Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков "Окружающего мира", 4 класс. Плешаков А.А
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с ФГОС и авторской программой Плешакова А.А.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                         02.20

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КУЙБЫШЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

   «Рассмотрено»                                                                         «Утверждаю»

    на заседании                                                                             Директор школы:

    педагогического                                                                       Калюжная К.К.____

    совета  школы.                                                                          Приказ №

    Протокол №

   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

предмета «Окружающий мир»

(УМК «Школа России»)

4 класс

                                                               Составитель рабочей учебной программы:

                                                               Радченкова Тамара Ивановна,

                                                               учитель начальных классов, ВКК,

                                                               МКОУ Куйбышевская ООШ

х. Индычий

  2015

 

Структура документа

Рабочая программа по окружающему миру представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:

  1. пояснительную записку;
  2. учебно-тематический план изучения предмета;
  3. содержание программы;
  4. описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
  5. систему оценки достижения планируемых результатов освоения предмета;
  6.  планируемых результатов освоения предмета;
  7. описание материально – технического обеспечения образовательного процесса;
  8. календарно-тематическое планирование.

1.Пояснительная записка

         Рабочая программа курса «Окружающий мир» для четвёртого класса на 2014-2015 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального общего образования и авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (УМК «Школа России», 2012).

Статус документа

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Приказа Минобр науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», (ред. Приказов Минобр науки России от 26.11.2010 № 124, от 22.09.2011 № 2357).
  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (начальная школа) (М. Просвещение, 2011).
  • Приказа Департамента образования, науки и  молодёжной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательном учреждениях на 2014-2015 учебный год:   Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.22.2012г. № 1067 « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год».
  • Письма МОиН РФ от 16.08.10г №03-48 «О рекомендации к использованию примерной основной образовательной программы начального общего образования».
  • Письма МОиН РФ от 10.02.11г №03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе».
  • Учебного плана МКОУ Куйбышевская ООШ Петропавловского района Воронежской области на 2014-2015 учебный год

                                    Цели и задачи изучения курса

    Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  • формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

  • идея многообразия мира;
  • идея целостности мира;
  • идея уважения к миру.

Общая характеристика предмета

           Курс «Окружающий мир» для четвёртого класса в равной мере интегрирует природоведческие, обществоведческие, исторические знания, представляет младшим школьникам естественнонаучный и социально-гуманитарный материал, необходимый для формирования целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

           В рамках предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть спешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшee национальное достояние России.

Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.

                                         Учебно- методический комплект

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 4    

   класса  начальной  школы. В двух частях.  - М.: Просвещение, 2014.

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Рабочая тетрадь    

   для 4 класса начальной школы. В двух частях. - М.: Просвещение ,2014.

  1. Школа России. Концепция и программы для начальных классов,  А. А.  

   Плешаков.   -М.: Просвещение, 2011

                                   Место в базисном учебном плане

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение окружающего мира в 4 классе начальной школы выделяется 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного содержания.  

Формы организации учебного процесса

            В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду.

          Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира.

            Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром.

            Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

  • В соответствии с ведущими идеями, особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
  • распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
  • моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
  • эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

2.Учебно – тематический план изучения предмета

№ п/п

Тема

Количество часов

В примерной программе

В рабочей программе

1.

Земля и человечество

9

9

2.

Природа России

11

11

3

Родной край – часть большой страны

14

14

4.

Страницы всемирной истории

6

6

5.

Страницы истории Отечества

19

19

6.

Современная Россия

9

9

                                                                              Итого

68

68

Выполнение практической части программы

урока

Тема урока, вид работы

2.

 Планеты Солнечной системы.  Практическая работа №1. Тест №1 «Солнечная система»

3.

Мир глазами географа.  Практическая работа №2

4.

Звездное небо - великая книга природы Практическая работа №3. Тест №2 «Звездное небо»

5.

Пояса Земли. Практическая работа №4. Тест №3

«Тепловые пояса»

11.

Равнины и горы России. Практическая работа №5.

