Текст к фрагменту урока "Кит-убийца"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Саменкова Ольга Валерьяновна

Предварительный просмотр:

                В течение тысячелетий  человечество волнует библейская история о том, как за непослушание пророк Иона был проглочен китом. Возможно, конечно, что это всего лишь легенда, однако, интересен  вопрос: могло ли все это случиться на самом деле?

                Известный немецкий зоолог Альфред Брем решил изучить всех-всех китов, обитающих на Земле, и доказать, что история о ките и пророке Ионе – не  сказка. Для начала ученый определил, каким должен быть подобный гигант. По преданию кит должен жить в Средиземном море. Кроме того, добычу он должен был заглатывать целиком, не повреждая ее своими огромными зубами. У гигантского кита должно быть широченное горло и огромный желудок, но без пищеварительных кислот. Иначе обед постепенно начнет растворяться в желудке, наподобие сахара в стакане чая.

                Брем внимательно изучил 27 видов зубатых китов-дельфинов и 16  видов беззубых китов-гигантов и среди них обратил внимание на дельфина-косатку, или орку. И что же оказалось? Орка – не только самый красивый, но и самый прожорливый и кровожадный кит. Его считают по праву морским чудовищем. Потомки этих китов обитают сейчас в северных районах Атлантического и Тихого океанов. Но в книгах древнеримских ученых

можно прочитать, что такие чудовища обитали и в Средиземном

море. Орки, как и другие дельфины, часто сопровождали корабли и

заглатывали все, что с них выбрасывалось. У дельфина-косатки очень

много острых зубов (до 240 штук). Однако добычу он глотает целиком,

не перемалывая зубами. Длина его более 10 метров, масса доходит до

8 тонн, а горло такое широкое, что через него может легко проскочить

не только человек, но и обычный дельфин, массой в 300 кг.

                Как многокомнатная квартира желудок дельфина-косатки

состоит из отдельных комнат. Первое отделение желудка – это большой

«склад» для пищи. Его стенки покрыты толстым роговым слоем кожи.

Здесь нет пищеварительных желез, нет кислот, стенки не движутся.

Известен случай, когда один китобой поймал огромного орку. Оказалось,

что эта косатка пообедала 12 тюленями и 13 дельфинами. Общий

вес обеда составил 50 центнеров! Что же происходит с гостями желудка потом? После  наполнения первого его отделения открывается дверка во второе,  которое можно назвать «дробилкой». Здесь начинается грубое дробление пищи при помощи движущихся стенок. Затем следует третье отделение желудка, или «лаборатория». Здесь заканчивается химическая обработка пищи.

                Таким образом, Альфред Брем доказал, что орка вполне может

быть тем самым «большим китом», который проглотил пророка Иону.

Задание 1. К какому из перечисленных ниже текстов ты бы отнес прочитанный текст? Обведи правильную, по твоему мнению, букву ответа.

А. Сказка                                                Б. Легенда

В. Научно-популярный текст                Г. Инструкция

Д. Повесть                                        Е. Не знаю

Описание этапа исследования

Номера абзацев

  1.  постановка проблемы

  1. гипотеза

  1. описание хода исследования

  1. описание и объяснение полученных фактов

  1. вывод

Таблица. На них охотится дельфин-косатка

Название

Изображение

Длина

Масса

Скорость

Где встречаются

Млекопитающие, китообразные

Белуха

до 6 м

до 2 т

до 50 км/ч

в арктических морях и среди льдов, часто входят в реки Обь, Енисей, Лену, Амур

Кашалот

до 20 м

до 70 т

до 30 км/ч

во всех океанах и открытых морях, кроме арктических

Гренланд-ский кит

до 20 м

до 120 т

до 20 км/ч

в арктических моря

Млекопитающие, ластоногие

Гренланд-ский тюлень

до 2 м

до

150 кг

до 25 км/ч

в арктических морях

Вопрос 1. Назови в таблице  животных, которые тяжелее дельфина-косатки.

Вопрос 2.Назови животного с самыми маленькими размерами.

Вопрос3. Назови самого быстрого из перечисленных животных.

Д/З . По выбору.1.Составить по таблице №3 задачу и решить ее.

                              2.Какие еще бывают косатки ? Приготовить сообщение.

