Урок - проект по окружающему миру "Водоемы"
проект по окружающему миру (4 класс) на тему

Ролдугина Юлия Александровна

Проект долгосрочный, информационно - исследовательский. Проект расчитан на учеников 4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx402.01 КБ
Office presentation icon proekt_vodoemy.ppt2.11 МБ

Предварительный просмотр:

Проект «Водоемы нашего края»

Тип проекта: информационно-исследовательский, долгосрочный.

Цели проекта:

Повышение мотивации к обучению.

Разработка и написание проекта “Водоёмы нашего края”.

Формирование экологической грамотности.

Формирование бережного отношения к водоёмам нашего края.

Повышение самооценки учащихся.

Проблемные вопросы:

Достаточно ли благоустроены берега?

Где находится исток реки? Куда впадает река? Есть ли притоки?

Какие животные обитают в реке и на берегу? Какие растения обитают в реке и на берегу?

Каковы источники загрязнения воды в реке? Как можно с этим бороться?

Описание проекта.

Проект рассчитан на 4 учебные недели.

Участники проекта: учащиеся 4  класса МОУ СШ №24

План исследования.

Значение воды для человека и других живых организмов.

Водные ресурсы Тульской области.

Растительный мир реки Уперты.

Животный мир реки Уперты.

Экологическое состояние реки.

Загадки, пословицы, рассказы о воде.

Ожидаемые результаты.

Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.

Обучение приёмам исследовательской работы с книгами, использование материалов промышленных предприятий и служб города, сети Интернет в целях получения новых знаний.

Приобретение коммуникативных навыков.

Развитие речи и обогащение лексики.

Активное участие родителей в школьной жизни ребёнка.

Урок – проект

 Тема: «Водоемы нашего края»

Цели:

- сформировать представления учащихся о водоемах нашего края;

- ознакомить с естественными и искусственными водоёмами, со значением водоемов и их охраной;

- развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать;

-воспитывать бережное отношение к природе, любовь и уважение к родному краю.

Ход урока.

Цитата  французского  писателя А.Сент-Экзюпери:

 «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. … Ты самое большое богатство на свете…».

А каком проекте пойдет речь на уроке?  (Водоемы нашего края)

Какая цель урока?

- знакомство с водоемами нашего края;

- значение водоемов;

- способы охраны водоемов.

- Разгадайте, ребятки такую загадку:

Я и тучка, и туман, я – река и океан.

Я летаю и бегу. И стеклянной быть могу.

(вода)

А каким цветом обозначена вода на глобусе и карте?

(синим, голубым)

Раскрутим глобус. Какого цвета стала Земля? Почему?

(2/3 земной поверхности занимает вода)

Какие океаны есть на нашей планете?

(На нашей планете есть 4 океана: Тихий, Атлантический, Северо-Ледовитый, Индийский)

Спят четыре океана,

Синеглазых великана.

Солона у них водица,

Не удастся ею напиться.

Тихий океан к Востоку,                             Бокарев Константин

Самый сильный и большой.

Атлантический на Запад

С голубой бежит волной.

Океан Индийский к Югу

Занимает синий угол.

А для Северных сторон

Ледовитый шлёт поклон.

Учитель:

В 2000 году Международная гидрографическая организация приняла разделение мирового океана на пять океанов. Однако впоследствии от выделения отдельного Южного океана отказались, и в настоящий момент на Земле вновь официально четыре океана.

Океан – это гигантский, безбрежный мир. Мир воды. Его просторы бороздят гигантские водовороты. А неугомонные волны обегают весь земной шар.

Берега России омывают моря 3 океанов. Назовите их?

(Северо-Ледовитого, Атлантического, Тихого)

Атлантический океан — второй по величине океан нашей планеты после Тихого океана. Название получил в честь известно титана Атланта. Площадь составляет 91,6 млн км2,  максимальная глубина — 8742 м.

Одна из красивейших «достопримечательностей» Атлантического океана — это огромная подводная дыра и является незабываемым зрелищем для всех, кто видел ее. Глубина в центре чаши составляет около 120 м. (Прокудина Анна)

C:\Documents and Settings\Юля\Рабочий стол\atlatnticheskij-okean-interesnye-fakty.jpg

Какие вы знаете моря?

