Урок окружающего мира во 2-м классе по теме "Правила вежливости"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Болдина Ольга Николаевна

Цели урока:

¨             обучать детей общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению к человеку любого возраста.

Задачи:

¨             Учить детей вежливому обращению, уважительному отношению друг к другу, знакомить с миром вежливых слов и оборотов, познакомить с понятием «культура поведения», формировать умение принимать гостей, правильно вести себя в гостях, за столом,  в общественных местах (кинотеатре, транспорте);

¨             Развивать умение вести диалог, употребляя различные обращения в зависимости от ситуации (разговор по телефону, правила поведения в общественных местах); развивать у детей способности анализировать свои действия, находить правильный выход из ситуации; обогащать словарный запас; развивать логическое мышление и речь;

¨             Воспитывать доброе, уважительное отношение друг к другу, воспитывать культуру общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_pravila_vezhlivosti_2_kl.docx37.48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во 2 классе

"Правила вежливости"

Цели урока:

  • обучать детей общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению к человеку любого возраста.

Задачи:

  • Учить детей вежливому обращению, уважительному отношению друг к другу, знакомить с миром вежливых слов и оборотов, познакомить с понятием «культура поведения», формировать умение принимать гостей, правильно вести себя в гостях, за столом,  в общественных местах (кинотеатре, транспорте);
  • Развивать умение вести диалог, употребляя различные обращения в зависимости от ситуации (разговор по телефону, правила поведения в общественных местах); развивать у детей способности анализировать свои действия, находить правильный выход из ситуации; обогащать словарный запас; развивать логическое мышление и речь;
  • Воспитывать доброе, уважительное отношение друг к другу, воспитывать культуру общения.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, экран;
  • презентация «Правила вежливости»;
  • карточки с ситуационными заданиями;
  • карточки с вежливыми словами;
  • цветные магниты;
  • цветные карандаши;
  • указка;
  • карточки – схемы телефонного разговора;
  • игрушка Лунтик;
  • 2 игрушечных телефона;
  • игрушечный руль
  • памятки «Правила вежливости»

Ход урока:

1.Организационный момент.

- Какие вы все нарядные, красивые. Посмотрите друг на друга внимательно, а теперь улыбнитесь друг другу. Пусть урок принесет вам радость. Тихо садитесь.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Хорошо запоминать.

2.Введение в тему. Актуализация знаний.

- Недавно на уроке чтения вы читали рассказ В. Осеевой «Волшебное слово». (Слайд №1)

- Скажите, почему Павлику так не повезло: сестра Лена не давала ему краски, бабушка за одну морковку из кухни прогнала, а брат не хотел катать его на лодке?

- Да, ребята, она забыл сказать вежливое слово.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим?

- Правильно, мы будем сегодня разговаривать о вежливых словах, о правилах вежливости. (Слайд №2)

3.Изучение нового материала.

- Ребята, я что-то не понимаю, почему рассказ Осеевой называется «Волшебное слово»?

(Потому, что вежливые слова творят чудеса, они приносят радость всем людям).

- Сейчас я проверю, знаете ли вы вежливые слова. Поиграем в игру «Договори словечко».

  1. Игра «Договори словечко».

(прикрепляю карточки с вежливыми словами на магнитную доску)

1.Растает ледяная глыба

От слова теплого (спасибо).                                                                                                                                         

2. Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь, (здравствуйте).

              3. Когда нас бранят за шалости,

              Говорим (прости, пожалуйста). 

        4.Зазеленеет старый пень,  

        Когда услышит (добрый день).

5. Если хочешь, что спросить

Или просто, что купить,

Никому не жалуйся,

И скажи (пожалуйста).

6.И во Франции, и Дании

На прощанье говорят (до свидания).

7.Эти правила простые

Ты запомни навсегда

Вежлив будь всегда отныне

И на долгие года.

- Молодцы! Да, всегда приятно общаться с вежливым человеком.

2. Знакомство с понятием «культура поведения».

- Ребята, вы знаете, когда говорят о вежливости, то вспоминают ещё такие слова – культура поведения.

