Конспект урока окружающего мира "Великая Отечественная война и Великая Победа" 4 класс УМК "Перспектива"
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс)

Воложанина Юлия Андреевна

План-конспект урока окружающего мира (4 класс)

Тема: Великая Отечественная война и Великая победа

Цель: формировать представления о Великой Отечественной войне

Планируемые результаты:

Предметные:

-Уметь работать с учебником, исторической картой, рабочей тетрадью;

-знать как правильно систематизировать информацию;

Личностные:

-усваивать демократические, традиционные и гуманистические ценности многонационального российского общества;

-проявлять чувство ответственности и долга перед Родиной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс:4

Конспект урока окружающего мира

Тема урока: «Великая Отечественная война и Великая Победа»

Тип урока: комбинированный урок

Цель:     - формировать представление о Великой Отечественной войне,

                 

Планируемые результаты:

Личностные:

-усваивать гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества;

-проявлять чувство ответственности и долга перед Родиной

Предметные: 

-получить возможность учиться работать 
с учебником, исторической картой, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные: 

-овладевать способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; 

-слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке;

- вступать в речевое общение, пользоваться учебником.   

Понятия:      

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс, А.А. Плешаков, «Рабочая тетрадь» 4 класс А.А. Плешаков, компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.

    Этапы урока

Время

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД

  1. Ор-ганизация начала занятия

2 мин.

Ребята, мы сегодня опять отправляемся в страну знаний, чтобы узнать что-то новое о жизни нашей страны. А сейчас настроимся на работу и вспомним, о чём мы говорили на предыдущих уроках.

Монолог.

Организация рабочего места

Слушают учителя,

демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место 
к уроку

Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету.

  1. Актуализа-ция

опорных

знаний

3 мин.

Проверку домашнего задания проводит в виде опроса:

  1. Кто был последним русским царем?
  2. Что такое гражданская война?
  3. Когда образовался Советский Союз?
  4. Что вы знаете о стройках 30-х годов?

Давайте послушаем ребят, оценим их ответ, добавим, что еще можно рассказать о Великой Отечественной войне?

Анализ, устные ответы

Рассказывают изученный материал.


Оценивают ответы ребят.

Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск 
и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; владеют способами решения проблем творческого и поискового характера;

Регулятивные: ориентируются в учебнике; планируют и контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля 
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; достигают договорённости и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; умеют слушать и вести диалог; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Личностные: проявляют интерес к предмету;

осознают ответственность 
за общее дело.

  1. Изучение 
    нового материала

15мин.

Тема урока: « Великая Отечественная война и Великая Победа».

Сегодня мы продвинемся еще на несколько лет вперёд и узнаем о тяжёлом времени для нашей страны.

Постановка проблемной ситуации и её разрешение методом дебатов.

– Итак, 1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война.
– Кто же стал главным ее виновником? Найдите ответ на этот вопрос во втором абзаце на стр. 140 учебника.
(Руководители фашистской Германии.)
– С какой целью они  развязали войну?
(С целью мирового господства).

– А, может, цель войны была благородной? Ведь 12 сентября 1936 года  на съезде нацистской партии Гитлер заявил: «Если бы Урал, Сибирь и Украина находились в подчинении Германии, то немцы жили бы в изобилии,  каждый немец имел бы для жизни более, чем достаточно».
– Адольф Гитлер. Преступник или патриот? Чтобы прийти к правильному решению, предлагаю провести дебаты. Ведь истина рождается в споре.

– Предлагаю 1 группе доказать, что Гитлер – патриот своего народа, потому что он заботился о процветании своей Родины.

Вопросы для обсуждения первой группе.

– Хотели бы вы жить в процветающей, богатой стране?
– Должен ли руководитель страны заботиться об улучшении жизни  своего  народа, о процветании Родины?

2 группа докажет, что Гитлер – преступник.

Вопросы для обсуждения второй группе.

– Хотели бы вы жить в изобилии за счёт угнетения и страданий другого народа?
– Можно ли даже ради самых высоких целей оправдать убийства?

