рабочая программа по окружающему миру 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

БУКРЕЕВА СВЕТЛАНА ГЕОРГИЕВНА

В рабочей программе по окружающему миру 3класс Вахрушева А.А. представлены пояснительная записка и КТП 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir2.docx25.6 КБ
Файл okruzhayushchiy_mir1.docx39.08 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование уроков окружающий мир в 3-а классе

Название раздела

программы

К-во

часов

урока

Тема урока

УУД

Деятельность

учащихся

Тема

практической

работы

Дата

Дата

прове-

дения

Обитатели           Земли

1

Вещество и

энергия

4

1

Тела и вещества

Определять цель учебной деятельности, выстраивать логическую цепь рассуждений,

Приводить примеры тел и веществ

Тела и вещества

2

Из чего состоит вещество

Сравнивать , различать и характеризовать  твёрдые тела, жидкости и газы. Учиться подтверждать аргументы фактами.

3

Что такое энергия

Приведение примеров движения под действием энергии. Называть источники энергии. Устанавливать аналогии и причинно – следственные связи

4

Превращение энергии

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. Уметь объяснять цепочку превращений энергии, как вырабатывается и используется электрическая энергия.

Энергия

2

Оболочка планеты, охваченная жизнью

6

5

Где обитают живые организмы

Характеризовать место обитания живых организмов. Выстраивать логическую цепь рассуждений. Жизни в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.

6

Большой круговорот веществ

Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого.

7

Живые участники круговорота веществ

Характеризовать условия для жизни растений и животных. Рассказывать о роли растений, животных и грибов в природе и жизни людей.

Живые участки круговорота веществ

8

Обмен веществ в организме

Приводить примеры обмена веществ : поглощение и выделение веществ живыми организмами

9

10

Как живые организмы запасают энергию Солнца

Резервный урок

Характеризовать роль солнца как главного источника  энергии для жизни живых организмов. Устанавливать аналогии и причинно -следственные связи.

Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни.

Как живые организмы запасают энергию Солнца

3

Экологическая система

9

11

Жизнь экосистемы

Характеризовать экосистемы и природные сообщества, роль каждого из компонентов , каждой «профессии» в экосистеме. Рассматривать круговорот веществ в качестве причины устойчивости экосистемы.

12

Почва – важнейшая часть экосистемы

Характеризовать    состав почвы, роль почвы в природе, роль живых организмов в образовании почвы. Рассказывать о своих наблюдениях за жизнью обитателей почвы.

Почва – важнейшая часть экосистемы

13

Экосистема озера

Рассказывать . кто обитает в сообществе озера. Устанавливать,  как связаны организмы в экосистеме озера, цепи питания в озере. Правила безопасного поведения на водоёме .

14

Экосистема болота

Последствия изменений условий в экосистеме озера. Накапливания торфа в болотах. Называть обитателей болота. Сравнивать экосистемы озера и болота.

15

Экосистема луга

Луг – это экосистема, в которой главными производителями являются злаки. Устанавливать цепи питания на лугу, определять причины образования глубоких долин и оврагов.

Экосистема луга и болота

16

Лесные производители

Уметь объяснять . почему лес называют сложной экосистемой, из каких «этажей» состоит лес, сравнивать деревья, кустарники и травянистые растения, рассказывать , как люди используют природные богатства леса.

17

Потребители и разрушители экосистемы леса

Иметь представление о том , как природа залечивает раны после пожара и наводнения, лес – устойчивая экосистема с замкнутой цепью питания. Правила безопасного поведения в лесу.

Потребители и разрушители экосистемы леса

18

Экосистема поля

Поле – искусственная экосистема. Объяснять, почему в поле может превратиться в луг, рассказывать , как человек ухаживает за полями.

19

Аквариум – маленькая искусственная экосистема

Знать, что аквариум – маленькая искусственная экосистема.

Аквариум – маленькая искусственная экосистема

3

Живые участки круговорота веществ

15

20

Растения - производители

Характеризовать условия . необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. определять части цветкового растения.  Сравнивать хвойные и цветковые растения.

