Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий мир"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Чирьева Евгения Константиновна

Материалы рабочей программы по УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_kl.o.m.docx87.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя школа г.Горбатов

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

________/_________________

Протокол № ___ от

«___»_________201_ г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

________/__________./

«____»_________201__ г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СШ   г.Горбатов

_________/____________./

Приказ №_от «_»__201_ г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Окружающий мир» ( УМК «Школа России»)

 

в 4 классе

Разработана

учителем начальных классов

Чирьева Е.К.

 

2015 год

Окружающий мир

Пояснительная записка

Рабочая программа по   окружающему миру  для 4 класса   разработана  на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», в соответствии с требованиями ФГОС.

 Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных  связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Учебный курс носит личностно-развивающий характер. Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе у ребенка происходит становление современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность.

Место курса в учебном плане

На изучение курса « Окружающий мир» в 4 классе отводится по 2 часа. Программа рассчитана на 270 часов: 4 класс–  68 часов ( 34 учебные недели)

Цели:

  • развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

  воспитание гуманного, творческого, социально активного человека,    уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества

 

Задачи:

  • Формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
  • Воспитывать любовь к своему городу (селу), к своей Родине.

  • Формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной среде.

  • Развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира.

                          Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

  • Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;

  • способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;

  • что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;

  • некоторые современные экологические проблемы;

  • природные зоны России;

  • особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;

  • исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;

  • важнейшие события и великих людей отечественной истории;

  • государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.

Учащиеся должны уметь:

  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга,

  • пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;

  • проводить наблюдения природных тел и явлений;

  • в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;

  • приводить примеры животных Красной книги России и

  • международной Красной книги;

  • соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;

  • приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;

  • приводить примеры народов России;

  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;

  • применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;

  • владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.

Планируемые результаты изучения курса

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
  •   умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
  •   чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи  и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
  •   осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;
  •   понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»[1]*;
  •   целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
  •   уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
  •   начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего;
  •   осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;
  •   самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;
  •   эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
  •   этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
  •   навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;
  •   установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;
  •   мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
  • сохранять учебную задачу в течение всего урока;
  • ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
  • планировать свои действия;
  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

                                               

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
  • осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
  • выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;
  • моделировать экологические связи в природных сообществах.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять  инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
  • аргументировать свою позицию;
  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной  и ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);  
  • готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
  • составлять рассказ на заданную тему;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
  • находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;
  • называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;
  • называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;
  • понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;
  • объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;
  • раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;
  • называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;
  • рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
  • проводить несложные астрономические наблюдения;
  • изготавливать модели планет и созвездий;
  • использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;
  • анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;
  • приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги;
  • находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;
  • объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;
  • приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;
  • выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;
  • оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;
  • давать краткую характеристику своего края;
  • различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой  и живой природы;
  • давать краткую характеристику природных сообществ своего края;
  • выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти  связи с помощью моделей;
  • оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;
  • рассказывать об охране природы в своём крае;
  • различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;
  • приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;
  • соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;
  • читать историческую карту;
  • перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;
  • с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;
  • описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;
  • показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;
  • рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;
  • соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;
  • составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;
  • описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;
  • называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;
  • находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
  • раскрывать связь современной России с её историей;
  • использовать  дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и  настоящем.

Разделы тематического планирования

№ п/п

Содержание программного материала

Кол-во часов

по плану

1

Земля и человечество

9 ч

2

Природа России

10 ч

3

Родной край – часть большой страны

15 ч

4

Страницы всемирной истории

5 ч

5

Страницы истории Отечества

20 ч

6

Современная Россия

9 ч

ИТОГО

68

Календарно – тематическое планирование уроков по окружающему миру

(2 часа в неделю, 68  часов)

Земля и человечество (9 ч)

Тема урока

Деятельность

обучающихся

Кол-во часов

Корректировка

Формируемые

УУД

1-2

 Мир глазами астронома

Планеты Солнечной системы

Характеризовать различия звёзд  и планет на примере Солнца и Земли.