                              3. Найти в научно – популярной литературе сведения о месте обитания косаток и обозначить на контурной карте. ( на экране)



Предварительный просмотр:

Интегрированный  фрагмент урока по  литературному чтению, окружающему миру по тексту «Кит- убийца».

Цель: Расширение и обогащение знаний о самом большом млекопитающем на Земле через анализ научно – популярного текста.

Задачи: 1) Выявление сформированности исследовательских навыков при работе с текстом.

2) Формирование творческой инициативы при работе с текстом.

3) Развитие коммуникативных навыков при работе с текстом.

  1. Орг. момент.
  2. Назовите самое большое млекопитающее на Земле.

Что вы о нем знаете? (ответы детей)

Существует легенда, в которой рассказывается о том, как пророк Иона не выполнил задание Бога, ослушался его. Иона отправился на корабле в плавание. На море разыгралась страшная буря. Моряки обратились к Богу о пощаде. Бог сказал , что буря утихнет, если на корабле не будет Ионы. Тогда они избавляются от него, выбросив  за борт корабля. Буря утихает. Иона в открытом море. Мимо проплывало огромное чудище. Оно и проглотило Иону. Три дня и три ночи

Просидел Иона во чреве этого животного, неустанно молясь Богу о спасении. На третий день  Чудище выплюнуло Иону на берег живого и невредимого.

Этой легендой заинтересовался немецкий ученый зоолог Альфред Брем. Что могло его заинтересовать? (ответы детей)

3. Чтение текста.

Так о ком этот текст? (о дельфине –косатке)

Косатка – китообразное хищное морское млекопитающее вида дельфинов. ( на экране)

Отряд – китообразные                    на экране иллюстрацию

Семейство – дельфиновые

Род – косатки

Вид - орка

Что удивило? (ответы детей)

Какие непонятные слова встретились в тексте?

Зоолог – специалист по зоологии, науке о животных.

Задание на внимательного читателя: что означают эти числа в тексте? ( 240, 10, 8, )

Задание №1. (на экране)

К какому из перечисленных ниже текстов ты бы отнес этот текст?

(См. Приложение№2.)

Сказка                                             Легенда

Научно-популярный текст            Инструкция

Повесть                                            Не знаю          

                                                           

Это научно популярный текст, т. к. упоминается фамилия ученого зоолога Альфреда Брема, указаны географические названия .

Задание №2. (на экране)

В тексте «Кит- убийца» описано исследование, проведенное немецким зоологом Альфредом Бремом. Как и в любом исследовании в нем есть: постановка проблемы, гипотеза, описание хода исследования, описание полученных фактов и их объяснение, вывод.

Укажи,  в каких абзацах в тексте описан каждый из этапов. Ответ дай в виде таблицы. ( см. Приложение №3)

(Дети самостоятельно заполняют таблицу,

                                                                         после чего сравнивают с экраном)

Назовите проблему.

Прочитайте гипотезу. Найдите описание желудка дельфина - косатки и прочитайте. Что удивило в устройстве этого желудка? (ответы детей)

Задание №3.( на экране)

Прочитай таблицу и ответь на вопросы.( фронтальный опрос)

(см. Приложение №4).

Вопрос 1. Назови в таблице  животных, которые тяжелее дельфина-косатки.

Вопрос 2.Назови животного с самыми маленькими размерами.

Вопрос3. Назови самого быстрого из перечисленных животных.

Задание №4.(работа по контурной карте и на экране)

Обведи на карте те области, где встречается дельфин-косатка.

Оказывается, в этом тексте не совсем точно указаны места обитания косатки. И это будет одним из домашних заданий.

Итог урока. Что запомнилось с урока?

Д/З . По выбору.1.Составить по таблице №3 задачу и решить ее.

                              2.Какие еще бывают косатки ? Приготовить сообщение.

                              3. Найти в научно – популярной литературе сведения о месте обитания косаток и обозначить на контурной карте. ( на экране)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Анализ текста «Кит - убийца»

Слайд 2

«Кит - убийца» Косатка – китообразное хищное морское млекопитающее вида дельфинов.

