Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Лес - природное сообщество"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Лес - природное сообщество" по учебнику Плешакова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_om.rar21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» г. Курчатова

Урок по окружающему миру в 4 классе

Тема урока: «Лес – природное сообщество»

                                                                         Провела Маленкина

Валентина Григорьевна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №5»

г. Курчатова

Цель: дать представление о лесе, как природном сообществе

Задачи: ознакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов; развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, устанавливать причинно – следственные связи; умение работать в паре, группе; прививать любовь к природе, бережное отношение к лесу, родному краю, развивать умение делать выбор экологически сообразного поступка.

  1. Оргмомент.

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть ещё природы храм,

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

В какой  уголок храма природы мы с вами совершим сегодня путешествие, вы узнаете после выполнения домашнего задания.

 II. Проверка домашнего задания:

  1. Игра – дискуссия «Полезно – вредно».

Две  команды получают конверты с карточками, на которых перечислены полезные и вредные для почвы действия. Каждая команда должна выбрать и оставить в своём конверте только те карточки, которые соответствуют названию команды.

На карточках: снегозадержание, образование оврагов, посадка растений, внесение удобрений, использование ядохимикатов, сжигание сухой листвы, выветривание, размывание водой.

         2) «Редактор». Найдите 6 ошибок в тексте:

Почвой называют верхний твёрдый слой земли. Существует мало типов почв. Самыми плодородными почвами являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают серые лесные почвы. Почвы не нуждаются в охране.

         Прочитайте получившийся текст.

         3) Работа с круговой диаграммой: Лучшими почвами Курской области являются чернозёмы (61%), значительную площадь занимают серые лесные почвы (20%)

4) Типы почв:

а) Самая плодородная почва тёмного цвета (чернозём)

б) Почва болотистой местности, коричневого цвета (торфяная)

в) Почва серого цвета с малым количеством перегноя, характерна для зоны хвойных лесов (серая лесная)

г) Часть почвы, состоящая из перегнивших остатков растений и животных (перегной)

В виде мозаики открывается картинка леса. Куда же мы с вами совершим сегодня путешествие?

Действительно, это – лес! (Звуки леса)

Сосны, ёлки, берёзы и клёны…

Это лес – он наш друг зелёный!

Добрый друг, он шумит, поёт,

И в прохладную тень зовёт.

А вы знаете, что для нас

Он загадки свои припас?

Кто в глуши его таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё узнаем без утайки!

Разгадаем леса тайны!

Учёные тоже работают тут,

Лес они сообществом зовут.

III. Тема нашего урока – «Лес – природное сообщество».

IV. Определение целей урока.

Мы сегодня должны будем ответить на вопрос: Кто в лесу главный?

А вопросы - помощники будут нам помогать искать ответ на главный вопрос урока.

V. Актуализация знаний. Введение новых понятий.

1-ый вопрос: Без чего же лес не лес? (без растений, животных) Сколько «этажей» в лесу? Кто и на каком «этаже живёт»?

- Чем является лес для живых организмов? (домом, условный знак)

- А какой это дом? (большой, многоэтажный)

- Давайте выделим этажи леса, их по-другому называют ярусами. Учёные располагают их в порядке уменьшения. (деревья, кустарники, травы и грибы, мхи и лишайники)

- Растения в лесу нам хорошо видны, а легко ли там найти животных? Почему? (Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве)

- Можно ли сказать, что разные животные живут в лесном доме на разных этажах?

- Давайте определим, к каким ярусам относятся растения и животные (картинки)

- Кроме дома, чем ещё является лес для животных? (столовой, аптекой; знаки)

Работают 4 группы исследователей: ботаники, зоологи, экологи и краеведы. Каждая группа получает задания.

Проверка:

 1) Краеведы – краткие сведения о лесах Курской области (Рейх)

2) Ботаники: коробка с секретом (в ней гербарий, определить какому растению принадлежат, ярус – 2 чел., «С какой ветки эти детки?»-2 чел.,), задания для умников и умниц о берёзе, липе и осине.