Тест №4 «Равнины и горы»

12.

Моря, озера и реки России. Тест №5 «Моря, озёра и реки России»

13.

Зона арктических пустынь. Тест №6 «Арктика»

14.

Тундра. Природа тундры. Тест №7 «Тундра»

15.

 Леса России. Практическая работа №6.

16.

Лес и человек. Тест №8 «Проверочная работа по теме «Леса России».

17.

Зона степей России. Тест №9 «Степь»

18.

Пустыни России. Тест №10 «Пустыни»

19.

У  Черного моря. Тест № 11 «Черноморское побережье Кавказа»

21.

Родной край – малая Родина. Экскурсия  №1.

Тест №12  «Мой край»

22.

Поверхность нашего края. Практическая работа №7

«Поверхность нашего края»

23.

Водоемы  нашего края. Практическая работа №8.

Тест №13 «Поверхность и водные ресурсы нашего края»

24.

Наши  подземные богатства. Тест №14 «Наши подземные богатства»

25.

Почва, ее состав. Тест №15 «Земля – кормилица»

27.

Жизнь леса.  Растения и животные леса. Экскурсия№2

28.

Жизнь луга. Луг - природное сообщество.

Тест №16 «Лес и луг – природные  сообщества»

29.

Жизнь луга. Растения и животные луга. Экскурсия №3

30.

Жизнь пресного водоема. Тест №17 «Жизнь пресного водоема»

31.

Растения и животные пресного водоёма. Экскурсия  №4

33.

Незаметные защитники урожая. Тест №18 «Растениеводство и незаметные защитники урожая»

39.

Новейшее время: история продолжается сегодня. Тест №19 «Страницы всемирной истории»

42.

Страна городов. Тест №20 «Жизнь древних славян»

44.

Трудные времена на Русской земле. Тест №21 «Трудные времена на Русской земле»

45.

Русь расправляет крылья. Тест №22 «Русь расправляет крылья»

54.

Страницы истории XIX века. Тест № 23 «Отечественная война 1812 года»

59.

История вокруг нас. Экскурсия №5

61.

«Дети имеют право на особую заботу и помощь» Практическая работа № 9

66.

«ПО страницам истории Отечества». Тест № 24. Итоговое тестирование.

  1. Содержание  программы учебного предмета «Окружающий мир»,

 4 класс, 68 ч

3емля и человечество (9ч)

  • Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве, причины смены дня и ночи, времён года.
  • Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на Земле и его влияние на живую природу.
  • Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
  • Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
  • Практические работы: знакомство с картой звёздного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и карте; знакомство с историческими картами.

Природа России (11 ч)

  • Разнообразие и красота природы России.
  • Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями.
  • Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённых в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
  • Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
  • Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ на карте природных зон России изучаемых объектов; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край – часть большой страны (14 ч)

  • Наш край на карте Родины. Карта родного края.
  • Формы земной поверхности родного края. Изменение поверхности края в результате хозяйственной деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате хозяйственной деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края.
  • Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
  • Ознакомление с важнейшими видами почв нашего края. Охрана почв.
  • Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
  • Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значении для окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
  • Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.
  • Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа – определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа – определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоёма, их распознавание в природных условиях с помощью атласа – определителя.
  • Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа – определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы всемирной истории (6 ч)

  • Представление о периодизации истории. Начало истории человечества, древний мир, средние века, новое время. Великие географические открытия. Новейшее время.

Страницы истории Отечества (19 ч)

  • Кто такие славяне. Восточные славяне.
  • Века Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Древней Руси. Киев – столица древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
  • Наше Отечество в XIII – XV вв. нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо – западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
  • Иван III. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII- XV вв.
  • Наше Отечество в XVI – XVII вв. патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI- XVII вв.
  • Россия в XVIII в. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург.
  • Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне.
  • . Век русской славы: Суворов А. В., Ушаков Ф. Ф.. Культура, быт и нравы страны в XVIII в.
  • Россия в XIX- начале XX века. Отечественная война 1812 г.. бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь – освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы страны в  XIX- начале XX века.
  • Россия в XX веке. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революция 1917 года. Гражданская война.
  • Образование СССР. Жизнь страны в 20-30 годы. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.
  • Наша страна в 1945- 1991 гг. достижения учёных: запуск первого искусственного спутника  Земли, полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
  • Преобразования в России в 90-е годы XX в. Культура России в XX в.
  • Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.
  • Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края.
  • Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия (9 ч)

  • Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.
  • Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
  • Государственная символика нашей страны. Государственные праздники.
  • Многонациональный состав населения России.
  • Регионы России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

  1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

     Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, географические, обществоведческие,  исторические  и другие  знания и дает обучающемуся возможность  ознакомления  с естественными и социальными  науками. Это обеспечивает целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях.

       Значение курса «Окружающий мир» состоит также в том, что в ходе его изучения школьники  овладевают практико–ориентированными знаниями для развития их экологической  и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций: умения использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем  мире,  участвовать в его созидании  и др.

Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционально–положительного отношения к миру природы  и культуры, воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя родной страны и планеты Земля.

  • Знакомство с началами естественных и социально–гуманитарных наук  в их единстве и взаимосвязях дает ученику  ключ к осмыслению личного опыта, позволяет найти свое место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов. Природа как одна из важнейших основ здоровья и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине.
  • Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

          Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками  «Человек  и природа»,  «Человек  и общество», «Правила  безопасной  жизни».

  1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета

                                               Критерии оценивания

          Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

        В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предмету. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Итоговая оценка выводится на основе результатов итоговых комплексных работ - системы заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.

         В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговой работы по окружающему миру и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы, которая:

  • является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
  • реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - формирование универсальных учебных действий;
  • позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
  • предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
  • динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.

          Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование стремления второклассника к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.

          Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из  нескольких однотипных заданий.

             Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы. Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы.

              Нормы оценок знаний учащихся по предмету «Окружающий мир»

 Оценка "5"ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка "2"ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

6.  Планируемые результаты освоения предмета

В результате изучения окружающего мира четвероклассники научатся:

  • распознавать неживую и живую природу;
  • растения дикорастущие и культурные;
  • деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних;
  • насекомых, рыб, птиц, зверей;
  • основные признаки времён года;
  • некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
  • правилам поведения в природе;
  • называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;
  • называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии;
  • распознавать и называть строение тела человека;
  • правила личной гигиены;
  • особенности охраны здоровья в разные времена года;
  • правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
  • называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах;
  • называть основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия «холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоёмов; части реки; названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира.

Четвероклассники получат возможность научиться:

  • различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе;
  • различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;
  • выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
  • использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
  • определять основные стороны горизонта с помощью компаса.

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижении

личностных результатов начального образования.

У четвероклассника продолжается:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении

метапредметных результатов начального образования,

У четвероклассника продолжается:

  • процесс овладения способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • процесс освоения способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • процесс освоения начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • формирование умения использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • формирование умения активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • формирование умения использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
  • процесс овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • формирование умения слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • формирование умения определять общую цель и пути её достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • процесс овладения начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
  • процесс овладения базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • формирование умения работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются предметные результаты.

Четвероклассник учится:

  • понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • уважительно относится к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

7.  Описание материально – технического обеспечения образовательного    

      процесса

Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

  • Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
  • К – полный комплект (на каждого ученика класса);
  • Ф – комплект для фронтальной работы (не менее, чем 1 экземпляр на двух учеников);
  • П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек).

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Число

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

 1.

Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 4

класса начальной  школы. В двух частях. Часть 1. - М.: Просвещение, 2014.

К

2.

Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса начальной  школы. В двух частях. Часть 2. - М.: Просвещение. 2014.

К

3.

Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Рабочая тетрадь для 4 класса начальной  школы. В двух частях. Часть 2. - М.: Просвещение, 2014.

К

4.

Плешаков А.А. Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 4 класса начальной  школы. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

К

5.