3 группа изучит документы, внимательно выслушает своих одноклассников и сделает вывод: Гитлер – преступник или патриот?

Материалы для обсуждения третьей  группе.

Гитлер мечтал о покорении всего мира. Он говорил: «Мы должны развить способы уничтожения людей».

На международном суде над гитлеровцами все доказательства говорили об одном: фашисты – варвары и убийцы.

– Возьмите материалы к дебатам (на розовых листах). У вас 3 минуты на подготовку.

Проведение дебатов

Учитель. Какие аргументы у 1 группы в пользу того, что Гитлер – патриот?
– А что на это скажет 2 группа?
– 1 группа, продолжайте доказывать свою точку зрения.
– Какие возражения будут у 2 группы?
– Слово предоставляется 3 группе. Как вы считаете, Гитлер – преступник или патриот? Таким образом, мы нашли истинные причины начала войны и доказали, что Гитлер – военный преступник.

Более 70 лет назад власть в Германии захватили фашисты во главе Адольфом Гитлером. Они внушили немецкому народу, что он будет господином мира. Все остальные народы станут его рабами или будут полностью уничтожены. Вскоре почти вся Европа была захвачена фашистами. Многих людей насильно увозили на работы в Германию, сжигали в печах, душили в газовых камерах.

Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить.

Давайте же перелистаем некоторые страницы Великой Отечественной войны и вспомним, как все это было…

(Информацию по слайдам об основных этапах войны рассказывают учащиеся).

Работа в группах

Самостоятельная работа с материалами.

Задания для учащихся 
с высоким уровнем подготовки

Диалог.

Отвечают 
на вопросы учителя.

Выполняют 
записи в тетради.

Слушают учителя.

Готовятся к дебатам.

Выполняют 
задания

Слушают друг друга.

слушают рассказ учителя .

  1. Закрепле-ние знаний и способов действий.

10 мин

У каждой войны есть свои герои. В истории Великой Отечественной войны остались имена тысяч героев, многие из которых не пожалели своих жизней ради нашего Отечества.

  1. Работа по учебнику. Откройте учебники на стр.140 – 141. Из названий городов выделите города-герои. Назовите их. (Москва, Санкт-Петербург, Новороссийск, Волгоград, Тула, Мурманск, Смоленск.)
  2. Работа в тетради на печатной основе. С. 58, № 1

Запишите дату начала ВОВ, перечислите города – герои.

  1. Работа в тетради на печатной основе

- О Великой Отечественной войне написано много книг, картин, снято фильмов.

Прочитайте стихотворные строчки А. Суркова.

- О каких событиях Великой Отечественной войны говорит поэт? (Об обороне Москвы.)

- Прочитайте стихотворные строчки С. Орлова.

- О каких событиях Великой Отечественной войны говорит поэт? (О битве за Сталинград.)

- Прочитайте стихотворные строчки О. Берггольца.

- О каких событиях Великой Отечественной войны говорит поэт (Об обороне Ленинграда.)

Блицопрос .

Задания 
из учебника и рабочей тетради.

Фронтальная,  индивидуальная

работа.

Слушают учителя.

Выполняют 
задания.

Познавательные:

осуществляют логические действия; поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний;

Регулятивные: осуществ-ляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки;

  1. Итоги урока.

5 мин.

- Когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 года.)

- На что рассчитывали немецкие военачальники, нападая на СССР? (На легкую и быструю победу.)

- Где были немецкие войска в феврале? (Окружили Ленинград.)

- Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней.)

- Где одержали первую победу? (Под Москвой.)

- Когда закончилась Великая Отечественная война? (9 мая 1945 года.)

- Какой была цена Победы? (27 миллионов человек. В руинах лежали города и села, были уничтожены многие памятники культуры.

Обобщение полученных на уроке сведений.

Выставление оценок Фронтальная работа.

Устные ответы.

Отвечают 
на вопросы учителя.