Море было источником вдохновения русских поэтов. Например, Федор Иванович Тютчев посвятил морю много своих стихотворений. Вот одно из них:

              Как хорошо ты, о море ночное,-

              Здесь лучезарно, там еще – темно…

              В лунном сиянии, словно живое,

              Ходит, и дышит, и блещет оно…

              На бесконечном, на вольном просторе                Прокудина Ксения

               Блеск и движение, грохот и гром…

               Тусклым сияньем облитое море,

               Как хорошо ты в безлюдье ночном!

Каким бывет море? (Разным: теплым, спокойным, ласковым, добрым, бушующим).

В России много морей. А вот какой водоем называют просто морем, а иногда даже из-за огромных размеров озером-морем? (Каспийское)

Каспийское море с географической точки зрения только озеро, правда, самое большое в мире. Современная наука считает Каспий остатком огромного моря, которое когда-то занимало во много раз большее пространство и соединялось с океаном. Современное очертание Каспийское море приобрело примерно 200 тысяч лет назад. История знает более 50 древних его названий, но сохранилось только одно — от имени народа — каспиев, живших некогда на его берегах.

Назовите самое глубокое озеро в России? (озеро Байкал)

Вода в одних озерах пресная, в других соленая. Например, в Байкале - пресная, а в Каспийском озере- море - соленая. Вода в озере Байкал  настолько чиста, что ее можно пить сразу же, без предварительной обработки. Этим тоже больше не может похвастаться ни одно озеро планеты. Если бы случилось так, что люди остались без питьевой воды, то в озере Байкал воды хватило бы для всего человечества на 7 тыс лет.

В озере и на берегах обитают более 3600 представителей флоры и фауны, примерно 70% которых больше нигде не встречаются. В 1996 году Байкал был внесён в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. (Хамякова Анастасия)

C:\Documents and Settings\Юля\Рабочий стол\bailall.jpg

        

Реки тоже являются богатством и украшением России.

Просмотр фильма «Самые крупные реки России»

Назовите крупные реки нашей страны?

(Лена, Обь, Волга, Енисей, Амур, Урал, Колыма, Оленёк, Днепр, Дон)

Река

Нигде не найдёте

 Сухого местечка -

 Течёт в подворотне

 Широкая речка.

 Озёрам и рекам

 Дают имена,

 Пускай Серебрянкой

 Зовётся она.

Появится солнце

 Над нашим двором,                   Колтук Дарья

 Река засверкает,

 Блеснёт серебром…

Но высохнут лужи -

 Исчезнет река…

 Пускай без названья

 Побудет пока!

Все реки, крупные и мелкие имеют огромное значение. Их необходимо охранять.

А какие реки протекают на территории Тульской области? (Ока, Дон, Красивая меча).

Какая река протекает в городе Тула и вероятно носит свое название этой реки?

Город Тула своё название, вероятно, получил именно по реке Тулица. В XVII веке Никита Демидов устроил заводскую плотину на Тулице, которая получила название Демидовская плотина.

Ту́лица (в древности Тула, Тулка) — река в России, протекает в Тульской области.. Длина реки составляет 41 км, площадь 285 км².

Тулица берёт своё начало в 27 километрах северо-восточнее Тулы у посёлка Ревякино, а заканчивается, впадая в Упу на территории Тулы. (Полторыхина Мария)

C:\Documents and Settings\Юля\Рабочий стол\c0b9968b0ee646698670fc0d063768f5.png

На нашей планете много различных водоемов. Отгадайте, о каких водоемах загадки?

Естественный крупный и непрерывный водный поток, текущий в разработанном им русле. (река)

Естественный водоем, замкнутый в берега. (озеро)

Водное пространство между материками (океан)

Небольшой естественный водный поток (ручей)

Кругом вода, а с питьем беда. (море)

               -К какой группе можно отнести эти водоемы по происхождению? (естественные)

- Все водоемы можно разделить на 2 группы по происхождению: естественные и искусственные.

Какие водоемы называют естественными? (Водоемы созданные природой)  

Какие искусственными? (Водоемы созданные человеком)

- Назовите  искусственные водоемы?

-Для чего люди создают искусственные водоемы?

Водохранилища для гидроэлектростанций.  

Каналы для судоходства, а в сельском хозяйстве для орошения полей.