Плешаков А.А. Зеленые страницы. КДЧ. - М.: Просвещение, 2010.

Д

6.

Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. - М.: Просвещение, 2010.

Д

7.

И.Ф. Яценко. Контрольно-измерительные материалы.-6-е изд., перераб.- М.: ВАКО, 2013.- 96 с.

Д

Печатные пособия

1.

Демонстрационные таблицы. Природные зоны.

Д

2.

Комплект таблиц по окружающему миру для 1-4кл. Времена года. Природные сообщества .

Д

3.

Комплект таблиц по окружающему миру для 1-4кл. Растения. Животные.

Д

4.

Плакаты "Знаки дорожного движения"

Д

5.

Набор предметных картинок "Бытовая техника. Профессии"

К

6.

Набор предметных картинок "Транспорт. Мебель, предметы интерьера"

      К

7.

Набор предметных картинок "Фрукты, ягоды, орехи. Посуда"

К

8.

Набор карточек для изучения насекомых

К

9.

Набор карточек «Домашние животные»

К

10.

Набор карточек «Дикие  животные»

К

Наборы муляжей

1.

Набор муляжей овощей

Д

2.

Набор муляжей грибов

Д

3.

Набор муляжей фруктов

Д

Учебные карты

1.

Учебная карта "Карта полушарий"

Д

2.

Учебная карта "Природные зоны России"

Д

3.

Учебная карта "Российская Федерация" (физическая)

Д

Модели

1.

Модель "Череп человека "

Д

2.

Скелет человека на подставке

Д

3.

Модель «Торс человека с внутренними органами»

Д

4.

Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг)

Д

Демонстрационное оборудование

1.

Глобус физический

Д

2.

Глобус политический

Д

3.

Флюгер демонстрационный

Д

4.

Набор хим. посуды и принадлежностей для демонстрационных работ

К

5.

Набор хим. посуды и принадлежностей по природоведению демонстрационный

К

Натуральные объекты

1.

Гербарий "Для начальной школы"

Д

2.

Коллекция "Почва и ее состав"

Д

3.

Коллекция "Шишки, плоды, семена деревьев и кустарников"

Д

4.

Коллекция полезных ископаемых

Д

5.

Гербарии культурных и дикорастущих растений

Д

6.

Живые объекты (комнатные растения)

К

Игры и игрушки

1.

Настольные развивающие игры по тематике предмета "Окружающий мир" (лото, игры-путешествия и пр.).

Ф

2.

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов

Ф

3.

Развивающая игра «Дары природы» из серии «Играя, учись»

П

4.

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

К

Приборы

1.

Компас школьный

К

2.

Лупа ручная

К

3.

Штатив лабораторный комбинированный

Д

4.

Секундомер однокнопочный

Д

5.

Микроскоп школьный

Д

6.

Цифровой микроскоп

Д

Технические средства обучения

1.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц

Д

2.

Мультимедийный проектор

Д

3.

Интерактивная доска

Д

4.

Компьютер

Д

5.

Принтер лазерный

Д

Экранно-звуковые пособия

1.

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения

Д

2.

Видеофильмы, соответствующие тематике, данной в стандарте начального общего образования по русскому языку

Д

3.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике, данной в стандарте обучения: Окружающий мир. 2 класс [Электронный ресурс] : электрон. прил. к учеб. А.А. Плешакова. – М. : Просвещение, 2013. – 1 электрон. опт. диск (СD-ROM).

К

Интернет-ресурсы

1.

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа:  http://school-collection.edu.r

2.

Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа :http://nachalka.info/about/193

3.

Я иду на урок начальной школы. – Режим доступа: www.festival.1september.ru

4.

Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа: www.uroki.ru.

5.

Учебно-методический портал. – Режим доступа: http://www.uchmet.ru

6.

Портал учителей начальных классов. – Режим доступа:

www.nsportal.su

7

 Информационно- образовательные ресурсы. Библиотека готовых материалов, тематические коллекции, интерактивные материалы и т.д.- Режим доступа:  www.metodkabinet.eu

Оборудование класса

1.

