«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ ТРКМЧП НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ». Фрагменты уроков.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Панарина Татьяна Викторовна

 Практическое использование  приёмов ТРКМЧП на уроках окружающего мира в 3 классе УМК "Планета знаний". Можно использовать в других УМК.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               ФРАГМЕНТЫ  ДИПЛОМНОЙ  РАБОТЫ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ПРИЁМОВ  ТЕХНОЛОГИИ  РАЗВИТИЯ  КРИТИЧЕСКОГО           МЫШЛЕНИЯ  НА  УРОКАХ  ОКРУЖАЮЩЕГО  МИРА                                      В ТРЕТЬЕМ  КЛАССЕ»

(УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»)

1. Обучение приёмам «Кластер» и «Корзина идей»

Приём использован  на 5 уроках  окружающего мира:

1.по теме «Вода. Свойства воды в жидком состоянии»,

2.по теме «Горные породы»,

3.по теме «Как разрушаются камни»,

4.по теме «Использование полезных ископаемых»,

5.по теме «Почва».

Методику обучения покажем на эпизоде урока по теме

«Вода. Свойства воды в жидком состоянии».

На уроке использовано оборудование: Г. Г. Ивченкова,  И. В. Потапов.                             «Окружающий мир». 3 класс. Учебник. В 2 частях. Часть 1.  АСТ • Астрель, Москва • 2011,  Г.Г.Ивченкова,  И.В.Потапов. «Окружающий мир». Рабочая тетрадь №1. 3 класс. Астрель, Москва  2013, компьютер, мультимедиа- проектор, видео «Живая вода», модель  корзины, 2 стакана, ложка, молоко, вода, листки для синквейна.

Приёмы использованы с целью  развития познавательного интереса в познании окружающего мира, умения осуществлять анализ объектов с выделением их существенных признаков, преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде таблицы.

Приём помогает формировать

предметные УУД:

- дать представление о  свойствах воды в жидком состоянии;

регулятивные УУД:

-  совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

 - формирование оценочной самостоятельности учащихся;

познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в тексте;

- перерабатывать полученную информацию: систематизировать имеющиеся знания, делать выводы на основе обобщения знаний;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: учиться представлять информацию в виде схемы, строить структурно-логические связи;

коммуникативные УУД:

  - развивать умение вступать в диалог, слушать собеседника, формулировать  собственное мнение и аргументировать свою точку зрения  и оценку событий.

Приём использован на трёх стадиях:

          а).стадия вызова – с целью пробуждения имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта и актуализация и обобщение  опорных  знаний  по  теме.
            Дети вспоминают и анализируют имеющиеся знания  по данной теме, систематизируют информацию до ее изучения, определяют уровень собственных знаний, отличают известную информацию от необходимой.

          б).стадия осмысления (открытие нового знания) с целью получения новой информации, установления причинно-следственных связей между «гроздьями».

         в).стадия рефлексии с целью систематизирования информации при подведении итогов, критическое осмысление данных.

Методика работы

1.Использование на стадии вызова  с целью актуализации имеющихся знаний по теме.

А).Беседа о воде. Составление кластера. Корзина идей.

- Есть одно богатство на Земле, без которого вообще невозможно обойтись. Что это за богатство, мы узнаем из загадки.

Я и тучка, и туман, я – река и океан.

Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу.(Вода)

- Теперь давайте раскрутим наш глобус. Какой цвет преобладает? 

- Почему? 

 - 2/3 земной поверхности занимает вода.

- Давайте с  вами вспомним, что такое вода? В течение одной минуты напишите  на  листке    ваши  идеи.

1.Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2.Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

Ученики вспоминают всё, что связано с этим понятием и индивидуально работают на листках.

- Работа окончена. Давайте положим ваши идеи в мою волшебную корзину.

Приём «Корзина идей» (на доске модель корзины)

(Дети по очереди называют свои идеи, учитель «кладёт»  в корзинку детские  идеи, которые далее будут связываться в логические цепи)

-Вещество, жидкость, снег, туча, роса, моря, ливень, лёд, град, облако, дождь, океаны, пар, снежинка, туман, капелька, реки, иней,…

(Все утверждения без оценочного комментирования).

- Вспомните, что называется явлением природы?