Пруд для разведения рыбы, для проведения спортивных и оздоровительных мероприятий. Пруд обычно не более 1 квадратного км.

В нашей области тоже есть искусственные водоемы.

C:\Documents and Settings\Юля\Рабочий стол\czIuaXBpY3R1cmUucnUvdXBsb2Fkcy8yMDEzMDQwMi9YcnhVeDI1Zi5qcGc_X19pZD0zMTQ3MA==.jpg

Любовское водохранилище построено на реке Любовке у города Новомосковска. Вода водохранилища используется в технологических процессах Новомосковской ГРЭС. Площадь водохранилища – 280 га. (Турсунова Ситора)

А какая река протекает на территории села Иевлево? (река Уперта)

Отчет географов (1 группа):

В области протекает 1682 реки и речки. Самые крупные реки области – это Ока, Упа, Дон и Красивая Меча. Все реки имеют спокойное течение. Реки области относятся к двум бассейнам – бассейну Дона и бассейну Оки.  (Прокудина Ксения)

Самый крупный правый приток Оки в пределах области является Упа. В пределах области река Упа имеет ряд притоков.

Река Упёрта — правый приток Упы, берёт начало у деревни Болотовка, течёт вначале на юг мимо города Богородицка, посёлка Южный, а затем на юго-запад, северо-запад и запад и впадает в Упу в её верхнем течении на 291-м км на уровне 170 м. (Масалович Милана)

Берега преимущественно открытые, луговые, малонаселенные. Русло Упёрты в верховьях извилистое, берега безлесные, кустарника нет. Длина реки 63 км. Протекает по территории Богородицкого и Киреевского районов. (Бокарев Константин)

Отчет зоологов (2 группа):

        Животный мир водоемов Тульской области по своему видовому составу довольно разнообразен. В реках, прудах и озерах  встречаются: плотва, щука, лещ, окунь, караси белый и красный, налим, карпы чешуйчатый и зеркальный, сазан, голавль, линь, язь, жерех, подуст, сом. В Оке обитает наиболее ценная рыба – стерлядь. В прудах и крупных водоемах области разводят зеркального карпа.

        В Уперте обитают:

Щука – типичный хищник, наиболее распространенный в наших водоемах. Щуку называют санитаром, но, естественно, пресных вод. Хотя пятнистая хищница и стремится съесть любую рыбку, оказавшуюся поблизости, чаще всего ей попадаются рыбешки, плавающие сбоку или сзади стаи. Щук становится все меньше из-за чрезмерного вылова. (Турсунова Ситора)

Окунь – пресноводная хищная рыба. Обычно бывает длиной около 30 см, но может вырасти и до 50 см. на первом спинном плавнике сзади черное пятно. Хвостовой плавники и плавники на брюхе красные. (Имомербеков Авазбек)

Карась -  относится к рыбам семейства карповых. Он обладает высоким телом, сжатым с боков. Спина толстая, а спинной плавник — длинный. Чешуя рыбы крупная, а на ощупь — гладкая. Окрас может быть отличным: от серебристого до золотистого. Обыкновенный карась встречается массой более 3 килограммов, а длиной тела — более полуметра. Особи таких размеров уже старые, молодая, но зрелая рыба весит около 700-800 граммов. (Полторыхина Мария)

Отчет экологов (3 группа):

- Значение водоемов очень велико. Но  мы не всегда правильно ведем себя, находясь у водоема.

Сейчас мы с вами перенесемся в лабораторию и увидим, как человек может загрязнить воду.

- представьте себе такой случай. Водитель помыл свой автомобиль в реке. В воду попали бензин и смазочное масло.(показ ситуации)

- Приятно вам будет купаться в такой реке? А как себя будут чувствовать рыбы и другие живые существа? (…) Правильно, ребята.

Лаборант: ()

-кроме этого, многие люди часто бросают мусор в воду. (показ ситуации), оставляют мусор на берегу.

- Посмотрите, ребята, как выглядит берег нашей реки Уперта. И у нас в селе живут люди, которые не понимают, что совершают большое зло. Поэтому давайте не будем уподобляться этим людям и не будем засорять нашу реку.

- Никогда не купайтесь и не ныряйте в незнакомых местах. Ведь никогда неизвестно на какой мусор мы можем наткнуться.