Ученические столы 2 местные с комплектом стульев

К

2.

Стол учительский с тумбой

Д

3.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий

Д

4.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.

Д


8. Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема урока

Тип

урока

Основные виды учебной деятельности

Планируемые  результаты освоения материала в соответствии с ФГОС  

предметные

метапредметные

личностные

Земля и человечество (9ч.)

1

Мир глазами астронома

Комбини

рованный урок.

Понимать учебные задачи урока. Анализировать информацию, полученную на уроке, и делиться своими знаниями.

Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли.

Р. Принимать и сохранять учебную задачу.

П. Определять причины явлений, событий

К.Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

Оценивать жизненные ситуации

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе.

2

Планеты солнечной системы. Урок – путешествие.

Комбини

рованный урок.

Планеты Солнечной системы, представление о них; представления о том, отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года

Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

П.Выявление существенных признаков объектов

К. Делать выводы на основе обобщённых знаний

3

Звёздное небо – великая книга природы

Урок изучения

нового

материала

Представление о звёздах, находить созвездия на звёздной карте и в ночном небе

Р. Принимать и сохранять учебную задачу

П. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

К.Высказывать свою точку зрения , пытаться её обосновать

Оценивать жизненные ситуации

4

Мир глазами географа

Урок-

исследование

Глобус как модель Земли. Элементарные приёмы чтения плана, карты. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте

5

Мир глазами историка

Урок изучения нового материала.

Представление об окружающем нас мире с точки зрения историков. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Обозначение дат исторических событий, понятия «век», «тысячелетие», «летоисчисление».

Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане

П. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

К.Задавать вопросы

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  культуре, исто

рии, народам и желание участ

вовать в ее делах и событиях.

6

Когда и где? Урок – игра.

Урок-практика.

7

Прошлое и настоящее глазами эколога.

Комбини

рованный урок.

Человек - часть природы.

Зависимость жизни и природы человека от природы и её состояния

Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане

П.Сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

К.Формировать собственное мнение и позицию

Осознание  и принятие базовых общечеловеческих ценностей. Установка на безопасный здоровый образ жизни.

8-9

Сокровища Земли под охраной человечества

Комбини

рованный урок.

Объекты Всемирного наследия, правила поведения в природе

Охрана растительного и животного мира

Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную

П.Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников

К.Использовать речь для регуляции своего действия

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения.

                                                                                                                                                                                                                   

        

Природа России(11ч)

10

Обобщение по разделу «Земля и человечество». Равнины и горы России.

Контроль знаний  

Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения

Р.Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане

П. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

К.Адекватно использовать речевые средства

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

11

5.10

Моря, озёра и реки России.

Практическая работа №4.

 

Изучение нового материала

Водоёмы, их разнообразие, использование человеком

Р. Принимать и сохранять учебную задачу,учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

П. Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний

К.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе, её  культуре , народам

12

8.10

Природные зоны России. Урок – конференция.

Изучение нового материала

Представление о природных зонах, особенности природы, значение природы данных  зон для человека, её использование

Р. Принимать и сохранять учебную задачу

П. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

К.Высказывать свою точку зрения , пытаться её обосновать

Установка на безопасный здоровый образ жизни.

13

12.10

Зона Арктических пустынь

Изучение нового материала

Представление о природной зоне арктических пустынь; особенности природы, значение природы данной зоны для человека, её использование

Р.Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане

П. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна

К.Адекватно использовать речевые средства

Оценивать жизненные ситуации

Осознание себя членом общества и государства

14

15.10

Тундра

Изучение нового материала

Представление о природной зоне тундры; географическое положение этой природной зоны, климатические  условия, растительный и животный мир, деятельность человека

Р. Принимать и сохранять учебную задачу,учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

П. Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний

К.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

Оценивать жизненные ситуации

15

19.10

Леса России

Изучение нового материала

Представление о лесной зоне; географическое положение зоны лесов, растительный и животный мир.

Р. Принимать и сохранять учебную задачу

П. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

К.Высказывать свою точку зрения , пытаться её обосновать

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения.