- Посмотрите на картинки и попробуйте догадаться, что же такое культура поведения.

(Слайд №3). (указка)

(Мальчик не знает правил культурного поведения.

Он должен взять у девочки тяжелый рюкзак.

Нужно извиниться, если ты задел кого-то и помочь собрать ему упавшие вещи.

Выходя из автобуса, мальчик должен протянуть девочке руку и помочь ей спуститься.

Мальчики всегда должны пропускать девочек вперед.)

- Что же такое культура поведения?

- Верно, культура поведения – это вежливые поступки. (Слайд №4).

3.Этикет телефонного разговора.

- Вежливый человек должен не только знать волшебные слова и правильно поступать, но и     разговаривать так, чтобы его речь была понятной для собеседника.

(Чтение по ролям на стр. 55)

- Прочитаем по ролям разговор нашего знакомого попугая Ильи и пёсика Рыжика.

- Кто хочет читать за Илью? А кто будет читать за Рыжика? (выбираю детей)

- Ребята будут читать, а мы все следим и думаем, получился ли этот разговор правильным.

- Что вы можете сказать об этом телефонном разговоре? (разговор получился непонятным).

(Составление схемы телефонного разговора)

- На каждом столе лежит схема телефонного разговора, но правила в ней перепутались.

- Расставьте правила по порядку. (Работа в парах).

- Посмотрим, что у вас получилось. (несколько человек зачитывают свои варианты)

- Давайте проверим, правильно ли мы выполнили работу. (Слайд №5)

4. День рождения.

  • Приглашение гостей.

- Ребята, к  нам в гости пришёл Лунтик. (достаю Лунтика).

- У него сегодня День рождения. Он хотел позвонить вам и всех  пригласить в гости. Но он не умеет разговаривать по телефону. Давайте ему поможем.

(Сценка «Телефонный разговор», приглашение гостей)

(заранее приготовлены 2 игрушечных телефона), (вызываю двоих учеников)

- Представь, что ты Лунтик. Ты приглашаешь весь класс на свой  День рождения, а ты будешь отвечать ему от имени всего класса.

Схема разговора вам поможет. ( смотрят на слайд №4 и разыгрывают сценку).

Молодцы, справились с заданием.

  • Встреча гостей. Правила поведения за столом. 

- А теперь закрыли глазки. (Слайд №6)

- Раз, два, три, смотри. Мы попали  День рождения  Лунтика.

- Некоторым из вас я раздам интересные карточки с вопросами. (карточки пронумерованы).

Прочитайте, подумайте ответ, а потом мы вас послушаем.

А пока ребята работают, я хочу спросить у всех, как обычно проходит День рождения?

- Давайте расскажем Лунтику, как нужно вести себя на Дне рождения.

(Ребята зачитывают вопросы и отвечают)

  1. Какими словами надо встречать гостей?
  2. Вы заходите в дом к имениннику, что вы скажете ему?
  3. Как нужно принимать подарки? (Цветы надо поставить в вазу; коробку конфет можно открыть и поставить на стол; подарки нужно рассмотреть и обязательно

поблагодарить подарившего).

  1. Почему так говорят: «Не дорог подарок, дорога любовь»?
  2. Как нужно вести себя за столом?

- День рождения – это веселый праздник. Лунтик приглашает вас отдохнуть.

Физкультминутка. Игра «Пожалуйста».

- Мы поиграем в игру, которая называется «Пожалуйста». Встали около парт. Я показываю движения, а вы повторяете за мной, но  только тогда, когда я скажу слово «пожалуйста», если это слово я не говорю, вы упражнение не делаете.

- Молодцы! Кто из вас ни разу не ошибся? Похлопали победителям. Садитесь.

-  Лунтик предлагает нам поехать в кинотеатр. Ну что, поехали?

5. Мы – зрители. Правила поведения в кинотеатре.

- Закрыли глазки. Раз, два, три, смотри. (Слайд №7)

Итак, мы в кинотеатре. Погас свет, и через минуту начнется фильм…

- Но посмотрите, все ли в этом зале знают, как вести себя в кинотеатре.

