Обобщение опыта по теме: "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД СРЕДСТВАМИ ТРКМЧП НА УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА"
учебно-методический материал по окружающему миру на тему

Стройкова Галина Николаевна

Аттестационная работа  на тему «Создание условий для формирования коммуникативных УУД средствами технологии  критического мышления на уроках окружающего мира»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestatsionnaya_rabota.docx156.11 КБ

Предварительный просмотр:

                Городской округ город Бор Нижегородской области

       муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                    Затонская средняя школа  

                                 Аттестационная работа  на тему

«Создание условий для формирования коммуникативных УУД средствами технологии  критического мышления на уроках окружающего мира»

                                                                     

                                                                           Выполнила:

                                                                           учитель начальных классов

                                                         первой квалификационной категории

                                                                      Стройкова Галина Николаевна

                                     п.П.П.Коммуны

                                                2015 год

 

                                           Оглавление

1.Пояснительная записка_______________________________стр.

2.Актуальность опыта__________________________________стр.

3.Цели и задачи_______________________________________  стр.

4.Ожидаемые результаты_______________________________стр.

5.Теоретическое обоснование технологии РКМЧП_________стр.

6. Система работы по формированию коммуникативных

навыков средствами технологии критического мышления

 через чтение и письмо.__________________________________стр.

7.Результативность профессиональной деятельности_______стр.

8. Вывод_______________________________________________стр.

9. Литература__________________________________________стр.

                                 Пояснительная записка

Современное образование характеризуется гуманизацией, обращением к личности ребенка, развитием его лучших качеств, формированием разносторонней и полноценной личности. Решение этой задачи требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей. В первую очередь, это означает отказ от авторитарного способа обучения. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.

Федеральный Государственный образовательный стандарт ориентирует педагогов на использование в своей работе современных образовательных технологий , которые могут обеспечить развитие школьников.

 В младшем школьном возрасте происходит продолжение формирования личности. Насколько ребенок будет легко уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его дальнейшая учеба, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни. Именно в этот период закладывается навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы установить отношения с окружающими людьми. Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности

 Тема формирования  коммуникативных УУД  нашла  отражение в основных нормативных документах Российской Федерации в области образования, таких как: Закон «Об образовании», в требованиях Федерального Государственного Образовательного Стандарта.  Основная  задача современного образования «не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде,  способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации» (ФГОС: Основное общее образование.- М. «Просвещение»,2010)

 Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения.

 В рамках нормативно- возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка осуществляется развитие универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности.

                                         Актуальность опыта

Актуальность темы  заключается в потребности разработать определенную систему действий по использованию эффективных методических приемов для формирования коммуникативных УУД.

К коммуникативным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера: контроль, коррекция, оценка его действий;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Отсюда проблема: противоречие между потребностью поиска эффективных способов формирования коммуникативных УУД и недостаточным вниманием в практической работе начальной школы  по формированию коммуникативных универсальных действий младших школьников возможностям применения приемов технологии критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП).

                                            Цель и задачи  

Создать условия для реализации приемов ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО, которые  будут способствовать формированию коммуникативных компетенций у детей в процессе обучения.

                                                  Задачи.

1.Изучить и проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме использования приемов ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО для формирования коммуникативных УУД.

2.Отобрать наиболее эффективные приемы для каждого этапа урока  в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

3. Проверить эффективность отобранных приемов в практической деятельности через наблюдение за динамикой развития коммуникативных учебных действий.  

4. Доказать эффективность проделанной работы по использованию приемов ТРКМЧП в целях формирования коммуникативных УУД.

База исследования: учащиеся 2 «Б» класса (в период обучения с 2011 по2014 год) УМК «Школа России».

Условия формирования данной темы.

В 2010-2011 учебном году мы начали работу с новой группой учащихся. Адаптационный период детей к условиям обучения в школе прошел успешно, но были проблемы  взаимоотношений детей в коллективе как при организации групповой работы на уроке, так и при проведении внеклассных мероприятий.