16

22.10

Лес и человек

Экскурсия №1 в парк «Леса нашего края»

Изучение нового материала

Представление  о роли леса в жизни человека и природы; экологические  проблемами леса, которые возникли по вине человека, бережное отношение человека к растениям и животным

Р.Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане

П. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

К.Адекватно использовать речевые средства

Установка на безопасный здоровый образ жизни.

17

26.10

Зона степей. Урок – викторина

Изучение нового материала

Представление о природной зоне степей; географическое положение зоны степей, её особенности, животный и растительный мир, охрана природы.

Р. Принимать и сохранять учебную задачу.

П. Определять причины явлений, событий

К.Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

Чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе, её  культуре , наро

дам и желание участвовать в ее делах и событиях.

18

29.10

Пустыни

Изучение нового материала

Представление о природной зоне пустыни; географическое положение зоны пустынь, , её особенности, животный и растительный мир.

Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

П.Выявление существенных признаков объектов

К. Делать выводы на основе обобщённых знаний

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения.

19

2.11

У Чёрного моря

Изучение нового материала

Представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; географическое положение субтропической зоны России, растительный и животный мир, деятельность людей.

Р. Принимать и сохранять учебную задачу,учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

П. Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний

К.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

Установка на безопасный здоровый образ жизни.

20

12.11

Обобщающий урок по теме «Природные зоны России»

Контроль знаний

Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения.

Р.Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане

П. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

К.Адекватно использовать речевые средства

Чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе, её  культуре , наро

дам и желание участвовать в ее делах и событиях

Наш край – часть большой страны (14 ч.)

21

16.11

Наш край

Изучение нового материала

Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности

Р. Принимать и сохранять учебную задачу

П. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

К.Высказывать свою точку зрения , пытаться её обосновать

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения

22

19.11

Поверхность нашего края

Изучение нового материала

Представление о поверхности родного края; работа с картой

Р. Принимать и сохранять учебную задачу,учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

П. Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний

К.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе, её  культуре , наро

дам

23

23.11

Поверхность нашего края. Экскурсия

Изучение нового материала

Представление о поверхности родного края; работа с картой

Р. Принимать и сохранять учебную задачу.

П. Определять причины явлений, событий

К.Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения.

24

26.11

Водные богатства нашего края.Практическая работа №5 на тему «Водоёмы нашего края»

Изучение нового материала

Представление о водоёмах нашего края; естественные и искусственные водоёмы, значение водоёмов и их охрана

Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

П.Выявление существенных признаков объектов

К. Делать выводы на основе обобщённых знаний

Принимать внутреннюю позицию школь

ника на уровне положительного отношения к урокам

25

30.11

Наши подземные богатства. Урок – сказка

Изучение нового материала

Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения

Р.Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации

П. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

К.Адекватно использовать речевые средства

Проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков.

26

Земля-кормилица Практическая работа №6 по теме «Земля-кормилица»

Изучение нового материала

Различные виды почв и их состав .

Умение наблюдать, выделять характерные особенности природных объектов

Р. Принимать и сохранять учебную задачу

П. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация..)

К.Высказывать свою точку зрения , пытаться её обосновать

Адекватная мотивация: принятие образа «хорошего ученика».

27

Экскурсия в лес и на луг.

Изучение нового материала

28

Жизнь леса

Изучение нового материала

Разнообразие лесных обитателей, ярусы леса, лесная подстилка и микроорганизмы, роль грибов

Р. Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

П. Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний

К.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения.

29

Жизнь луга. Урок - конкурс

Изучение нового материала

Представления о луге, как природном сообществе

Р. Принимать и сохранять учебную задачу.

П. Определять причины явлений, событий

К.Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

Принимать внутреннюю позицию школь

ника на уровне положительного отношения к урокам чтения.

30

Жизнь в пресных водах

Изучение нового материала

Проверить знания учащихся по теме «Родной край – часть большой страны»; представление о жизни пресного водоёма

Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

П.Выявление существенных признаков объектов

К. Делать выводы на основе обобщённых знаний

Проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков.