Растения - производители

21

Животные маленькие и большие

Характеризовать условия . необходимые для жизни  животных, роль животных в природе и жизни людей.

22

Маленькие рыцари

Описывать внешний вид , характерные особенности  представителей насекомых, рыб птиц,  зверей.

Маленькие рыцари

23

Первый шаг из моря на сушу

Иметь представление о строении скелета рыб, о развитии земноводных. Выстраивать логическую цепочку рассуждений.

24

На суше – как дома

Пресмыкающиеся , их отличия. Особенности их питания. Роль в природе и жизни людей. Бережное отношение людей к животным.

На суше – как дома

25

Пернатые изобретатели

Птицы, их разнообразие, отличия. Условия необходимые для жизни птиц. Роль птиц в природе и жизни людей, птицы родного края.

26

Наши братья

Сравнивать и различать диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников о животных и обсуждать полученные сведения.

Наши братья

27

Осторожно : животные

Проводить наблюдения во время экскурсии. Перечислять правила безопасного поведения при общении с дикими и домашними животными.

Осторожно : животные

28

Прирождённые разрушители

Рассказывать о роли грибов в природе и  жизни  людей. Различать и определять съедобные и несъедобные грибы.

Прирождённые разрушители

29

Экскурсия в краеведческий музей

Человек – часть природы. Зависимость  жизни человека      от природы. Правила поведения в музее. Оформлять свои мысли в письменной и устной форме.

30

Экскурсия в лес, на луг, озеро.

Единство живой и неживой природы. Правила поведения в природе.

31

Как нам жить в дружбе с природой

Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы, включая потребности эмоционально – эстетического характера. Оценивать влияние современного человека на природу.

Как нам жить в дружбе с природой

32

Резервный урок

Применять полученные знания и умения на  уроках и в жизни.

33

Резервный урок

Применять полученные знания и умения на  уроках и в жизни.

34

Резервный урок

Применять полученные знания и умения на  уроках и в жизни.

Моё               Отечество

1

Введение

1

35

Курс «История»

Структура учебника . Работа с учебником.

2

Твои родные и твоя Родина

4

36

Живая связь времён

Связь человека с прошлым непрерывной цепочкой своих предков. Объяснять, что такое поколение.

37

Как считать время

Счёт лет в истории. Объяснять, что такое век и эра, определять век событий. Объяснять , как человек может путешествовать по «реке времени».

Как считать время

38

С чего начинается Родина

Объяснять своими словами. Что такое государство, зачем оно необходимо. Составлять план действий при отработке способа.

39

Память о прошлом

Рассказывать, что именно и зачем изучает наука история, объяснять, почему для каждого человека важно знать прошлое своей страны, своей малой родины.

3

Времена Древней Руси

5

40

Как на Руси появилось государство

Знать, когда было создано первое государство с названием  Русь, Начало истории страны – Россия. Иметь представление о том, что такое храм, кто такие восточные славяне.

41

Как на Руси появилось государство

Доказывать, используя карту,  что у славян в 9 веке  появилось государство.

Как на Руси появилось государство

42

«Золотые ворота» в Древнюю Русь

Уметь объяснять, почему иностранные путешественники называли Древнюю Русь «Страной городов». Учиться подтверждать аргументы фактами.

43

За землю русскую!

От кого и как защищали древние славяне Русь.  Называть соседей древней Руси, описывать ход битвы на Чудском озере.

44

«Слово о погибели  Русской земли»

Объяснять , используя текст учебника . слова «погибель Руси», рассказать о нашествии Чингисхана и Батыя на Русь, Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

За землю русскую!

4

Времена Московского государства

5

45

То Древней Руси к единой России

Уметь рассказать, какие события в истории нашей страны положили начало образованию Московского государства. Определить значение Куликовской битвы, рассказать о роли Ивана Третьего.