На начало обучения по данным социометрии «Межличностные отношения» (методика Дж.Морена) в группе:

 «лидеров» - 12% учащихся,

«предпочитаемых» - 35%,

«принятые»-41%.

 Но настораживало то, что 12% учащихся оказались в группе «отвергнутых».  Анализ межличностных отношений в классе (негативное отношение к совместной деятельности, низкий уровень продуктивности при работе в паре, группе, низкий уровень умения точно выражать свои мысли)  привели нас к выводу, что вопрос формирования коммуникативных навыков будет основным в работе с данной группой учащихся.

При подготовке теоретического материала  к докладу на общешкольном Методическом Совете «Технология критического мышления. Анализ эффективности и полезности» (Протокол № 3 от 20.01.2012) пришло решение об использовании приемов этой технологии на своих уроках.

Гипотеза: мы предполагали, что если систематически и целенаправленно использовать приемы ТРКМЧП на уроках в начальной школе, то это будет способствовать    формированию коммуникативных учебных действий младших школьников.

                                      Ожидаемый результат

К наиболее значимым компетентностям личности, необходимым для продолжения образования, относятся:

  • коммуникативная компетентность;
  • информационная;
  • компетентность разрешения проблем.

Базовой составляющей ключевых компетентностей является личностно- деятельностный компонент, который применительно к начальной школе предполагает сформированность не только предметных, но и метапредметных умений, в т.ч.

  1. искать - опрашивать окружающих, консультироваться с учителем, получать информацию;
  2. думать - устанавливать взаимосвязи, критически относится к тому или иному высказыванию, занимать определенную позицию и вырабатывать свою точку зрения;
  3. сотрудничать - уметь работать в группе, принимать решение, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, выполнять взятые на себя обязательства;
  4. приниматься за дело - войти в группу или коллектив, внести свой вклад, организовать свою работу;
  5. адаптироваться - использовать новые технологии информации и коммуникации, находить свои решения.

В результате использования в учебном процессе технологии критического мышления мы должны увидеть динамику в формировании не только предметных результатов, но и личностных и метапредметных результатов.

Личностные результаты:

- формиррование ответственного отношения к учению,

- формирование и развитие коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

- планирование-определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные УУД

- поиск и выделение необходимой информации;

- знаково - символические (моделирование);

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- смысловое чтение; извлечение необходимой информации из текста;

- построение логической цепочки рассуждения;

Коммуникативные УУД

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов;

-контроль и оценка действий партнера;

-владение монологической и диалогической формами речи

Данные результаты будут достигнуты, если мы научим детей учиться используя различные приемы и формы работы (индивидуальную, парную, групповую).

                    Теоретическое обоснование технологии  РКЧМП

Теоретический анализ литературы по выбранной проблеме позволил выявить особенности данной технологии.

Технология РКМЧП известна в России с 1997 года. РКМЧП – это название программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо», которая при поддержке Международной ассоциации чтения стала внедряться в России и еще в 11 странах Центральной и Восточной Европы и Азии. Программу изначально разработали педагоги из США Джинни Стил и Курт Мередит. С 1996г. технология распространяется совместно институтом «Открытое общество», Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной  педагогики и прошла апробацию в школах многих стран.  

Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов.

  Данная технология позволяет формировать у обучающихся  личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

Коммуникативные УУД:  осознавать речь, как способ устного и письменного общения людей, участвовать в диалоге, в общей беседе, выполнять принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараясь строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учетом этой ситуации и конкретных задач.

Цель  технологии - развитие мыслительных навыков учащихся необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешанные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.)

Суть ТРКМЧП очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне- я забуду, покажи мне- я запомню, вовлеки меня- я пойму».

Технология РКМЧП

  • Формирует умение самостоятельно работать с текстом;
  • Способствует организации диалоговых отношений читателя и произведения;
  • Учит создавать собственные творческие работы;
  • Позволяет проводить все обучение на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысления;

Критический мыслитель:

- формирует собственное мнение;

- совершает обдуманный выбор между различными мнениями ;

- решает проблемы;

- аргументированно спорит;

- ценит совместную работу, в которой возникает общее мнение;

- умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов.

