Урок окружающего мира в 1 классе "Птицы зимой"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Мизерная Елена Ивановна

Птицы зимой

         Цель: вспомнить отличия перелётных и зимующих птиц, дать представление о зимующих птицах и их значении зимой.

         Задачи: познакомить с мероприятиями по охране птиц. Развивать кругозор детей, речь, внимание, память. Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к родной  природе.

         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy_zimoy.rar2.81 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « СОШ № 1 г. Калининска Саратовской области»

КОНСПЕКТ УРОКА

ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

в 1 классе

«ПТИЦЫ ЗИМОЙ»

Разработала учитель начальных классов

МИЗЕРНАЯ ЕЛЕНА ИВАНОВНА

Птицы зимой

         Цель: вспомнить отличия перелётных и зимующих птиц, дать представление о зимующих птицах и их значении зимой.

         Задачи: познакомить с мероприятиями по охране птиц. Развивать кругозор детей, речь, внимание, память. Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к родной  природе.

        Оборудование : выставка рисунков, карточки для индивидуальной работы.  

Ход урока

         1 Орг. момент.

         2 Повторение пройденного материала.

         Давайте посмотрим на выставку ваших рисунков. Назовите птиц, которых вы узнали.  Ваши рисунки я развесила по разным сторонам доски. Как вы думаете, почему? (в одной стороне птицы перелётные, а в другой – зимующие)

         Чем отличаются перелётные птицы от зимующих? (перелётные на зиму улетают в тёплые края, а зимующие живут у нас круглый год или прилетают к нам на зиму)

          3Объявление темы урока.

Как вы думаете, о чём сегодня на уроке мы с вами будем говорить? Подсказкой вам послужит эта сторона доски (учитель показывает на выставку рисунков с зимующими в наших краях птицами). Где и когда мы можем встретить всех этих птиц? (ответы детей)

     Сегодня мы поговорим о зимующих птицах, о том, как они живут зимой, когда холодно и мало корма. Тема нашего урока звучит так «Птицы зимой» (1 слайд)

          4 Работа по теме урока.

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда-то дождались мы

Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет

Серебром окутан весь.

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь.

    Для начала давайте назовём птиц, зимующих в наших краях,  которых вы знаете. (2 слайд)

(воробей, синица, снегирь, дятел, глухарь, свиристель, сова).

    Какие из этих птиц живут в нашей местности круглый год? ( воробей, синица, дятел, глухарь, сова) Эти птицы называются зимующими. Т. е. они зимуют там же, где живут постоянно.

     А кто к нам прилетает из более северных мест? (снегирь, свиристель).Эти птицы называются перелётными, так же как и те  птицы, которые улетают от нас на юг. Только эти птицы прилетают к нам осенью, а весной улетают в северные края.

     Ребята, а почему некоторые птицы улетают от нас на юг? (предположения детей)

       Работа в тетради «Окружающий мир» с 37

Отметьте галочкой только тех птиц, которые зимуют в наших краях.

Проверьте себя (показ слайда)

      Осенью многие птицы улетают на юг, но большинство из них хорошо переносят холод, но так как зимой под снегом или льдом они не могут добыть себе пищу, поэтому не холод, а голод заставляет птиц улетать в тёплые края. Но есть и такие, которые остаются у нас, прилетают к нам. Эти птицы могут добыть себе пропитание и достаточно хорошо переносят зимние холода. К зиме их оперение становится более густым и пушистым, что не позволяет холоду проникнуть к тельцу птиц. Осенью птицы усиленно питаются, накапливая подкожный жир, что также помогает им не замёрзнуть.

А питаются они тем, что могут найти: семена, плоды и ягоды деревьев, дятел и поползень ищут насекомых в коре деревьев. Давайте послушаем сведения от некоторых птицах, живущих у нас зимой.

 (по ходу рассказа на 3 слайде появляются птицы, о которых говорят дети)

   СИНИЦЫ круглый год живут в лесах, парках и садах. Зимой они собираются в стайки и перебираются к жилью человека. Когда нет насекомых, синицы едят семена деревьев и кустарников, любят хлеб и сало.

   ВОРОБЬИ зимой держатся поближе к человеку. В сильные морозы они забиваются в щели домов и под крыши сараев, чтобы не замёрзнуть.