- Все ли идеи можно отнести к явлениям?

- Найдите  в корзине только явления природы.

(Из идей на доске формируется кластер )

- Посмотрите внимательно на  них.

- Можно ли  их распределить  в группы на основе каких-то признаков?

 (Наводящий вопрос:  В каком состоянии бывает вода в природе?)

- 1 группа: дождь, роса – это вода в жидком состоянии

- 2  группа: снег, лёд, град – это вода в твёрдом состоянии

- 3 группа: пар, облако, туман – это вода в газообразном состоянии

- Назовите три состояния воды. Запишем их.

- Запишем явления природы в кластер, установим связь между состоянием воды и явлениями природы.

В результате получен кластер:

    ВОДА

                 жидкая                   твёрдая           газообразная

     роса                  дождь                             пар                  туман    

                                         лёд      снег     град       облако

-Давайте подведём итоги, что мы знаем о воде.

2.Использование кластера на стадии осмысления  с целью вывода по новому открытому знанию.  

Продолжение  составления кластера в процессе поисково – исследовательской деятельности.

1.Демонстрация опытов.

В результате  наблюдения обучающиеся  приходят к выводу, что  вода прозрачна, без запаха, бесцветна, без вкуса, растворитель.

- Дополняем нашу схему – кластер. Запишем свойства воды в жидком состоянии.

          растворитель

   без запаха     прозрачна             ВОДА

бесцветна       без вкуса

                 жидкая                   твёрдая           газообразная

     роса                  дождь                             пар                  туман    

                                          лёд      снег     град       облако

Б). Работа по учебнику ( с.29).

3.Использование на стадии рефлексии с целью систематизирования информации.

- Возвращаемся к кластеру.                                                                        

- Давайте обобщим полученные знания о воде и её свойствах в жидком состоянии.  (Учащиеся  обобщают и систематизируют информацию по кластеру).

2.Обучение приёму «ЗХУ»  

Приём «ЗХУ»  использован  на 4 уроках  окружающего мира:

1.по теме «Лёд и снег»,

2.по теме «Водные объекты»,

3.по теме «Значение воздуха для жизни. Состав воздуха»,

4.по теме «Полезные ископаемые».

Методику обучения покажем на эпизоде урока по теме «Лёд и снег».

На уроке использовано оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация, таблицы «ЗХУ».

Приём использован с целью  развития познавательного интереса в познании окружающего мира, умения осуществлять анализ объектов с выделением их существенных признаков; преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы

Приём помогает формировать

предметные УУД:

- дать представление об образовании снега и льда, их  свойствах;

регулятивные УУД:

-  совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, принимать участие в составлении плана урока;

 - формирование оценочной самостоятельности учащихся;

познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;                               - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в тексте;                                                            - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений  и делать выводы на основе обобщения знаний;                                                                                                 -- -преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста, представлять информацию в виде таблицы;                                                                                                      коммуникативные УУД:

- развивать умение вступать в диалог, слушать собеседника, формулировать  собственное мнение и аргументировать свою точку зрения  и оценку событий.

           Приём использован на трёх стадиях:

а).стадия вызова – с целью пробуждения имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта, актуализация опорных знаний по теме.

Дети вспоминают и анализируют имеющиеся знания  по данной теме, систематизируют информацию до ее изучения, определяют уровень собственных знаний, отличают известную информацию от необходимой.

Ученики совместно с учителем определяют основные понятия и направления изучения темы, наполняя содержанием графы «Х» («Хочу узнать»). Учатся формулировать исследовательские задачи и обосновывать их.

б).стадия осмысления (открытия нового знания) с целью получения новой информации.

в).стадия рефлексии с целью дальнейшего планирования самостоятельного изучения, получения дополнительной информации.

Методика работы

1. Знакомство с маркировочной таблицей «ЗХУ» ( «Знаю -  Хочу узнать - Узнал(а))»

Цель – пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации; развитие мыслительных способностей учащихся, выработка ими собственной позиции по изучаемой теме, развитие рефлексивности в процессе познания

Выявляет уровень знаний

 А).Первый шаг -заполнение графы «Знаю»

- У вас на партах лежат таблицы.  В таблице три графы «Знаю -  Хочу узнать - Узнал(а))».