    а) В народе существует такая загадка: «Стоит дерево – цветом зелено. В стародавние времена его нарекли деревом четырёх дел: первое дело – мир освещать, второе – чистоту соблюдать, третье – больных исцелять, четвёртое – всем людям – некопаный колодец». О каком дереве так говорят? Почему?

Берёза: 1) самая светлая – берёзовая лучина; 2) берёзовый веник;

3) настой из берёзовых почек и веточек лечил от всяких хворей; 4) берёзовый сок.

     б) О каком дереве в старину говорили, что оно  человека обувает, кормит и поит?

      Липа. Липовую кору – лыко – использовали для плетения лаптей. Из мягкой липовой древесины мастера вырезали миски, ложки. Липовый цвет заваривали и пили при простуде и гриппе, а липовый мёд был самым лучшим угощением.

     в) Почему про испуганного человека говорят: «Дрожит, как осиновый листочек»? Чем полезна осина?

       Почки и листья осины служат для приготовления целебных настоев и мазей. Из мягкой и красивой древесины вырезают игрушки: весёлых матрёшек, забавных лошадок; потому что её древесина отлично режется, шлифуется. Из осины делают бумагу, паркет и спички. Их пропитывают особыми веществами, благодаря которым спички не тлеют, а гаснут сразу, что очень важно для предупреждения пожаров. Поэтому осину называют «спичечной королевой». Из неё делают дранку для долговечных крыш: в городе Кижи – купола деревянных церквей сделаны из осины.

     Из книги рекордов Гиннеса:

   Самый большой по площади лес находится в России, он занимает площадь 1 млрд. 100 млн.га (25% всех лесных площадей мира). Самой распространённой породой является лиственница сибирская (38%)

  3) Ещё об одних обитателях леса мы забыли сказать. Догадайтесь, о ком идёт речь:

           Встала шапка из травы.

           Нет под шапкой головы. (Гриб)

   Ученик собирает съедобные и несъедобные грибы в корзинку.    

   4) Хорошо в лесу в любое время года. Представьте, что вы в лесу осенью. Что лежит у вас под ногами? (опавшие листья, сухая трава, сухие веточки.)

Учёные называют это лесной подстилкой. Для чего она нужна?

 ( Помогает животным  перезимовать. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают под действием микроорганизмов, бактерий, насекомых, личинок, поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы.)

      Каждый год на гектар леса падает свыше 2 тонн хвои, листьев, веток, шишек, коры. Листья одной только берёзы весят 30 килограммов.

Многомиллионная армия бактерий населяет лесную почву. Без этого населения лес так же немыслим, как город без людей. Среди мха и трав на 1 га находится более 125 миллионов различных насекомых и паукообразных.

- Какое же значение имеют грибы для леса?

         

       5)  Решаем экологические задачи (Гурнейчук, краевед)

а) Нашёл грибник один боровик и разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанёс природе? (погубил грибницу, возраст которой может быть 300-500 лет)

б) Два друга отправились в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было, лишь изредка попадались старые грибы да мухоморы, которые Вова сбивал палкой.

- Зачем ты это делаешь? – спросил Коля, - ведь они нужны лесу, животным.

- Они же несъедобные, поганки, - ответил Вова.

Кто из мальчиков прав? (Коля)

в) Костя и Миша взяли корзинки и пошли в лес за грибами. Костя набрал полную корзинку крепких боровиков, а Миша – мухоморов.

- Ты зачем набрал мухоморов? – удивлённо спросил Костя.

- Я их собрал, чтобы другие не отравились, - ответил Миша.

Правильно ли поступил Миша?

       

    6) Зоологи:

        а) Игра «Кто я?» проводит Хнычёв Данил.

