В гостях у зимующих птиц.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Терентьева Наталья Викторовна

Внеклассное мероприятие, дающее представление о жизни птиц зимой, воспитывающее бережное отношение к птицам, знакомящее с мероприятиями по охране птиц в зимнее время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_v_gostyah_u_ptits.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов Терентьева Н.В. Внеклассное мероприятие «В гостях у зимующих птиц»

Внеклассное мероприятие

«В гостях у зимующих птиц».

Учитель начальных классов Терентьева Н.В.

   Цели: дать представление о жизни птиц зимой;

                воспитывать бережное отношение к птицам;

        познакомить с мероприятиями  по охране птиц в зимнее время.

Ход мероприятия.

   Дети входят под музыку в зал.

Учитель. -  Ребята, на уроке окружающего мира мы познакомились с  разнообразием животных, их размножением и развитием. Сегодня мы побываем в гостях у зимующих птиц. Но сначала мне хотелось бы узнать, какое сейчас время года?

  • Как вы догадались?
  • Зима на улице. Всё белым-бело! Вся живая природа готовилась к встрече с ней. Но все ли обитатели природы знают, что такое зима? Давайте на минутку представим себе, что мы понимаем язык птиц. Послушайте разговор Скворца и Цапли.

Появляются Скворец и Цапля.

Цапля.– Здравствуй, скворушка!

Скворец. – Что ты такая печальная, Цапля?

Цапля. – Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик, важно вышагивая, чирикал, что после тёплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть, это правда?

Скворец. – Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле

  холодной зимы. Везде одно лето.

Учитель. – Ребята, почему Скворец и Цапля утверждают, что нет на земле зимы?

    Давайте не на долго вернёмся в дождливую осень и исполним песню о скворушке, который прощался со своей Родиной.

     Исполнение песни «Скворушка прощается».

Сл. М. Ивенсен. Муз. Т. Попатенко.

1 куплет.

                                             Осень-непогодушка,

                                             Тополь пожелтел.

Вдруг на ветке скворушка

                                            Песенку запел.

Припев.

                                             Ветка чуть качается,

                                             Дождик не кончается,

Снами старый скворушка

                                            До весны прощается.

2 куплет.

В путь-дорогу дальнюю

                                              Скворушке лететь.

                                             Песенку прощальную

                                             Как ему не спеть!

Припев.

3 куплет.

Где ты солнце вешнее,

                                              Ясный небосвод!..

Над пустой скворечнею

                                              Скворушка поёт.

Припев.

Учитель. – Перелётные птицы прилетают к нам из южных стран, высиживают летом птенцов, а осенью отправляются зимовать на юг. Многие птицы улетают от нас на зиму за тридевять земель. Когда у нас зима, там цветут цветы. Иволги улетают в Китай, жаворонки, перепела кормятся в африканских степях, а в далёком Египте на большой реке Нил кормятся наши утки и цапли. А скворцы путешествуют во Францию, Италию и Англию.

    Но не все птицы покидают нас. Остаются синицы, поползни, сойки, сороки, вороны, воробьи…  Это осёдлые птицы. Они живут у нас круглый год. А в ноябре появляются гости с севера – снегири, щеглы, чечётки, свиристели. Все эти птицы кочующие. Закончив гнездовые дела, они собираются в небольшие стайки – и в путь, корм искать. Найдут птицы богатое кормом место, задержатся здесь, а потом дальше отправляются.

Ученица читает стихотворение.

                    К нам с ветрами прилетели

                    Стайки ярких свиристелей.

                    Прилетели свиристели,

            Песню севера запели.

            Пусть метель, как старый мельник,

                    Белит сосны, белит ельник –

                    Много ягод свиристелям

                    Заготовил можжевельник…

                    Есть крушина, есть калина,

                    Стынет в инее рябина.

                    Как пришла пора метелей,

                    Налетели свиристели,

                    Заскрипели, засвистели…

                Стук в дверь.

Учитель. – Кто там?

Голос за дверью. – Вам письмо.

    Учитель берёт письмо и читает:

«SOS! SOS! SOS! Спасите от смерти! На помощь!»

  • Кто же прислал нам это письмо?
  • Чтобы помочь птицам, сегодня мы вспомним, какие птицы у нас зимуют, чем кормятся. Как мы им можем помочь.

        Давайте мысленно перенесёмся в зимний лес. Погода прекрасная. Мороз и солнце. День чудесный! В лесу тихо.

    Звучит музыка. Две девочки читают стихи.

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром унизан весь,

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь.

Кто там ловко и упорно

Лазит острым клювом вниз?

Это поползень проворный

Перед стайкою синиц.

У опушки в старых ёлках

От зари и до зари

Разговор ведут чечётки,

Громко вторят снегири.

     Пёстрый дятел крикнет громко,

     Разогнав лесную тишь,

     А на вырубках, на липках,

     Отзовётся бойкий чиж.

     Я б могла ещё так много

     Про лесных сказать певцов,

     Как средь стужи и морозов

     Вывел клёст своих птенцов.

