Программа внеурочной деятельности "Экология"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Программа внеурочной деятельности "Экология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл young_ecologies.docx44.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 35»

(МБОУ «Школа № 35»)

Принята                                                                  Приложение к  приказу

на педагогическом совете                                МБОУ  «Школа № 35»

МБОУ «Школа № 35»                                         от  «30» августа 2020г .№245

от «29» августа 2020г. № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Юный эколог »

1 классы

2020-2021 учебный год

                                                                          Составитель:

                                                                          Крупина Зульфия Рафатовна,

                       учитель начальных классов

2020г.

Содержание

1.Пояснительная записка………………………………………………………………   .

2.Cодержание программы …………………………………………   .

3.Описание места учебного плана……………………………..  .

4.Тематическое планирование ……………   …..

5.Планируемые результаты освоения программы курса

 внеурочной деятельности.

6.Описание учебно-методического и материально-технического

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по  «Экология» для 3 классов составлена на основе

Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-        Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован Минюстом России  22   декабря 2009 года № 15785) «Об утверждении и введении в действие   федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями от 26 ноября 2010г.№ 1241; от 22.09.2011г № 2357; от 18.12.2012г. № 1060);

- требований СанПин (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 год

Актуальность

В наш век невиданного развития техники на карту поставлена жизнь многих сотен живых существ. Экологические проблемы представляют реальную угрозу для общества, его физического и психологического здоровья. Современные наука и технологии не в состоянии заменить те блага, которые мы получаем, находясь в здоровой окружающей среде: отсутствие болезней, чистую воду, здоровое натуральное питание, не загрязненный вредными выбросами воздух, бодрящую красоту природных ландшафтов. Проблема экологии, состояния окружающей среды и качества жизни может быть решена только нашими совместными усилиями.

Закон РФ «Об охране окружающей среды» предусматривает создание системы непрерывного экологического образования, цель которого — развитие экологической культуры народа и каждого члена общества. В настоящее время в обществе возрастает понимание значимости экологического воспитания и образования как основных средств решения экологических проблем. Экологическое образование охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны окружающей природной среды. Оно является неотъемлемой частью подготовки специалистов в самых разных отраслях деятельности. Организация преподавания экологических знаний в учебных заведениях относится к числу важнейших направлений государственной экологической политики России.

Средством оптимизации взаимодействия человека с природной средой выступает экологическое воспитание. Формирование ответственного отношения к природе может рассматриваться как результат такого воспитания. Представленная программа решает проблемы занятости подростков в свободное от школьного образовательного процесса время, адаптации в социуме, помогает реализовать различные познавательные интересы ребят на практике. Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает самопознание, самореализацию и творческое саморазвитие школьников. Практические экологические исследования дают учащимся богатейший материал, который успешно используется на различных конференциях, конкурсах.

Программа ориентирована на учащихся 3-х классов, потому что именно в этом возрасте проявляется потребность в самостоятельности и стремление к самопознанию и познанию окружающего нас мира. Программа курса направлена на углубленное изучение базового курса биологии (окружающего мира) в основной школе с углублением теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий. В целом курс позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал образовательного компонента «Окружающий мир», обеспечит более надежные основы экологической ответственности младших школьников.

Цель:

На основе удовлетворения естественного детского интереса к окружающему миру создать условия к формированию экологической культуры школьника, основной чертой которой является ответственное отношение к природе.

Задачи:

• учащиеся:

  • овладеть системными знаниями об окружающем школьника мире в соответствии с его возрастом и способностями;
  • научиться применять на практике полученные знания;

• развивающие:

  • развивать эмоционально-чувственную сферу учащихся его эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
  • совершенствовать общий интеллектуальный уровень подростков;
  • развить интерес к экологии;
  • формировать и развивать навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
  • развивать коммуникативные способности, научиться общению в коллективе и с коллективом, развивать навыки выступления на публике;
  • реализовать потребности в содержательном и развивающем досуге;
  • развивать образное мышление.

