Урок окружающего мира "Пётр Великий"
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) на тему

Урок окружающего мира в 3  классе по теме: "Петр Великий"

Цели:

  • познакомить учеников с переломным моментом в истории нашего государства – становлением Российской империи;
  • сформировать у учащихся образ Петра I, как царя-реформатора, разносторонне развитого человека, неординарной, но противоречивой личности; дать представление учащимся о реформах Петра в социальной политике;
  • определить ценность преобразований Петра I для современников;
  • развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельность мышления, умение ориентироваться в тексте, речь;  
  • воспитывать умение общаться друг с другом, выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения. 

 

Оборудование: учебник «Мое Отечество», карточки с заданиями для групп, презентация к уроку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon petr_i.ppt2.94 МБ
Microsoft Office document icon kartochki_dlya_raboty_grupp.doc27 КБ
Microsoft Office document icon petr_velikiy.doc71 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

С какой целью Петр I начал войну?

С кем воевала Россия?

Под каким флагом громили шведский флот?

(учебник стр. 68)

Какой город был основан в устье реки Невы? Чем он стал для России?

(учебник стр. 68)

Что праздновал Петр I в 1721 году?

Сколько лет длилась война?

Откуда вы узнали?

(учебник стр. 69)

Кем стал Петр I по окончанию войны?

В каком году это произошло?

Настали ли новые времена для России? Как называются эти времена? (учебник стр.69)

Кому был установлен памятник на берегу Невы?

 (учебник стр. 69)



Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 7

Урок окружающего мира в 3 А классе по теме: "Петр Великий"

Составила: учитель начальных классов Турусинова Надежда Георгиевна.

урок проведен в рамках Дня открытых дверей

 14.12.2013

Цели:

  • познакомить учеников с переломным моментом в истории нашего государства – становлением Российской империи;
  • сформировать у учащихся образ Петра I, как царя-реформатора, разносторонне развитого человека, неординарной, но противоречивой личности; дать представление учащимся о реформах Петра в социальной политике;
  • определить ценность преобразований Петра I для современников;
  • развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельность мышления, умение ориентироваться в тексте, речь;  
  • воспитывать умение общаться друг с другом, выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения.

Оборудование: учебник «Мое Отечество», карточки с заданиями для групп, презентация к уроку.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Ребята, посмотрите друг на друга, подарите улыбку и пожелайте удачи друг другу и мне. Мы с вами вновь отправляемся в историческое путешествие по “реке времени”. Пусть этот урок, проведённый совместными усилиями, позволит нам открыть много нового.

- Хотите отправиться в путешествие?

-Да!

2. Актуализация знаний

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Прежде чем отправиться, вспомним изученный ранее материал. Посмотрите внимательно, у вас на столах лежат задания. Посмотрите на таблицу и установите последовательность событий.

Создание народного ополчения

 

Изгнание поляков из России

Избрание царем Михаила Романова

 

Избрание царем Бориса Годунова

Появление Лжедмитрия I

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

-Какое из этих исторических событий вам особенно запомнилось? 

Вывод:  Действительно, все цари сыграли свою роль в истории нашего государства. Сегодня мы познакомимся с периодом, когда нашей страной правил еще один государь.

высказывания детей обо всех указанных событиях

3. Открытие нового знания

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

“Яркое пятно”

- Представьте себе великана, без малого трех аршин, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-нибудь стоять. Он был так силен, что мог свернуть в трубку серебряную тарелку или перерезать ножом кусок сукна на лету. Его шаги были так велики, а походка такой быстрой, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. Он всегда и во всем спешил. Ему трудно было сидеть на одном месте. Если он не спал, то непременно что-нибудь строил. Руки его вечно были в работе, и с них не сходили мозоли. Такой царь появился в России в XVIII веке.

- Как вы думаете, о ком идет речь? Вы хотите узнать имя этого царя?

-Откройте учебник на странице 66. Прочитайте тему урока.

Петр Великий

на слайде появляется тема урока “Петр Великий” и портрет государя

- Как вы думаете, почему Петра называли Великим?