Слайд 3

Отряд – китообразные Семейство – дельфиновые Род – косатки Вид - орка

Слайд 4

240 10 8

Слайд 5

К какому из перечисленных ниже текстов ты бы отнес этот текст? Сказка Легенда Научно-популярный текст Инструкция Повесть

Слайд 6

Пророк – Избранник Бога на земле, открывающий его волю и смысл истории – прошедшее, настоящее, будущее. Легенда - Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии. Зоолог - Ученый, изучающий животных

Слайд 7

Немецкий ученый зоолог Альфред Брем

Слайд 8

Описание этапа исследования Номера абзацев 1) постановка проблемы – 2) гипотеза 3) описание хода исследования 4) описание и объяснение полученных фактов 5) вывод 1 2 3 4 5

Слайд 9

Постановка проблемы За непослушание пророк Иона был проглочен китом. Могло ли это случиться на самом деле?

Слайд 10

Гипотеза Средиземное море. Добычу должен заглатывать целиком Широченное горло и огромный желудок

Слайд 11

Описание хода исследования Брем обратил внимание на дельфина-косатку, или орку . Добычу он глотает целиком, не перемалывая зубами, а горло такое широкое, что через него может легко проскочить человек.

Слайд 12

Описание и объяснение полученных фактов Как многокомнатная квартира желудок дельфина-косатки состоит из отдельных комнат. Первое отделение желудка – это большой «склад» для пищи. Второе- «дробилка». Третье отделение желудка- «лаборатория». Здесь заканчивается химическая обработка пищи

Слайд 13

Вывод Альфред Брем доказал, что орка вполне может быть тем самым «большим китом», который проглотил пророка Иону.

Слайд 14

Название Изображение Длина Масса Скорость Где встречаются Млекопитающие, китообразные Белуха до 6 м до 2 т до 50 км/ч в арктических морях и среди льдов, часто входят в реки Обь, Енис е й, Лену, Амур Кашалот до 20 м до 70 т до 30 км/ч во всех океанах и открытых морях, кроме арктических Гренланд-ский кит до 20 м до 120 т до 20 км/ч в арктических моря Млекопитающие, ластоногие Гренланд-ский тюлень до 2 м до 150 кг до 25 км/ч в арктических морях

Слайд 16

Домашнее задание По выбору. 1.Составить по таблице №3 задачу и решить ее. 2.Какие еще бывают косатки? Приготовить сообщение. 3. Найти в научно – популярной литературе дополнительные сведения о месте обитания косаток и обозначить на контурной карте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по информатике на тему: "Пересечение множеств. Текстовый редактор Word. Создание одинаковых фрагментов текста."

Пересечение множеств. Текстовый редактор Word. Создание одинаковых фрагментов текста....

Конспект урока “Пересечение множеств. Текстовый редактор Word. Создание одинаковых фрагментов текста” (3 класс)

Тема: “Пересечение множеств. Текстовый редактор Word.Создание одинаковых фрагментов текста”Цели: познакомить с понятием пересечение множеств; научиться создавать одинаковые фрагменты текст...

Конспект урока “Пересечение и объединение множеств. Текстовый редактор Word. Перемещение фрагментов текста” (3 класс)

Тема: “Пересечение и объединение множеств. Текстовый редактор Word.Перемещение фрагментов текста”Цели: отработать понятие пересечение множеств; изучить понятие объединение множеств; научит...

Фрагмент интегрированного урока русского языка и технологии "Развитие речи. Составление текста поздравительной открытки"

Размещённый ниже фрагмент интегрированного урока русского языка и технологии  "Развитие речи. Составление текста поздравительной открытки" предназначен для педагогов в качестве варианта...

Фрагмент урока математики (работа с текстом задачи) по теме "Вычитание числа из суммы"

Планируемые предметные результаты (этапа урока по решению задачи):Учащийся научится:выполнять краткую запись задачи;выбирать и обосновывать выбор действий для решения задачи;оценивать правильность ход...

Технологическая карта по информатики. Тема урока: «Отличительные признаки. Текстовый редактор Word:создание одинаковых фрагментов текста (копировать)», УМК «Школа 2100» (3 класс)

Тип урока: рефлексия Цель урока: создание условий для повторения понятия «Отличительные признаки»; формирование умения копировать текст в текстовом редакторе Word.Задачи урока Ди...