46

Земля и люди Московского государства

Уметь перечислять жителей московского государства, рассказывать о достижениях и изобретениях людей Московского государства, объяснять, какое значение имело для жителей начало книгопечатания

47

Москва златоглавая

Рассказывать самое главное о Московском Кремле, называть первого царя на Руси, Определять , какое значение имеет Кремль для России.

Москва златоглавая

48

Москва златоглавая

Рассказывать самое главное о Московском Кремле, называть первого царя на Руси, Определять , какое значение имеет Кремль для России.

49

«Хуже грозного царя только междуцарствие»

Называть имена великих полководцев, объяснять. Почему Минин и Пожарский стали народными героями, рассказывать . как и чем закончилось Смутное время в России.

50

Резервный урок

Применять полученные знания и умения на  уроках и в жизни.

5

Времена Российской империи

5

51

Пётр Великий

Знать, что благодаря преобразованиям Петра  Первого Россия превратилась в одно из сильнейших государств Европы. Уметь называть, что нового появилось в России при Петре Первом,  описывать строительство нового города Санкт –Петербурга.

Пётр Великий

52

Власть и народ Российской империи

Рассказывать, кто такие чиновники. Объяснять, какой порядок называют крепостным, чем прославилась в России Екатерина Вторая.

53

Как Россия у Европы «училась»

Приводить примеры достижений российской культуры после преобразований Петра Первого, доказать, что наша страна всегда была богата талантливыми людьми.

54

«Гроза двенадцатого года»

Объяснять, почему война 1812 года называется «Отечественной», рассказывать, чем прославился полководец М. Кутузов, О Бородинском сражении, доказывать, что на защиту Отечества встал весь народ.

55

Император - освободитель

Объяснять. Почему было отменено крепостное право, рассказывать, что изменилось в жизни крестьян после отмены крепостного права, кто такие капиталисты и рабочие, развитие Российского государства.

6

Времена Советской России и СССР

5

56

Россия в огне

Знать, что в России в 1917 году произошла революция, в результате которой в стране изменились власть и порядки

57

Россия в огне

Называть, когда власть захватили большевики, рассказывать, как и когда был образован СССР, почему с 1917 года в нашей стране начались «времена СССР.

Россия в огне

58

«К светлому будущему»

Рассказывать. Как изменилось хозяйство страны в 20-30 годы 20 века.

59

«Вставай, страна огромная»

Рассказывать о ходе Велико Отечественной войны 1941 – 1945 годов, узнавать из книг и рассказов взрослых о подвигах людей в годы войны.

60

«Вставай, страна огромная»

Рассказывать о ходе Велико Отечественной войны 1941 – 1945 годов, узнавать из книг и рассказов взрослых о подвигах людей в годы войны.

61

«Через тернии к звёздам»

Рассказывать, какие изменения произошли в жизни советских людей после Второй мировой войны, называть успехи Советской страны в области науки и техники.

«Вставай, страна огромная»

7

Современная Россия

6

62

Я – гражданин России

Рассказывать о государственных символах современной России, объяснять, что такое конституция, перечислять известные права и обязанности гражданина России, объяснять. Что значит быть гражданином России

63

Власть народа

Объяснять, что такое референдум, что такое выборы органов государственной власти

Я – гражданин России

64

Кто в государстве самый главный?

Рисовать схему «дерева власти» с ветвями, изображающими разделение власти в России, что президент и Государственная Дума – это демократические органы власти

65

Народы России

Рассказывать о народах Крайнего Севера. Сибири, Дальнего Востока, Северного Кавказа, с помощью книг узнать об обычаях, пословицах, сказках разных народов России.

66

Наш общий дом

Рассказывать, что такое федерация, называть части Российской Федерации, объяснять, что такое Совет Федерации, называть республики, области и края .

67

Как нам жить?

Понятие «государственные праздники», перечислять государственные праздники, объяснять, для чего нужны музеи, библиотеки, театры, собирать информацию о прошлом малой родины.

Проект «Отмечаем государственные праздники»

68

Итоговый урок . Обобщение.

Применять полученные знания и умения на  уроках и в жизни

69

Резервный урок

Применять полученные знания и умения на  уроках и в жизни.