• воспитательные:

  • воспитывать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему миру;
  • развивать потребность в общении с природой;
  • воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
  • способствовать укреплению здоровья школьников посредством общения с природой и проведения массовых мероприятий на свежем воздухе.

Программа «Юный эколог» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 1 – 4 классов. Количество часов в год:  3кл – 34 учебных часа в год.

В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля,  опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу,  разработка и создание экознаков,  знакомство с определителями, , составление памяток, защита проектов и пр.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

Формы и методы   работы

Формы и методы

1 полугодие

2  полугодие

Год

Беседы,диспуты. круглый стол

3

3

6

Экскурсии

2

1

3

Проектирование

4

4

Занимательные путешествия

Презентации.

2

3

5

5

7

10

Технические средства обучения:

Классная доска;

Компьютер;

Мультимедийный проектор;

Интерактивная доска

2.Учебный план .

Курс «Экология для младших школьников» рассчитан на 34 занятия (1 ч в неделю).

Название темы

Количество часов

Вводное занятие.

Теория. Обсуждение плана работы.

1

Роль животных в природе. Осенние явления в жизни животных.
Теория. Знакомство с ролью животных в природе, их значением для растений и человека. Беседа о подготовке животных к зимнему периоду. Перелетные птицы, животные, залегающие в спячку, активно зимующие животные. Экскурсия. Экскурсия в парк.

5

Охранная деятельность человека.
Теория. Знакомство с видами деятельности по охране окружающей среды.

5

Этот удивительный мир животных.
Теория. Просмотр фильма «Заповедники России» Занимательные факты из жизни животных и растений. Типы взаимоотношений в животном мире: хищничество, паразитизм, нахлебничество, мутуализм, конкуренция.

12

Отношения между животными в природе.

2

Часы занимательной зоологии.

3

Изменения в животном мире.

Теория. Экологические процессы в популяциях животных. Изменение численности животных. Редкие и исчезающие животные, Красная и Черная книги природы.

3

Проектная деятельность.

3

ИТОГО за год:

34

3.Тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

Примечание

1

Вводное занятие

Обсуждение плана работы

2

Роль животных в природе, их значение для растений и человека.

3

Р.К.Перелетные птицы, животные, залегающие в спячку, активно зимующие животные. Эскурсия в парк.

4

Паукообразные

5

Р.КОхрана воды

6

Почва. Её свойства. Рекультивация.

7

Стрекозы.

8

Р.К.Охрана растений.

9

Охрана животных.

10

Р.К.Экологическая безопасность.Кемеровская область.

2

11

Р.К Красная книга России.Кемеровская область.

3

12

Аномальные зоны России

1

13

 Р.К. Заповедная Россия. Заповедник.Кемеровская область

14

Заповедная Россия. Кавказский заповедник

2

15

Заповедная Россия. Нижне-Свирский заповедник

2

16

Заповедная Россия.  Саяно-Шушенский заповедник

2

17

Заповедная Россия. Заповедник Чёрные камни

2

18

Заповедная Россия. Заповедник Белогорье

2

19

Вулканы Камчатки

1

20

Вулканы Камчатки

1

21

22

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

Нетронутое сердце Урала.

Р.К. Особо охраняемые территории.

Квартира как экосистема.

Охрана природы и рациональное природопользование.

Весенние явления в живой природе. Весенние явления у животных.

Весенние явления в живой природе. Зоологическая экскурсия.

Весенние явления в живой природе

Высаживание рассады цветов.

Общая характеристика городских экосистем.

Р.К.  Промышленное загрязнение среды.

Основы создания проектных работ

Особенности проектных и исследовательских работ.

Р.К Основы создания проектных работ

Создание проекта «Изучение экологического состояния города» возможные пути его улучшения».