Тантамореска с изображением белочки. Вызывает 1 ученика, который вставляет голову в вырезанное окошко и пытается отгадать, в образе какого лесного животного он предстал. Вопросы нужно задавать так, чтобы на них можно было ответить только «да» или «нет» (3-5 вопросов)

Белка весит 250-340 г. Она всеядна: ест орехи, семена, плоды, грибы, зелёную растительность, насекомых, яйца, небольших птиц. Излишки прячет. Зубы у неё растут постоянно, она их точит о ветки деревьев. Враги – сова, ястреб, куница.

          б) «Лесные тайны»

Все ли кукушки подбрасывают свои яйца в чужие гнёзда? Какую пользу приносят кукушки?

       Нет. Из 130 видов кукушек только 50 подбрасывают яйца в чужие гнёзда. Остальные строят гнёзда и высиживают птенцов самостоятельно. Кукушки поедают мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы. В тёплые края кукушки летят в одиночку, причём раньше улетают молодые птицы. Учёные до сих пор не могут понять, как им удаётся не сбиться с курса, ведь они по этому маршруту ни разу не летали.

         в) Животные – барометры (более 600). Живые организмы безошибочно определяют предстоящие изменения погоды, на что не способен ни один прибор, созданный руками человека.

  а) Если заяц зарылся в снег, лежит, как мёртвый, значит, вечером будет метель.

  б) В предчувствии непогоды бурундук начинает бегать, волноваться и вскрикивать.

  в) Паук сидит в середине паутины – жди дождя. К хорошей погоде он выходит из гнезда и плетёт новые паутины.

  г) Иволга в хорошую погоду произносит «фию – лиу», а перед наступлением ненастья её крики протяжные и напоминают кошачий визг.

  д) Личинка майского жука  вся белая – зима будет морозная, перед тёплой зимой  цвет её тела отдаёт голубизной.

         г) Физкультминутка.  Встаньте, пожалуйста. Совершим прогулку по лесу. Будьте внимательны! Если я называю птицу – вы поднимаете глаза вверх, если деревья и кустарники – смотрите по сторонам. Если грибы – под ноги. Но я расставила вам ловушки. Если услышите название растения или животного, которое в лесу не встретишь – закрывайте крепко глаза.

Начинаем.(кукушка, липа, лисичка, дрозд, малина, клёст, опёнок, крокодил, сова, ежевика, верблюд) Молодцы! Все справились с заданием! Садитесь на свои места.

2 группа вопросов: Какую цепь можно найти в лесу? Кто в цепи самый первый? Где находится «гастроном для растений? Что произойдет, если лес лишится какого-нибудь члена своего сообщества?

          д)Экологи: составление цепей питания:

сойка, желуди дуба, ястреб;

дятел, жук-короед, кора дерева

медведь, муравьи, гусеница, листья дерева

- К какому выводу вы пришли, составляя цепи питания?

«Всё связано со всем». Это закон экологии. Я предлагаю вам проверить его на примере. Попробуйте связать землянику и лису в единую цепочку. Они явно не связаны напрямую, следовательно, надо вставлять промежуточные звенья:

ягоды земляники – улитка – лягушка – уж - лиса;

ягоды земляники – улитка – ёж – лиса.

- Какой вывод мы можем сделать? Всё связано со всем. Все друг другу нужны. Все  живут сообща. Лишних нет. Поэтому лес и называют природным сообществом.

           е) Игра «Экологический светофор»   

         Если так не нужно поступать – поднимаете красный кружок, если действия не вредят природе – зелёный, жёлтый кружок означает выбор.

Ситуация 1.

На экскурсии в лесу дети увидели сон-траву. Гена хотел сорвать и принести её в класс, а Ира предложила выкопать и посадить её на школьном участке. Ребята долго спорили, но так и не решили, кто прав. Можно ли сажать растение из леса на нелесном участке?

 Ситуация 2.