Проект «Сохраним историю родного края»

70

Резервный урок

Применять полученные знания и умения на  уроках и в жизни.

                                 



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная программа по окружающему миру разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и базисным учебным планом школы, требованиями примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1. Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 3 класс. («Обитатели Земли») : учебник : в 2 ч. Ч. 1 / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. - М.: Баласс : Школьный дом, 2012.

2.  Вахрушев, А. А Окружающий мир. 3 класс. («Мое Отечество») : учебник : в 2 ч. Ч. 2 / А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, Е. В. Сизова, С. В. Тырин. - М.: Баласс : Школьный дом, 2012.

3.  Вахрушев, А. А, Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. («Обитатели Земли») / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. - М.: Баласс : Школьный дом, 2012.

 4. Данилов, Д. Д. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. («Мое Отечество»)/Д. Д. Данилов, С. С. Кузнецова, Е. В. Сизова. - М.: Баласс : Школьный дом, 2012.

5. Вахрушев, Л. А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. («Обитатели Земли») / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, О. А. Родыгина. - М. : Баласс : Школьный дом, 2012.

6. Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 3 класс. («Обитатели Земли») : методические рекомендации для учителя / А. А. Вахрушев, О. А. Родыгина. - М.: Баласс, 2012.

7. Сизова, Е. В. Окружающий мир. 3 класс («Мое Отечество») : методические рекомендации / Е. В. Сизова, Д. Д. Данилов, М. Е. Турчина. -М.: Баласс, 2012.

Общая характеристика учебного предмета

Цели и задачи курса.

           В системе предметов общеобразовательной школы курс «Окружающий мир» реализует следующие цели:

- осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира;

- создание фундамента значительной части предметов основной школы: физике, химии, биологии, географии, обществознанию, истории.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:

- умение наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

- освоение знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе и в обществе;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;      - формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Раздел 1: «Обитатели Земли». Вещество и энергия. Оболочка планеты, охваченная жизнью. Живые участники круговорота веществ.

Раздел 2: «Моё Отечество».

Твои родные и твоя Родина в потоке времени. Времена Древней Руси. IX-XIII века.

Времена Московского государства. XIV-XVII века.

Времена Российской империи. XVIII - начало XX века.

Времена Советской России и СССР. 1917-1991 годы.

Современная Россия.

Предмет «Окружающий мир» как часть системы начального образования призван решать не только частные, но и общие задачи начальной школы. Содержание курса отражает сущность современного образования вообще и начального - в особенности, и определяется не накоплением у учащихся определенной суммы знаний, а умением использовать, добывать знания, применять различные способы деятельности для изучения окружающего мира. Учебный материал по окружающему миру отобран таким образом, что позволяет формировать у учащихся очень многие заявленные в стандарте общие учебные умения и способы деятельности.

Прежде всего, это ознакомление школьников с разными методами познания окружающего   мира - планируется система наблюдений объектов и явлений окружающего мира, организуется экспериментирование, опытная работа.

Структурным элементом урока может стать деятельность моделирования, составление учащимися схем,  графических рисунков, работа с приборами и готовыми моделями.

Предусмотрена с учетом конкретного содержания урока речевая  деятельность школьников: ознакомление с элементарной естественнонаучной и  обществоведческой терминологией, работа со словарями, справочниками, энциклопедиями для детей, развитие разнообразных умений по работе с информацией, поиск ее непосредственно в окружающем мире, в научно-художественной и справочной литературе, работа по ее преобразованию и хранению в табличной, знаковой и схематичной форме.

Усилено внимание к развитию умений детей организовывать свою деятельность по изучению окружающего мира: умение выполнять инструкции (например, при проведении опытов), ставить цель наблюдения, сравнивать ее с полученным результатом и т. п.

Предусмотрены и возможности для организации учебного сотрудничества (например, групповое выполнение практических работ, творческих заданий, работа в парах и др.), что будет способствовать реализации важных задач. Обязательного минимума - умений учебного общения (взаимодействовать, давать объективную оценку, учитывать другие мнения и пр.).

