Внеклассное мероприятие в начальной школе "Птицы зимой"
методическая разработка по теме

Медведева Елена Валерьевна

Презентация содержит материал о зимующих птицах, советы как помочь птицам зимой, кроссворд и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_pticy_zimoy.doc517 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

Образовательные:

  • познакомить детей с образом жизни зимующих птиц.

Развивающие:

  • закрепить понятие о птицах оседлых и кочующих;
  • показать взаимодействие экологических факторов.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию любви к природе, родному краю, птицам;
  • воспитывать у детей желание помогать птицам в зимнее время года и охранять их.

Оборудование: цветные карандаши, картинки, рисунки и фотографии с изображением птиц, картина «Зимующие птицы», на доске рисунок с изображением кормушки на дереве, у учащихся на партах шаблоны птиц оседлых и кочующих, карточки с пословицами, альбомы с докладами, презентация «Зимующие птицы», аудиозапись голосов птиц.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Введение в тему урока

 Я одну такую птицу

За стеклом видал в окне,

Я видал такую птицу,

Что теперь не спится мне.

Ярко-розовая грудка,

Два блестящие крыла,

Я не мог ни на минуту

Оторваться от стекла.

Из-за этой самой птицы

Я ревел четыре дня.

Думал, мама согласится –

Будет птица у меня.

Но у мамы есть привычка

Отвечать всегда не то.

Говорю я ей про птицу,

А она мне про пальто.

У. О какой птице идет речь?

Д. О снегире.

У. О ком будем говорить сегодня на уроке?

Д. О птицах.

 . Пословицы о птицах (слайд)

У. Прочитайте и объясните смысл пословиц:

Всякая птица своим носом сыта.

Каждая птица летит в свою сторону.

Птица не сеет, не жнет, а сыта живет.

3. Сообщение темы урока

– Тема нашего урока «Зимующие птицы».

4. Вступительная беседа

   Вы, возможно, не знаете, но зимует три-четыре десятка видов зимующих у нас птиц. Среди них такие не то, чтобы экзотические, но редкие у нас виды как  клесты, кедровки, щеглы, овсянки, чечетки, совы, ястребы, дрозды-рябинники, корольки, не говоря уж о привычных рябчиках, тетеревах и глухарях. Городской житель чаще всего видит синиц - больших и лазоревок, воробьев, снегирей, голубей, ворон. В лесу можно встретить дятла и сойку, вдоль дорог и в деревнях - сороку.

Слайд «Сорока»

У. Каких птиц мы называем зимующими?

Д. Птиц, которые остаются у нас на зиму, называют зимующими.

У. Среди зимующих птиц мы выделяем птиц оседлых и кочующих.

У. Каких птиц мы называем оседлыми?

Д. Птицы, которые весь год живут в одной и той же местности, называют оседлыми.

У. В конце лета некоторые из них делают маленькие запасы на зиму. Это синицы, поползни, кедровки, сойки.

(Демонстрация рисунков, фотографий, картин с изображением оседлых птиц.)

У. Каких птиц называют кочующими? (Отвечают дети или помогает учитель).

– Птицы, которые не имеют постоянного места жительства, выискивают малоснежные или богатые ягодами и другими кормами районы, называют кочующими. Например, свиристели, снегири, чижи.

(Демонстрация рисунков, фотографий, картин с изображением кочующих птиц).

5. Раскрытие экологической связи

У. Назовите основное изменение в неживой природе.

Д. Похолодание.

У. Похолодание повлекло за собой другие изменения. Назовите их.

Д. Замерзла почва, покрылись водоемы льдом, изменился вид осадков (идет снег).

У. Изменения в неживой природе вызвали изменения в живой природе.

Д. Какие это изменения?

Д. Исчезли насекомые.

(Учитель дополняет ответы детей.)

У. Насекомые – это основной корм для многих птиц. Не стало насекомых, улетели насекомоядные птицы. Водоемы покрылись льдом – улетели водоплавающие птицы, которые находили корм в воде. Это такие птицы, как утки, гуси, лебеди

 

– Лебеди улетают в последнюю очередь. У птиц, которые остались на зиму, за короткий срок произошла линька. Летнее оперение сменилось на зимнее. Их тело покрылось мягким теплым пухом. Но все ли птицы улетели?

Слайд «Лебеди»

Д. Нет.

У. Почему же некоторые из них остались?

Д. Остались те птицы, которые могут найти корм в природе.

У. Назовите их.

Д. Воробьи, дятлы, синицы.

Слайд «ДЯТЕЛ»

У. Весной в пору сокодвижения дятлы любят полакомиться кленовым, березовым и осиновым соком. Для этого дятлы продалбливают кору деревьев. Такие ранки быстро затягиваются и дереву вреда не приносят.

У. Что такое «кузница» дятла?

Д. Это место, где дятлы в расщелину втыкают шишку и носом вылущивают семена. Достав из нее семена, они носом сталкивают ее вниз.