2

П. Проводить сравнение по заданным критериям.

Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

 Учиться высказывать своё предположение.

К. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач

3

Звёздное небо -Великая книга природы

. Показывать изучаемые звёзды и созвездия на картах звёздного неба.

1

П. Строить сообщения в устной форме.

Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Р. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

К. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров

4

Мир глазами географа

Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны, находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков.

1

П. Ставить и формулировать проблемы. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Р. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

 К. Формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Л. Задавать вопросы, обращаться за помощью.

5

Мир глазами историка

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию  из учебника и дополнительных источников (словари, энциклопедии, справочники, Интернет), подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения

1

П. Строить рассуждения в форме простых суждений.

Р. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей.

К. Формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Л. Формулировать свои затруднения; обращаться за помощью.

6

Когда и где?

Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить её.

Определять по ленте времени век, в котором происходили исторические события.

1

П. Соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий. Использовать знаково-символические средства (модели, схемы) для решения задач.

Р. Различать способ и результат действия.

К. Формулировать свои затруднения; задавать вопросы; слушать собеседника.

7

 Мир глазами эколога

Характеризовать влияние человека на природу в старину и в наше время. Находить примеры работы людей по сохранению природы, правильные и неправильные формы поведения человека в природе.

1

Р. Формировать учебную задачу, применять установленные правила.

П. Осознанно и произвольно строить свои сообщения.

К. Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, строить понятные для партнёра высказывания.

Л. Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

8-9

Сокровища Земли под охраной человечества

Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить её.

Рассказать о причинах появления Списка Всемирного наследия

2

Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном  сотрудничестве.

К. Формулировать собственное мнение и позицию; проявлять активность во взаимодействии.

Природа России (10ч)

10

Равнины и горы России

Находить и показывать на физической карте  территорию России, её государственную границу, равнины и горы.

Моделировать формы земной поверхности из песка, глины или пластилина

1

Р. Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы.

К. Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми.

11

Моря, озёра и реки России

Находить и показывать на физической  карте России разные водоёмы и определять их названия.

Сравнивать и различать разные формы водоёмов

1

П. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

 Л. Учиться высказывать своё предположение.

К. Формулировать своё мнение и позицию; задавать вопросы, слушать собеседника

12

Природные зоны России

1

П. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи.

Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

 К. Формулировать своё мнение и позицию.

Ставить вопросы.

13

Зона арктических пустынь

Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет) о природных зонах и обсуждать полученные сведения.

 Объяснять влияние человека на природу изучаемых природных зон

1

П. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи.

Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

 К. Формулировать своё мнение и позицию.

Ставить вопросы.

14

Тундра

Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет) о природных зонах и обсуждать полученные сведения.

 Объяснять влияние человека на природу изучаемых природных зон

1

П. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи.

Р. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

 К. Проявлять активность во взаимодействии, ставить вопросы, обращаться за помощью.

15

Леса России

Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет) о природных зонах и обсуждать полученные сведения.

Объяснять влияние человека на природу изучаемых природных зон

1

П. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи.

Р. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

 К. Проявлять активность во взаимодействии, ставить вопросы, обращаться за помощью

16

Лес и человек

Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон.

1

П. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.  Устанавливать причинно-следственные связи.

Р. Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

Учиться высказывать предположение по иллюстрации.

К. Определять цели, функции участников, способы взаимодействия.       Л.Участвовать в совместной работе, выслушивать одноклассников, не создавать конфликтов

17

Зона степей

Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон. Объяснять влияние человека на природу .

1

Р. Формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

П. Поиск и выделение информации.

К. Ставить вопросы и обращаться за помощью.

Л. Адекватная

мотивация, личностная внутренняя позиция, самооценка

18

Пустыни

Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон. Объяснять влияние человека на природу .

1

Р. Формировать учебную задачу и удерживать внимание.

П. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

К. Уметь задавать вопросы, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

19

У Чёрного моря

Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон. Объяснять влияние человека на природу.