31

Экскурсия к водоёму

Изучение нового материала

Проверить знания учащихся по теме «Родной край – часть большой страны»; представление о жизни пресного водоёма

32

Растениеводство в нашем крае

Практическая работа №7 на тему «Растениеводство»

Изучение нового материала

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям

Р.Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане

П. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

К.Адекватно использовать речевые средства

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе.

33

Животноводство в нашем крае.

Урок – путешествие.

Изучение нового материала

Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным

Р. Принимать и сохранять учебную задачу

П. Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний

К.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

Оценивать жизненные ситуации

34

Обобщающий урок по теме «Родной край».Презентация проектов

Обобщение и сис

тематизация изучен

ного  

Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения.

Р. Принимать и сохранять учебную задачу

П. Извлекать информацию, представленную в разных формах

К.Высказывать свою точку зрения пытаться её обосновать

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося

Страницы всемирной истории (6 ч.)

35

Начало истории человечества

Изучение нового материала

Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира.

Р. Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

П. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

К. Оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций

Оценивать жизненные ситуации

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе

36

Мир древности: далёкий и близкий

Комбинированный

37

7.12

Средние века: время рыцарей и замков

Изучение нового материала

Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира

38

10.12

Новое время: встреча  Европы и Америки

Изучение нового материала

Выдающиеся люди Нового времени, их изобретения, географические открытия

39

14.12

Новейшее время: история продолжается сегодня

Изучение нового материала

Выдающиеся люди разных эпох

Р. Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

П. Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний

К.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

Проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков.

40

17.12

Обобщение по теме «Страницы мировой истории»

Обобще

ние и сис

тематиза

ция изу

ченного  

Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения

Р. Принимать и сохранять учебную задачу

П. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

К.Высказывать свою точку зрения , пытаться её обосновать

Адекватная мотивация: принятие образа «хорошего ученика».

Страницы истории Отечества (19ч)

41

21.12

Жизнь древних славян. Урок – игра.

Изучение нового материала

Представление о жизни древних славян.

Р. Принимать и сохранять учебную задачу,учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

П. Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний

К.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

Оценивать жизненные ситуации

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе.

42

24.12

Во времена Древней Руси

Изучение нового материала

Представление о Древней Руси, русских князьях

Р. Принимать и сохранять учебную задачу.

П. Определять причины явлений, событий

К.Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

Оценивать жизненные ситуации

43

Страна городов

Комбинированный

Представление о городах 10-11 века Киеве и Новгороде

Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

П.Выявление существенных признаков объектов

К. Делать выводы на основе обобщённых знаний

Установка на безопасный здоровый образ жизни.

44

Из книжной сокровищницы Древней Руси

Изучение нового материала

Представление о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси;

Р. Принимать и сохранять учебную задачу

П. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

К.Высказывать свою точку зрения , пытаться её обосновать

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения.

45

Трудные времена на русской земле

Изучение нового материала

Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории культуры

Р.Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане

П. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

К.Адекватно использовать речевые средства

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения.

46

Русь расправляет крылья

Изучение нового материала

Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории культуры

Р. Принимать и сохранять учебную задачу.

П. Определять причины явлений, событий

К.Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения.

47

Куликовская битва. Урок – конференция.

Изучение нового материала

Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории культуры

Р. Принимать и сохранять учебную задачу,учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

П. Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний

К.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

Проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков.

48

Иван III

Изучение нового материала

Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох.

Р. Принимать и сохранять учебную задачу.

П. Определять причины явлений, событий

К.Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

Адекватная мотивация: принятие образа «хорошего ученика».

49

Мастера печатных дел

Изучение нового материала

Выдающиеся люди разных эпох

Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

П.Выявление существенных признаков объектов

К. Делать выводы на основе обобщённых знаний

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе.

50

Патриоты России Экскурсия № 3 в краеведческий музей «Патриоты России»

Изучение нового материала

Выдающиеся люди разных эпох

Р.Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане

П. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

К.Адекватно использовать речевые средства

Оценивать жизненные ситуации

51

Пётр Великий. Урок – фантазия.

