Бинарный урок ( окружающий мир-логопедическое занятие)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Можарова Ирина Анатольевна

Урок предназначен для детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако, некоторые элементы урока можно использовать на уроках окружающего мира в общеобразовательной шгколе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_binarnogo_uroka_4_klass.docx30.91 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя  общеобразовательная школа № 380

 Красносельского района

Санкт -Петербурга

4 класс

Учитель начальной школы – Можарова И.А.

Учитель-логопед – Михайловская Е.А.

Тема урока:Куликовская битва.

Цель урока:Познакомить с Куликовской битвой и её значением для Руси.

Задачи:

Обучающие:

  1. Продолжать изучение истории Руси.
  2. Систематизировать полученные знания.
  3. Расширять кругозор.
  4. Развивать языковой анализ и синтез.
  5. Обогащать словарный запас.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать чувство патриотизма, взаимопомощи.
  2. Воспитывать умение работать в коллективе.

Развивающие:

  1. Развивать речь.
  2. Развивать память, внимание, мышление.
  3. Развивать познавательный интерес.

Оборудование:доска, компьютер, телевизор, диск с презентацией, учебник, рабочие листы.

Ход урока:

II. Организационный момент.

Логопед:- Наш урок проходит в преддверии праздника «День защитника Отечества».

- А кто такие защитники? Что значит Отечество?

- Подберите слова - синонимы к слову защитник.  (Воин, солдат,  боец,  военный).

- Быть воином, защитником очень почетно.

Слайд 2.

Логопед:- На слайде написаны выражения.Прочитайте их. Можно ли их связать со словом воин?

Слайд 3.

- Значения этих выражений перепутались. Исправьте ошибки: найдите правильные объяснения.

Плечом к плечу – совсем рядом, очень близко, один возле другого. 

Рука об руку – вместе, как единомышленники.

Не щадя живота своего –самоотверженно, рискуя жизнью; не жалея жизни.

Падать дождем – обрушиваться.

Боевое крещение –   первое участие в бою.

Ломаться как солома – легко.

Учитель:

- При чтении этих выражений у вас, наверное, представили картины из истории России, из жизни наших предков. Кто такие предки? Кто были наши предки? (Славяне).

  1. Повторение пройденного.

Учитель:- Давайте вспомним, о чем мы сейчас говорим на уроках окружающего мира? (О России, о прошлом).

Слайд 4.

Учитель:- А сейчас мы оказываемся на территории Русского государства времен Ивана Калиты. На слайде дата. Какой это век? От кого в это время исходила опасность? (От татаро-монголов).

- Почему северо-восточные земли были наиболее безопасными для жизни? (Они были удалены от Орды).

Слайд 5.

Учитель:Проверка домашнего задания.

- Чем известен Иван Калита?

- Почему он получил такое прозвище?

- Какую роль сыграли личные качества Ивана Калиты в успехе его правления?

- Расскажите о Москве времен правления Ивана Калиты.

Оценка детей.

Слайд 6.

Учитель:- Как вы думаете, легко ли жилось людям в те времена на Руси?

- Выберите дату, когда на страну напали татаро-монголы. (1237г.)

- В каком году окончательно установилось татаро-монгольское иго? (1240г.)

- Что это значило? (Монголы часто совершали набеги, собирали дань, русские князья получали от правителя Орды разрешение на княжение).

Логопед: - Как называлось разрешение на княжение, вы узнаете, собрав слово из геометрических фигур. (Ярлык).

- Проходит более 100 лети наступает 1359 г.

Логопед:- Прочитайте текст: «Московским князем становится внук Ивана Калиты князь Дмитрий. При Дмитрии Ивановиче Московское княжество укрепилось и возвысилось. Другие князья признали силу князя Дмитрия и стали с ним заодно. Дмитрий Иванович отказывается платить дань Орде».

Учитель:- Положите перед собой рабочие листы. Выполните задание №1: соедините части предложений из первого столбика с частями из второго столбика. Прочитайте, что у вас получилось.Проверьте по « ключу». (1. В первые десятилетия после похода хана Батыя на Русь дань собирали монгольские баскаки. 2. Со времен Ивана Калиты русские уже сами собирали дань со своих земель. 3. Во время княжения внука Калиты Дмитрия Ивановича стали собирать меньше дани и задерживать ее отправку в Золотую Орду.)

- Как мог отреагировать на это хан Золотой Орды? Откройте учебник на стр.70 и прочитайте второй абзац.

- Кто такой Мамай? Как он решил наказать Русь?

Слайд 7.

Физминутка.

III. Сообщение темы урока, постановка проблемы.

Учитель: - Сегодня мы узнаем, как Русь нанесла первый сокрушительный удар татаро-монголам.