В основу технологии положена базовая дидактическая модель, состоящая из трех этапов (стадий):

I стадия- «Вызов» (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации);

Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актулизировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать ученика  к учебной деятельности; побудить к активной работе не только на уроке, но и дома. Вызовом может служить познавательная задача, цитата, обращение к жизненному опыту учащихся, составление кластера (корзины идей при ответе на вопрос «Что вы знаете о…?»)

 Результаты: актуализированный опыт, знания, мотив.

II стадия- «Осмысление» содержания (получение новой информации);

Она дает ученикам возможность получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести новые знания с уже имеющимися. На данном этапе актуальны такие приемы, как чтение текста с маркировкой, выделение новых слов, сюжетная таблица (кто? что? где? когда? ).

Результаты: систематизированное новое знание, укрепление целей, заявленных на стадии «вызова».

 III стадия- «Рефлексия» (осмысление, рождение нового знания)

Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания; расширение предметного поля; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому предмету.

Результаты: сформированное целостное представление о предмете; поставленные проблемы на дальнейшее продвижение.

Данная технология соответствует требованиям личностно-ориентированного подхода, так как:

- ученик является субъектом учебной деятельности;

- организуется индивидуальная работа по осмыслению заданного материала с опорой на личный опыт учеников;

- технология ориентирована на развитие интеллектуальных умений, а не только на запоминание учебной информации.

При работе с приемами данной технологии учителю необходимо соблюдать следующие учебные условия:

  • Условие №1. Предоставлять время и возможность для приобретения опыта критического мышления.
  • Условие №2. Давать возможность учащимся размышдять .
  • Условие №3. Принимать различные идеи и мнения.
  • Условие №4. Способствовать активности учащихся в учебном процессе.
  • Условие №5. Убедить учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными.
  • Условие №6. Выражать веру в то, что каждый из них способен на критические суждения.
  • Условие №7. Ценить проявления критического мышления.

      Требования к учащимся:

  • №1. Развивать уверенность в себе и понимание ценности своих идей.
  • №2. Активно участвовать в учебном процессе.
  • №3. Уметь делиться своими мыслями.
  • №4. Быть готовыми как формулировать суждения, так и воздерживаться от оных.

Форма работы: индивидуальная, в паре, группе.

Работа в команде решает проблему сплочения классного коллектива, развитию межличностных отношений.

Система работы по формированию коммуникативных навыков средствами ТРКМЧП.

Работу по формированию коммуникативных универсальньных учебных действий средствами ТРКМЧП  мы начали со второго полугодия обучения во 2-м классе, так как важным условием для использования приемов данной технологии является навык чтения учащихся. Приемы технологии отрабатывались на предметном содержании уроков окружающего мира.

На начальном этапе работы  проведена диагностика уровня  сформированности  коммуникативных УУД:

 коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация);

 умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли.

Для определения уровня развития учебных действий использовались   методики.

 1. Методика «Рукавички»

(Г.А. Цукерман,)

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.

Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.

Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».

Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей. 

Критерии оценки : 

· продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

· умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;

· взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

· взаимопомощь по ходу рисования,

· эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, настаивают на своем;

2) средний уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;

3) высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; действие; следят за реализацией принятого замысла.

 Данные диагностики фиксировались по каждому учащемуся в таблице, обобщались.

 Был получен результат:

-высокий уровень коммуникативных действий-23,5%

-средний уровень коммуникативных действий-53%

-низкий уровень коммуникативных действий- 23,5%

2.Методика «Кто прав?»

(Г.А..Цукерман)

Метод оценивания: индивидуальная беседа анализ сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника.

Описание задания: учащимся дают по очереди текст  заданий и задают вопросы.

Текст 1.

«Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!» А Саша воскликнул: «Ну и страшилище!»

