Урок окружающего мира "Кладовые земли" 4 класс Программа Гармония
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок о полезных ископаемых. Полезные ископаемые нашей области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_poleznye_iskopaemye.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по окружающему миру в 4-м классе на тему "Кладовые земли"

Цели урока: 

1. Приобрести знания о свойствах полезных ископаемых; о  том,  где добываются полезные ископаемые.

Полезные ископаемые ЕАО.

2. Обобщить сведения о полезных ископаемых наиболее ценных в народном хозяйстве (каменный уголь, нефть, железо, руда);

3. Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы;

4. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Ход урока

1.Переход к новой теме. Актуализация знаний.

- Что у вас находится под ногами во время путешествия?

(земля, вода, песок, глина, камни, драгоценные камни)

- А использует ли это человек?

Читаем тему урока.

Слайд № 1

Кладовые земли.

- Как вы понимает слова “кладовые земли”? (дети отвечают)

На доске появляются слова: Кладовые земли,

Подземные богатства
Сокровища недр
Подземные клады.
Полезные ископаемые

- На какие вопросы, вы сегодня можете ответить на уроке?

- Какие  бывают полезные ископаемые?

-Почему они называются полезными?

-Где они находятся?

-то и как их находит?

-Ответы детей.

-Экран презентация.

Слайд № 2

То что человек использует  называется полезными ископаемыми.

Горные породы, добываемые из недр Земли используемые человеком, называются  полезными ископаемыми. ( на доску)

Показываю плакат с полезными ископаемыми.

– Если бы нам удалось собрать все закопанные клады с золотом, серебром, драгоценными камнями, то в сравнении с богатствами, которые запасла под землей сама природа, наши находки оказались бы сущим пустяком. Без сундуков, шкатулок, ларцов с сокровищами можно обойтись. А вот без полезных ископаемых людям пришлось бы плохо.

3. Какие бывают полезные ископаемые.

-Работа в группах (7 групп) по 4 парты

По описанию узнать полезное ископаемое. На столах лежат наборы полезных ископаемых.

Дети получают карточку и отгадывают о чём идет речь.

Уголь:

Из зарослей папоротника превратился в пласты ….. Руки от него становятся чёрные, при горении выделяет много тепла. Добывается в шахтах и карьерах.


Железная руда.

Посмотрите на молоток и гвозди, чайник и утюг, сковородку и газовую плиту, автомобили и самолеты. Все эти предметы сделаны из неё. Это плотное, мелкозернистое вещество, тяжелее гранита, очень прочная, имеет красноватый оттенок.  Важное  её свойство - это плавкость.  


Известняк и мел.

Это камень, чаще белого или светло-серого цвета, состоит из мелких частичек, останков скелетов древних животных, скрепленных между собой. Он плотный, тяжелее воды. Используют как строительный материал, для скрепления строительных материалов, побелки помещений, можно использовать в качестве удобрений. Им  мы пишем на доске, но особенно широко его используют в строительстве.

Песок.


- Добывается для строительства дорог, приготовления цемента и бетона, из него выплавляют стекло, сыпучий.

Торф.

Он тёмно- коричневого цвета, состоит из остатков отмерших растений, он лёгкий. Он хорошо горит.

Дети отгадывают, на экране презентация.

- А теперь скажите, в каком состоянии находятся все эти  полезные ископаемые?

- А какие ещё могут быть полезные ископаемые, вы узнаете в учебнике на странице 82.

Полезные ископаемые

Твёрдые               Жидкие                          Газообразные

-Какие ископаемые относятся твёрдым ископаемым?

- Какие к жидким ?

-Какие к газообразным?

-Ребята, скажите вы уже узнали, где и как  добывают полезные ископаемые, какие приборы используют люди?

4. Работа с учебником. ( на экран)

1-ряд читает с 83

2-ряд читает с 84

3- ряд читает стр 85-86

- Что вы узнали читая статью учебника.

-Дети рассказывают.

-Как добывают полезные ископаемые? Какие приборы используют?

-Каким способом добывают?

-Когда вы отгадывали названия полезных ископаемых, на карточках с названиями были рисунки, кто догадался, что они обозначают?

(Это условные обозначения)

-Для чего они нужны?

-Где их используют? Где вы их видели?

5. Работа с картой.

Откройте форзац.

-Как называется карта, что вы на ней видите?

-Какие наиболее крупные месторождения полезных ископаемых есть на территории нашей Родины?

Железная руда- Северный и Южный Урал,

Каменный уголь- Северный Урал,

Природный газ- Север Тюменской области,

Золото – Север Иркутской области.

-Где находится наша ЕАО?

(Показывают на карте)

-На экране появляется карта ЕАО.

-Как вы думаете на территории нашей области есть полезные ископаемы?

6. Какими полезными ископаемыми богата наша область?.

Ребята  нашего класса провели поисковую работу, поработали в Интернете школьной библиотеки.

Побывали в ИКАРПЕ  (институт  комплексного анализа региональных проблем)

Посетили краеведческий  музей

Презентация

 фотографии

Железная руда

Каменный уголь

Пески стекольные

Песчано-гравийный материал

Известняк

Торф

Глины

Золото

  Горючие газы

Нефть

Работа в группе.

Вы получаете листы для работы, это ваш проект.

По  инструкции составляете сообщение на тему Полезные ископаемые.

Затем состоится защита, лучшее выступление будет показано воспитанникам детского сада № 29.

Инстукция:

1. Запиши 3-4 названия полезных ископаемых.

2. Где они находятся?

3. Каким способом их добывают?

4. Где используют?

 Договоритесь, кто будет выступать?

Итог урока:

Выбираем лучшее выступление.

Кладовая нашей земли богата, но нельзя забывать, что хороший хозяин  должен бережно относится к своему богатству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру 3 класс программа Гармония" "Уклад жизни на Руси"

Задачи этого урока - сформировать представление о том, как была организована жизнь далёких предков, кто управлял их жизнью; познакомить с разнообразием жилищ; показать зависимость устройства жизни от ...

Тест по окружающему миру 4 класс (Программа "Гармония")

Тест по первому разделу "Ориентирование в пространствеи во времени"...

конспект урока Окружающий мир 1 класс программа Гармония Многообразие растений

Конспект урока с презентацией, содержащей материал по разнообразию растений Забайкальского края...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс программа «Гармония».

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс программа «Гармония»....

Календарно тематическое планирование по окружающему миру 3 класс программа Гармония.

Календарно тематическое планирование по окружающему миру 3 класс программа Гармония составлена на основе основной общеобразователтьной программы с учётом стандартов второго поколения и предназначена д...

Тематическое планирование по окружающему миру 3 класс программа "Гармония"

Тематическое планирование по окружающему миру 3 класс программа "Гармония" составлена на основе основной государственной общеобразовательной программы с учётом стандартов второго поколения....

конспект интегрированного урока по окружающему миру, 1 класс, программа "Гармония". Тема: "Покормите птиц зимой"

Обобщить накопленные жизненные наблюдения детей о зимующих птицах. Расширять и закрепить знания детей о перелетных и зимующих птицах....