Курс "Мир животных и растений",3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Тляубаева Зульфия Галеевна

Курс предназначен  для формирования  социального опыта учащихся, осознание элементарного взаимодействия в системе "человек-природа-общество".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_zhivotnyh_i_rasteniy_tlyaubaeva_z.g._3_klass.docx304.04 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Desktop\мир 2.jpeg

                                             Пояснительная записка

Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры. Программа имеет особое значение в формировании  у  учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Основная цель занятий – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Программа составлена с современными требованиями дидактики начального обучения: учёт психологических особенностей младших школьников, необходимость интегративного подхода к изучению окружающего мира. Изучение предмета позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более   плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.  Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Программа курса разработана в соответствии с требованиями

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения)
  • Авторской программы Чумовских А.Н. «Мир вокруг нас»
  • Цель программы – ознакомление младших школьников с загадочным окружающим миром, формирование навыков наблюдения, анализа, формулировки выводов, пробуждение интереса к знаниям наукой.

В процессе реализации данной программы предполагается решение следующих задач:

  • - изучение интересов и возможностей каждого ребенка;
  • - развитие мотивации младших школьников к участию в научно-познавательной деятельности;
  • - создание условий, необходимых для осуществления научно-познавательной деятельности школьников; формирование умений наблюдать за явлениями природы, самостоятельно ставить задачи и находить пути решения. Делать выводы.

Ценностными ориентирами содержания  курса  являются:

  • развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
  • формирование представлений о природе как универсальной ценности;
  • изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
  • развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему мир природы;
  • развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
  • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
  • вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

Новые педагогические технологии:

Содержание   курса строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, музей).  Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера.  

Предполагаемые результаты:

 Личностными результатами освоения программы являются:

  • —развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
  • —развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
  • —воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
  • —формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметными результатами являются:

  1. —овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
  2. —формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков ;
  3. —развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметными результатами являются:

  1. —в познавательной сфере — наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
  2. —в трудовой сфере — владение навыками ухода за комнатными растениями, за домашними питомцами;
  3. —в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
  4. —в сфере физической культуры — знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.

Продолжительность занятий не должна превышать 40 минут.

Методы и формы обучения:

Формы учебных занятий  могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом, исследование.

Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

 

 Критерии оценки и система оценивания знаний, умений, навыков обучающихся:

Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:

  • самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе;
  • контрольно – познавательные игры;
  • табло достижений;
  • открытые занятия в игровой форме;
  • отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.

Формы контроля

  • Подготовка устного журнала «Юный эколог».
  • Выставка поделок.  
  • Выпуск стенгазеты «Экологический вестник».
  • Игра – конференция «Будь природе другом», участие в научно-практической конференции школьников «Я исследователь».
  • Выступление перед одноклассниками со своими сообщениями. 

 

В Учебно- Методический Комплект входят:

  • Тесты по теме «Окружающий мир».И.Г. Медеева. -Издательство «Адонис»,Москва,2010г.3-4 класс.
  • Тетрадь «Мир вокруг нас» А.А. Плешаков. Издательство «Учитель-АСТ»,Волгоград,2013.

 

Литература.

  1. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения. М.: Агропромиздат, 1989.
  2. Афанасьева В.И. Экология не знает границ. //  Юный натуралист.  1990,    №1.
  3. Большакова М.Д. Модели для ознакомления младших школьников с комнатными растениями. // НШ. 1996, №3.
  4. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы. // НШ. 1997, №4.
  5. Воробьева А.Н. Экологическое образование младших школьников. // НШ,       1998, №6.
  6. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. М.: Просвещение, 1985.
  7. Дерябко О.Д. Субъективное отношение к природе детей начальной школы. // НШ. 1998, №6

Календарно – тематическое планирование курса «Мир животных и растений» 3 класс

                                            Учитель: Тляубаева Зульфия Галеевна

НОЯБРЬ

Тема

Кол-во

часов

Форма контроля

Дата

Кто нас окружает?

1

индивидуальный

Какие бывают растения?

1

фронтальный

Какие бывают животные?

1

тест

Что где растёт?

1

текущий

Кто где живёт?

1

индивидуальный

Красная книга.

1

фронтальный

Будь природе другом!

1

индивидуальный

Тесты.

1

итоговый

Итого

8 часов

ДЕКАБРЬ

Тема

Кол-во

часов

Форма контроля

Дата

Дикорастущие и культурные растения.

1

индивидуальный

Дикие животные.

1

фронтальный

Домашние животные.

1

тест

Комнатные растения.

1

текущий

Животные живого уголка.

1

индивидуальный

Про кошек и собак.

1

фронтальный

Растения и животные весной.

1

индивидуальный

С кем дружит ель?

1

итоговый

Итого

8 часов

ФЕВРАЛЬ

Тема

Кол-во

часов

Форма контроля

Дата

Лесные опасности. Правила поведения в лесу.

1

индивидуальный

В гости к весне.

1

фронтальный

Путешествие по родной стране.

1

тест

ХМАО-Югра.Животные .

1

текущий

Югра.Растения.

1

индивидуальный

Хвойные и лиственные  деревья.

1

фронтальный

Мир насекомых.

1

индивидуальный

Тесты.

1

итоговый

Итого

8 часов

МАРТ

1

Обитатели вод.

Рыбы.

1

индивидуальный

2

Охрана природы родного края.

1

фронтальный

3

В мире животных. Викторина.

1

тест

4

Игра «Птичий час»

1

текущий

5

Кустарники. Их роль для человека.

1

индивидуальный

6

Экскурсия в музейно- выставочный  центр.

1

фронтальный

7

Что такое экология?

1

тест

8

Зелёный мир вокруг нас. Викторина.

1

итоговый

Итого

8 часов

АПРЕЛЬ

1

Моя Югра.

1

индивидуальный

2

Игра «Знай свой край»

1

фронтальный

3

В мире  насекомых. Викторина.

1

тест

4

Игра «Угадай, чей домик?»

1

текущий

5

Вселенная.

1

индивидуальный

6

Звёзды.

1

фронтальный

7

Природа и человек.

1

тест

8

Ребусы. Викторина «Животные»

1

итоговый

Итого

8 часов

 

                                                                                                                   

                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: Закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челяб

Урок-закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челябинской области». Организация урока по т...

Презентация по теме: Календарь и календарные праздники. Животные и растения вокруг нас. 1 класс.

Это презентация  для 1 класса "Обучение грамоте" к уроку № 2 и 3. Тема урока:Календарь и календарные праздники . Животные и растения вокруг нас. Слова-названия....

ТЕСТ Разнообразие, размножение и развитие животных. Охрана растений и животных.

Тест с содержанием фотографий и рисунков вместо вариантов ответов....

План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе «А» по теме: «Животные и растения леса» с применением информационных технологий

План-конспект урокапо окружающему миру в 1 классе «А»по теме: «Животные и растения леса»с применением информационных технологий...

План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе «А» по теме: «Животные и растения леса» с применением информационных технологий

План-конспект урокапо окружающему миру в 1 классе «А»по теме: «Животные и растения леса»с применением информационных технологий...

урок окружающего мира в 1 классе "Различие между животными и растениями"

закрепить умение определять различия между растениями и животными; повторить признаки животных и растений, их приспособленность к окружающему миру, развивать наблюдательность, внимание, расширит...

Дидактическая игра"Первоцветы. Узнай растение по листу". Беседа "Весенние приметы леса. Животные и растения весной"

Главной целью данного мероприятия является: обобщение  знаний учащихся о сезонных изменениях в природе....