Освоение содержания невозможно без таких видов практической деятельности детей, как наблюдение, эксперимент, моделирование, что, в свою очередь, неизбежно требует от учителя организации экскурсий, практических работ, дидактических игр, побуждает к созданию соответствующей образовательной среды (уголок живой природы, уголок документальных обществоведческих материалов и т. п.) Предусмотрены разнообразные приемы учебной и практической деятельности, которые обеспечат формирование содержания специального раздела стандарта «Опыт практической деятельности». Все названное обеспечивает теснейшую связь учебного предмета с жизнью ребенка.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 270 часов (3 класс – 70 часов). Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает,  прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. I Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения ж поколению я тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод, человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.                                                                                         

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви ж России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур9.

Личностные, метапредметные, результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих умений:

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих универсальных учебных действий: Регулятивные УУД:

- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки f помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

С родством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источник, информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах(текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на  умение объяснять мир.                                                     

Коммуникативные УУД:

 Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку фения.

- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих умений:

Часть 1. Обитатели Земли.

• приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;

• приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

• объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;

• приводить примеры живых организмов разных «профессий»;

• перечислять особенности хвойных и цветковых растений;

• животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

•доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

Часть 2. Моё Отечество

• узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;

• отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

• объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;

• по году определять век, место события в прошлом;

• отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи. Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.

• учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

Содержание учебного предмета

2 часа в неделю, всего 68 часов

Раздел 1: «Обитатели Земли» (34 ч)

Вещество и энергия (4 ч). Тела естественные и искусственные. Вещество - то, из чего состоят все предметы и тела в природе.

 Вещество состоит из частиц. Молекулы - мельчайшие частицы вещества.

Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твердые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ

Энергия - источник движения. Многообразие  проявлении энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода – Явления, обусловленные действием энергии.

Оболочка планеты, охваченная жизнью (5 ч). Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли - биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.

Важнейшее условие жизни людей - порядок окружающего мира. Стабильность условий - следствие круговорота веществ в природе. Жизнь - участник круговорота веществ.

Участники круговорота веществ. Растения - производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные - потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии - разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений.

Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощённых веществ для жизни, рост, самообновление, размножение.

Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.

Экологическая система (9 ч). Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема - единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот Экосистема - единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот  веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва - единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва?

Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы - излюбленный  корм аквариумных рыб. Озерные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера.                                                                 

Болото - заросшее озеро. Болотные растения.  Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители.  Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенное  самоосушение болота.

Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и её роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом.

Экосистема леса. Деревья - главные растения леса. Древесина. Деревья - мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его. Распространение семян растений (берёза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.

Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить её раны?

Поле - искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите - массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.

Аквариум - маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме.  Возможные ошибки начинающего аквариумиста.

Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса».

Живые участники круговорота веществ (10 ч). Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень - основные органы цветкового растения. Цветок - орган размножения семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль.

Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц. Появление твёрдых покровов - защита от хищников. Наружный скелет членистоногих - «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.

Возникновение позвоночника - внутреннего скелета. Рыбы - позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие - органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся - сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы - животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелетные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.

Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными.

Грибы - разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные  и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники.

Бактерии - универсальные разрушители веществ. Бактерии - самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии - главные участники всех круговоротов.

Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа не успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой - единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки. 1 Экскурсия в зоопарк или ботанический сад, краеведческий музей, тема «Многообразие растений и животных».

Повторение пройденного материала - 4 ч.

Часы по выбору учителя - 2.

Раздел 2: «Моё Отечество» (34 ч) 

Твои родные и твоя Родина в потоке времени (4 ч). Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество - связь времен.

Представление о «реке времени». Исторический счёт времени. Век (столетие) и эра - точка отсчета времени* Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления о христианстве - одной из самых распространенных в мире религий.

Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Общество, в котором мы живём. Образования государства. Государственная власть. Законы - обязательные для всех правила поведения, установленные государством. Моя Родина, моё Отечество - Россия!

         История моей Родины. История - наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России.

Времена Древней Руси. IX-XIII века (5 ч). Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён.

Создание Древнерусского государства. Киев-столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче.

«Древняя Русь - страна городов». Города - центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука - кириллица.

Защита русской земли. Набеги степняков - кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский.

Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичные представления об исламской религии. Русские земли под властью Золотой Орды.

Времена Московского государства. XIV-XVII века (4 ч). Время создания Московского государства - время борьбы жестокости и милосердия. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублева. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство.

Великий государь Иван III. Государственный герб России - двуглавый орёл. Московское государство - наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей - крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства - Москва.

Московский Кремль - памятник времен Московского государства, «сердце Москвы и всей России».  Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного.  Смутное время - угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества.

Времена Российской империи. XVIII - начало XX века (5 ч). Преобразование России Петром Великим - первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица - Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг.

Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины П. Великий русский полководец А. В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве.

Отечественная война 1812 года - угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М. И. Кутузов.

Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов - «наш первый университет». Александр Сергеевич Пушкин - создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи.

Правление Александра II - время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновленной империи.

Времена Советской России и СССР. 1917-1991 годы (4 ч). Жизнь рабочих и крестьян  в  начале XX века. Народ и власть. Николай П. Революция 1917 г.   Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.

Цель советского государства - строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И. В. Сталина.

Вторая мировая и Великая  Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны.

Развитие  Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране.

Современная  Россия (8 ч) Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство в  СНГ -  Россия. Современная Россия - наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция - основной закон государства. Права и обязанности граждан.

Что такое демократия? Представления об избирательной системе.

Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент - глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума - собрание избранных народом представителей, которое создает законы.

Россия - общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России.

Российская Федерация - государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне - все граждане Российской Федерации.

Достояние российской культуры - библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача - сохранение и приумножение культурных богатств России. Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования).

Повторение пройденного материала – 2 ч

 Часы по выбору учителя – 2 ч                                                                   

Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса

Учебно - методический комплект:

1. Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 3 класс. («Обитатели Земли») : учебник : в 2 ч. Ч. 1 / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. - М.: Баласс : Школьный дом, 2012.

2.  Вахрушев, А. А Окружающий мир. 3 класс. («Мое Отечество») : учебник : в 2 ч. Ч. 2 / А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, Е. В. Сизова, С. В. Тырин. - М.: Баласс : Школьный дом, 2012.

3.  Вахрушев, А. А, Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. («Обитатели Земли») / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. - М.: Баласс : Школьный дом, 2012.

 4. Данилов, Д. Д. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. («Мое Отечество»)/Д. Д. Данилов, С. С. Кузнецова, Е. В. Сизова. - М.: Баласс : Школьный дом, 2012.

S. Вахрушев, Л. А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. («Обитатели Земли») / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, О. А. Родыгина. - М. : Баласс : Школьный дом, 2012.

7. Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 3 класс. («Обитатели Земли») : методические рекомендации для учителя / А. А. Вахрушев, О. А. Родыгина. - М.: Баласс, 2012.

8. Сизова, Е. В. Окружающий мир. 3 класс («Мое Отечество») : методические рекомендации / Е. В. Сизова, Д. Д. Данилов, М. Е. Турчина. -М.: Баласс, 2012.

Дополнительная литература.

1. Дроздов, Н. И. Тайны живой природы / Н. Н. Дроздов, А. К. Макеев. – М.: Вече, 2007.

2. Клепинина, 3. А. Энциклопедия тайн и чудес. Тайны окружающего мира. 500 загадочных фактов из жизни растений, животных и не только... / 3. А. Клепинина. – М.: Ювента, 2005.

3. Калашников, В. И. Чудеса живой природы. Энциклопедия тайн и загадок / В. И. Калашников, С. А. Лаврова. – Белгород : Белый город, 2009.

