалом. Изготовление поделок и сувениров.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для осуществления и выполнения данной программы в школе созданы все условия. Занятия проводятся в просторной групповой комнате, с соответствующим оборудованием и мебелью. Имеются все необходимые для работы материалы и дидактические пособия, организована работа уголка живой природы.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Уровни       экологической     воспитанности

начальный

Общие представления об экологических проблемах, неустойчивый интерес, несформированные потребности в общении с природой.

элементарный

Сформированое мировоззрение, в основе которого лежат миропонимание и мировосприятие. Мировоззрение насыщено чувственным отношением к природе и человеку, обществу и культуре, искусству и науке. Неустойчивая потребность в экологической деятельности.

продвинутый

Вхождение личности в мир отношений с природой, человеком и обществом, ее включение в процесс освоения экологической культуры и практической деятельности.

высокий

Целостное мировоззрение в отношении природы и ее сохранение находит свое выражение в системе ценностей и иделов личности. Сформированная потребность в общественно-полезной деятельност и.

профессионально-достаточный

Сформированная убежденность необходимости экологическй воспитанности благодаря широким и глубоким знаниям, которая выражается в единстве знаний и умений и особом профессиональном отношении к ним, определяющим поведение и активность личности.

творческий

Сформированная установка на общественно значимое поведение и действия по сохранению природы, овладение творческим отношением к основам экологической культуры мира.

Обучающиеся должны знать:

  • правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
  • условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы и животных, вошедших в красную книгу;
  • окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие  цветочно-декоративных растений, занесенных в красную книгу;
  • существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;
  • технологию изготовления поделок из природного материала.
  • правила ТБ в кружке.

Обучающиеся должны уметь:

  • общаться с природой;
  • видеть и понимать красоту живой природы;
  • воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
  • проводить самостоятельно наблюдения в природе и вести дневник наблюдений;
  • распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;
  • сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;
  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;
  • составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины;
  • оказывать первую помощь при обморожении, ожогах, солнечном ударе, ушибах и ссадинах;
  • принимать правильные решения в экстремальных ситуациях (пожаре, бедствии и т.д.).

Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:

  • любовь к людям и природе;
  • ответственное отношение к окружающей среде;
  • доброжелательность к живым существам;
  • стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
  • доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;
  • стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ

Результативность:

      Результативность полученных знаний определяется при выполнении  практических и исследовательских работ определенного уровня сложности по темам программы.

Учебные результаты:

       Текущие результаты обучения отслеживаются по следующим направлениям:

  • Усвоение теоретической части программы;
  • Наработка практических навыков и умений;
  • Эколого-просветительская деятельность;
  • Исследовательская работа.

       Отслеживание ведется формами: собеседование, анкетирование, тестирование, наблюдение, индивидуальная и групповая работа.

Воспитательные и развивающие результаты отслеживаются по параметрам:

  • приобретение практических навыков поведения в природе;
  • активная жизненная позиция детей;
  • экологическая грамотность, ответственность за свои действия;
  • разумное отношение к своему здоровью;
  • сформированность потребности заниматься природоохранными мероприятиями;
  • способность к адекватной самооценки, саморазвитию и самопознанию;
  • направленность личности в профессиональном выборе;
  • сформированность коммуникативной культуры в детском коллективе;
  • выбор личных, жизненных приоритетов.

       Формы отслеживания результатов: эксперименты и наблюдения в природе, практические и  исследовательские дела, экологические конференции, анкетирование, тестирование, изучение мнений обучающихся, родителей, учителей школы.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Список литературы для педагога:

1. Н.И.Асташина «Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников. Путешествия в мир природы»..- Волгоград:Учитель,2014.

2. С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, Л.В. Симонова «Экологическое образование в базовой школе»

3. Ю.Н.Александрова,Л.Д.Ласкина,Н.В.Николаева «Юный эколог».Волгоград:Учитель,2010.

4. О.М.Барковская «Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания», журнал «Начальная школа» № 2, 1994 г.

5. С. К. Зайцева «Экология для младших школьников», журнал «Начальная школа. Плюс до и после» № 4, 2005г.

6. В.А. Иванов, Н. Е. Сиденкова «Простейшие экологические исследования и наблюдения», 2005 г.

7. В. А. Иванов, Т. Ю. Пастухова «Научное общество учащихся» «Путь к природе», 2005 г.  Н. А. Китаева «Земля наш дом родной», журнал «Начальная школа» № 5, 1991г.

8. Т. Ю. Пастухова «Методические разработки по экологии», 1999 г.

9.  Н. А. Решетникова «Объекты культуры в экологическом воспитании на факультете начальных классов», журнал «Начальная школа. Плюс до и после» № 9, 2003г.

10. О.Д.Сапронова «Занимательный материал на уроках естествознания», журнал «Начальная школа» № 7 - 8, 1992 г.

11. И.В. Цветкова «Экология для начальной школы»

12. Л. Б. Черезова «Обновление содержания образования (на примере курса «Теория и методика экологического образования детей)», журнал «Начальная школа. Плюс до и после» № 9, 2003г.

13.  «Фенологические и экологические рассказы - загадки», журнал «Начальная школа» № 4, 1992

14. «Экологический аспект естественно - научного образования», журнал «Начальная школа. Плюс до и после» № 6, 2007г.

15. «Охрана природы» журнал «Начальная школа» № 12, 1987 г.

16. «Экскурсии по лесной тропинке» журналы «Начальная школа» № 5, 1989 г., № 1, 1992, № 3. 1992, № 5, 1990г., № 6 1991г.

17. «Экологическое Образование», журнал.

Список литературы для обучающихся:

1. Бианки В.В. Лесные сказки и были.- М.: «АСТ», 2009.

2. Виноградова Н.Ф. Природа и мир вокруг нас. М. 1992г.

3. Заходер Б.В. Про всех на свете:  Стихотворения, сказки / Худож. А. Гардян, А.Мартынов,  О. Недзвецкая. –М.: Издательство Оникс, 2010. – 160 с.: ил. – (Библиотека младшего школьника).

4. Сладков Н. И. Лесныесказки.- М.: «АСТ», 2009.

5. Плешаков А.А., Румянцев А.А. «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», М.:Просвещение, 2005

6. Шим Э.Ю. Рассказы и сказки о природе.- М.: «Стрекоза»,2010.-60 с.