(Обсуждение слайдов, анализ поведения персонажей)

- Как нужно проходить по рядам в кинотеатре: лицом к сидящим или спиной? (лицом)

- Что при этом следует сказать? (извините)

- Чего нельзя делать в кинотеатре?

(Нельзя есть во время сеанса, пить газированную воду, громко разговаривать, шуршать,  свистеть, обсуждать происходящее на экране, мешать окружающим. Не опаздывай на сеанс, приходи пораньше)

Физкультминутка. 

- А теперь поехали домой. Встали из-за парт. Изобразите, как вы поедете. (звучит мелодия на игрушечном руле). Садитесь.

6. Мы – пассажиры. Правила поведения в общественном транспорте.

- Ребята, я видела, что некоторые из вас ехали на автобусе и совсем забыли, как себя вести. (Слайд №8)

- Давайте напомним этим ребятам правила поведения в общественном транспорте.

  • Войдя в транспорт, заплати за проезд кондуктору или предъяви проездной билет.
  • В транспорте веди себя спокойно: держись за поручни, не стой в дверях; не разговаривай громко, не толкайся.
  • Уступай места пожилым людям, инвалидам, женщинам с маленькими детьми.
  • Вежливый мальчик всегда уступит место девочке и скажет при этом: «Садись, пожалуйста!»

- Молодцы! (Слайд №9)

4. Итог урока.

- Наше занятие подходит к концу. Понравился ли вам День рождения Лунтика?

Я думаю, вы многому сегодня научились. Продолжите фразу:

Теперь я знаю… (как разговаривать по телефону, как вести себя на Дне рождения, в кинотеатре, в общественном транспорте).

- Мне хочется узнать, понравился ли вам наш урок. Но вы мне не отвечайте, а покажите свое настроение с помощью цветных карандашей. Выберите те цвета, которые  соответствуют вашему настроению. Какая разноцветная радуга у вас получилась.

5. Домашнее задание.

- А теперь домашнее задание. Рассмотрите внимательно картинки на стр. 65. Где происходит действие? (в метро). Кто из вас был в Москве и ездил в метро?  Кто не был в метро, тому нужно будет узнать об этом у родителей. Итак, дома по этим картинкам составьте рассказ о том, как вести себя в метро.

(стр. 65 сост. рассказ) (заранее написано на доске)

- Спасибо вам за урок. Мне было очень приятно с вами работать.

- На память о нашем уроке я хочу подарить каждому из вас памятку о правилах вежливости.

Будьте вежливыми всегда, дарите радость людям!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок окружающего мира и математики 2 класс ("Виды животных", "Время")

Интегрированный урок по окружающему миру "Виды животных" и математики "Время" 2 класс...

Методическая разработка и презентация к уроку окружающего мира "Органы чувств".2 класс. Программа "ХХI век"

Этот урок проводится в форме игр, цель которых – уточнить представления школьников об органах чувств. Впервые слово чувство, которое дети слышали неоднократно и сами широко использовали, применяется к...

Методическая разработка урока окружающего мира. "Жизнь сада".2 класс. УМК "Начальная школа ХХI век"

Цели: познакомить детей с плодовыми культурами, видами плодовых культур, со способом размножения – черенкованием. В начале урока проверка изученного материала по карточкам. Далее идет Дидактическая иг...

Урок окружающего мира во 2-м классе "В мире камня" (УМК "Планета знаний")

Цели: Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравниват...

Конспект урока «Пернатые изобретатели» Урок окружающего мира в 3-ем классе

Цель  урока: Знакомство с особенностями строения и образом жизни птиц  и   их приспособлением к полёту. ...

Конспект интегрированного открытого урока окружающего мира в 1 «Б» классе (УМК «Школа России», А. А. Плешаков «Окружающий мир»)

Урок окружающего мира в первом классе УМК «Школа России» «Как  живет семья?», построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является уроком &quo...

Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Режим дня (урок - игра)"

Цели: • познакомить учащихся с режимом дня школьника, • формировать навыки личной гигиены, • воспитывать аккуратность, организованность, трудолюбие, • учить делать выводы, • расширять кругозор, ...