     Как с утра и до заката

     На репьях гостят щеглы,

     И торопятся куда-то

     Ярко-красные щуры.

     Как рассвет, встречая новый,

     Будит лес своих гостей.

     Не опишешь даже словом

     Красоту земли моей.

Во время чтения учитель показывает рисунки птиц.

Учитель. – Кроме названных в стихотворении птиц, у нас зимуют и хорошо вам известные. Какие? (сороки, вороны, воробьи, сойки, галки…)

   Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха и тепло ей под пухом и перьями. Краснеют гроздья рябины, и уж не пролетят мимо них стайки снегирей и свиристелей. Пёстрый дятел постучит по суку клювом, достанет из-под коры короеда, сорвёт шишку и полетит в свою кузницу долбить её. А ещё зимой в лесу есть удивительные птицы! Почему удивительные? Вот посмотрите.

Появляются Клёст и Дятел. Клёст радуется, визжит.

Клёст. – Клё-клё-клё!

Дятел. – Что ты, Клёст, визжишь? Обидели тебя, что ли?

Клёст. – Да нет, Дятел, это я радуюсь!

Дятел. – Нашёл время радоваться…

Клёст. – Как раз самое время, у меня в гнезде птенчики вывелись. И до чего же милы, до чего же хороши!

Дятел. – В такой-то мороз – птенцы! Да они замёрзнут.

Клёст. – Нет! Я им еловых веток натаскал, а клестиха-мать греет их, как печка. Им тепло и сытно, а от моей радости ещё и весело.

                                             Улетают.

Учитель. – Ребята, почему у клеста зимой птенцы выводятся?

                         Да, питаются эти птицы семенами еловых и сосновых шишек, которые образуются поздней осенью. Как раз к зиме корм есть. Весной малыши уже летают стайками. Но интереснее всего у клеста клюв – ни у кого такого нет, он у него крестом. Родятся эти птицы с прямым клювом, как и все остальные, но когда подрастают и начинают сами доставать семя из шишки, клюв меняется. Название этой птицы произошло от старого русского слова «клестить», что значит сжимать, сдавливать, стискивать.

        И всё же многие птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время метели, снегопада, сильного мороза. Из десяти синиц выживают только две. И чтобы помочь им, мы должны… А что мы должны?

        Ответы детей.

       Ученик читает стихотворение.

Но птицы!

Как холодно в воздухе им!

Поможем ли мы беззащитным таким?

Поможем!

Их надо кормить,

И тогда

Им будет легко

Пережить холода.

Учитель. – Чем же кормятся птицы?

                          Подробнее об этом можно узнать вот по этой таблице.

 

Учитель показывает таблицу.

Выходит повелитель птиц.

Повелитель птиц. – Я повелитель птиц! Захочу – и птицы сами ко мне прилетят. Захочу – прилетят голуби и воробьи. Захочу – синицы. Захочу – явятся красногрудые снегири и хохлатые свиристели. Все явятся – стоит лишь захотеть!

         Нет, я не волшебник. И у меня нет волшебной палочки. Но зато у меня есть волшебная полочка.

        На вид полочка очень проста: простая фанерка с простыми деревянными бортиками. Надо только сделать её, а потом выставить за окно, насыпать крупы и крошек. И полочка сразу станет волшебной. На неё сразу же прилетят голуби и воробьи.

       А если вы положите на полочку кусочек несолёного сала или кожуру от него, к вам прилетят синицы.  А положите кисти рябины – слетятся свиристели и снегири.

Учитель. – Как вы поняли, мы должны помочь птицам. Многие из вас сделали для птиц кормушки.

    Но не всегда  птички довольны  нашими семенами. Давайте послушаем последние новости, которые принесла сорока и узнаем какие жалобы  пишут зимой  лапками, клювиком, хвостиком на снегу птицы.

   Вылетают птицы.

Сорока. – Тра-та-та-та-та! Что я видела, что слышала!  Ребята птицам устроили прекрасную столовую – большую, бесплатную, с самообслуживанием. А они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут, привередничают и капризничают.

Щегол. – Семечки и конопля в столовой недавленные. Клюв сломаешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.

Воробей. – Ой-ой-ой! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера корм раскапывал. Хорошо бы ребятам навес сделать.

Синица. – Сало салу рознь! Для нас, синиц, правильно вывесить несолёное. От солёного у птиц животы болят.

Клёст. – Остался голодный, обед ветром сдуло. Плохо, когда кормушка без бортиков!

Снегирь. – А где семена сорняков? Где рябина, калина, бузина, где арбузные и дынные семечки?

Сорока. – Тра-та-та-та-та! Ой, что-то будет, ой, кто-то рассердится!

Учитель. – Успокойтесь, птицы! Всё будет в порядке. Посмотрите, какие кормушки сделали ребята. И крыша, и бортики есть. (Показ кормушек.)

А вы, ребята, запомните, на что жалуются птицы  и постарайтесь их не обижать.     

  Ученик читает стихотворение.

Покормите птиц зимой,

Чт б со всех концов

К вам слетелись, как домой

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Гость одна нужна.