- Прочитаем памятку, как надо работать с таблицей.

1. Вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу, запишите эти сведения в первой графе таблицы (графа «З» - «Знаю»).

 Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. 
2.Попробуйте систематизировать имеющиеся сведения до работы с основной информацией.
3.Поставьте вопросы к изучаемой теме до её изучения ( графа «Х» - «Хочу узнать»).
4.Познакомьтесь со статьёй учебника (лекцией учителя, фильмом). 
5.Ответьте на вопросы, которые сами поставили, запишите свои ответы в третью  графу таблицы (графа «У» - «Узнал(а)).

 На этом этапе учащиеся получают таблицу, представленную ниже. На примере 1 работы покажем порядок её заполнения:

- Что вы знаете по данной теме?  ( Дети предлагают свои идеи)

- Запишем ваши идеи в 1  графу «Знаю».

( Учитель записывает  идеи  на доску в первую графу, а дети в свои таблицы)

Знаю (З)

Хочу узнать (Х)

Узнал(а)  (У)

- лёд и снег – замёршая вода

-снег –холодная масса

-тают в тепле

-снег-белое вещество

-снег рыхлый

-безвкусные

-подо льдом вода

-лёд как камень

-лежат на поверхности

-лёд скользкий

- по льду катаемся на коньках

-лыжи, санки

-из-за машин снег грязный

Осталось узнать

 

 Источники

Б). Анализ работы с маркировочной таблицей «ЗХУ».

 - Кто не согласен с какой – нибудь  идеей?

 - Кто дополнит ответ?

 - У кого другое мнение?

(Учитель  уточняет и обобщает высказывания).

- Сформулируйте цель урока.

2. Пробуждение познавательного интереса. Определение направления в изучении темы.

А).Второй этап -заполнение графы «Хочу узнать»

- Давайте  снова вернёмся  к таблице «ЗХУ» и заполним 2 графу  «Хочу узнать». Задавайте вопросы, на  которые вы хотите получить ответы.  

На данном этапе таблица приобретает следующий вид:

Знаю (З)

Хочу узнать (Х)

Узнал(а)  (У)

- лёд и снег – замёршая вода

-снег –холодная масса

-тают в тепле

-снег-белое вещество

-снег рыхлый

-безвкусные

-подо льдом вода

-лёд как камень

-лежат на поверхности

-лёд скользкий

- по льду катаемся на коньках

-лыжи, санки

-из-за машин снег грязный

-откуда берётся снег?

-почему снег белый?

-снег легче воды?

- почему снег хрустит?

-почему растениям под снегом тепло?

-какую пользу приносит снег?

-тонет ли лёд?

- в какую погоду легче лепить снежки?

-почему мы катаемся на коньках по льду?

Осталось узнать

 

 Источники

Учащиеся формулируют свои познавательные запросы, которые соответственно дают мотивацию к их удовлетворению.

3.  Активное восприятие информации.

1.Работа по учебнику, с. 30-31

2.Исследовательская деятельность (проведение опытов).

 3.Дополнительный материал  (Приложение 3)

Читая текст, слушая лекцию учителя, сообщения, учащиеся отбирают ту информацию, которая им необходима для удовлетворения своих познавательных запросов. Это обуславливает активность при восприятии материала.

4. Сопоставление  нового и старого знания

 После прочтения и прослушивания информации возвращаемся к таблице – к 3 графе «У»- «Узнал(а)».

- Можем ли мы ответить на вопросы, которые сами поставили перед прочтением и прослушиванием материала? Работаем коллективно.

Знаю (З)

Хочу узнать (Х)

Узнал(а) (У)

- лёд и снег – замёршая вода

-снег –холодная масса

-тают в тепле

-снег-белое вещество

-снег рыхлый

-безвкусные

-подо льдом вода

-лёд как камень

-лежат на поверхности

-лёд скользкий

- по льду катаемся на коньках

-лыжи, санки

-из-за машин снег грязный

-откуда берётся снег?

-почему снег белый?

-снег легче воды?

- почему снег хрустит?

-почему растениям под снегом тепло?

-какую пользу приносит снег?

-тонет ли лёд?

- в какую погоду легче лепить снежки?

-почему мы катаемся на коньках по льду?