Как ты думаешь, кто из них прав? Почему так сказал Саша? А Володя? О чем подумал Петя? Что ответил Петя каждому из мальчиков? Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?

Текст 2.

«После школы три подруги решили готовить уроки вместе.

- Сначала решим задачи по математике, - сказала Наташа

- Нет, начать надо упражнения по русскому языку,- предложила Катя

- А вот и нет, вначале надо выучить стихотворение, возразила Ира».

Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объяснила свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить?

Критерии оценивания:

  • понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличных от собственной;
  • понимание возможности разных снований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору;
  • учет разных мнений и умение обосновывать собственное;
  • учет разных потребностей и интересов.

Уровни оценивания:

  1. Низкий уровень: учащийся не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета или выбора, соответственно исключает возможность разных точек зрения;

Учащийся принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной.

  1. Средний уровень: частично правильный ответ- учащийся понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по- своему справедливы или ошибочны, но не может обосновать свои ответы
  2. Высокий уровень: ребенок демонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и может высказать и обосновать свое мнение.

Результаты:

Низкий  уровень-29,4%

Средний уровень-41,2%

Высокий уровень-29,4%

Затем мы на основе игровых технологий провели работу по организации групповой работы: сформулировали вместе с детьми и приняли основные правила работы в паре, группе; изучили приемы и практически освоили способы  по делению класса на группы.  

Мы ознакомились с методическими приемами технологии РКМЧП и пришли к выводу, что не все они могут быть удачно использованы в начальной школе. Навык чтения учащихся второго года обучения  недостаточно сформирован. Значит, вводить новые приемы в урок надо постепенно, по мере формирования речевых навыков.

Для работы был отобран только тот материал, который можно было использовать при работе с детьми данного класса (учитывались индивидуальные особенности группы).

 Сначала все отобранные приемы мы разделили на 3 группы  по возможности применения на различных стадиях урока, а затем по уровню их сложности.

Стадия «Вызов»

Стадия «Осмысление»

Стадия «Рефлексия»

«Верные- неверные утверждения» или «Да-Нет»

«Пометки на полях»

«Кластер»

«Лови ошибку»

«Чтение  с остановками»

«Супер- контрольная»

«Инструкции»

«Маркировочная таблица»

«Перепутанные логические  цепочки»

«Взаимоопрос»

«Верные утверждения»

«Таблица «Знаю.Хочу узнать.Узнал.»

«Парная работа»

                                        «Тонкие и толстые вопросы»

                                                       «Кластер»

                                                    «Реставрация»

                                         «Концептуальная таблица»

Прием ТРКМЧП

Форма организации учащихся

Отрабатываемые умения

                                 1 группа

«Верные- неверные утверждения»

«Перепутанные цепочки логические цепочки»

Учитель- ученик

Ученик- ученик (работа в паре)

Готовность участвовать в общении, отвечать на вопросы

«Взаимоопрос»

«Парная работа»

Ученик- ученик

(работа в паре)

Задавать вопросы, отвечать на вопросы

«Маркировочная таблица»

Ученик- ученик

(работа в группе)

Умение вступать в контакт с партнером и собеседником; комментировать вопросы и ответы;

Вести беседу в паре, группе;

«Реставрация»

Ученик-ученик

(работа в паре,  группе)

Умение комментировать ответы и вопросы; умение использовать примеры для подтверждения

высказывания; умение вступать в контакт с партнером и собеседником;

           2 группа

«Супер- контрольная»

Ученик- ученик

(работа в группе)

Взаимоконтроль, взаимопонимание; способность сохранять доброжелательные отношения

Таблица «Знаю- узнал- хочу узнать»

Ученик-ученик

(работа в паре,группе)

Поддерживать беседу

                                    3 группа

«Тонкие и толстые вопросы»

Ученик-ученик

(работа в паре)

Поддерживать беседу; вести диалог;

делать сообщения,

кратко излагать свои мысли; выделять главное

«Кластер»

Ученик-ученик

Учитель-ученик

(работа в группе)

 Постепенно отрабатывались основные формы учебной коммуникации.