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Приручите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Учитель. – Самый частый гость на наших кормушках – воробей. Давайте споём о нём песню.

   Исполнение песни «Всем нужны друзья».

Сл. П.Синявского. Муз. З.Компанейца.

1 куплет.

Мне не нужно ни игрушек,

Ни цветных карандашей,

Потому что у кормушки

Поселился воробей.

Только слушался бы лучше

Этот хитрый озорник,

Я решил на всякий случай

Птичий выучить язык.

Припев.

Чирик-чик-чик,

Чирик-чик-чик

Всем нужны друзья.

Чирик-чик-чик,

Чирик-чик-чик

Даже воробьям.

2 куплет.

Сколько вкусных бутербродов

Искрошил в кормушку я.

Очень трудная работа –

Дрессировка воробья.

Но зато в районе нашем

Удивляется народ –

Воробей в присядку пляшет,

Бьёт в ладоши и поёт.

Припев...

3 куплет.

 С ним мы делимся обедом,

 Как положено друзьям.

Расчирикал он об этом

Всем знакомым воробьям.

Я им крошек дам послаще.

И недели не пройдёт _

Все увидят настоящий

Воробьиный хоровод.

Припев…

Учитель.  – Наши ребята подготовили сообщения о зимующих птицах.

(Показ выставки с сообщениями.)

     Послушайте некоторые из них.

  Дети рассказывают о свиристели, сойке, снегире, сороке.   

Свиристель.

     Свиристели прилетают в наши леса осенью из тайги и лесотундры. Летают они стайками по лесам, клюют калину, боярышник, шиповник, рябину. Они очень прожорливы и незаметно для себя оставляют в лесах семена боярышника, шиповника, крушины…

     Но уже в мае свиристели улетают обратно в тайгу и лесотундру. Там они вьют гнёзда изо мхов и лишайников, выводят своих птенцов.

Снегирь.

     Снегири появляются у нас с первым снегом. Это важные, гордые, большие, красногрудые птицы. За окном мороз, всё замело. И вдруг – как будто на новогодней ёлке вспыхнули яркие красные игрушки! Это стайка снегирей уселась на рябину и, тихо посвистывая, клюёт замёрзшие ягоды.

     Зато летом снегирей не увидишь в наших лесах: они улетают на север и там, в непроходимых лесах, выводят своих птенцов.

Сорока.

       Как только её не называют: и сорока-белобока, и исорока-воровка, - а без сороки скучно было бы и в берёзовой роще, и в еловом перелеске.

    Сорока красива. У неё чёрные перья с изумрудным отливом, белая грудь. Да, и умна она, сорока. Близко к себе не подпустит человека с ружьём.

     Перелетает с ветки на ветку и громко стрекочет, кричит – всех зверей предупреждает: охотник идёт! Вот какая она умница!

Учитель. – Итак, сегодня мы побывали в гостях у зимующих птиц. Какие же птицы не боятся зимы?

  (Ответы детей.)

   Посмотрите на книги, стоящие на выставке. Вы их можете посмотреть, почитать. Они помогут подробнее узнать о жизни птиц. Но это позднее. А сейчас отгадайте загадки.

Учитель с учеником загадывают загадки.

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

(Снегирь.)

Окраска – сероватая,

Повадка – вороватая.

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Это …

(Ворона.)

Чьи малыши в лесной глуши

В холод лютый раздеты, разуты?

(Клёст.)

Спинка зеленоватая,

Животиком желтоватая,

Чёрненькая шапочка

И полоска галстучка.

(Синица.)

Кто в беретке ярко-красной,

В чёрной курточке атласной.

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит.

(Дятел.)

Учитель. – Молодцы! Когда вы придёте домой, что сделаете первым делом?

 (Ответы детей.)

    Наша встреча с зимующими птицами закончилась. Но они не прощаются с вами. Если вы не будете забывать класть корм в кормушки, то птицы каждый день будут прилетать к вам в гости.

  Под музыку дети выходят из класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гости к зиме. Птицы зимой.

Данная презентация создана на весь урок. Некоторые слайды соединены в 1 слайд с целью уменьшения объема. Для использования придется просто раскидать все по местам....

"В гости к зиме. Птицы зимой"

Данная работа поможет раскидать слайды к презентации "В гости к зиме. Птицы зимой", которая была сжата и сокращена с целью уменьшения объема....

"В гостях у зимующих птиц"

Обобщить и закрепить представления детей о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц....

Внеклассное мероприятие "В гостях у зимующих птиц"

Представленное мероприятие влияет на развитие экологической культуры у учащихся начальных классов, привлекает внимание детей к проблеме подкормки зимующих птиц, вовлекает в практическую деятельность п...

В гостях у зимующих птиц.

Цель исследования:- изучить как птицы зимуют в нашей местности, чем они питаются и какую пользу они приносят.- обобщить и закрепить представления детей о зимующих птицах, условиях их жизни, роли челов...

"В гостях у зимующих птиц"

Материал  по экологическому воспитанию предназначен для педагогов  начальных классов коррекционных школ 1 и 2 вида, но может быть использован педагогами других коррекционных школ....