- пресная или солёная вода в ледниках?

-влажность вверху атмосферы,  температура низкая, пар постепенно кристаллизуется                        -луч солнца преломляется, снег рассеивает белый свет

 -легче

-ломаются кристаллики

-снег сохраняет тепло, он плотный  

 -растениям, животным –дом,  людям –игры

 -нет, он менее плотный, чем вода

 -в тёплую

 -вес тела давит на лезвие конька, он давит на лёд, который тает

Осталось узнать

 Источники

В графу «У» («Узнал(а)») учащиеся совместно с учителем записывают новую информацию, что способствует осознанию приобретённого знания.

5.Рефлексия

-Заполним нижнюю часть правой верхней графы таблицы «Осталось узнать». Запишем направления для дальнейшего самостоятельного исследования, укажем, какие нам помогут источники информации. На этом этапе правая часть таблицы приобретает вид:

Знаю (З)

Хочу узнать (Х)

Узнал(а) (У)

- лёд и снег – замёршая вода

-снег –холодная масса

-тают в тепле

-снег-белое вещество

-снег рыхлый

-безвкусные

-подо льдом вода

-лёд как камень

-лежат на поверхности

-лёд скользкий

- по льду катаемся на коньках

-лыжи, санки

-из-за машин снег грязный

-откуда берётся снег?

-почему снег белый?

-снег легче воды?

- почему снег хрустит?

-почему растениям под снегом тепло?

-какую пользу приносит снег?

-тонет ли лёд?

- в какую погоду легче лепить снежки?

-почему мы катаемся на коньках по льду?

- пресная или солёная вода в ледниках?

-влажность вверху атмосферы,  температура низкая, пар постепенно кристаллизуется                        -луч солнца преломляется, снег рассеивает белый свет

 -легче

-ломаются кристаллики

  -снег сохраняет тепло, он плотный  

 -растениям, животным –дом,  людям –игры

 -нет, он менее плотный, чем вода

 -в тёплую

 

-вес тела давит на лезвие конька, он давит на лёд, который тает

Осталось узнать

 - пресная или солёная вода в ледниках?

 Источники

-интернет

-энциклопедии

-родители

3.Обучение приёму «Тонкие и толстые вопросы»

Приём использован на 4  уроках окружающего мира:

1.по теме «Что такое горизонт»,

2.по теме «Значение воды и её охрана»,

3.по теме «Значение воздуха для  жизни. Состав воздуха»,

4.по теме «Добыча и охрана полезных ископаемых».

Методику обучения покажем на эпизоде урока по теме                                         «Что  такое  горизонт».

На уроке использовано оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация (http//viki.rdf.ru/),   наглядное пособие на магнитах «Стороны горизонта», текст «Какую форму имеет Земля?»  (детская энциклопедия «Всё обо всём»),  таблицы «Инсерт», «Тонкие и толстые вопросы».

Приём использован с целью  формирования умения самостоятельно  задавать вопросы и искать ответы, развития познавательного интереса в познании окружающего мира.

Приём помогает формировать

предметные УУД:

- познакомить с понятиями « горизонт»,  «линия горизонта», «основные и промежуточные  стороны горизонта»;  

регулятивные УУД:

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

 - формирование оценочной самостоятельности учащихся;

познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в тексте;                                                            - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений  и делать выводы на основе обобщения знаний;                                                                                                  -- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде таблицы;                                                                                                      

- формировать умение формулировать вопросы к тексту;

коммуникативные УУД:

  - развивать умение вступать в диалог, слушать собеседника, формулировать  собственное мнение и аргументировать свою точку зрения  и оценку событий.

Приём использован на стадии осмысления  с целью активной фиксации вопросов по ходу чтения.

Методика обучения

1.Знакомство с  типами  вопросов

Цель:  научить детей определять уровень сложности вопроса - относить его к «тонким» или  «толстым».

 После чтения  текста «Какую форму имеет Земля?»  учитель говорит:

- Чтобы закрепить новые знания, поучимся задавать вопросу к тексту. Открою вам секрет - вопросы бывают тонкие и толстые.

- Как вы думаете, тонкие вопросы –  простые или сложные? (Простые).

- На тонкий вопрос можно дать короткий, простой ответ.

