Исследовательский проект «Влияние шума на самочувствие и работоспособность школьника» Волкова Анастасия, обучающаяся 1 «Б» класса, МБОУ «Гимназия № 8» Энгельсского муниципального района.
проект по окружающему миру (1 класс) по теме

Лепехина Ирина Ивановна

Исследовательский проект обучающийся 1 класса, подготовленный к школьной научно-практической конференции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 8»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «ВЛИЯНИЕ ШУМА НА САМОЧУВСТВИЕ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ  ШКОЛЬНИКА»

Выполнила:

Волкова  Анастасия,

обучающаяся  1 «Б» класса

МБОУ «Гимназия  № 8 »

Руководитель проекта:

Лепехина И.И.

ЭНГЕЛЬС 2015


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение……………………………………………………………………3
  2. Цель, задачи  и  план исследования……………………………………….4
  3. Теоретическая  часть…………………………………………………………5

3.1   Что такое шум. Шум  и  человек…………………………………………5

3.2   Источники  шума. Классификация  шума………………………………6

3.3   Классификация  шума  по  уровню  воздействия  на  человека…………7

3.4   Влияние  шума на здоровье и работоспособность человека…………….8

  1. Практическая  часть ……………………………………………………….…9

        4.1   Исследование влияния шума при выполнении домашнего задания .…9

        4.2   Исследование влияния шума при выполнении заданий на уроке….…10

        4.3   Измерение шумового фона в МБОУ «Гимназия № 8» . . . . . . . . . . … ……11

  1. Выводы  по  итогам   исследований………………………………..…………12
  2. Заключение……………………………………………………………….…..13

6.1   Рекомендации  по организации  благоприятных  условий  для  повышения работоспособности   школьников……………………………………………13

  1. Библиографический  список…..………………………………………………14
  2. Приложения……………………………………………………………………15

8.1  Таблица 3.1 «Классификация  шума  по  уровню  воздействия   на  человека»……………………………………………………………………15

 8.2 Таблица 4.1 «Результаты  исследования  влияния  шума  при  выполнении

        домашнего  задания»…….…………………………………………………16

  1. ВВЕДЕНИЕ

Приходя домой после занятий в школе, чувствуешь себя по-разному:

  • иногда ты бодр и весел, и готов еще «свернуть горы»;
  • а  в другие дни - ты уставший и раздражительный. У тебя болит голова, и тебе ничего не хочется делать.  

Задавал ли ты себе вопросы: «Почему после школьных занятий ты чувствуешь себя по-разному? Что может так сильно влиять на твое самочувствие?»

      На уроке  по литературному чтению мы познакомились с произведением Е.Ильина „Шум и шумок”. Там есть такие замечательные слова: «Много на свете всякого шуму, да не каждый шум свое место знает. Вот, к примеру, морской шум у берегов прибоем гремит. Зеленый шум в лесной чаще живет, листьями шумит.

Всем этот шум по душе. А есть еще озорной шум, по имени Шумиголова. Этот всегда норовит туда пробраться, куда не надо, - в театр, в школу. Сначала он как будто и маленький – не Шум, а Шумок, а глядишь – вырос, до потолка поднялся, Большим Шумом стал».

   Мой учитель Лепехина Ирина Ивановна рассказала, что шум оказывает на  человека сильное влияние. Я решила проверить: может ли ШУМ влиять на самочувствие и работоспособность человека.

  1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ  И  ПЛАН  ИССЛЕДОВАНИЯ.

Цель исследования – изучение  влияния  шума  на  самочувствие и работоспособность  школьников.

Задачи  исследования:

  1. Выяснить, что  такое  шум, и познакомится с  его  видами.
  2. Выяснить, каково влияние  шума  на  здоровье и работоспособность  человека.
  3. Провести  собственные  исследования:
  • исследовать влияние шума  на мой организм при  выполнении  домашнего  задания;
  • исследовать влияние шума  на одноклассников при  выполнении  заданий  на  уроках;
  • провести измерение  шумового  фона  в  гимназии  (в столовой, на переменах, на уроках).
  1. Сделать выводы  по  итогам  исследования.
  2. Подготовить рекомендации  по  организации  благоприятных  условий  для  повышения  работоспособности  школьников.