Изучение нового материала

Времена правления Петра 1, его реформах.

Р. Принимать и сохранять учебную задачу.

П. Определять причины явлений, событий

К.Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения.

52

Михаил Васильевич Ломоносов

Изучение нового материала

Выдающиеся люди разных эпох

Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

П.Выявление существенных признаков объектов

К. Делать выводы на основе обобщённых знаний

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения.

53

Екатерина Великая

Изучение нового материала

Россия во времена правления Екатерины 2

Р. Принимать и сохранять учебную задачу

П. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

К.Высказывать свою точку зрения , пытаться её обосновать

Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения.

54

Отечественная война 1812 года

Изучение нового материала

Представление о войне 1812 года.

Р. Принимать и сохранять учебную задачу,учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

П. Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний

К.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

Проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков.

55

Страницы истории XIХ века  

Изучение нового материала

Представление о жизни в 19 веке, о технических изобретениях того времени

Р. Принимать и сохранять учебную задачу.

П. Определять причины явлений, событий

К.Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

Адекватная мотивация: принятие образа «хорошего ученика».

56

Россия вступает в ХХ век. Урок – викторина

Изучение нового материала

Важнейшие события в России в начале 20 века

Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

П.Выявление существенных признаков объектов

К. Делать выводы на основе обобщённых знаний

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе.

57

Страницы истории 20-30 гг.

Изучение нового материала

Жизнь страны в 20-30 годы; умение анализировать, делать выводы

Р.Преобразовывать практическую задачу в познавательную

П. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

К.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Оценивать жизненные ситуации

58

Великая Отечественная война и Великая Победа

Изучение нового материала

Великая Отечественная война и её герои

Р.Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане

П. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

К.Адекватно использовать речевые средства

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения.

59

Страна, открывшая путь в космос. Урок - конкурс

Изучение нового материала

Выдающиеся люди разных эпох. Государственные праздники

Р. Принимать и сохранять учебную задачу,учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

П. Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний

К.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

Установка на безопасный здоровый образ жизни.

Современная  Россия (9ч)

60

Обобщение по разделу «Страницы истории России».Основной закон России и права человека

Изучение нового материала

Человек – член общества. Россия – наша Родина. Государственные праздники

Р. Принимать и сохранять учебную задачу.

П. Определять причины явлений, событий

К.Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения.

61

Мы - граждане России

Изучение нового материала

Всенародные праздники, отмечаемые в России (День защиты детей)

Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

П.Выявление существенных признаков объектов

К. Делать выводы на основе обобщённых знаний

Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения.

62

Славные символы России

Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна

63

Такие разные праздники

Изучение нового материала

Праздники России, их различие и особенности

Р.Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане

П. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

К.Адекватно использовать речевые средства

Оценивать жизненные ситуации

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе.

Оценивать жизненные ситуации

64

Путешествие по России. Урок – сказка

Изучение нового материала

Города России. Москва – столица России. От

дельные яркие и наи

более важные события общественной и куль

турной жизни России

65-66

Путешествие по России

Комбинированный

67

Обобщающий урок по разделу «Современная Россия» . Проверочная работа за 2 полугодие

Комбинированный

Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения

68

Обобщающий урок. Презентация проектов.

Итоговый урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.

Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"  учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс.

Рабочая программа и календарно-теметическое планирование по окружающему миру....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков "Окружающего мира", 3 класс. Плешаков А.А.

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с требованиями ФГОС и на основе авторской программы Плешакова А.А....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс. Программа Л.В. Занкова.

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для 3 класса общеобразовательных школ по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Рабочие программы и календарно-тематические планы по предметам 1 класс Школа России ФГОС, математика 5 класс Бунимович

Рабочая программа +КТП по обучению грамоте, руускому языку Рамзаева, литературному чтению Горецкий, математике Моро, окружающему миру Плешаков ФГОС 1 класс Школа России,ИЗО, технология, музыка, физиче...