Регулятивные:

контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Личностные:

осуществляют самооценку на основе критерия успешности; адекватно понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности

  1. Рефлексия.

2 мин.

– Дойдя до Берлина, русские солдаты оставляли на стенах Рейхстага – здания, где заседало фашистское правительство – надписи о войне и мире. Представьте, что мы с вами в Берлине. Что бы вы написали о войне и мире, обратившись ко всем людям, живущим на нашей планете.

Мы победили! Нами взят Берлин!

Спасли весь мир советские герои!

Мы – дети свободной и мирной страны,

Народ наш великий не хочет войны!

И матери наши, и наши отцы -

За мир, за свободу, за счастье борцы!

Обобщение полученных на уроке сведений.

Регулятивные:

осуществляют рефлексию способов и условий действия; контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

  1. Домашнее задание

3 мин.

1.Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 142-145).

2. Подготовить сообщение о героях ВОВ, именами которых названы улицы Подольска.

Комментарий учителя

Фронтальная

Задают уточняющие вопросы

Регулятивные:

осуществляют поиск решения поставленных задач


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вспомним: Кто был последним русским царем? Что такое гражданская война? Когда образовался Советский Союз? Что вы знаете о стройках 30-х годов?

Слайд 2

Великая Отечественная война и Великая Победа

Слайд 3

1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война .

Слайд 4

Руководители фашистской Германии

Слайд 5

С целью мирового господства

Слайд 6

Если бы Урал, Сибирь и Украина находились в подчинении Германии, то немцы жили бы в изобилии, каждый немец имел бы для жизни более, чем достаточно.

Слайд 7

Патриот или преступник ???

Слайд 8

1 группа 2 группа – Хотели бы вы жить в процветающей, богатой стране? – Должен ли руководитель страны заботиться об улучшении жизни своего народа, о процветании Родины? – Хотели бы вы жить в изобилии за счёт угнетения и страданий другого народа? – Можно ли даже ради самых высоких целей оправдать убийства?

Слайд 10

Города-герои: Москва, Санкт-Петербург, Новороссийск, Волгоград, Тула, Мурманск, Смоленск

Слайд 13

Мы победили! Нами взят Берлин! Спасли весь мир советские герои! Мы – дети свободной и мирной страны, Народ наш великий не хочет войны! И матери наши, и наши отцы – За мир, за свободу, за счастье борцы!

Слайд 14

Домашнее задание: 1.Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 142-145). 2. Подготовить сообщение о героях ВОВ, именами которых названы улицы Подольска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Отечественная война 1812 года"

Развернутый конспект урока по окружающеу миру на тему "Отечественная война 1812 года" (система Л.Занкова)...

конспект урока по окружающему миру "Отечественная война 1812 года" 4 класс

2012 год объявлен годом Российской истории. В преддверии празднования величайшей даты: двухсотлетия со дня Бородинской битвы , мы вспоминаем основные исторические моменты и героев Отечественной войны ...

Конспект урока по окружающему миру "Отечественная война 1812 года", 4 класс, Плешаков

Конспект урока по окружающему миру на тему "Отечественная война 1812 года" 4 класс, Плешаков...

Конспект урока окружающего мира "Отечественная война 1812 года"

Урок проведён в 4 классе УМК "Планета знаний"....

Конспект урока окружающего мира "Отечественная война 1812 года" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель деятельности учителя: формирование представлении учащихся об историческом периоде Отечественной войны 1812 года.Планируемые  результатыПредметные:·...

Конспект урока по окружающему миру "Отечественная война 1812 года" (4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование у детей представления об Отечественной войне 1812 года; подробно познакомить с Бородинским сражением.Планируемые результатыПредметные:Знать общую картину Отечес...

Технологическая карта урока окружающего мира: "Отечественная война 1812" (4 класс) УМК Школа России

Цель урока: Ознакомление учащимися с событиями Отечественной войны 1812 года и значением для России Бородинского сражения.Задачи урока:Дидактические:Создать условия для формирования представления об О...