1

П. Осуществлять поиск необходимой  информации. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи.

Использовать общие приёмы решения задач.

Р.  Вносить необходимые  коррективы в действие после его завершения на основе  его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

К. Формулировать своё мнение и позицию.

Родной край – часть большой страны (15ч)

20

Наш край.

Осмысливать значение понятий: малая родина, Родина, Отечество, Отчизна.

Находить на карте России родной регион.

1

П.  Использовать поиск необходимой информации для выполнения

учебных заданий с использованием

учебной литературы, Интернета.

Р. Вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; сопоставлять свою оценку с оценкой

другого человека.

К. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Л. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

21

Поверхность нашего края.

Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности.

1

Р.  Умение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы.

П. Осмысление взаимосвязи внешнего  мира и  человека,  осознания себя творческой личностью способной изменить мир к лучшему.

К.  Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре

22

Водные богатства нашего края.

Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности.

1

П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме.

Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

К. Формулировать своё мнение и позицию.

использовать речь для регуляции своего действия.

23

Наши подземные богатства.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых, различать изученные полезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере нашего края).

1

Р. Контролировать и оценивать процесс и результат  деятельности;

П. Осознанно и произвольно строить свои сообщения;

К. Уметь просить помощи, обращаться за помощью.

Л. Адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок

24

Земля- кормилица.

Приводить примеры почв нашего края и уметь характеризовать их.

Оценивать плодородие почв нашего края.

1

Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

П. Учить самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К. Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия.

Л. Ценностное отношение к природному миру

25-26

Жизнь леса.

Характеризовать природное сообщество лес, взаимосвязи в  этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество лес.

2

Р. Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

П. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Л. Эстетические потребности, ценности и чувства, принятие образа «хорошего ученика»

27-28

Жизнь луга.

Характеризовать природное сообщество луг, взаимосвязи в  этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество луг.

2

Р. Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя.

Л. Знание основных моральных норм , осознание себя членом общества; формирование основ российской гражданской

идентичности;

29-30

Жизнь в  пресных водах.

Характеризовать природное сообщество пресные водоёмы, взаимосвязи в  этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество пресные водоёмы.

2

Р. Умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить.

П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи.

Р. Различать способ и результат действия.

К. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач

31

Растениеводство в нашем крае.

Выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий.

Различать зёрна зерновых культур.

Различать сорта культурных растений.

1

П. Ставить и формулировать проблемы.

 Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи.

Р. Вносить необходимые  коррективы в действие после его завершения на основе  его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

 К. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.

Р. Умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить.

К. Отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы

32

Животноводство в нашем  крае.

Выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий

Различать породы домашних животных.

Формулировать выводы из изученного материала.

1

Р. Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

П. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Л. Стремление к познанию нового, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

33

Проверим себя и оценим свои достижения.

Выполнять тесты с выбором ответа

Оценивать правильность предложенных ответов

Адекватно оценивать свои знания.

1

Л. Формирование личного отношения к окружающему миру.

Р. Выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос.

П. Взаимосвязь природы и человека.

К. Способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке.

34

Презентация проектов( по выбору)

Извлекать информацию  из дополнительных источников.

Готовить иллюстрации для презентации проекта.

Оценивать свои достижения по выполнению проекта.

1

П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания.

К. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра

Страницы Всемирной истории (5ч)

35

Начало истории человечества.

Понимать учебную задачу и стремиться их выполнить.

Определять «по ленте времени» длительность периода первобытной истории.

Обсуждать роль огня и приручения животных.

Анализировать иллюстрации учебника.

1

П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Р. Принимать и сохранять учебную задачу.

К. Задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию.

36

Мир древности: далёкий и близкий

Понимать учебную задачу и стремиться их выполнить.

Определять «по ленте времени» длительность  истории Древнего мира

Находить  на карте местоположения древних государств.

1

П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

 Учиться высказывать своё предположение.

К. Задавать вопросы, обращаться за помощью

37

Средние века: время рыцарей и замков.