У. Круглый год птицы остаются верными друзьями лесов. Они истребляют насекомых на всех стадиях развития. Пищухи, поползни и синицы остаются в наших лесах на зимовку, проворно лазают по стволам и ветвям деревьям, внимательно осматривают каждую трещинку в коре, извлекают из укромных местечек зимующих насекомых, их яйца и куколок. И тем самым оказывают лесу большую пользу.

   Мы чаще всего встречаем большого пестрого дятла. А ведь у нас повсеместно в лесах живет большой черный дятел - желна, чей печальный крик по осени напоминает о неизбежной и очень длинной зиме. Желна разоряет муравейники. Но главное, желна питается жучками и личинками, которые прячутся под кору умерших, но еще не упавших деревьев. Если увидите в лесу вот такую картину: слайд    знайте, что это работала желна.

 

 Чижей и чечеток чаще всего можно видеть на березах - они ловко висят на тонких ветках, часто вниз головой, и шустро обирают березовые сережки, роняя при этом неимоверное количество березовых семян на снег. По этим семенам их можно и обнаружить - живут они стайками и чаще всего проводят по нескольку дней на одном и том же дереве.

 6. Оседлые птицы

У. Слушаем загадку:

Птичка-невеличка

Ножки имеет

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок –

Получается прыжок. (ВОРОБЕЙ)

 

Слайд «Воробей»

У. Из мелких птичек часть воробьев никуда не улетает от нас. Часть воробьев откочевывает чуть южнее, а часть – является даже перелетными. Воробьи живут повсюду кроме севера. Часто можно видеть, как воробьи роются среди сора в сене. Но там для них еды мало. Трудно воробьям зимой, их надо подкармливать. Иногда среди зимы воробьи начинают собирать пух и перья около курятников и тащат их в свои укрытия, как будто собираются вить гнезда. Оказывается, чуткие птицы утепляют ночлег. Через несколько дней обязательно грянут сильные морозы.

Слайд «Ворона»

Погоду можно определить и по поведению ворон. Если они сидят на верхушке деревьев – жди мороза. Если же вороны сидят на нижних ветках дерева, нахохлившись – будет ветер. К оттепели вороны разгуливают по снегу.

Слайд «Королёк»

 У. Королек в пять раз легче воробья. Весной крохотные птенчики вылупляются из яиц размером с горошину. К зиме корольки соединяются в стайки и кочуют по лесу. Королек уничтожает таких мелких насекомых, которых не замечают многие другие птицы. Этим он тоже приносит большую пользу лесу.

Слайд «Клёст»

Очень интересный крестообразный клюв у клестов. Таким носом птицам удобно доставать семена из шишек. Клесты прилетают к нам с севера. Многим птицам зима страшна холодом, а клесты рады зиме.

 У. Почему у клеста птенцы выводятся зимой?

Д. Потому что семена шишек ели созревают зимой, а клесты кормят птенцов еловой кашей.

Слайд «Глухарь», «Тетерев»

Там, где растет хотя бы изредка сосна и много ягодников, живет глухарь – самая крупная птица наших лесов. Свое название глухарь получил за то, что весной во время пения он перестает обращать внимание на то, что делается вокруг, он как будто ничего не видит и не слышит.

По-разному готовятся птицы к зиме. Одни улетают в теплые страны. Это ласточки, мухоловки, кукушки, иволги. Другие откочевывают чуть южнее, третьи делают запасы, такие как сойки, кедровки поползни, синицы. А глухарь по-своему готовится к зиме. Летом он ходит по берегу реки у самой воды, выбирает и клюет крепкие круглые камешки, чистую береговую гальку. Галька нужна глухарям, чтобы перемалывать, перетирать грубую зимнюю пищу. Всю долгую зиму будут питаться глухари колючей и жесткой сосновой хвоей.

У. Каких еще птиц мы называем дикими курами?

Д. Тетерева, рябчики, куропатки, перепелки.

У. Из всех диких кур только одна перепелка перелетная.

7. Зимние гости (слайд)

– Немногие птицы остаются зимовать в наших краях.

Но зато поздней осенью на зимовку прилетают к нам другие пернатые. Пусть этих северных гостей не так уж и много, пусть они своим щебетанием и не нарушают тишину зимнего леса, мы все же радуемся им.

Еще до начала октября на березах появляются шумливые стаи чижей. В наших лесах они прогостят недолго, покормятся семенами берез, да и тронутся дальше в путь.

Вслед за чижами спешат из тайги другие крылатые гости – красногрудые снегири и бурые снегарки.

Вместе со снегирями появляются чечетки. Но и они недолго гостят в наших краях, улетают дальше к югу. Ближе к ноябрю появляются стайки нарядных свиристелей. Весело перекликаясь, они усаживаются на рябину и с жадностью принимаются за еду. В годы урожая ягод эти птицы держатся всю зиму, вплоть до весны. А весной они улетают обратно на север.  

Слайд «Свиристель»

У. Какую пользу приносит свиристель?

Д. Свиристель способствует расселению леса.

Слайд «Кормушка», «Знаете ли вы?»

8. Питание птиц зимой

У. Чем же питаются птицы зимой?

Те птицы, которые сделали запасы с осени, отыскивают свои кладовые. Это поползни, синицы, сойки, кедровки. Часто синицы, поползни и корольки объединяются в стайки. Так им легче отыскивать корм.

