Урок окружающего мира "Неживая природа Кузбасса"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Данная разработка может быть использована для проведения урока окружающего мира в 4 классе и содержит краеведческий материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira.nezhivaya_priroda_kuzbassa.docx62.37 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК

ПРИРОДОВЕДЕНИЯ

"Неживая природа Кузбасса"

4 класс

Автор-составитель: Г.А. Макешина

учитель начальных классов

Аннотация:

Данная разработка может быть использована для проведения урока природоведения в 4 классе и содержит краеведческий материал

ТЕМА:         "Неживая природа Кузбасса"

ФОРМА УРОКА:         Урок-игра "Слет туристов - краеведов"

ЦЕЛЬ:        Обобщение систематизации знаний обучающихся по теме.

ЗАДАЧИ:  1) Обобщить и систематизировать знания детей об

объектах неживой природы Кемеровской области

                2) Продолжить развитие навыков чтения и понимания карты

области

3) Развивать наблюдательность и любознательность

4) Воспитывать любовь к природе родного края

ОБОРУДОВАНИЕ: физическая и контурные карты Кемеровской

области, образцы полезных ископаемых, кроссворды "Реки и озера Кузбасса" для 5 команд, карточки 5 цветов, на которых написаны профессии людей изучающих неживую природу: метеоролог, гидролог, геолог, почвовед, топограф.

 Ход урока

1. Организационная минутка.

- Здравствуйте, садитесь.

2. Вступительное слово учителя.

                        Богата родная Россия,

                        Но прямо скажу без прикрас,

                        Что края любого красивей

                        Наш юный, могучий Кузбасс.

                                                        (О. Жилина)

Вот уже несколько недель мы с вами совершаем заочное путешествие по Кузбассу. Познакомились с неживой природой нашей области:

                                поверхностью

                                погодой

                                полезными ископаемыми

                                почвами

                                водоемами

На этом наше путешествие не заканчивается, впереди знакомство с растениями и животными Кузбасса.

Сегодня на уроке мы подведем итог нашему первому путешествию, выявим лучших знатоков неживой природы Кузбасса.

Этот урок будет необычным, вы будете участниками слета туристов-краеведов.

(Правила игры смотри в приложении)

Теперь нам надо разделиться на команды. Каждый из нас перед уроком выбрал себе карточку определенного цвета. Объединяемся по цветам (размещение команд по цветам).

- Команды готовы?

На каждой карточке написано слово, которое обозначает профессию людей, изучающих неживую природу.

- Давайте вспомним эти профессии:

        1) метеоролог (изучает погоду)

        2) геолог (изучает полезные ископаемые)

        3) топограф (изучает поверхность и изображает ее на картах)

        4) гидролог (изучает водные пространства)

        5) почвовед (изучает почвы)

Таким образом, в каждой команде есть метеоролог, геолог, почвовед, гидролог, топограф. Каждый из "специалистов" будет отвечать на свои вопросы.

        Если неуверен, то команда помогает.

Задание 1. "Юный топограф"

Каждая команда получает контурную карту Кемеровской области. На ней нужно нанести основные горные массивы и равнины Кузбасса:

  1. Кузнецкий Алатау
  2. Горная Шория
  3. Салаирский кряж
  4. Кузнецкая котловина
  5. Западно-Сибирская равнина                 (5 баллов)

Меняемся листочками, проверяем. Сколько правильных ответов, столько баллов.

Задание 2. "Юный метеоролог"

ТЕСТ. На листочках записываются номера предложений, а рядом знаки + или -.

                Если согласен +, если нет, -.

  1. Средняя погода какой-либо местности называется климатом.
  2. В Кузбассе муссонный климат.
  3. В Кемеровской области зима длится 3 месяца.
  4. Осень продолжается 1,5-2 месяца
  5. 22 марта день равен ночи.
  6. Преобладающий ветер С-З.
  7. Больше всего осадков выпадает в Кузнецкой котловине.
  8. Холоднее всего в горах Кузнецкого Алатау. Там зимой бывает до -57о С.
  9. В районе города Юрги на Томи ледоход начинается в середине апреля.

(Проверяем)

Задание 3. "Юный гидролог"

"Гидрологам предлагается разгадать кроссворд по теме "Реки и озера Кузбасса"

По горизонтали:

  1. Название источника минеральных вод, расположенного в предгорьях Кузнецкого Алатау. (терсинка)
  2. Самое большое озеро Кемеровской области.

  1. Название речки, берущей начало между школой №1 и АТП. (Овражная)

По вертикали:

  1. Проток Томи. (Мрассу)
  2. Город, около которого построили Ра реке Ине электростанцию.
  3. Река, в которую впадает самая главная река Кемеровской области.
  4. Речка, давшая название нашему городу.
  5. Равнинная река, протекающая в Кузнецкой котловине.

(Проверяем)                 (68 баллов)

Физминутка.

По Кузбассу мы шагаем,

Все природу изучаем.

Горы слева – ниже сели,

Горы справа – выше встали.

Ближе к северу видны

Лесостепи близ Юрги.

Задание 4. "Юный геолог"

 Обучающимся предлагаются образцы основных полезных ископаемых Кузбасса. Они должны их назвать. (Каменный уголь, кварцит, железная руда, известняк, гранит).  (Проверяем)  (5 баллов)

Задание 5. "Юный почвовед"

В Кемеровской области живет Алеша Лентяйкин. Однажды он написал письмо другу, живущему в Москве. Перед вами отрывок из этого письма. Найдите ошибки в тексте.

… Почвы Кемеровской области разнообразны. На склонах гор и возвышенностей, покрытых хвойным лесом встречаются черноземные почвы. Такие почвы встречаются на севере Кузбасса.

А в Кузнецкой котловине распространены подзолистые почвы, богатые перегноем. Плодородный слой здесь достигает 1 метра. По долинам рек распространены серые лесные почвы. Их используют под пастбища и под строительство домов. В Юрге распространены каштановые почвы.    (Проверяем)                 (7 баллов)

Подведение итогов.

- Понравился урок?

- Чем?

- Что запомнили?

- Что нового узнали?

Д/з – в дополнительной литературе найти интересные сведения о неживой природе Кемеровской области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Растения Кузбасса, занесённые в Красную книгу"

Тип урока: урок усвоения новых знаний.Тема урока: Растения Кузбасса, занесённые в Красную книгу. Цель урока: ознакомить с многообразием растений Кузбасса, занесённых в Красную книгу.Задачи урока:...

урок окружающего мира "Природа залечивает свои раны" Школа 2100

Данный урок знакомит учащихся с природными  факторами восстановления экосистем...

Урок окружающего мира "Природа и рукотворный мир" 1 класс "Гармония".

Конспект урока окружающего мира для 1 класса....

Урок окружающего мира "Природа в опасности. Охрана природы"

Круглый стол. в ходе которого обсуждаются проблемы полезных ископаемых...

урок окружающего мира "Природа и мы" 1 класс

Урок окружающего мира для 1 класса по теме "Природа и мы" программа "Школа 2100"....

Урок окружающего мира«Природа и человек», проведенный в соответствии с требованиями ФГОС НОО в 1 классе Л.В.Занкова

Организовать деятельность учащихся, направленную на развитие умения наблюдать за объектами природы и объектами, сделанными человеком из природных материалов;способствовать расширению представлений уча...