 Слайд 8.

 - Прочитайте название темы: «Куликовская битва».

- На какие вопросы вы бы хотели найти ответ на уроке?

1. Почему битва так названа?

2. С кем она была?

3. Почему сражение произошло?

4. Где она была?

5. Кто победил в битве?

Слайд 9.

- Итак, хан Золотой Орды Мамай стал готовиться к походу на Русь. Перед началом выступления Мамай разослал по всем владениям приказ.

- Хотите знать, что за приказ?

Логопед: - Приказ Мамая вы сможете прочитать, расшифровав его по ключу.  (Упражнение «Морской бой».) («Пусть никто не смеет сеять хлеб, готовьтесь на хлеба в русской земле».)

Учитель: -  Как понять эти слова? (Не надо сеять, Русь будет разорена.Мамай был уверен в победе.)

Слайд 10.

- Дмитрий Иванович тоже стал собирать войско. Он разослал гонцов, и за 30 дней собралось столько воинов, сколько еще никогда не собиралось на Руси.

Учитель:- Рассмотрите слайд. Как вы думаете, вооружение у воинов было легким или тяжелым? С головы до ног воины были покрыты доспехами из меди и железа.

Главным наступательным оружием были стрелы и копья. Как назывались доспехи нам поможет узнать логопед.

Логопед: - Для этого надо расшифровать названия по слоговой таблице. На тело надевали железные панцири, кольчуги. Использовались дощатые кафтаны. На голове носили шлемс кольчужной сеткой.

Слайд 11.

Учитель: - Представьте, что вы перед началом решающей битвы. У вас на рабочих листах цветовая палитра. Попробуйте определить «цвет» настроения князя перед сражением. Подчеркните выбранное слово. А теперь посмотрите на значения цветов в палитре и сравните с выбранными.

КРАСНЫЙ – возбуждение;

ЗЕЛЕНЫЙ – чувство спокойствия;

РОЗОВЫЙ – чувство счастья;

КОРИЧНЕВЫЙ – чувство угнетения;

ЖЕЛТЫЙ – чувство уверенности.

- Какие бы  вы цвета сейчас выбрали, чтобы выразить настроение перед битвой.

Слайд 12.

Логопед: - По древнему обычаю перед выступлением князь отправился за советом и благословением в Троицкий монастырь.

- К кому он обратился вы узнаете, прочитав слова по шифру. (Сергий Радонежский).

- Кто это такой? Расскажите о нем.

- В 2014 г. Исполняется 700 лет со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.

Учитель: - И у толпы, притихшей на глазах,

                  Встал Дмитрий пред игуменом на колени,

                  И получил его благословенье:

                  - Иди!

                  Да не коснется сердца страх.

                  Ты вернешься скоро!..

                  И двух богатырей измерил взором:

                  - Вот иноки – сподвижники тебе.

Слайд 13.

Учитель:- Рассмотрите картину.

- Как вы думаете, одинаковы ли здесь воины по званию, по происхождению?

- Все, и знатные, и простые люди выступили за свою Родину.

- Тихий теплый ветер колыхал стяги. Всюду виднелись шлемы, блистали кольчуги, мечи и сабли, мелькали копья, секиры, луки. Войско двинулось тремя дорогами. Как вы думаете почему? (Оно было очень большим, около 300000 воинов). Кто восседает впереди на белом коне? (Князь Дмитрий Иванович).

-Русское войско вышло к реке Дон. Встал князь и думает, здесь ли остаться или переправиться через реку?

- В ночь на 8 сентября 1380 г. русское войско переправилось через реку Дон, там где в нее впадает река Непрядва. После переправы князь дает приказ – сжечь мосты. Почему? Выберите возможный вариант ответа:

1. Чтобы никто не думал о возможности отступления.

2. Чтобы войско противника не смогло зайти в тыл русскому войску.

- И сказал князь: «А теперь – разобрать мосты! Назад нам пути нет!

Слайд 14.

Логопед: - Оказались наши воины на большом Куликовом поле. От какого слова получило название поле вы узнаете, прочитав только буквы русского алфавита.  (Кулига).

- Считается, что название Куликово пошло от названия дальней пашни – кулиги. Кулига – новь, раскорчеванное место, участок земли, угодье.

Учитель: - Это место ограничивалось Доном, Непрядвой и покрыто зарослями кустарника. Почему князь Дмитрий избрал именно Куликово поле для сражения с Мамаем, вы поймете, пронумеровав предложения.

Слайд 15.

Учитель: -  Сражение началось 8 сентября 1380 г.