- Прочитаем по учебнику, как Анюта и Илюша побывали в Санкт-Петербурге. 

- Какой город решил построить Петр I?

- Зачем Петру I нужно было строить город, ведь другим царям не приходила мысль построить на этом месте город?

- Послушайте отрывок из поэмы А.С. Пушкина и задайте вопросы автору (связь с уроками литературного чтения).

Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.

Вопросы фиксируются на доске.

- В течение урока мы ответим на эти и другие вопросы, связанные с именем Петра I.

“Река времени”

-Найдите на «реке времени» (стр.26) год, когда Петр I вступил на престол

Рассказ учителя

-30 мая 1672 года появился на свет здоровый и крепкий мальчик – царевич Петр Алексеевич, с детства он был окружен иноземными вещами; в двухлетнем возрасте его забавляли музыкальными шкатулками немецкой работы, любил он также играть деревянными солдатиками, затейливо вырезанными пушками и лошадками. С 6 лет Петр начал учиться и к 10 годам выучил азбуку.

Когда в 1682 году освободился престол, большинство бояр решили, что править государством должен здоровый и смышленый Петр.

- В каком возрасте Петру пришлось возглавить государство?

- Да, ребята, Петр был вашим ровесником.

 - Что произошло с течением «реки времени»?

- Почему «река времени» сделала поворот?

- Прочитайте слова на экране.

- Как вы понимаете слово «преобразования»?

- Знаем ли мы, какие преобразования сделал Петр I?

- Значит, какова цель нашей дальнейшей работы?

- Откуда мы возьмем необходимую информацию?

- Найдите и прочитайте на стр.66-67.

- Какие же преобразования провел Петр I?

- Мы знаем, что Петр I был государем, правителем, а кем он был еще?

- Что еще нового из прочитанного узнали о Петре I?

- Объясните, как вы это понимаете

- Хорошо это или плохо: не жалеть ни себя, ни своих подданных?

- Рассмотрите иллюстрации на 67 странице. Какие реформы вы видите?

- Прочитайте подписи под рисунками и скажите, какое слово повторяется.

- Как вы это понимаете?

-При Петре I служба солдат была практически пожизненной, и человек, который уходил на службу, мог вернуться в семью только инвалидом. Крестьяне и горожане, согнанные на заводы и стройки, были приписаны к ним и не могли их покинуть.

Сделаем вывод: благодаря чему Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе?

- Хотели бы вы жить в России времен Петра I?

- Однако подданные называли своего царя «Отцом Отечества». Интересно, почему? Выясним ответ на этот вопрос, работая в группах. У каждой группы будет свое задание, оно находится в конверте.

1 группа готовит ответы на вопросы: С какой целью Петр I начал войну? С кем воевала Россия? Под каким флагом громили шведский флот? (стр. 68)

2 группа готовит ответы на вопросы: Какой город был основан в устье реки Невы? Чем он стал для России?

(стр. 68)

3 группа готовит ответы на вопросы: 

1. Что праздновал Петр I в 1721 году?

2. Сколько лет длилась война? Откуда вы узнали?

 (стр. 69)

4 группа готовит ответы на вопросы: Кем стал Петр I по окончанию войны? В каком году это произошло?

Настали ли новые времена для России? Как называются эти времена?

 (стр. 69)

5 группа готовит ответы на вопросы: Кому был установлен памятник на берегу Невы?

(стр. 69)

- Почему же подданные называли своего царя «Отцом Отечества», какими делами прославился Петр Великий?

Вернёмся к вопросам, которые возникли у вас после чтения отрывка из поэмы Пушкина «Медный всадник», можем мы теперь на них ответить?

Не знаем ответа на этот вопрос

чтение текста

Санкт-Петербург

высказывания детей

- О каких надменных соседях идет речь?

- Что означает выражение “В Европу прорубить окно”?

- Как понять фразу «Ногою твердой стать при море»?

1682 год

- 10 лет

- Река ударилась о скалу и изменила свое направление.