Р.К. Основы создания проектных работ

Создание проекта «Изучение экологического состояния города»

Итоговое занятие

1

Календарно-тематическое планирование по экологии

3  класс

Тема занятия

Плановые сроки прохождения темы

Скорректи-рованные сроки прохождения темы

Вводное занятие

Обсуждение плана работы

1 неделя

01.09-05.09

Роль животных в природе, их значение для растений и человека.

2 неделя

08.09-12.09

Р.К.Перелетные птицы, животные, залегающие в спячку, активно зимующие животные.

3 неделя

15.09-19.09

Паукообразные

4 неделя

22.09-26.09

Р.КОхрана воды

5 неделя

29.09-03.10

Почва. Её свойства. Рекультивация.

6 неделя

06.10 -10.10

Стрекозы.

7 неделя

13.10-17.10

Р.К.Охрана растений.

8 неделя

20.10-24.10

Охрана животных.

9 неделя

27.10-07.11

Р.К.Экологическая безопасность.Кемеровская область.

10 неделя

10.11-14.11

Р.К Красная книга России.Кемеровская область.

11 неделя

17.11-21.11

Аномальные зоны России

12 неделя

24.11-28.11

 Р.К. Заповедная Россия. Заповедник.Кемеровская область

13 неделя

01.12-05.12

Заповедная Россия. Кавказский заповедник

14 неделя

08.12-11.12

Заповедная Россия. Нижне-Свирский заповедник

15 неделя

15.12-19.12

Заповедная Россия.  Саяно-Шушенский заповедник

16 неделя

22.12-26.12

Заповедная Россия. Заповедник Чёрные камни

17 неделя

15.01-16.01

Заповедная Россия. Заповедник Белогорье

18 неделя

19.01-23.01

Вулканы Камчатки

19 неделя

26.01-30.01

Вулканы Камчатки

20 неделя

02.02-06.02

Нетронутое сердце Урала.

21 неделя

09.02-13.02

Р.К. Особо охраняемые территории.

22 неделя

16.02-20.02

Квартира как экосистема.

23 неделя

24.02-27.02

Охрана природы и рациональное природопользование.

24 неделя

02.03-06.03

Весенние явления в живой природе. Весенние явления у животных.

25 неделя

10.03-13.03

Весенние явления в живой природе. Зоологическая экскурсия.

26 неделя

16.03-20.03

Весенние явления в живой природе

Высаживание рассады цветов.

27 неделя

01.04-10.04

Общая характеристика городских экосистем.

28 неделя

13.04-17.04

Р.К.  Промышленное загрязнение среды.

29 неделя

20.04-24.04

Основы создания проектных работ

Особенности проектных и исследовательских работ.

30 неделя

27.04-30.04

Р.К Основы создания проектных работ

Создание проекта «Изучение экологического состояния города» возможные пути его улучшения».

31 неделя

05.05-08.05

Р.К. Основы создания проектных работ

Создание проекта «Изучение экологического состояния города»

32 неделя

11.05-15.05

Основы создания проектных работ

33 неделя

18.05-22.05

Итоговое занятие

34 неделя

25.05-29.05

5.Планируемые результаты

Личностные:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

формирование ценностей многонационального российского общества;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;    

          использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

         активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

Предметные результаты:

сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;  

осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье-сберегающего поведения в природной и социальной среде;

освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Особое               место в программе отводится формированию УУД-воспитание и развитие качеств  личности школьника    ,отвечающих требованиям современного  общества.  что невозможно без акцента  на метапредметные результаты освоения основной образовательной программы общего образования .Они включают универсальные учебные действия, которые должны усвоить учащиеся:  познавательные,  регулятивные,коммуникативные(смотри раздел 5

6.Список литературы.

Для 1учителя

1.Журнал «Тайны хх века»№39(эпоха катастроф)аномальные зоны).

2. «Великан на поляне или первые уроки экологической этики»А.А.Плешаков

                                                                              Для учащихся.

1Детская   энциклопедия.

2.Физическая карта России,физическая карта   мира.

3.»От земли до неба» атлас-определитель,А.А.Плешаков.

4.DVD фильмы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...