-А вот на толстый вопрос ответить непросто. Нужно рассуждать, высказывать своё мнение. Соответственно толстые вопросы – сложные, проблемные.

- Давайте поучимся различать  вопросы.

- На доске у меня записаны вопросы. Найдите  среди них  тонкие и толстые.

1.Как тебя зовут?

2.Что ты любишь читать?

3.Объясни, почему надо ухаживать за животными?

4.Как ты думаешь, почему ночью светят звёзды?

- Давайте ответим на эти вопросы.

2. Работа над составлением вопросов.

Цель: формировать умение формулировать и задавать вопросы

На этом этапе  учащиеся получают таблицу, представленную ниже

                  Тонкие вопросы (?)

Толстые вопросы (?)

Кто...

Что...

Когда...

Может...

Будет...

Мог ли...

Как звать...

Было ли...

Объясните, почему...

Почему вы думаете...

Почему вы считаете...

В чём разница...

Предположите, что будет, если...

Что, если...

- Перед вами  лежит таблица с вопросами.

- Прочитайте тонкие вопросы.

- Прочитайте толстые вопросы.

- Эти вопросы нам понадобятся для работы с текстом «Какую форму имеет Земля?», с которым вы работали.  

Текст  для  индивидуальной работы

                                          «Какую форму имеет Земля?»

Уже в древности мудрецы размышляли об этом. Они думали, что Земля – плоский остров, окруженный океаном, а над ним находится купол, по которому движется Солнце и Луна.

В том, что Земля имеет форму шара, люди убедились еще задолго до того, как поднялись в космос. Когда люди научились строить парусные корабли и стали плавать по морю, они заметили одну интересную особенность: когда мореплаватели встречали другой корабль, то вначале далеко в море появлялась мачта корабля. Лишь при его приближении становится виден весь корабль.

Прошло  много времени, и люди поняли, что так может быть только на Земле, которая по форме напоминает шар.

Почти пять веков назад отважный  португальский капитан Фернан  Магеллан, плывя в одном и том же направлении на своем парусном корабле в течение несколько лет, обогнул Землю и вернулся обратно. Это стало ещё одним доказательством шарообразной формы Земли.                                                                 Детская энциклопедия «Всё обо всём»

-  Сейчас каждый из вас попробует задать один тонкий и один толстый вопрос, и мы запишем их в нашей  таблице.

Учащиеся задают свой вопрос, а остальные дети определяют, к какому типу он относится, вопрос  записываем в таблице, устно отвечаем на него.

                  Тонкие вопросы (?)

Толстые вопросы (?)

ПРИМЕРНЫЕ

Кто первым доказал, что Земля –это шар?

Кто в древности размышлял о Земле?

Что далеко виднелось у корабля?

Что виднелось при приближении корабля?

Когда люди узнали о форме Земли?

Мог ли Магеллан ошибиться?

Как звали мореплавателя?

ПРИМЕРНЫЕ

Объясните, почему люди долго не могли узнать о форме Земли?

Почему вы считаете, что Земля круглая?

В чём разница между представлениями о Земле мудрецов и Магеллана?

Предположите, что будет, если Земля будет плоской?

4.Обучение приёму «Инсерт»

Приём использован на  4  уроках окружающего мира:

1.по теме «Что такое горизонт»,

2.по теме «Значение воздуха для  жизни. Состав воздуха»,

3.по теме «Водные объекты»,

4. по теме «Ветер».

Методику обучения покажем на эпизоде урока по теме                                         «Что такое горизонт».

На уроке использовано оборудование: компьютер, мультимедиа- проектор, презентация (http//viki.rdf.ru/),   наглядное пособие на магнитах «Стороны горизонта», текст  «Какую форму имеет Земля?»  (Детская энциклопедия «Всё обо всём»),  таблицы «Инсерт», «Тонкие и толстые вопросы».

Приём использован с целью  формирования умения самостоятельно  задавать вопросы и искать ответы, развития аналитического мышления, развития познавательного интереса в познании окружающего мира.