- Произошло что-то важное для истории. 

«Благодаря преобразованиям Петра I Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе»

Крупное изменение, перемена (книжн.)

Не знаем

Выяснить, какие преобразования провел в России Петр I.

из учебника

самостоятельное чтение

Петр I создал армию, флот, по его приказу строили заводы, мастерские, открывали школы, печатали книги и газеты. (одновременно с ответами детей на слайде появляется соответствующая информация)

- Он был солдатом, моряком, строителем (данная информация появляется на следующем слайде)

Не жалел ни себя, ни своих подданных

свободные высказывания детей

разные мнения

Создание армии, строительство заводов, кораблей, создание флота.

Насильственно, насильно согнанные.

ответы детей

Благодаря преобразованиям Петра I Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе, но проходили эти преобразования не просто.

Скорее всего, будет больше отрицательных ответов.

(все вопросы появляются на экране)

отчеты групп, ответы на вопросы, одновременно по гиперссылкам на слайде рассматривают изображения Андреевского флага, памятника «Медный всадник», виды Санкт-Петербурга.

Дети отвечают на вопросы, ставим + рядом с вопросом.

       

4. Первичное закрепление

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Ответим на вопросы, данные после текста в учебнике.

-Как вы думаете, могли ли важные преобразования в государстве проходить легко для народа?

Вывод: многие преобразования  Петра I были неизбежны и необходимы, но в то же время народ, ради которого все перемены и происходили, жестоко страдал – это было ценой, которую нужно было заплатить за реформы.

отвечают на вопросы 1,2

Нет

5. Самостоятельная работа.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Откройте рабочую тетрадь на странице 31, самостоятельно выполните задание №1.

- Проверим работу

 

 

один ученик читает вопрос, дает ответ; выслушивается мнение других учащихся

6. Итог урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Давайте подведем итог нашей работы.

У Александра Сергеевича Пушкина есть замечательные строки о Петре I:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

- В этих словах показана многогранная  ЛИЧНОСТЬ Петра Великого.

– Назовите главные слова нашего урока.

- Какие у вас личные впечатления от работы на уроке?

- Оцените свою работу? Какие трудности вы испытали?

- Что для вас было самым интересным?

- Спасибо за работу, мне было с вами очень интересно.

Домашнее задание

обязательное: учебник стр.66-69 пересказ, ответы на вопросы.

дополнительное по желанию (на выбор): 

объяснить фразу: «Санкт-Петербург – морские ворота России»;

подготовить материал о других реформах Петра I;

подробнее рассказать об Андреевском флаге.

Петр I, Российская империя, Санкт-Петербург и др

отвечают на поставленные вопросы

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Великая Война - Великая Победа"

Урок по окружающему миру по теме "ВЕЛИКАЯ ВОЙНА -ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА".Может быть полезен учителю  для подготовки к уроку или внеклассному занятию по теме "ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА"....

Урок окружающего мира "Великий круговорот жизни"

Конспект урока окружающего мира " Великий круговорот жизни " для 3 класса. Программа " Школа России"....

урок окружающего мира "Великая война и великая Победа" 4 класс, УМК «Школа России»

Представленный  урок позволяет  решать новую для образования проблему: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях её обилия....

Конспект урока окружающего мира "Великая Отечественная война и Великая Победа" 4 класс УМК "Перспектива"

План-конспект урока окружающего мира (4 класс)Тема: Великая Отечественная война и Великая победаЦель: формировать представления о Великой Отечественной войнеПланируемые результаты:Предметные:-Уметь ра...

Презентация к уроку окружающий мир "Великая война. Великая победа"

Презентация к уроку окружающий мир "Великая война. Великая победа"...

Технологическая карта урока окружающего мира "Великая война и Великая Победа"

Целью урока было сформировать знания учащихся о Великой Отечественной войне, о её героях, в том числе и героях – земляках....

Конспект урока окружающего мира "Великая Война и Великая Победа" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: ·        формирование понимания особой роли России в мировой истории;·        формировани...