Монологические формы

Диалогические формы

Выступать с готовой заранее речью

Учебная беседа учителя и ученика

Рассказывать

Учебная беседа в парах

Пересказывать

Учебная беседа в группах

Спрашивать и задавать вопросы

Дискуссия

Сообщать

Ответы на вопросы

Отвечать на вопросы

Критиковать

Доказывать, опровергать

Защита проекта

Работу с приемами мы начинали  по принципу «От простого  к сложному». Дети не имели достаточного опыта работы в паре, группе. Они не умели правильно задавать вопросы и давать исчерпывающий ответ, аргументировать свой выбор решения задачи. Дети не могли правильно оценить свои действия, распределить обязанности в группе.

Но одно из главных условий организации диалога - создание атмосферы доверия, доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчество разных и равных. Работая в группе, даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Выстраивая отношения,  мы с детьми приняли некоторые правила ведения диалога:

- любое мнение ценно;

- ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;

- повернись так, чтобы видеть лицо говорящего;

- дай возможность другому высказать свое мнение, а себе - понять его;

- обращение начинается с имени;

- критика должна быть тактичной.

 На первоначальном этапе ставилась задача научить детей правильно отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу и формулировать ответы. Сначала  прием отрабатывался в индивидуальной работе «учитель- ученик», а затем «ученик- ученик».

Здесь удачными были приемы, которые использовались на стадии «вызова» или «осмысления»

 1.Прием «Верные- неверные утверждения» («Да- нет»)

Детям предлагалось несколько утверждений по еще неизученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраивались на изучение темы, выделяли ключевые моменты, а элемент соревнования позволял удерживать внимание до конца урока.

На стадии  рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из этих утверждений были верными.

 Дети чаще записывали ответы, но мы использовали и графическое обозначение, например: «да»- кружок, «нет»- треугольник.

Затем задание усложнялось. Дети сами в паре придумывали вопросы по теме урока, где ответ звучал был одним словом.

Постепенно стали предлагаться задания, где отвечая на вопросы, дети  заполняли таблицу.

   2.Прием «Верно ли…»

Учащиеся выбирают « верные утверждения» из предложенных учителем. Этот прием можно использовать на любом этапе урока.

       Инструкция:

- У вас на партах лежит таблица, которую вы должны заполнить. Цифрами в таблице  указаны номера вопросов. Я читаю вам вопрос, если вы верите, то ставите «+», если не верите «_» .  

После знакомства с основной информацией нужно вернуться к данным утверждениям и попросить учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Например, на уроке окружающего мира при изучении раздела «Здоровье и безопасность» по теме «Берегись автомобиля» этот прием использовался как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии.

Учитель:

1.     У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов.

2.     Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в группах.

3.     Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы:

1)     … есть автомобили, которым разрешается нарушать правила дорожного движения?

2)     … для того чтобы не было аварий, автомобили скрой помощи, пожарной и милицейской службы предупреждают о своем приближении громким звуком и мигающими синими и красными маячками?

3)     … водители, и пешеходы, услышав сирену скорой помощи или другого специального автомобиля, прекращают свое движение и уступают дорогу для проезда?

4)     … перекрестком называется место, на котором пересекаются две или более улиц и дорог?

5)     … шоссе – это самая широкая улица, по которой движутся автомобили, грузовики, автобусы и троллейбусы в четыре, шесть и даже восемь рядов.

6)     … проспект больше чем улица, но меньше чем шоссе. Проспекты в основном располагаются в центре города и предназначены для каждодневного движения легковых автомобилей.

7)     … бульвар – это пешеходная парковая полоса в центре обычной дороги, на которой растут деревья и прогуливаются пешеходы.

8)     … переулки, и проезды меньше улиц и, как правило, называются названиями улиц, к которым примыкают.

9)     … главная дорога главнее той дороги, которую пересекает.

10)… заторы на дорогах называют пробками.