4. Карамзин, Н. М. История государства Российского для детей / Н. М. Карамзин. – М.: ACT, 2009.

5. Непомнящий, Н. Н. 1000 тайн живой природы / Н. Н. Непомнящий. – М.: ACT, 2002.

6. Новицкая, М. Ю. Родная земля / М. Ю. Новицкая. – М.: Дрофа. 2008.

7. Окружающий мир. 3 класс: занимательные материалы / авт.-сост. Г. Н. Решетникова, Н. И. Стрельников. – Волгоград : Учитель, 2008.

8. Окружающий мир. 2-4 классы: внеклассные занятия на тему «Времена года» / сост. Г. Т. Дьячкова. - Волгоград: Учитель, 2007

9. Окружающий мир. 2 - 4 классы: дополнительные материалы к разделу «Общество» / авт.- сост. Е. А. Ляшенко. - Волгоград: Учитель. 2008.

10. Большая иллюстрированная энциклопедия школьника. – М.: ACT: Астрель, 2010.

11.Тайны природы. Детская энциклопедия «Махаон». – М.: Махаон, 2003.

12. Энциклопедия для детей. История России: в 2 ч. – М.: Аванта +, 2008.

        Информационно-коммуникативные средства.

1. Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 3 класс. – М.: Кирилл и Мефодий, 2009. – 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

2. Кузя и сила природы. – М.: Медиа Хауз, 2002. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

        Наглядные пособия.

Комплект наглядных пособий : 3 класс : Окружающий мир : в 4 ч. / сост. А. А. Вахрушев. - М.: Баласс, 2010. 

   Интернет-ресурсы.

1. Официальный сайт Образовательной системы «Школа2100»: http://www.school2100.ru

2. Справочно-информационный Интернет-портал: http://www.gramota.ru

3. Презентации уроков «Начальная школа»: http://nachalka.info/about/193

   Технические средства обучения.

1. Магнитофон.

2. Мультимедийный компьютер.

3. Мультимедийный проектор.

4. Экран проекционный.

        Учебно-практическое оборудование.

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, карт.

2. Укладка для аудиторных средств (слайдов, кассет и др.).

3. Шкаф для хранения таблиц. 

        

        Специализированная учебная мебель.

     Компьютерный стол.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

К концу 3-го класса учащиеся должны знать:

- что такое тело;

- что такое вещество; свойства твёрдых, жидких и газообразных

- что такое энергия;                                                                     

- о круговороте веществ (элементарные сведения);

- о значении кислорода для дыхания живых организмов и человека;                                                                                                          - о роли Солнца как главного источника тепла и света на Земле для существования живых организмов и человека;

- основные компоненты экосистемы (растения, животные, грибы, бактерии, воздух, вода, почва);

- об основных экосистемах (озера, болота, луга, леса, поля) и их специфике;

- что такое почва и какова её роль в плодородии:

- основные группы растений (хвойные, цветковые) и животных (насекомые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); грибы;

- сформированность целостного, социально – ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно – научных и социально – гуманитарных дисциплин;

- умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных и социальных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов , норм;

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно – следственные связи в окружающем мире природы и социума;

- овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире в мире природы и людей, нормами здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;

- понимание роли и значения родного края в природе  и историко – культурном  наследии России, в её современной жизни;

- понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре  России;

- понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.

Учащиеся должны уметь:

- применять законы и правила к природным процессам и предсказывать конечный результат в совокупности взаимосвязанных явлений;

- различать твёрдые тела, жидкости и газы;

- приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

- выделять звенья круговорота веществ;

- классифицировать живые организмы по их ролям («профессиям») круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;

- определять принадлежность растений и животных к основным изученным систематическим группам;

- уметь проводить наблюдения за растениями и животными;                                      - объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;                                                                                                   - определять по дате век события;                                                                           - показывать на исторической карте места обитания различных племен, древние торговые пути;                                                                                                   - знать даты основных исторических событий;                                                           - характеризовать выдающиеся явления в современной жизни России;                           - уметь составлять рассказы об исторических событиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...