Внеклассное мероприятие "В гостях у зимующих птиц"
классный час (4 класс) по теме

Представленное мероприятие влияет на развитие экологической культуры у учащихся начальных классов, привлекает внимание детей к проблеме подкормки зимующих птиц, вовлекает в практическую деятельность по охране и защите птиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie.rar17.44 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «В ГОСТЯХ У ЗИМУЮЩИХ ПТИЦ»

Г.П. Львова

р.п. Новохоперский, Новохоперский район, Воронежская область,

МКОУ «Новохоперская СОШ №91»

Цель: уточнить знания учащихся о многообразии зимующих птиц, о видах кормушек и кормах, используемых для подкормки зимующих птиц, воспитывать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому.

Ход мероприятия

Ведущий.

Сегодня мы отправляемся в путешествие в удивительную страну.

- Кто живёт в ней? Прислушайтесь внимательно.

(Звучит фонограмма «Щебетание снегиря»)

- Догадались, к кому в гости мы отправляемся?

Мы поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму.

- Как называются такие птицы?

Сейчас мы услышим репортаж с лесной опушки, где собрались её обитатели. (Дети в костюмах птиц сидят кружком)

1ученица.

Первая птица, у которой я взяла интервью, сидела на стволе дерева. Она была очень красивая. Её ласково называют Тук Тукич, а ещё о ней складывают загадки.

Дятел.

Хоть я не молоток – по дереву стучу;

В нём каждый уголок обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный.

1ученица.

- Кто же это, ребята? Вы догадались?

Дятел.

Вся жизнь моя проходит на деревьях. Как внимательный врач, осматриваю, выстукиваю каждое дерево. И если оно заражено, принимаюсь долбить его. Липким языком достаю насекомых и дерево здорово.

2ученица.

- Кто так бойко перескакивает с одного сучка берёзы на другой? Кто это выводит протяжно и звонко в солнечный день свою песенку? Прислушайтесь. (Звучит фонограмма «Голос синицы»)

Синица.

Скинь кафтан, скинь кафтан.

Пусть я птичка невеличка.

У меня, друзья, привычка:

Как начнутся холода,

Прямо с леса я сюда!

2ученица.

- Ребята вы узнали эту птицу?

 Синица.

Меня можно увидеть не только в лесу, но и в парках. Летом я питаюсь насекомыми, спасаю от вредителей леса и сады. Зимой охотно съедаю семена ели, сосны, люблю несолёное сало.

1ученик.

- Ребята, как зовут эту птицу?

На ветвях, украшенных снежной бахромой,

Яблоки румяные выросли зимой.

Яблоки по яблоне весело снуют.

Гусениц мороженных яблоки клюют. (Снегирь)

Снегирь.

Я частый гость зимой в ваших лесах. Голос у меня скрипучий «жи-ши», вместе с тем я издаю и мягкие звуки «фьи-фьи». Своим толстым клювом вылущиваю семена черёмухи, можжевельника и рябины, охотно поедаю семена ольхи и берёзы.

2ученик.

- Что это за стайка маленьких, сереньких птичек сидит на дереве и так жалобно чирикает «чуть-жив, чуть-жив»?

Воробей.

Вы думаете воробьи ненужные птицы? Нет, мы главные защитники – сторожа парков и садов. Своё потомство выкармливаем насекомыми.

Ведущий.

Спасибо вам птички! Много интересного вы рассказали о своей жизни зимой. Что вы можете пожелать ребятам?

Синица. Не забывайте о нас ребята. Устраивайте нам птичьи столовые. Мы привыкнем к вашей кормушке зимой и не улетим от вас весной в лес.[1]

Песня «Потенькай, синица» сл. И. Мазнина, муз. О. Галахова

Ведущий. 

– Как вы считаете, ребята, что для зимующих птиц страшнее – голод или холод? За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие легко замерзают. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.

Давайте рассмотрим кормушки, которые вы приготовили. Какая кормушка более удобная?

3ученик.

Покормите птиц зимой,

Чтоб со всех концов

К вам слетались, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть одна нужна.

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.[2]

Ведущий.

- Ребята, а вы знаете какой корм любят зимующие птицы?

(Дети показывают корма и рассказывают о них)

4 ученик.

Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни. Овёс едят овсянки, воробьи, если нет ничего лучшего. Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьёв. Семена репейника – основной корм щеглов. Семена крапивы охотно едят все зерновые птицы. Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей. Несолёное сало - превосходный корм для синиц, поползней и дятлов.

Когда птицы сыты, то даже среди зимы петь могут. Послушайте, как поёт таёжная овсянка. (Звучит фонограмма «Голос таёжной овсянки»)

Ведущий.