   ПОПОЛЗЕНЬ живёт у нас круглый год. Поползень ползает по стволам деревьев то вверх головой, то вниз головой, может поворачиваться на ходу и припрыгивать. Во время такого путешествия он добывает насекомых из коры дерева.  (Так бегать по стволу дерева, кроме поползня, никто не умеет. Зимой, когда в лесу становится голодно, поползень вместе с синицами прилетает к человеческому жилью. Есть он будет всё, что сможет найти, а если найдет кормушку с семенами, то он будет перетаскивать их, прятать и делать запасы)

   ВОРОНЫ в зимнее время переселяются в ближайшие города и деревни. Здесь они кормятся остатками пищи и всякими отбросами. Поэтому их часто можно видеть на городской свалке.

   СВИРИСТЕЛЬ – таёжный житель, но к нам он прилетает из-за любви к плодам рябины и калины. Когда свиристель поёт, то кажется, что кто-то на старинной дудочке свирели играет.

   СНЕГИРИ прилетают к нам из северных лесов.  Их появление всегда связано с первым снегом, отсюда и их название. За тихую песенку снегирей называют тихопевами.

      5 Физминутка

Лебеди летят,

Крыльями шумят,

Прогнулись над водой,

Качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться

И очень бесшумно на место садятся

     6 Рубрика «Интересное из жизни птиц»

(сценку показывают двое детей в масках птиц)

Дятел: Что ты, клёст, кричишь? Обидел тебя кто-то*

Клёст: да нет, я просто радуюсь.

Дятел: Нашёл время радоваться!

Клёст: Как раз самое время. У меня в гнезде птенчики вылупились, и такие хорошенькие!

Дятел: В такой мороз птенцы? Да они замёрзнут.

Клёст: Нет, я им еловых веток натаскал, а клестиха-мать греет иг вроде печки. Им тепло и сытно, а от моей песенки ещё и весело.

   Да, ребята, клесты выводят птенцов зимой, вот такие это особенные птицы.

    7 Работа по теме.

Итак, мы познакомились с некоторыми птицами, зимующими в наших краях, рассмотрели их. Для того, чтобы летом в лесах и парках было много птиц, мы должны помочь им сейчас, зимой. А летом они отблагодарят нас, поедая насекомых-вредителей. Чем же мы можем им помочь? Давайте посмотрим на слайд и отгадаем загадку.

Что за стол среди берёз

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом. (кормушка)

   Чем же люди могут помочь зимой птицам? (сделать кормушки и подкармливать птиц)

  Посмотрите на кормушки, которые я принесла сегодня на урок. Скажите из чего они сделаны? (фанера, пакет из под молока, пластиковая бутылка).

Назовите в чем преимущество каждой кормушки. (Кормушки из бутылки и пакета хороши для 1 птички, Нои защищены от снега и дождя «крышей», на кормушку из фанеры может прилететь стайка птиц, она также защищена крышей, бортики по краям кормушки не дадут ветру снести корм)

         Давайте рассмотрим кормушки в тетради «Наблюдаем и трудимся». Скажите какая кормушка для птиц более удобна? Почему вы так думаете? (предположения детей)

       Чтение текста в тетради.

Из чего можно сделать кормушки? У кого из вас есть кормушка?  Где она у вас висит?

  А сейчас давайте посмотрим на листочки, которые лежат у вас на столах . Что вы на них видите? (снегиря, свиристель, синицу, ворону) 

Внимательно послушайте задание.

Ребята пошли в лес и взяли с собой корм для птиц: тыквенные семечки, сушёные ягоды рябины, кусочек сала и большой сухарь. На опушке леса они увидели стайки синиц и снегирей, свиристель и ворону.

Подумайте, как ребята разделили угощенья.

Учти: для синицы сухарь слишком тяжёл,

          снегири не любят сало,

          свиристели обожают рябину,

          а ворона готова поживиться всем.

На ваших партах вы видите маленькие рисунки с кормом для птиц. Разложите подходящий  птицам корм на ваших листах.

(самостоятельная работа детей)

Чем вы угостили ворону, синицу, свиристель, снегиря?

Проверьте себя(на слайде)

      Зима – суровое время для всех животных, в том числе и для птиц. Не так сложно сделать кормушку и насыпать туда горсть какого-либо корма. Этим мы помогаем и птицам, и себе. Попросите родителей помочь вам сделать кормушку для птиц. Повесьте её рядом со своим окном или во дворе своего дома. Вы увидите, как приятно вам будет, когда птицы прилетят на ваше угощение. И не забывайте периодически пополнять кормушку свежим кормом.

    8 Подведение итогов урока

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Чем мы на уроке занимались?

Объявление детей, заработавших на уроке поощрения в виде звёздочек.