Для выполнения поставленных задач я разработала следующий план действий:

  • собрать в Интернете и из книг информацию о шуме, его видах и  влиянии шума на человека;
  • ознакомиться с материалами, обсудить собранную информацию с одноклассниками, с моими родителями, с учителем Ириной Ивановной;
  • провести  собственные исследования;
  • измерить уровень шума  в нашей гимназии;
  • проанализировать полученные данные;
  • сделать выводы;
  • разработать рекомендации  по  организации  благоприятных  условий  для  повышения  работоспособности  школьников.
  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ.

  1.  Что такое  шум.  Шум  и  человек

Я начала свою работу с поиска информации о шуме в Интернете и из книг. Узнала,  что:„ЗВУК- это механические колебания внешней  среды, которые воспринимает слуховой  аппарат человека. ШУМ – это совокупность звуков разной интенсивности и высоты, беспорядочно изменяющихся во времени“.

В словаре В.Даля дано следующее определение шума: «ШУМ – это всякие нестройные звуки, голоса, поражающие слух;  громкие голоса, крик; стук, гул, зык, рев, громкий шорох, все, что нескладно раздается в ушах».

Человек всегда жил в мире звуков. Рядом с ним шумели леса, плескались волны, гремел гром и свистел ветер. Это были голоса природы. По мере развития человеческой цивилизации в нашу жизнь врывается все больше звуков, многие из которых разрушающе действуют. Шум беспокоит все большее количество людей.

Во многих странах людей беспокоит отсутствие тишины в стенах собственного дома. Например, громкая музыка поздно вечером у соседей, сигнализация и громкие гудки машин во дворе.

Одним из самых шумных городов мира считается египетская страна Большой Каир, в котором проживает 12 миллионов человек.

  1.  Источники  шума.  Классификация  шума.

Из энциклопедии я узнала, что источники шума многообразны:

  • работа бытовых приборов (телевизор,  магнитофон, стиральная машина, радио, холодильник);
  • транспорт (железнодорожный, авиационный,   автомобильный);
  • строительные работы;
  • природные явления (гром, дождь, землетрясение, шелест листвы);
  • музыка;
  • крики, визгдетей;
  • шепот,разговор.

Шумы бывают:  производственные  (на заводах, в цехах, шум станков)  и непроизводственные  (шум автотранспорта на дорогах, в метро, в аэропорту).

По влиянию на здоровье человека шумы делятся на вредные и благоприятные шумы.

К благоприятным шумам относятся: шум прибоя, журчание родника, шелест листвы, шум дождя, пение птиц, голоса дельфинов, колыбельные песни (тихие нежные монотонные напевы). Это то, что приготовила нам Вселенная для естественного оздоровления.

3.3Классификация  шума по уровню воздействия на человека.

Мама  рассказала мне, что уровень шума измеряется в децибелах (дБ).  Прибор для измерения шума называется шумомер. А по Интернету я узнала, что  шум по  уровню воздействия на  человека можно разделить на группы - таблица 3.1. Оказывается, смертельным для человека является уровень звука в 180 дБ. Уровень шума, при  котором  человек  испытывает  боли, - это 160 дБ. Близкие  к болевому порогу уровни: работа ракетного двигателя - 140 дБ, девчачий  визг - 127 дБ, громкая музыка – 120 дБ, крики «Ура» хором - 100 дБ. Уровень шума, вредный для  слуха, - 90 дБ. Близкими к этому уровню являются: хлопанье в ладоши на представлении - 88 дБ, движение товарного поезда - 80 дБ, движение автомобилей - 60 дБ, и даже работа пылесоса - 70 дБ! А вот комфортный звук  для человека – это 30-40 дБ. Близкие к нему - разговор и шелест листвы. Для  меня  это стало настоящим открытием!

  1. Влияние  шума на здоровье и работоспособность человека.