       На этапе рефлексии можно вернуться к этим вопросам и сравнить их с результатами начала урока. 

Еще пример можно привести  по использованию данного приема при изучении темы «Органы зрения».

На стадии вызова необходимо вызвать интерес уже к имеющимся знаниям по этой теме.

Даны высказывания. Дети в группе обсуждают данное предположение, а затем решение выносится на доску:

- глаза позволяют нам видеть мир красочным и объемным

-глаза в сильные морозы мерзнут

- изображения рассматриваемого предмета получается на сетчатке перевернутым.

- полезно смотреть на солнце без очков и т.д.  

 

          На стадии вызова использовался

Прием «Перепутанные логические цепочки»

На доске или на экране компьютера написаны верные и неправильные утверждения. Ученики должны прочитать и поставить знак «+» там, где они считают высказывание правильное и знак «-« там, где, по их мнению, оно не верно.

На следующем этапе мы отрабатывали приемы, которые позволяли вести диалог, отрабатывать умения правильно формулировать  вопросы, а отвечая на них давать исчерпывающий ответ.  

"Тонкие и толстые вопросы"

   Прием "Тонкие и толстые вопросы" использовался на любой из трех стадий урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.


Таблица " толстых " и " тонких " вопросов

Толстые ?

Тонкие ?

   Дайте 3 объяснения, почему...? 
   Объясните, почему...?
   Почему Вы думаете ...?
   Почему Вы считаете ...?
   В чем различие ...? 
   Предположите, что будет, если... ?
   Что, если ... ?

   Кто ?
   Что ? 
   Когда ?
   Может ..?
   Будет ...?
   Мог ли ... ?
   Как звать ...? 
   Было ли ...?
   Согласны ли Вы ...?
   Верно ли ...?


   По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В левой колонке - вопросы, требующие подробного развернутого ответа. 

Цель: формирование умения формулировать проблемные вопросы .

       Орг. момент. Психологический настрой.
- Я задам вам 2 вопроса, а вы определите, какой из них "тонкий", а какой "толстый" и почему.
1) Какое у вас настроение? ("тонкий")
2) Почему у вас хорошее настроение?("толстый)

Очень нравился детям прием «Реставрация», когда получали текст с пропусками. Его часто применяли на стадии «осмысления», недостающую информацию можно было получить только прочитав текст.

На начальном этапе использовался прием «Чтение с остановками».

Примером может служить фрагмент урока окружающего мира во 2 классе по теме «Пожар».

Форма работы- групповая.

Цель: формировать у детей представления о причинах пожара, обучать противопожарным мерам.

На стадии «вызова» детям предлагается разгадать кроссворд. Каждая команда получает ребус с зашифрованным ключевым словом. Затем отгаданные слова вписываютя в кроссворд «Пожар».

У детей отпечатанный текст о пожарах.

По мере чтения делаются остановки , дети отвечают на вопросы:

- Что может стать причиной пожара?

- Какие ваши действия при возникновении пожара? И  т.д.

Ответы записываются на доске и получается своеобразная схема.

Похожий прием «Взаимоопрос». Дети знакомятся с текстом, а затем формулируют друг для друга вопросы.

       Проанализировав  результаты первого этапа обучения приемам технологии  сделали вывод, что у детей изменилось отношение к урокам окружающего мира, повысилось познавательное отношение к прочитанному, изменилось  отношение  к собственным ошибкам и затруднениям в ходе работы (они стали восприниматься ими более спокойно, возросло умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца).

Но оставались трудности в общении. Дети с низким темпом чтения не могли быстро понять учебную задачу, сосредоточиться.    

Далее мы использовали более сложные приемы, при которых отрабатывалось умение работать со схемой, таблицей. 

Особой популярностью у детей пользовался прием «Кластер» -это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке: ключевое слово, затем основные понятия по теме, между которыми устанавливается связь. Этот прием мы использовали по- разному;

  • Составить кластер- опору (первичное составление)
  • Востановить подсказку (собрать рассыпавшийся кластер)
  • Вставить в кластер недостающие элементы

Пример: использование на уроке окружающего мира по теме «Почва»

                       ЧТО ВЛИЯЕТ НА ОБРАЗОВАНИЕ ПОЧВЫ?