Понимать учебную задачу и стремиться их выполнить.

Определять «по ленте времени» длительность  Средневековья.

Находить  на карте местоположения  крупных городов, возникших в Средневековье.

1

П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

К. Формулировать собственное мнение и позицию.

38

Новое время: встреча Европы и Америки.

Понимать учебную задачу и стремиться их выполнить.

Определять «по ленте времени» длительность  периода Нового времени.

Сопоставлять её с длительностью Древнего мира и Средневековья.

Прослеживать по карте маршруты великих географических открытий.

1

П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Р.  Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

К. Формулировать свои затруднения; ставить вопросы; строить понятные для партнёра высказывания.

39

Новейшее время: история продолжается сегодня.

Понимать учебную задачу и стремиться их выполнить.

Определять «по ленте времени»   начало Новейшего времени.

Характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки.

Характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира.

1

П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

 Р. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

 К. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Страницы  истории России (20 ч)

40

Жизнь древних славян.

Понимать учебную задачу и стремиться их выполнить

Анализировать карту расселения племён древних славян

Выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями

Характеризовать верования древних славян.

1

П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Самостоятельно создавать алгоритм деятельности.

Р. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей.

К. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.

41

Во времена Древней Руси.

Прослеживать по карте Древней Руси путь « из варяг в греки».

Характеризовать систему государственной власти.

Отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси.

Работать с терминологическим словариком.

1

П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

 Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

Р. Различать способ и результат действия.

 Учиться высказывать своё предположение.

К. Задавать вопросы, обращаться за помощью.

42

Страна городов.

Понимать учебную задачу и стремиться их выполнить

Сопоставлять жизнь двух городов Древней Руси.

Обсуждать важность находок археологами берестяных грамот.

Работать с терминологическим словариком.

1

П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Р. Вносить необходимые  коррективы в действие после его завершения на основе  его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

43

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества. Сравнивать (на основе иллюстративного материала) памятники архитектуры, одежду, вооружение различных эпох.

1

П. Осуществлять поиск необходимой информации с использованием различных источников. 

К. Задавать вопросы; контролировать действия партнёра.

Л. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

44

Трудные времена на Русской земле.

Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё  мотивированное отношение  к историческому деятелю.

1

К. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной ориентироватьсяР

 на позицию партнёра в общении и взаимодействии.  Р.Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реализации, так и в конце действия.

К. Формулировать своё мнение и позицию

45

Русь расправляет крылья.

Приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси.

Прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы.

Обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления.

1

К. Формулировать собственное мнение и позицию.

Р. Формулировать и удерживать учебную задачу; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Л. Участвовать в совместной работе, обосновывать свою точку зрения

46

Куликовская битва.

Понимать учебную задачу и стремиться их выполнить

Прослеживать по карте пере- движения русских и ордынских войск.

Составлять план рассказа о Куликовской битве.

Рассказывать о Куликовской битве.

Рассказывать  о поединках  богатырей.

1

П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания.

К. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра

47

Иван Третий.

Рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды.

Обсуждать значение освобождения от монгольского ига.

Описывать по иллюстрациям в учебнике изменения  в облике Москвы.

1

Р. Контролировать и оценивать процесс и результат  деятельности.

 П. Использовать знаково-символические средства  и применять знания, умения  и навыки.

К. Уметь просить помощи, обращаться за помощью, задавать вопросы.

Л.  Участвовать в совместной работе, обосновывать

48

Мастера печатных дел.

 Обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России.

Сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям.

1

П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Р. Проявлять  познавательную инициативу в учебном сотрудничестве*.

К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

49

Патриоты России.

Понимать учебную задачу и стремиться их выполнить

Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции.

Отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы.

1

Р. Формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

П. Поиск и выделение информации.

К. Ставить вопросы и обращаться за помощью.

Л. Адекватная

мотивация, личностная внутренняя позиция, самооценка

50

Пётр Великий.

Понимать учебную задачу и стремиться их выполнить

Рассказывать о реформах Петра    Первого.