Ознакомившись с материалами из книг, я узнала, что  шум оказывает воздействие:

  • на слуховой аппарат человека;
  • на  нервную  систему;
  • на  сердечнососудистую  систему.

Длительное воздействие громкого шума на человека ведет к снижению производительности труда на 60%. Шум в больших городах сокращает продолжительность жизни на 8-12 лет. Шум часто становится причиной несчастных случаев и травм. Шум оказывает вредное воздействие на человека, он утомляет, раздражает, мешает сосредоточиться.

Весьма неблагоприятное воздействие на слух оказывает привычка к многочасовому прослушиванию громкой музыки через наушники. К сожалению, современные девочки и мальчики даже не задумываются, насколько это опасно. Уровень шума современного плеера достигает 100- 115 децибел. Это очень вредно для слуха. А вот ученые утверждают, что постоянное (более 1,5 часов в день) прослушивания  плеера может привести к частичной или полной потере слуха.

И  ещё  я узнала  о том, что, слушая  громкую  музыку, человек  становится:

  •  раздражительным, нервным, слабым, забывчивым;
  •  тревожным, испуганным, плохо видит, слышит;
  •  быстро утомляется, плохо спит;
  •  ухудшается  интеллектуальная деятельность.

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ.

  1. Исследование влияния шума при выполнении домашнего задания.

Ознакомившись с собранными материалами, я решила исследовать влияние шума на свой организм. Итак, проверим гипотезу – оказывает ли шум  влияние  на  самочувствие  и  работоспособность  школьников. Для этого я провела следующий эксперимент. В  таблице 4.1  указаны результаты проведенного эксперимента.

В пятницу 16 марта 2015 года  в течение одного часа слушала громкую музыку дома. При этом я выполняла домашнее задание. Во время эксперимента фиксировала, как менялось мое самочувствие, и какова была моя работоспособность при выполнении уроков. Сначала у меня было хорошее  весёлое настроение, но я быстро устала. У меня заболела голова, в ушах стоял шум. Я приступила к выполнению домашнего задания по математике. На выполнение задания потратила 55 минут, при этом  допустила ошибки и несколько исправлений. Появилось беспокойство. Вечером долго не могла уснуть.

На следующий день 17 марта 2015 года я в течение 1 часа, находясь  в тишине, выполняла домашнее задание. Результаты также фиксировались. У меня было хорошее настроение, которое сохранилось до конца вечера. В тишине было легко сосредоточиться. Домашнее задание по математике я выполнила всего за 35 минут, при этом не допустила ни одной ошибки. На душе было спокойно. Я быстро уснула вечером.

Выводы: тишина благоприятно влияет на меня, на мое самочувствие и работоспособность. Громкая музыка отрицательно воздействовала на мой организм. При этом упала работоспособность. Я стала раздражительной и рассеянной, допустила ошибки при  выполнении  домашнего задания.

Результаты проведенного  мною опыта подтвердили гипотезу:

«Шум, действительно, воздействует на человека, влияет на его самочувствие и работоспособность».

4..2 Исследование  влияния  шума  при  выполнении  заданий  на  уроке.

На уроке с одноклассниками и Ириной Ивановной мы обсудили информацию, собранную по данной теме. Следующий эксперимент, который мы решили провести – проверить влияние шума на работоспособность при выполнении заданий на уроке. Эксперимент проводился 21.03.2015г. на уроках математики и русского языка. Необходимо проверить гипотезу - снижает ли шум (громкая музыка)  работоспособность школьника.

В эксперименте участвовало 22 ученика 1 «Б» класса.

На уроке математики проверялись вычислительные умения по теме «Табличное умножение и деление». Находясь в полной тишине (в  течение 1 минуты), и под громкую музыку (такое же время) мы  решали  примеры.

Результаты эксперимента под громкую музыку были таковы:

  • 2 ученика не смогли сосредоточиться и не выполнили задания совсем;
  • у 3-х учеников объем выполненных работ упал  наполовину  по сравнению с  тем, что было решено в тишине;
  • у остальных учеников (17-и  человек) работоспособность снизилась

 ( из 15 примеров решено не более 10  примеров).