- В настоящее время заводы и фабрики очищают использованную воду и вновь применяют ее в своей работе. И у нас в селе, и в других селах нашей области образуются зеленые патрули из таких же, как вы школьников. Которые организуют субботники и выходят на расчистку берега реки. Но не только берег мы должны содержать в чистоте, но и всю территорию своего села. И как только растает снег, выходим на уборку территории школы – сада.

Санитарное состояние большинства рек Тульской области неудовлетворительное.

 Мы не всегда правильно ведем себя у водоемов. Давайте вспомним правила поведения.

Правила поведения у водоемов:

1.Не бросай мусор в воду.

2. Не оставляй мусор на берегу.

3.Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.

Пусть на земле не умирают реки,

 Пусть стороной обходит их беда,

 Пусть чистой остается в ней навеки                 Прокудина Анна

 Студеная и вкусная вода ...

Э. Огнецвет

Рефлексия.

Составление синквейна на тему «Водоем»

Варианты синквейнов:

1.Море

2.Глубокое, спокойное.

3.Шумит, пенится, загрязняется.

4.Даже море дождь любит.

5.Водоем.

1.Река

2.Быстрая, красивая.

3.Течет, разливается, плещет.

4. Мне очень нравится река.

5.Водоем.

Оцените свою работу на уроке  (картинки солнышко и тучка)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: учитель МОУ СШ №24 Ролдугина Юлия Александровна

Слайд 2

Цитата французского писателя А.Сент-Экзюпери: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. … Ты самое большое богатство на свете…».

Слайд 3

Спят четыре океана, Синеглазых великана. Солона у них водица, Не удастся ею напиться. Тихий океан к Востоку, Самый сильный и большой. Атлантический на Запад С голубой бежит волной. Океан Индийский к Югу Занимает синий угол. А для Северных сторон Ледовитый шлёт поклон.

Слайд 4

Атлантический океан

Слайд 5

Ф.И.Тютчев Как хорошо ты, о море ночное,- Здесь лучезарно, там еще – темно … В лунном сиянии, словно живое, Ходит, и дышит, и блещет оно… На бесконечном, на вольном просторе Блеск и движение, грохот и гром… Тусклым сияньем облитое море, Как хорошо ты в безлюдье ночном!

Слайд 6

Каспийское море

Слайд 7

Озеро Байкал

Слайд 9

Река Нигде не найдёте Сухого местечка - Течёт в подворотне Широкая речка. Озёрам и рекам Дают имена, Пускай Серебрянкой Зовётся она. Появится солнце Над нашим двором, Река засверкает, Блеснёт серебром… Но высохнут лужи - Исчезнет река… Пускай без названья Побудет пока!

Слайд 10

Река Тулица

Слайд 11

Любовское водохранилище

Слайд 12

Река Уперта

Слайд 15

Составление синквейна на тему: «Водоемы»

Слайд 16

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- проект по окружающему миру "Берегите воду! Водоемы воронежской области" 3 класс

Урок- проект по окружающему миру "Берегите воду! Водоемы Воронежской области", разработан учителем начальных классов Черкасовой О.А. Целью урока является рассмотреть причины загрязнения водоемов, позн...

Урок –проект по окружающему миру, 1 класс УМК «Планета знаний»

Урок обобщения с элементами проектирования. При подготовке к уроку дети самостоятельно подбирали материал о символах России, выполняли презентации....

Открытый урок-проект по окружающему миру. 4 класс.

урок обобщение по теме Природные зоны. Создание карт для проведения урока....

Урок-проект по окружающему миру в 1 классе на тему "Уход за кошками и собаками" "

Это урок-  проект в 1 классе по окружающему миру. В подготовке принимали участие и родители учеников. Проект долгосрочный, провели 5 заседаний, подготовили видео-интервью с родителями , учителями...

Урок-проект по окружающему миру "Почему Солнце светит днём, а звёзды -ночью"1 класс

Урок для 1 класса с видеофильмами, видеоинтервью, с презентацией. Подготовка идет совместно в родителями.Класс разделен на 4 группы, каждая из которых готовит свой блок....

Урок - проект по окружающему миру в 3-м классе "Полезные ископаемые"

Цели: Расширить представление детей о полезных ископаемых, познакомить с их свойствами и способах добычи.Способствовать развитию внимания, памяти, умение применять логические операции, сравнение, обоб...