- Ребята, вы запомнили, какой корм едят зимующие птицы? Давайте проверим.

Игра «Определи корм». (С завязанными глазами ученик должен определить корм и вспомнить, кто им питается. Участвуют 6 человек.)

Песня «Прилетайте птицы» сл. Л.Некрасовой, муз. А. Долуханяна

Викторина «Знаете ли вы?»

Ведущий. 

- Какая птица может двигаться по стволу и вверх, и вниз головой? (поползень)

- Какие птицы перекочёвывают на зиму к жилью человека? (синица, ворона, галка, сорока)

- Какую птицу называют лесной газетой? (сороку)

- Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз? (дрозды)

- Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохолок? (свиристель, чечётка)

- Какие птицы ночуют в снегу? (куропатка, тетерев)

- У какой птицы самый длинный язык? (у дятла)[3]

Ведущий. 

Сейчас проверим, как вы запомнили названия зимующих птиц. Загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать.

5 ученик. 

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь, под крышей, обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый… (воробей)

6 ученик.

В лесу под щебет, звон и свист,

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель!»

И ставит подпись… (дятел)

7 ученик.

Ей на месте не сидится;

Всё летает целый день.

Суетится, суетится,

Целый день звенит: «Тень-тень!»

Угадай-ка, что за птица?

То весёлая …(синица)

8 ученик.

Трещала с самого утра:

«Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит…(сорока)[4]

(Стук в дверь. Голос за дверью. Вам телеграмма.)

Ведущий. 

Ребята, давайте прочтём телеграмму.

«Внимание! Живём рядом с вами. Требуется помощь».

- Догадались, от кого телеграмма? Вы готовы помочь птицам?

Давайте прочтём обращение к нам. (На доске плакат со стихотворением, первая буква строки выделена красным цветом.)

С утра и до позднего вечера,

Освоив полянки страниц,

Хозяйствует в книжке доверчиво

Раздольная музыка птиц.

А может быть, с этого времени

Наступит иная пора –

И станет для птичьего племени

Милее ещё детвора?!

Порадуют снова пернатые

Руладами сердце и слух

И крепче подружат с юннатами

Речушка, и роща, и луг.

От неба до мира подводного

Давайте ж, как Родины речь,

Умом и душой благородною

Здоровье планеты беречь!

Единое многообразие

Мы будем ценить неспроста.

Любя и Европу, и Азию,

И наши родные места![5]

Ведущий.

Давайте прочтём первые буквы строк этого стихотворения и узнаем, как можно помочь не только птицам, но и всему живому, что нас окружает. (Дети читают: «Сохраним природу земли».)

Об этом мы должны помнить всегда.

Песня «Птичий обед» Сл. В. Викторова, муз. А. Жилинского

Придя домой, покормите птиц. Раздаю детям конверты с семенами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Н.А. Горбунова Воспитательная работа в 4 классе. Волгоград, 2004.
  2. М.А. Козлова Я иду на урок в начальную школу. М.:«Первое сентября», 1999.
  3. А.А. Чернова Наши пернатые друзья. // Начальная школа.2010. №3.
  4. Е.П. Фефилова, ЕА. Поторочина. О.И. Дмитриева Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» М.:«ВАКО», 2008.
  5. Т.В. Уварова Птицы наши друзья. //Начальная школа.2008. №12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гости к зиме. Птицы зимой.

Данная презентация создана на весь урок. Некоторые слайды соединены в 1 слайд с целью уменьшения объема. Для использования придется просто раскидать все по местам....

"В гости к зиме. Птицы зимой"

Данная работа поможет раскидать слайды к презентации "В гости к зиме. Птицы зимой", которая была сжата и сокращена с целью уменьшения объема....

Внеклассное мероприятие в начальной школе "Птицы зимой"

Презентация содержит материал о зимующих птицах, советы как помочь птицам зимой, кроссворд и др....

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню зимующих птиц «Поделитесь с птицами едой…»

Цель: Способствовать пониманию учащимися важности подкормки птиц в зимнее время.Задачи:Закрепить знания учащихся по многообразию пернатых родного края;Способствовать привитию любви к животному м...

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню зимующих птиц «Поделитесь с птицами едой…»

Цель: Способствовать пониманию учащимися важности подкормки птиц в зимнее время.Задачи:Закрепить знания учащихся по многообразию пернатых родного края;Способствовать привитию любви к животному м...

Внеклассное мероприятие по теме «Помогите птицам зимой!»

Цели: 1. Обучающие:1.Уточнить знания детей о многообразии зимующих птиц и их значении для природы.2. Совершенствовать умения учащихся узнавать птиц по их устному описанию.3. Уточнить знания о вид...