Рабочая программа по окружающему миру , 4 класс УМК "Перспектива"
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) на тему

Предлагается программа по курсу "Окружающий мир"в линии учебно-методических комплектов "Перспектива". Программа данного курса отвечает требованиям ФГОС начального общего  образования.Курс способствует формированию УУД и получению соответствующих планируемых результатов. Учебник "Окружющий мир"А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу

«Окружающий  мир» 4 класс

Нормативная основа программы

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Окружающий мир – М.: Просвещение, 2010 г.
  • Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2010
  • Программа для общеобразовательных учреждений. Окружающий мир. 3 класс. Автор А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая – М.: Просвещение, 2011год
  • Образовательная программа ГБОУ СОШ № 570 Невского района Санкт-Петербурга – 2013
  • Учебный план ГБОУ СОШ № 570 Невского района Санкт-Петербурга – 2013

Цели и задачи обучения по предмету «Окружающий мир» в 4 классе

Цели:

-формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

-духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Задачи:

  • развитие познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей;
  • формирование понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимания своего места в нём;
  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
  • Формировать духовно-нравственные ориентиры, необходимые человеку в течение всей его жизни.
  • Познакомить детей с природными и культурными объектами мировой значимости.
  • Закрепить сложившееся у них в течение года представление о существовании непреходящих, вечных ценностей на всех уровнях бытия — личного, семейного, общечеловеческого.
  • Экологическое воспитание:
  • Развивать наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края, тесно связанную с его
  • природно-климатическими особенностями.
  • Развивать у ребёнка познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, положительных личностных качеств.
  • Формировать целый комплекс ключевых компетентностей — коммуникативной, информационной, социальной, нравственной.
  • Практико-ориентированный характер:
  • Познакомить с конкретными представителями флоры и фауны своего края.
  • формировать умения распознавать их в природе, на рисунках и фотографиях;
  • продолжать знакомство детей с названиями наиболее распространённых в окружающей
  • местности растений, грибов, животных.
  • Познакомить с названиями членов семьи по родству и свойству в языках народов своего края, с поэтичным, психологически выверенным, разумным отношением к каждому возрастному
  • этапу жизненного цикла, отражённому в семейных обрядах и обычаях в традиционной культуре народов своего края.
  • Исследовательская и проектная деятельность:
  • Познакомить  с методами научного познания мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение и определение природных объектов, моделирование),
  • с измерительными инструментами и лабораторным оборудованием,
  • раскрыть роль книги, средств массовой информации, экскурсий и путешествий в знакомстве с природными объектами, фактами истории и общественно-политической жизни.
  • Культурное многообразие и поликонфессиональности:
  • раскрыть перед детьми величие и непреходящую ценность объектов Всемирного природного и культурного наследия;
  • подойти к вопросу об образе идеального человека, лучших человеческих качеств, всемирных духовных сокровищ, воплощённых в личностях святых, подвижников, деятелей истории и
  • культуры, в произведениях народной и духовной словесности, изобразительного искусства, музыки, зодчества.
  • Духовно-нравственная наполненность:
  • познакомить с творчеством и жизненной судьбой великих людей, внёсших значительный вклад в совокупное культурное наследие России и мира.

Работа с картой:

продолжить знакомство с различными видами карт, формировать умения показывать местоположение РФ, важнейших географических объектов, границу.

Четвёртый класс занимает центральное место в обучении и воспитании младших школьников. Курс «Окружающий мир» в 4 классе предусматривает развитие речи, памяти, воображения, определяет практико-ориентированный характер программы, в нём значительно усилено внимание исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

Количество учебных часов

Программа рассчитана на 2 часа в неделю (согласно БУП 2013/14 года). При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение окружающего мира в 4 классе составит 68 часов.

1 четверть – 16 час

2 четверть – 14 часов

3 четверть – 22 часов

4 четверть – 16 часов

        Из них: контрольные уроки – 5 часов

Межпредметные ( метапредметные) связи на уроках окружающего мира

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
  • Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Учет особенностей обучающихся 4 класса

Рабочая программа разработана с учётом особенностей обучающихся класса:

  • ведущей деятельностью детей является учебная, но еще сохраняется значимость игровой;
  • дети продолжают осваивать новую социальную роль ученика, расширяется сфера взаимодействия детей с окружающим миром, у них развиваются потребности в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
  • у детей продолжается формирование внутренней позиции школьника, определяющей перспективы личностного и познавательного развития;
  • у детей формируются основы умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
  • изменяется самооценка детей, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
  • продолжается моральное развитие детей, которое связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

В этом возрасте у детей развиваются такие центральные психологические новообразования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При разработке рабочей программы учитывался существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т.д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей этого возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности.

Особенности организации учебного процесса по предмету:   используемые формы, методы, средства  обучения

Формы обучения:

  • фронтальная (коллективная)
  • групповая (в том числе и работа в парах, в четвёрках)
  • индивидуальная

         -   проектная работа

Традиционные методы обучения:

1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями.
3. Практические методы:  графические работы.

Активные методы обучения: проблемные ситуации, обучение через деятельность, групповая и парная работа, деловые игры, драматизация, театрализация, творческая игра «Диалог», «Мозговой штурм», «Круглый стол», дискуссия, метод проектов, метод эвристических вопросов, метод исследовательского изучения, игровое проектирование, имитационный тренинг,  организационно-деловые игры (ОДИ), организационно-мыслительные игры (ОМИ) и другие.

Средства обучения:

  • для учащихся: учебники, рабочие тетради, демонстрационные таблицы, раздаточный материал (карточки, тесты, ), технические средства обучения (компьютер, проектор, мультимедийная доска) для использования на уроках ИКТ, мультимедийные  дидактические средства;
  • для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер (Интернет).

Используемые виды и формы контроля

Виды контроля:

  • вводный,
  • текущий,
  • тематический,
  • итоговый,
  • комплексный

Формы контроля:

  • проверочная работа;
  • тест;

      .     индивидуальные разноуровневые задания

Используемый  учебно-методический комплект

В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:

  1. А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая

Окружающий мир: учебник для  4 класса общеобразовательной школы в 2х частях.

Москва  «Просвещение»  2012 год.

  1.  А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая

      Окружающий мир:  рабочая тетрадь для  4 класса общеобразовательной школы

      в 2х частях.

Москва  «Просвещение»  2012 год.

      3.  М.Ю.Новицкая, Н.М. Белянкова, Е.В.Мартинкова

Окружающий мир  4 класс:

пособие для учителей общеобразовательных учреждений.

Москва  «Просвещение»  2012 год

УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2013-2014 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент ФГОС начального общего образования по курсу «Окружающий мир»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...