На уроке русского языка необходимо было правильно списать текст из учебника точно  в  таких же условиях.

Результаты  эксперимента  под громкую музыку следующие:

  • у большинства учеников уменьшился темп письма, то есть снизилась работоспособность. Объем списываемого текста под громкую музыку уменьшился. Только у 5-и учеников результаты остались без изменения.
  • Кроме уменьшения объема списанного текста, у 6-х учеников под громкую музыку было искажение каллиграфии.
  • У 7 человек из 22 – при списывании под громкую музыку были допущены ошибки и исправления.

Проведенный эксперимент подтвердил гипотезу, что, шум снижает работоспособность школьников, рассеивает внимание учеников, что приводит к ошибкам и исправлениям. В шумной обстановке трудно сосредоточиться, четко и правильно  выполнять задания.

  1. Измерение шумового фона  в  МБОУ  «Гимназия № 8».

Следующий шаг: я попросила маму, помочь мне  провести измерения шума в нашей гимназии в столовой (во время обеда), на переменах и уроках.  Необходимо было выяснить: каков шумовой фон в нашей гимназии, и  может ли он оказывать влияние на наше самочувствие и работоспособность. Замеры проводились шумомером «Октава-110А», 1-го класса точности. И вот какие результаты были получены (таблица 4.2).

     Мы уже знаем, что комфортный звук для человека – это 30-40 дБ, а уровень шума, вредный для слуха – это 90 дБ.

Результаты замеров шума в гимназии показали, что:

  • в столовой  во время обеда средний уровень шума составил  - 83 дБ;
  • на переменах  уровень шума составил  - 76 дБ;
  • на уроке в классе (ответы учеников и разговор учителя) составил- 45 дБ.

Вывод: в гимназии уровень шума превышает комфортный для человека уровень. Высокий уровень шума отрицательно влияет на самочувствие учеников и учителей.

Мы, гимназисты, громко разговариваем, кричим на переменах, в столовой, в классе, не подозревая, как это опасно для нашего здоровья. Кто-то бегает по коридорам с оглушающим криком, а кто-то в это время пытается решить задачу, но не может сосредоточиться.

А Вы задумывались над этим?

5.  ВЫВОДЫ  ПО  ИТОГАМ  ИССЛЕДОВАНИЙ.

Результаты проделанной работы подтвердили, что наше самочувствие  и наша работоспособность зависят от уровня шума. В гимназии уровень шума превышает комфортный для человека уровень. Именно по этой причине мы чувствуем себя уставшими и раздражительными, у нас снижается работоспособность, внимание.

6.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

6.1  Предложения  по организации  благоприятных  условий  для  повышения работоспособности   школьников.

В результате проделанной мною работы, я выяснила, что в нашей жизни избежать влияния шума практически невозможно. Значит необходимо периодически проводить профилактику, «отдых от шума», выезды загород, в спокойную обстановку.

Для организации благоприятных условий и повышения работоспособности  школьников я предлагаю:

  1. В актовых залах на переменах проводить танцевальные физминутки для учащихся начальных и средних классов. В подготовке и в проведении танцевальных минуток нам могли бы помочь старшеклассники, актив организации  «Планета детства».
  2. В холлах правого и левого крыла организовать на переменах коллективные игры для  ребят  начальных классов, а  ребята  старших  классов  могут быть ведущими  этих  мероприятий.
  3. Организовать в МБОУ «Гимназия №8» комнату релаксации с мягкими креслами, где звучала бы приятная музыка (пение птиц, журчание ручейка). Сюда на переменах могли бы приходить ученики для  расслабления и улучшения своего самочувствия, повышения своей работоспособности.
  4. Провести серию классных часов в начальной школе по теме «Влияние шума на организм человека и его работоспособность». Я вместе с одноклассниками предлагаю свою помощь в их подготовке и  проведении.
  5. Разместить в  коридорах разработанные мною, Ириной Ивановной и моими родителями флаеры (рекламные листовки). Флаеры будут напоминать ребятам о  том, что только они  сами  в ответе за то, чтобы шум не наносил серьезный вред  здоровью.

