Рабочая программа кружка "Юный краевед" 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Зайцева Варвара Ивановна

Рабочая программа  кружка "Юный краевед" 4 класс составлена в соответствии с ФГОС второго поколения. Расчитана на 34 часа (1 час в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_kraeved_2015.docx34.6 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «ЕРНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ  ШКОЛА»

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЗАРАЙСКИЙ РАЙОН,  д..ЕРНОВО, ул. ДАЧНАЯ, д. 87

                                                                                                                                                                                  Утверждаю:

Директор МБОУ Ерновская  основная  школа»

______________/Сорокин Л.Н./

«___»_______________2015г.

Рабочая программа

кружка « Юный краевед»

4класс

2015 – 2016 учебный год

  Составитель: Зайцева Варвара Ивановна

учитель начальных классов

                                                                                                                                         высшей квалификационной категории

Пояснительная записка

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком  причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Цель – углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края.

  Обучающие задачи: развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родно края.

Воспитательные задачи: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.

Развивающие задачи:  развитие личностных качеств – самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.

 Методы исследовательской деятельности: информационный поиск, наблюдения, анкетирование, практические (изготовление рисунков, плакатов, практические работы)

Результаты работы: собственные исследовательские работы, оформленные альбомы, стенды, газеты, выступления на классных часах, родительских собраниях, конференциях.

Общая характеристика учебного предмета


В процессе изучения курса « Юный краевед» осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему городу (селу), к своей Родине.

Цель курса - формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нем человека. В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни. Идея связей как бы цементирует разнообразные элементы содержания курса, значительно усиливая его воспитательный и развивающий потенциал.

Описание места учебного предмета, курса

Программа рассчитана на 34 занятия в год (1 час в неделю).

 Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства, сохранение и приумножение её богатств.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.

Личностные, метапредметные и предметые результаты освоения курса

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей  многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

 формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

 формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

 освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

 активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,  готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

 овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

 определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

Предметные результаты:

понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

            6) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

            7) знакомство с основными нормами  морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

8)  элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

 интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Тульской области;

            10) стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего  города;

            11)  любовь к родной школе, своему  городу, селу, народу, России;

            12) уважение к защитникам Родины;

 умение отвечать за свои поступки;

Содержание программы.

Моя семья

«Будем знакомы!» Принести фотографию или нарисовать автопортрет и рассказать о себе. «Глупа та птица, которой своё гнездо немило».   «Своя хатка – родная матка».   «Лень в дому – бери суму » . Ролевая игра «Распределим обязанности  в моей семье». В гостях у бабушки Загадушки.  Предметы быта в хате и в моем доме – сегодня. Беседа. «На свет народился, с людьми породнился».

Наша школа

Знакомство с историей родной школы. История школы на основе архивных документов, которые имеются в школе.

 Составление альбома.

Моя малая Родина

Географическое  положение нашего района Беседа «Знаю правила  дорожного движения, как таблицу умножения». Сёла нашего района. Что мы знаем о них?Достопримечательности  нашего района. Промышленность нашего района. Знаменитые люди района. Традиции и праздники нашего района

Дома культуры    Зарайского  края. 

Экскурсия в кинотеатр Победа г Зарайска. Экскурсия в  кинотеатр Родничок г Зарайска. Экскурсия в  центральную библиотеку г Зарайска.Экскурсия в  Школу мастеров г. Коломна. Изготовление проекта «Наши экскурсии»

Мы выстояли, мы победили!

 Зарайский район в годы ВОВ. У войны и женское лицо. Война лишила их детства. «Никто не забыт, ничто не забыто.». Герои-земляки. Экскурсия в парк Леонова.

 Православные храмы района

 Экскурсия в Рожново. Экскурсия в Ильицино. Экскурсия в Апонитищи.

Календарно – тематическое планирование

          №

         п/п

       Наименование тем и разделов

 

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий по теме)

Плановые сроки прохождения программы

Фактические сроки и коррекция

Моя семья

1

«Будем знакомы!» Принести фотографию или нарисовать автопортрет и рассказать о себе. 

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

03.09

2

«Глупа та птица, которой своё гнездо немило».  

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

10.09

3

«Своя хатка – родная матка». 

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

17.09

4

«Лень в дому – бери суму » . Ролевая игра «Распределим обязанности  в моей семье» 

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

24.09

5

В гостях у бабушки Загадушки.  Предметы быта в хате и в моем доме – сегодня. 

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

01.10

6

Беседа. «На свет народился, с людьми породнился».

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

08.10

7

Моя родословная

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

15.10

8

Составление семейного древа.

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

22.10

Наша школа

Наша школа

9

 Знакомство с историей родной школы.  

 

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

29.10

10

История школы на основе архивных документов, которые имеются в школе.  

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

12.11

11

Составление альбома. 

Сбор материала для презентации.

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

19.11

12

Традиции нашей школы.

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

24.11

Моя малая родина.

13

Географическое  положение нашего района  

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

01.12

14

 Герб района.

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

08.12

15

Сёла нашего района. Что мы знаем о них?

 

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

15.12

16

Достопримечательности  нашего района.

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

22.12

17

Промышленность нашего района  

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

12.01

18

Знаменитые люди района.

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

19.01

19

Традиции и праздники нашего района  

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

26.01

                                                                                     Дома культуры    Зарайского  края.

20

Экскурсия в кинотеатр Победа г Зарайска.

 

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

21

Экскурсия в  кинотеатр Родничок г Зарайска 

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

22

Экскурсия в  центральную библиотеку

 г Зарайска. 

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

 

23

Экскурсия в  Школу мастеров

г. Коломна. 

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

 

24

Изготовление проекта «Наши экскурсии» 

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

 

 

Мы выстояли, мы победили!

25

  Зарайский район в годы ВОВ. 

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

 

26

 У войны и женское лицо.

 

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

27

  

Война лишила их детства. 

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

28

  «Никто не забыт».

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

29

Герои-земляки. Экскурсия в парк Леонова.

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

30

Герои-земляки

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

31

 Герои-земляки

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

Православные храмы Зарайского района.

32

Православные храмы Зарайского района. Экскурсия в Рожново. 

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

 

33

Православные храмы Зарайского района. Экскурсия в Ильицино. 

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

 

34

Православные храмы Зарайского района. Экскурсия в Апонитищи. 

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

Описание   материально – технического  обеспечения образовательного процесса

         1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

2. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования

3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.

4. Вырщиков А.Н. и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М.: "Глобус", 2007.

5. Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения М.: "Глобус", 2007. 

6. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. М.: Айрис - пресс, 2005. 

      7. Даринский А.В. Краеведение. М.: "Просвещение", 1987. 

    Карточки, кроссворды, глобус, карта родного края, физическая карта, книги родных писателей. энциклопедии, летописи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...