климат      рельеф     горные породы        человек        вода

 растения       почва         рельеф     животные

Работа с таблицами «Знаю. Хочу узнать. Узнал», «Концептуальная таблица», «супер-контрольная» использовались на стадии «Рефлексия»

 

Вышеперечисленные приемы отрабатывались на предметном содержании уроков  окружающего мира. Очень удачно проходили уроки в 4 классе  по изучению разделов «Природные зоны России» и при изучении природных сообществ.

           В 4 классе мы попытались построить уроки  таким образом, чтобы применить приемы технологии в полном объеме.

Например, урок окружающегомира по теме «Луг- природное сообщество».

Цель: создать благоприятные условия для получения новых знаний по теме посредством приемов технологии критического мышления.

Задачи: сформировать у учащихся представление о луге, как природном сообществе;

          развивать у школьников критический подход к получаемой  

          информации; развивать логическое, аналитическое мышление;

воспитывать активность личности, умение отстаивать свою позицию; уважать мнение других, проявлять инициативу.

Стадия «Вызов»:

1)Используется прием «Да- Нет» (ответы на вопросы дети оформляют графически-«круг»-да, «треугольник»- нет.

2) Дети прослушивают звукозапись и определяют, о чем пойдет речь на уроке.

3) Вспоминаем определение «сообщество». Проблемный вопрос: можно ли луг назвать «сообществом»?

4) Прием «Знаю. Хочу узнать.Узнал»

- Вспомните все, что вам уже известно о луге;

- Подумайте, что бы вы хотели узнать?

Работа проходит в группах. Дети обобщают свои знания и представляют ответ.

           -Что такое луг?

           - Какие растения можно встретить на лугу?

           - Какие  животные?

            -Послушайте рассказ о луге, попробуйте найти     ошибки.

  1. Прием «Лови ошибку».

            Стадия «Осмысления»

  1. Прием «Знаю. Хочу узнать .Узнал»

-Теперь вы можете заполнить третью колонку таблицы «ЗХУ»

     2) Прием «Кластер»

     

 

 

 

 

         

Работа над построением кластера идет на протяжении всей стадии «Осмысления». В группах дети выполняют самостоятельную работу:

А) Заполняют таблицу «Растения луга» с использованием материала учебника

Б) Составляют «тонкие» и «толстые» вопросы по теме «Животные» с опорой на текст учебника

В) Изготавливают знаки по охране луга с использованием проблемных ситуаций и текста учебника

3)Прием « Верите ли вы?»

-Верите ли вы, что луга не имеют значение для людей?

- Верите ли вы, что люди подсевают на лугах травы? И т.д.

Стадия «Рефлексия»

Прием «Таблица»:

-У вас на столе лежат листочки с таблицей. Сравните степь и природное сообщество луг по некоторым параметрам. Сделайте вывод.

Работу над таблицей можно продолжить дома.

Все приемы были отработаны в системе, поэтому задания затруднений не вызвали. Дети работали четко, соблюдали правила поведения в группе.

Урок прошел интересно, все поставленные задачи были выполнены.  

     

         

   Результативность профессиональной деятельности.

Анализируя  проведенную работу по обобщению опыта, можно с уверенностью сказать, что использование в учебном процессе приемов технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо дает положительную динамику в развитии и обучении детей.

1.Уровень развития коммуникативных навыков возрастает. Это видно из сравнительного анализа диагностики на начало обучения и на конец обучения в начальной школе.

Г.А.Цукерман ,методики: «Рукавичка», «Ковер»

На основе наблюдений при проведении данных диагностик можно сделать вывод, что:

- повысился уровень продуктивности совместной деятельности;

-дети умеют договариваться и приходить к общему мнению;

- реакция на ошибки товарищей при выполнении работы адекватная;

- дети работают с интересом, быстро включаются в работу.