Описывать достопримечательности Санкт-Петербурга.

Высказывать   своё  отношение  к личности Петра Великого.

2

П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

Р. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Использовать речь для регуляции своего действия

К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

51

Михаил Васильевич Ломоносов

Составлять  план рассказа о Ломоносове.

Прослеживать по карте путь Ломоносова из Холмогор в Москву.

Обсуждать,  каковы были заслуги Ломоносова в развитии науки и культуры.

1

Л. Формирование личного отношения к окружающему миру.

Р. Выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос.

П. Взаимосвязь природы и человека.

К. Способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке.

52

Екатерина Великая

Обсуждать , заслуженно ли  Екатерина Вторая стала называться Великой.

Описывать достопримечательности Петербурга.

Сравнивать  положение разных слоев российского  общества.

 Рассказывать по учебнику о крестьянской войне Ё. Пугачёва.

1

Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

К. Проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач.

Л. Мотивация учебной деятельности;

53

Отечественная война 1812 года

Рассказывать о Бородинском сражении.

Обсуждать,  почему война 1812 года называется Отечественной.

Извлекать из Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года.

1

П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

Р. Использовать речь для регуляции для регуляции своего действия

К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

54

Страницы истории 19 века

Работать с историческими картами.

Сопоставлять  исторические источники.

Формулировать выводы из изученного материала.

1

П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Р. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реализации, так и в конце действия.

К. Задавать вопросы, обращаться за помощью

55

Россия вступает в 20 век

Отмечать на «ленте времени» начало    Первой мировой войны.

Составлять план рассказа о событиях начала 20 века. Формулировать выводы из изученного материала

1

П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Р. Учиться высказывать своё предположение.

К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

56

Страницы истории 1920-1930-х годов

Знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством страны.

Сравнивать гербы  России и СССР.

Сравнивать тексты гимнов.

Прослушивать в записях песни 1930 годов.

1

П. Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

Р. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реализации, так и в конце действия.

К. Формулировать своё мнение и позицию.

57-58

Великая война и великая Победа

Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны.

Обсуждать ,  в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира.

Встречаться с ветеранами войны, готовить праздник к Дню Победы.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала

2

П. Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

Р. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реализации, так и в конце действия.

К. Формулировать свои затруднения.

Л. Достаточно точно,  последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий.

59

Страна, открывшая путь в космос

Извлекать из Интернета информацию об освоении космоса.

Знакомиться с репродукциями картин космонавта А. Леонова на космическую тему.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала

1

П. Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

Р. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Современная Россия (9 ч)

60

Основной закон России и права человека.

Находить на политико-административной  карте РФ  края, области, республики, округа, города федерального значения.

Анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка.

Обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей.

Готовить проекты «Декларации прав».

1

Р. Умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему.

П. Конкретизировать представления о городах нашей страны и   зарубежных достопримечательностях.

К. Формирование уважительного отношения  к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности.

Л. Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций,  формирование уважительного отношения  к     истории и культуре других народов

61

Мы - граждане России.

Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь.

Различать прерогативы Президента, Федерального собрания и правительства.

Следить за государственными делами по программам новостей и печатным средствам массовой информации.

1

П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания.

К. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра.

62

Славные символы России.

Знакомиться с особенностями герба Российской Федерации.

Отличать герб России от гербов других государств.

Знакомиться с Государственным флагом России, с Красным знаменем Победы.

Выучить гимн России, знакомиться с правилами его  исполнения.

Обсуждать, зачем государству нужны символы.

1

Р. Применять установленные правила в планировании способа решения, вносить необходимые коррективы в действие после  его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

К.  Умение слушать собеседника, формулировать свои затруднения.

П. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Л. Адекватно воспринимать предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок

63

Такие разные праздники.

Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные.

Знакомиться с праздниками и Памятными днями России.

Выяснять, как праздники отмечаются в крае, где живут учащиеся.

Рассказывать о своих любимых  праздниках.

.

1

Л. Конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире.

Р. Умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить.

П. Характеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила  по сохранению своего здоровья.

К. Отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы

64,65,66

Путешествие по России.

Совершать виртуальные экскурсии в разные города России.

Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России.

Анализировать и сравнивать гербы  городов России.

Формулировать выводы из изученного материала.

3

Р. Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

П. Ставить и формулировать проблемы.

К. Ставить вопросы, обращаться за помощью.

Л. Мотивация учебной деятельности, готовность следовать нормам поведения

67

Проверим себя и оценим свои достижения.

Выполнять тесты с выбором ответа.

Оценивать правильность предложенных ответов.

1

Р. Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

 вносить необходимые коррективы.

К. Проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения.

Л. Ценностное отношение к природному миру

68

Презентация проектов.

Извлекать информацию из Интернета.

Посещать музеи.

Готовить тексты сообщений.

Выступать с сообщением в классе.

2

П. Осознанно и произвольно строить свои сообщения.

К. Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Л. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Содержание программы учебного предмета

Земля и человечество (9 ч)

 Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.

  Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

  Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

  Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

                                         Природа России (10 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

   Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

    Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

   Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

                                        Родной край — часть большой страны (15 ч)

 Наш край на карте Родины. Карта родного края.

  Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

    Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

   Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

    Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

     Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

      Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

   Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

   Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями

Страницы всемирной истории (5 ч)

   Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории Отечества (20 ч)

   Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

   Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

  Наше Отечество в XIII —XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

   Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII —XV вв.

    Наше Отечество в XVI —XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI —XVII в

  Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

  Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.

   Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.

     Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

     Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура  1'ш сии в XX в.

     Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

    Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

     Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия (9ч)

  Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

   Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

   Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

  Многонациональный состав населения России.

   Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Формы и средства контроля

Четверть

1

2

3

4

всего

Практические работы

2

3

4

2

11

Контрольные работы

1

1

1

1

4

Экскурсии

1

1

1

1

4

Текущий контроль осуществляется в виде фронтального и индивидуального опроса, а также проверочных работ, проводимых в конце каждой  темы.

Итоговый контроль осуществляется в конце каждой четверти

Перечень учебно-методтческих средств обучения

Учебники:

  1. Учебник для 4 класса «Окружающий мир», А. А. Плешаков, 2 части, Москва, «Просвещение», 2014 г.;

Дидактические материалы:

  1. Рабочая тетрадь к учебнику 4  класса «Окружающий мир», А. А. Плешаков,  Москва, «Просвещение», 2014 г.;
  2. Рабочая тетрадь «Проверим себя», 4  класс, А. А. Плешаков,  Москва, «Просвещение»,
  3.  2011 г.; Муковникова О. Г. Природоведение. 4 класс. Поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас». – Волгоград: Учитель – АСТ, 2011
  4. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2010

Методическая литература:

  1. Концепция и программы для начальных классов «Школа России»,ч. 1, Москва «Просвещение», 2011 г.
  2. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» для 4  класса, Фефилова Е. П., Москва, «ВАКО», 2014г.
  3. Дмитриева О. И., Максимова Т. В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 4 класс. М.:ВАКО, 2014, 400 с. (В помощь школьному учителю)
  1.  «Игры на уроках окружающего  мира в 4 классе», А. А. Плешаков, Москва, «Просвещение», 2010 г.;
  2. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2011
  3. Плешаков А. А.  От земли до неба: Атлас-определитель, Москва «Просвещение», 2010 г.

Использование ЭОР

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola

http://ito.edu.ru./2001/ito/1/2/1-2-83.html

http://www.uroki.net/

http //pedsovet.su/load/



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету развитие речи(окружающий мир) для 1 класса на 2012-2013 учебный год

программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, объединяет программу А.А. Плешакова по окружающему миру и прогамму по развитию речи для школ V вида....

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы О. В. Кубасовой «Литературное чтение» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской программы И. Б. Истоминой «Математика» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  (образоват...

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской программы О. Т. Поглазовой, М. В. Мироновой «Окружающий мир» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...

Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК (обучение грамоте: чтение + письмо)» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык», с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...

Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония").

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...