Приём помогает формировать

предметные УУД:

- познакомить с понятиями « горизонт»,  «линия горизонта», «основные и промежуточные  стороны горизонта»;  

регулятивные УУД:

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

 - формирование оценочной самостоятельности учащихся;

познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в тексте;                                                            - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений  и делать выводы на основе обобщения знаний;                                                                                                 -- -преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде таблицы;                                                                                                      

- формировать умение формулировать и задавать вопросы к тексту;

коммуникативные УУД:

  - развивать умение вступать в диалог, слушать собеседника, формулировать  собственное мнение и аргументировать свою точку зрения  и оценку событий.

 Приём использован на стадии  осмысления  с целью накопления информации, путь от «старого» знания к «новому»

Методика работы

1. Знакомство с таблицей «Инсерт»

Цель – пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации; развитие мыслительных способностей учащихся, выработка ими собственной позиции по изучаемой теме, развитие рефлексивности в процессе познания

А). 1 этап. Маркировка текста.

- Мы с вами живем на планете Земля. Вспомните, что вы знаете о нашей планете.  (заслушиваются  ответы детей)

- А задумывались ли вы о том, какую форму имеет Земля?

- Ответ на этот вопрос вы узнаете из источника детской энциклопедии.

- Перед вами лежит текст, мы будем читать его по определённым, необычным правилам. Во время чтения вы будете  отмечать в нём синим цветом то, что  вам уже  известно, и ставить на полях такую  пометку «v» - галочку, зелёным цветом – то, что для вас новое, и ставить на полях знак  плюс «+», а  красным - то, что непонятно и ставить знак вопроса «?».          (Все значки, разъяснения- на доске)

- Отмечать можно слова, абзацы, предложения.

-Прочитав текст один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали  или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.

Б). 2 этап. Чтение теста с выполнением маркировки.

Читая текст, учащиеся отбирают ту информацию, которая им необходима для удовлетворения своих познавательных запросов. Это обуславливает активность при восприятии материала.

В).3 этап. Заполнение таблицы «Инсерт»

Цель: систематизация информации, соотношение старого и нового знания

На этом этапе учащиеся получают таблицу, представленную ниже

«V»                                                     знал(а)

«+»                                      новое

«?»                                                непонятно

- Перед вами лежит таблица. Вам надо её заполнить. Значки, которые вы поставили на полях, станут заголовками граф таблицы. Расположите информацию  в соответствии с вашими пометками. Писать основную информацию можно словами, короткими предложениями.

Г). Последовательное обсуждение каждой графы таблицы

- Обратимся к 1 графе  «знал(а)».

- Расскажите, что вы знаете по теме.

-  Кто дополнит ответ?

 (Учитель  уточняет и обобщает высказывания).

-  Обратимся  ко  2  графе « новое».

- Расскажите, что вы узнали интересного  по теме.

-  Кто дополнит ответ?

 (Учитель  уточняет и обобщает высказывания).

-  Обратимся к  3 графе « непонятно».

-  Какие вопросы  возникли у вас в процессе чтения текста?

-  Кто  знает ответ на этот вопрос?

 (Учитель  уточняет и обобщает высказывания).

«V»                                                  знал(а)

«+»                                      новое

«?»                                                непонятно

древние мудрецы

мореплаватели

Земля - плоский остров, над ним  купол, по нему движется Солнце и Луна.

Вначале далеко  появлялась мачта корабля. При его приближении становится виден весь корабль.

Фернан  Магеллан  500 лет назад  доказал, что Земля – это шар

купол

мачта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...

Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроками «Музыки», «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Листвы прощальная краса. Золотые краски осенних листьев».

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Фрагмент интегрированного урока «окружающего мира» с уроком «обучения грамоте» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Природы милое творенье… Царица цветов. Чтение слов с буквой Ц».

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Фрагмент интегрированного урока «Русского языка» с уроками «Литературного чтения» и «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 2 класс Тема урока: «Скоро весна!»

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроком «Экология» с использованием ТРКМ. 3 класс Тема урока: «Почва. Охрана почвы»

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, раскрытии закономерностей...

Использование современных педагогических технологий. Фрагмент урока математики.

Технология развития критического мышления. Постановка учебной задачи....

Использование ЭОР в математике. Фрагмент урока

Применение электронных образовательных ресурсов на уроках математики способствует повышению мотивации обучения математике, вызывает интерес у учащихся к предмету за счёт общей...