Петя с Колей поймали двух ежей. Прошло несколько дней. Друзья встретились и заспорили, кто крепче любит своего ежа. Петя хвастался, что кормит своего ежа молоком, устроил ему в сарае постель из разного тряпья и даже пытался чистить ежу иголки. А что ты сделал для своего ежа? - спросил он у Коли.

- Я отнёс его в лес и выпустил на волю.

      Кто из ребят поступил правильно?  

Ситуация 3.

Бабушка попросила Алёшу помочь собрать цветки липы, чтобы зимой заваривать чай от простуды. Они взяли пакеты и отправились искать липу. Оказалось, что далеко идти не надо – вдоль улицы одна за другой стояли липы. Можно ли собирать цветы и грибы вдоль автомобильных дорог?

VI. Закрепление изученного материала.

        а) Дешифровщик: Загаданное слово будет представлять комбинацию отдельных букв (как на телефонном аппарате).

Дерево, которое убивает микробы (сосна)

         б) «Я знаю лес» (вопросы смотри ниже)

VII. Экологические проблемы и лес.

 Ответим на 3 группу вопросов: Человек лесу друг или враг? Требуется ли лесу помощь? Чем могу помочь я?

           а) Краеведы: В каких случаях человек помогает природе? (карточка)

Восстанавливает леса. Охотится. Создает питомники для разведения редких растений и животных. Распахивает землю. Вырубает леса. Строит города. Занимается браконьерством. Создаёт заповедники, ботанические сады.

Почему-то, оказавшись наедине с природой, многие считают, что она ничья, что не будет никакого вреда, если собрать охапку цветов, поймать птенца, сломать ветку. Гуляя по лесу, протаптывают множество тропинок, уничтожают побеги, которые могли бы порадовать нас зеленью своей листвы.          

           б) Составление правил поведения в лесу (ответы на третью группу вопросов)

      Маленькие раны природе может нанести каждый, если не будет выполнять правила друзей природы. Их нам коротко сформулировали наши краеведы: НЕ ГУБИ! НЕ ШУМИ! НЕ СОРИ!

                     «Не хочу» А. Костецкий

                   Нет, не хочу цветку лесному зла я!

                   Я не сорву его, не унесу!

                   Ему ведь в доме, стол наш украшая,

                   Уж не качать шмеля, не пить росу…

                   Ни муравья, ни ветку, ни травинку

                   Обидеть не хочу: ведь это грех!

                   Стараюсь разглядеть в них ту живинку,

                   Что доверяет всем и любит всех.

Экологи представят нам просьбу муравьёв.

          У работы есть начало,

          А конца работе нет.

          Муравьёв в лесу немало,

          А без нас и леса нет.

                    Ты никогда, пожалуйста,

                    На муравьёв не жалуйся,

                    А то без нас вредители

                    Давно бы лес расхитили.

           Строим замки и дворцы мы

           От зари и до зари.

           Если встретишь муравейник,

           То его ты сбереги.

     Муравьи одного муравейника за год уничтожают до 10 млн. вредных насекомых, в том числе гусениц. Муравьёв можно назвать «интеллектуалами» в мире насекомых. Они способны постоянно учиться, а, попав в самую неожиданную ситуацию, умеют принимать «разумные» решения.

 Как же мы ответим на самый важный вопрос: «Кто в лесу главный?»

                    Наука экология показывает нам,

                    Что в мире всё завязано

                    По четырем углам.

                    Растения, животные, земля и человек

                    Не могут друг без друга

                    Существовать вовек.

Чтобы по утрам мы просыпались от весёлого пения птиц, чтобы вокруг было много лесов и цветов, нужно всем вместе беречь и охранять нашу Землю!    Помогите лесу! Ведь это в Ваших силах! (на экране)

                   Человек! Ты царь природы!

                   О тебе веду я речь.

                   Можешь ты помочь живому,

                   Иль на гибель всех обречь.

                   Помоги траве родиться,

                   Белкам жить, а рекам – течь.

                   Ты на свете самый главный.