Тетерева, рябчики, свиристели, снегири охотно обирают мороженые ягоды рябины, калины, плоды можжевельника.

Желудями, орехами питаются сойки, кедровки. Семенами ели и сосны питаются клесты, дятлы.

Многие птицы разыскивают в складках коры жуков и пауков, личинок и куколок, спрятавшихся насекомых. Это и дятлы, и синицы, и поползни.

Питаются птицы семенами сорняков, ольхи, репейника, крапивы, почками деревьев и их молодыми побегами.

И все же птицы зимой нередко голодают. Особенно во время снегопадов, метелей, морозов и после оттепелей, когда ветки и стволы покрыты тонким слоем льда.

Холод птицам не страшен, потому что у птиц очень горячая кровь. Им страшен голод. Из каждых десяти синичек до весны доживает только две. Поэтому птиц надо подкармливать.

Подкормившаяся на кормушке птица начинает усиленно разыскивать корм на деревьях и кустарниках в районе расположения кормушки. В поисках пищи многие птицы жмутся

к человеческому жилью. Поэтому еще с осени надо собирать семена сорняков, ягоды калины, рябины. Не выбрасывать арбузные и дынные семечки, а перед тем как их насыпать в кормушки – размельчать. Смешивать эти семена с другими и птицы сами выберут то, что им нужно.

Слайд «Кроссворд»

Слайд «Зимующие птицы Подмосковья»-снегирь.

   И все-таки, самая красивая наша зимняя птица - снегирь. Их можно найти везде, где есть рябина, а когда рябина заканчивается (ее поедают дрозды-рябинники и свиристели), снегири перелетают на клены и ясени.

Слайд «Синица»

Слайд «Сойка»

Некоторые птицы в конце лета, в начале осени делают себе запасы на зиму. К таким птицам относится сойка.  

У. Какую пользу приносит природе сойка?

Д. Способствуют расселению дуба.

Слайды «птицы» (чижи, чечётки, снегирь»

Д. Чижи, снегири имеют толстый сильный клюв, приспособленный для шелушения семян. Кедровки, дятлы, сойки могут разбивать желуди и орехи.

Пищуха бегает по стволу снизу вверх!

А поползень чаще - сверху вниз

9. Где ночуют птицы?

– Длинную зимнюю ночь птицы проводят по-разному. Вороны и галки ночуют большими стаями на деревьях, распушив перья и прижавшись друг к другу.

Синицы, поползни, пищухи, дятлы, корольки укрываются от холода в дуплах.

Воробьи укрываются под крышами, за наличниками окон и на чердаках у отопительных труб.

Зимующие птицы скворечников не используют. Лесные куры-тетерева, рябчики ночуют под снегом. Глухари ночуют на ветках елей, а иногда и под снегом.

Слайд «Кормушки» (безопасная кормушка, кормушка сделанная своими руками)

 

 10. Творческая работа детей

– А сейчас приготовили шаблоны птиц. Давайте их раскрасим и посадим на нашу кормушку (кормушка нарисована на доске).

Раскрасив птиц, дети выходят к доске и «садят» каждый свою птицу на кормушку.

11. Домашнее задание. У. Сделать кормушки и подкармливать птиц. После классного часа мы их повесим в школьном дворе.

12. Итог урока Чтение стихотворения.

У. Птицы играют большую роль в распространении семян растений. Именно благодаря сойкам тяжелые плоды дуба – желуди – оказываются вдали от дерева, на котором они выросли. Многие птицы находятся под охраной человека. На доске записаны слова. Прочитайте их.
Птиц надо охранять и любить не только за то, что они сохраняют зеленые насаждения и оберегают урожай. Птицы украшают наши леса, радуют нас звонкими красивыми песнями.

Слайд. (Звучит запись голосов птиц).

 МОУ Дровнинская средняя школа

 

КЛАССНЫЙ ЧАС В 3 КЛАССЕ

Тема: «Птицы зимой»

05.02.2009.                            

Классный руководитель: Медведева Елена Валерьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "В гости к зиме"

Сценарий игрового мероприятия с песнями и стихами...

Внеклассное мероприятие 1класс. "Здравствуй Зимушка-зима"

Праздник "Здравствуй зимушка-зима" проводитися в первом классе, создает атмосферу праздничного дня. способствует сплоченности коллектива. При проведении праздника используется презентация "Зима", музы...

Внеклассное мероприятие Устный журнал "Зимушка - зима"

Мероприятие проводится в начале зимы. Дети знакомятся с приметами зимы, знакомятся с перелётными и зимующими птицами, учатся правильно ввести себя в на природе зимой....

Внеклассное мероприятие "В гостях у зимующих птиц"

Представленное мероприятие влияет на развитие экологической культуры у учащихся начальных классов, привлекает внимание детей к проблеме подкормки зимующих птиц, вовлекает в практическую деятельность п...

Внеклассное мероприятие 1 класс "Зимушка- зима" устный журнал

Внеклассное мероприятие для 1 класса с использованием здоровьесберегающих технгологий...