Г.А.Цукерман, методика «Кто прав?»

Вывод:

- большинство учащихся класса понимают возможности разных позиций и точек зрения;

-понимают, что оценка одного и того же предмета может быть с разных позиций;

- при решении учебной задачи дети учитывают мнение окружающих.

Повысился уровень качества знаний по предмету «Окружающий мир» на 6%.

2011-2012 уч.год

2012- 2013 уч.год

2013- 2014 уч.год

70,5%

68,8%

76,5%

Участники заочной всероссийской олимпиады по окружающему миру Пантелеев Николай, Баранцева  Дарья, Алырщикова Екатерина заняли  3 место по региону.

Повысился уровень читательской активности. Дети стали с интересом читать не только художественную литературу, но и энциклопедическую и справочную.

Они стали активно участвовать в литературных конкурсах: в районном конкурсе сочинений «Однажды в Новый год» Юля Анисимова заняла 1 место, «Мое любимое животное»- 2-е место Даша Баранцева, 1 место в районном конкурсе стенных газет, посвященных охране окружающей среды. Дети умеют ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, пользоваться разными приемами при ее обработке; отделять главное от несущественного в тексте или речи и уметь акцентироваться на главном.  

Повысился уровень сплоченности классного коллектива.

Результаты  социометрии (методика Дж.Морена ) показали , хороший уровень взаимоотношений в классном коллективе.

.  

Уровень социального развития коллектива ( методика Монахова ) на конец обучения в начальной школе составляет 4,53 б, что соответствует «высокому уровню».

                                                     

                                                         

                                                  Вывод

Итак, данный опыт «Создание условий для формирования коммуникативных УУД средствами технологии критического мышления через чтение и письмо» явился попыткой изучения проблемы формирования коммуникативных навыков.

Анализ литературы по данной проблеме доказал необходимость более глубокого осмысления, что было подтверждено на практике.

 Опыт позволил выделить условия, при которых применение приемов ТРКМЧП являются эффективным способом формирования коммуникативных навыков.

Решив все задачи моего практического опыта, я доказала, правомерность гипотезы и достигла поставленной цели.

Опыт показал, что при соблюдении условий в использование приемов технологии Критического мышления через чтение и письмо в учебном процессе можно достичь высокого уровня коммуникативных компетенций у детей начальных классов.

                        Список используемой литературы:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.:Просвещение, 2011

2.Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / Под ред. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.

3.Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск.»Пеленг»,2006

4.Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты): Монография. – М. – Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006.

5.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.

6.Жакулина И.В. Модуль 1 «О критическом мышлении и технологии РКЧМП»http://www.itn.ru/board/ aspx?cat-no=5025&tmpl

7.В.А.Болотов,Спиро, Джод. Критическое мышление- ключ к преобразованиям российской школы.//Директор школы. 1995 №1 с.67-73

8. Г.Линдсей, К.Халл, Р.Томпсон. Творческое и критическое мышление.- http://nkozov.ru/library/samorazvit/d4031/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРКМЧП на уроках окружающего мира

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Суть ТРКМ очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду,...

Курсовая работа по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира"

Приоритетной целью школьного образования становится: развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Уро...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира

Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Образование в начальной школе явля...

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Данная презентация предназначена для сопровождения атестационной работы по обобщению опыта по теме: "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО М...

«Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира».

«Приемы  формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира»....

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ ТРКМЧП НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ». Фрагменты уроков.

Практическое использование  приёмов ТРКМЧП на уроках окружающего мира в 3 классе УМК "Планета знаний". Можно использовать в других УМК....

Обобщение опыта по теме "Создание информационно - образовательной среды в МБОУ «Гимназия №5»: традиции, современные подходы, практика в рамках работы над проблемой профилактики ДДТТ"

В данном пособии, в котором наряду с основными нормативными документами, планами, методическими рекомендациям по организации работы образовательного учреждения  в рамках направления профилактики ...