7.   БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ  СПИСОК.

  1. Андреева-ГаланинаЕ.Ц. “Шум и шумовая болезнь”, Ленинград, 1972.
  2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия “Шум и его влияние на здоровье” (в Интернете).

3.Ильина Е. “Шум и Шумок”, Ефросиньева Л.А. Литературное чтение 2 класс, Москва, 2011.

        4.Санитарные Нормы 2.2.4/2.1.8.562-96 “Шум на рабочих местах, в

помещениях  жилых, общественных зданий и на территории жилой

         застройки”.

 5.Словарь Даля В.И. (в Интернете).

 6.Суворов Г.А.,  Лихницкий А.М.  “Импульсный шум и его влияние на     организм человека”, Ленинград, 1975.

       7.  Шумовое загрязнение” -  Википедия (в Интернете).

8.  ПРИЛОЖЕНИЯ.

8.1 Таблица 3.1 «Классификация  шума  по  уровню  воздействия  на  человека».

Группа

Классификация шума

Уровень шума

в децибелах

1

Смертельный уровень звука

180

2

Болевой порог

160

Ракетный двигатель

140

Девчачий визг

127

Громкая музыка

120

Метро

100

«Ура»- хором  

100

3

Уровень шума, вредный для слуха

90

 Хлопанье в ладоши на представлении  

88

Товарный поезд (на расстоянии 33 м)

80

Пылесос (на  расстоянии 3м)

70

Автомобильное движение на автостраде

60

4

Комфортный звук для человека

30-40

Разговор

40

Шелест листвы

10

8.2 Таблица 4.1 „Результаты исследования влияния шума при  выполнении домашнего задания“.

Громкий шум

В тишине

Сначала  у меня было хорошее веселое настроение, но я быстро устала, заболела голова,  в  ушах  стоял шум.

Было хорошее настроение, которое сохранилось до конца вечера.

Приступила к выполнению домашнего задания.

Выполняя домашнее задание в тишине было легко сосредоточиться.

Из-за громкой музыки стала рассеянной, раздражительной. Было трудно сосредоточиться, долго и невнимательно делала уроки.

Была внимательной.

Домашнее задание было выполнено быстро.

На подготовку домашнего задания по математике потратила 55 минут.

На подготовку домашнего задания по математике потратила 35 минут.

При выполнении домашнего задания были допущены ошибки и несколько исправлений.

 Работа была выполнена без ошибок и исправлений.

Появилось беспокойство.

Была спокойна.

Вечером долго не могла уснуть.

Быстро уснула.

Выводы: тишина благоприятно влияет на меня, на мое самочувствие и работоспособность. Громкая музыка отрицательно воздействовала на мой организм. При этом упала работоспособность. Я стала раздражительной и рассеянной, допустила ошибки при выполнении  домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

Одна из особенностей преподавательской деятельности заключается в том, что учитель  закладывает фундамент личности задолго до того, как это осознанно самим объектом воспитания и я, как учитель на...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

Одна из особенностей преподавательской деятельности заключается в том, что учитель  закладывает фундамент личности задолго до того, как это осознанно самим объектом воспитания и я, как учитель на...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

Одна из особенностей преподавательской деятельности заключается в том, что учитель  закладывает фундамент личности задолго до того, как это осознанно самим объектом воспитания и я, как учитель на...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республика Мордовия

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района  Республика Мордовия...

Личный перспективный план по самообразованию учителя начальных классов МБОУ «СОШ №16» Чистопольского муниципального района Кондрашиной Лидии Ивановны

Тема работы школы: «Использование в учебно-воспитательном процессе современных педагогических технологий как фактор формирования креативной личности педагога и обучающегося в новом образовательном про...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ НА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД (2016-2021гг) учителя начальных классов МБОУ «Калмашская СОШ» Тукаевского муниципального района Республики Татарстан Кутуевой Ильсеяр Накиповны

Тема самообразования: Активация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеклассной работе Цели: -обеспечение развития познавательной и личностной сферы учащихся; - повышение качества учеб...