                   Значит, должен всех беречь! (В. Берестов)

                 Песня «Мир непрост, совсем непрост…»

                   Мир не прост, совсем не прост.

                   Нельзя в нём скрыться от бурь и от гроз.

                   В нём есть деревья, и есть цветы,

                   Есть ещё ты, есть ещё ты!..

                   Есть в нём совы, есть соловей.

                   Есть в нём и бабочка, и муравей.

                   И есть медведи, есть кроты,

                   Есть ещё ты, есть ещё ты!..

                            Всё, что в этом мире живёт,

                            Всё, что дышит, любит, поёт,

                            Всё, что мы природой зовём,

                            Пусть живёт, пусть живёт в сердце твоём.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

IX. Дом. зад.: с.175-182 учебник, по выбору:

                а) книжка – малышка «Зелёная аптека» (о растениях леса);

                б) пословицы, поговорки, загадки о животных;

                в) плакаты в защиту леса и лесного сообщества;

                г) у кого золотые руки – изготовление кормушек и скворечников;

                д) сообщение о любом животном.

Категории знаний:

  1. Растительная жизнь.
  2. Братья наши меньшие.
  3. Угадай – кА.
  4. Секрет.

1.Какое хвойное дерево осенью сбрасывает свои иголки?(лиственница)

2.На коре этого дерева в старину писали, используя его вместо бумаги (берёза)

3.Что за дерево стоит: ветра нет, а лист дрожит? (осина)

4.Как называется плод лещины?(орех)

5.Цветы этого дерева являются прекрасным средством от простуды (липа)

6.Растение, листья которого похожи на след лошади (копытень)

7.Дикая малина, ветви её сплошь покрыты шипами, отсюда и название (ежевика)

8).Как распространяются цветы одуванчика? (ветром)

9).Как определить возраст дерева? (по кольцам)

10).Сколько лет живёт иголка сосны? (2 года)

11).У какого растения никогда не бывает цветов? (папоротник)

12).Как назвать одним словом гусиный лук, пролеску, ветреницу? (первоцветы)

13).Какой первоцвет получил своё название из-за листьев: снаружи холодных, а изнутри тёплых? (мать-и-мачеха)

14).Это растение у разных народов называется почти одинаково: у поляков-«позёмка», у немцев-«земляная ягода», а у русских? (земляника)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира 4 класс по теме "Лес - природное сообщество".

урок разработан с применением ИКТ, в конспекте даются ссылки на образовательные ресурсы....

Разработка урока по окружающему миру 4 класс.Тема: Луг - природное сообщество. Автор программы А.А. Плешаков

Замысел урока заключается  в том, чтобы учащиеся самостоятельно  учились добывать  знания в ходе групповой работы.Специфика урока заключается  в использовании разных источников зна...

Тренажёр для уроков окружающего мира. 4 класс Путешествие по природным зонам России.

Пособие-тренажер "Путешествие по природным зонам России" можно использовать как для индивидуальной работы младших школьников, так и для коллективной организации учебного процесса на уроках окружающего...

Разработка урока окружающего мира 3 класс по системе Л.В.Занкова «Природное сообщество - озеро»

Этот урок формирует представления учащихся об озере как о природном сообществе. Знакомит с разнообразием живых организмов озера....

Презентация к уроку окружающего мира 2 класс по теме "Природные зоны. Арктические пустыни"

Презентация "Арктические пустыни" может быть использована на уроке окружающего мира в разделе "Природные зоны" как демонстрационный материал, в котором отражены особенности климата, растительного/живо...

Урок окружающего мира_4 класс_«Лес – природное сообщество»

Цель урока: способствовать формированию представлений у учащихся знаний по теме «Лес – природное сообщество». Учить обобщать и систематизировать знания....

Обобщающий урок окружающего мира 4 класс. Своя игра.Природные зоны России

Обобщающий урок окружающего мира 4 класс. Своя игра.Природные зоны России. ФГОС. УМК "Школа России"....