 - Как говорит предание, битва началась с поединка двух богатырей. Навстречу ордынскому воину Челубею выехал инок Сергия Радонежского по имени Пересвет. Съехались, ударились копьями. Свалился замертво ордынец, насквозь был пронзен и Пересвет.

Слайд 16.

Учитель:- Рассмотрите схему. Какие полки в центре? (Передовые и большие полки, с флангов – полк левой и правой руки). А отборная русская рать засела в дубраве в засаде.

Слайд 17.

Учитель: - И тут же русские и ордынские полки сошлись в схватке. Стрелы падали дождем, копья ломались как солома. Молниями сверкали на солнце мечи. Ордынцы начали наступать на передовой полк. Все меньше воинов в передовом полку, им на помощь двинулся большой полк. Тогда Мамай перенес удар на левый фланг. Между тем засадный полк продолжал стоять в дубраве и в битву не вступал. С тревогой следили воины, как бились русские удальцы. Низко опускают они головы, когда татары крючьями стаскивали их братьев с коней на землю, радостно вздыхали, когда начинали гулять русские сабли по бритым татарским головам.

- Страшен был набег ордынской конницы, и полк левой руки начал отступать. Но тут из засады и вышли дружины. Это произошло так стремительно и внезапно, что ордынцы растерялись, русские стали их теснить и обратили в бегство.

Учитель: - А что же князь? Многие говорили, что он не должен впереди войска драться, он должен в стороне наблюдать. Как вы думаете, князь Дмитрий так и сделал? Нет. Он отдал своему товарищу одежду и коня (и товарищ тот был убит одним из первых), а сам сражался как рядовой воин. Сражение закончилось победой русских войск.

Слайд 18.

Учитель: - Посмотрите, какое настроение у воинов. К чувству торжества и радости примешивается горечь и скорбь. Почему? Многие славные сыны Руси полегли во время битвы. 8 дней хоронили погибших.

- Хоть и выиграли русские Куликовскую битву, но снова пришлось им платить дань Орде. А вступать в новую битву не было сил.

- Тогда в чем же значение битвы? (Люди поняли, что могут победить и придет время и татаро-монгольское иго падет).

IV.   Подведение итогов.

Слайд 19.

Учитель: - Чему учит нас эта страница истории? (Быть смелыми, решительными, дружными.Сообща можно победить любого врага).

- На какие вопросы мы хотели найти ответы? Вспомните.

1. Почему битва так названа?

2. С кем она была?

3. Почему сражение произошло?

4. Где она была?

5. Кто победил в битве?

- Как сражались наши воины? Вспомните  и назовите выражения, которые мы объясняли в начале урока. (Рука об руку. Плечом к плечу. Не щадя живота своего.)

Логопед:- Залогом  общей победы является одно важное чувство. Узнаете его, разгадав дома кроссворд. Это будет вашим домашним заданием.

Учитель:- Понравился вам урок?

- На доске «смайлики». Выберите наиболее подходящие к вашему настроению. Поставьте фишки напротив.

- Спасибо.

Слайд 20.

- Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мы в семье"Бинарный урок УМК «Перспектива», 1 класс (окружающий мир, ДНК, внеклассная работа)

Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние,  но и близкие родственники. Изучение ...

Бинарный урок (окружающий мир + информатика) 4 класс. Обобщающий урок: «Россия 14 – 16 веков».

Бинарный урок по окружающему миру и информатике в 4 классе. Программа "Школа России"...

Бинарный урок "В гости к зиме" русский язык и окружающий мир

Презентация к уроку "В гости к зиме".  Районный конкурс "Педагогических достижения"...

Бинарный урок (окружающий мир + английский язык) на тему "Здоровое питание"

Бинарный урок (окружающий мир + английский язык) на тему "Здоровое питание"   Цели: обобщить знания детей о здоровом питании как одной из составляющих здорового образа жизни; закрепить и об...

Бинарный урок окружающий мир и музыка 3 класс "19 век - золотой век русской культуры"

Создание у учащихся представлений о российской культуре 19 века, обратив их внимание на ту атмосферу, в которой создавались выдающиеся произведения; продолжить формирование общего понятия о культуре к...

Бинарный урок (окружающий мир + английский язык) в 4 классе по теме «Seasons and weather»

Урок разработан на основе учебника английского языка "Brilliant" для 4 класса, автор Комарова Ю. А.Тип урока: комбинированныйЦель урока: контроль усвоения и активизация пройденного лексико-г...

Урок окружающего мира, урок изобразительного искусства, бинарный урок. Тема "Вода. Свойства воды"

Данный бинарный урок для 3 класса я разработала и провела в рамках конкурса институционного этапа  «Мой лучший урок: урок формирования функциональной грамотности». Тема урока "Во...