Конспект урока окружающего мира "Отечественная война 1812 года" (УМК "Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Волкова Александра Анатольевна

Цель деятельности учителя: формирование представлении учащихся об историческом периоде Отечественной войны 1812 года.

Планируемые  результаты

Предметные:

·        знать и называть участников, героев войны;

·        знать и понимать значимость победы российского народа в войне 1812 года;

·        учить учащихся понятиям: «Отечественная война», «Бородинское сражение», «партизаны»

Личностные:

·        принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

·        проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

·        осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 07.04.2020 г.                                                                                            ФИО учителя: Шабалина М.Г.

Школа: МОУ Уйско-Чебаркульская сош                                                                   ФИ студента: Бобровникова А., 45 гр.                                                            

Класс: 4                                                                                                                               ФИО методиста: Сачкова Т. А.    

Кабинет:4                                                                 

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема урока: «Отечественная война 1812 года»

Цель деятельности учителя: формирование представлении учащихся об историческом периоде Отечественной войны 1812 года.

Планируемые  результаты

Предметные:

  • знать и называть участников, героев войны;
  • знать и понимать значимость победы российского народа в войне 1812 года;
  • учить учащихся понятиям: «Отечественная война», «Бородинское сражение», «партизаны»

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хрономет-раж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный метод: слово учителя.

1 мин.

– Здравствуйте.

- Садитесь, пожалуйста, за парты.

- Ребята, умеете ли вы преодолевать трудности? Поднимите руку те, кто уверен, что он справится со всеми заданиями, какими бы трудными они не были. А трудности можно преодолеть, если человек все делает с хорошим настроением, с уверенностью в своих силах и рядом с ним верные друзья. Прислушайтесь к себе и определите свое настроение.

- Молодцы.

Готовят рабочее место. Настраиваются на работу.

Слушать учителя и отвечать на вопросы.

Р: умение организовать свое рабочее место.

Л: самоопределение.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный метод: фронтальный опрос, диалог.

Наглядный метод: презентация.

Практический метод:

Графический диктант

3 мин.

- Ребята, сейчас мы вспомним, о чём же мы говорили на прошлых уроках окружающего мира.  

- Сейчас вам предстоит выполнить тест.

- На столах у вас лежат листочки. Вам нужно подписать их.

Тест по теме " Екатерина Великая"

1.Какой город был столицей России при Екатерине Великой?

□ 1) Москва □ 3) Новгород

□ 2) Киев □ 4) Санкт-Петербург

2.Что по распоряжению Екатерины было воздвигнуто на Се­натской площади в Санкт-Петербурге в честь Петра I?

□ 1) Петропавловский собор □ 3) Медный всадник

□ 2) Зимний дворец □ 4) Адмиралтейство

3. Сколько лет продолжалось правление Екатерины II?

□ 1) 15 лет □ 3) 30 лет

□ 2) 24 года □ 4) 34 года

4.Какой полководец прославился победой над крепостью Из­маил?

□ 1) А.В. Суворов □ 3) М.И. Кутузов

□ 2) Ф.Ф. Ушаков □ 4) Д.М. Пожарский

5.Почему Екатерина считалась продолжательницей дел Петра Великого?

□ 1) она часто ездила за границу

□ 2) она много сделала для образования в России

□ 3) она продолжила войну со Швецией

□ 4) она была жестоким правителем

6.Кто возглавил восстание крестьян, произошедшее при Ека­терине II?

□ 1) А.В. Суворов □ 3) Емельян Пугачёв

□ 2) Степан Разин □ 4) Кузьма Минин

7. Какие личные качества позволили Екатерине II получить прозвище Великая?

□ 1) ум

□2) сильный характер

□ 3) трудолюбие

□ 4) любовь к развлечениям

8. Что сделала Екатерина II на благо Отечества?

□ 1) открыла в городах народные училища

□ 2) сделала крестьян крепостными

□ 3) открыла в Москве Воспитательный дом для сирот

□ 4) при ней Россия утвердилась на берегах Чёрного и Азовского морей

-Давайте проверим, как вы изучили предыдущею тему. Проверти по ключу со слайда

«0-2» - 5, «1» - 4, «2» - 3, «3» - не справился.

- Поднимите руку те, кто справился с заданием.

- Поднимите руку те, кому еще нужно повторить пройденный материал.

- Отлично. Молодцы.

Выполняют тест с самопроверкой по образцу.

Осуществляют самооценку.

Ответы на тест:

1.- 4

2.- 3

3.- 4

4.- 1

5.- 2

6.- 3

7.- 1

8.- 4

Р: контроль и самоконтроль.

П: умение структурировать знания, анализ ответа одноклассников.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции, сотрудничество с учителем и сверстниками.

III. Постановка учебной задачи

Словесный метод: слово учителя.

Словесный метод: диалог.

Проблемное обучение: проблемная ситуация.

4 мин.

 - Прочитайте, пожалуйста, отрывок стихотворения

Скажи-ка, дядя, ведь недаром,

Москва, спалённая пожаром

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые

Да, говорят, ещё какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина.

- Скажите, о чём говорится в стихотворении?

- Между какими странами происходили боевые сражения?

- Как вы думаете, почему мы начали урок с отрывка из этого стихотворения?

- Да, сегодня мы поговорим ещё об одной войне, в которой принимало участие наше государство. Эта война получила название

«Отечественной». Ни одна из предыдущих войн не имела такого названия.

- Чтобы узнать год нашего путешествия, надо решить математическую задачу.

«Это число записывается цифрами двух двузначных чисел; одно состоит из 1 десятка и 8 единиц, а второе меньше первого на 6».

-Правильно, это 1812 год. Отметим его на

«ленте времени».

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с этой темой?

 

- О Бородинском сражении

- Россией и Францией

- Речь пойдёт о военных событиях

Решают задачу.

- 1812 год

 

Один из учеников отмечает на ленте времени  

Формулируют тему урока

«Отечественная война 1812 года».

Ответы детей.

«Узнать, что за война была в 1812 году и за какое отличие от других  войн она получила название « Отечественной».

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Р: целеполагание.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

IV. Открытие детьми нового знания

Словесный метод: фронтальный опрос.

Наглядный метод: презентация.

10 мин.

- Прежде чем мы начнем говорить об этой войне, давайте уточним для себя значение слова «отечество».

- Где можно узнать значение слова?

- Какая же война называется

« отечественной»?

Отечественная война- справедливая, освободительная

- Сегодня на уроке я предлагаю вам стать историками- исследователями. Мы вместе попытаемся расширить и углубить свои знания об этой войне. А в конце урока ответим на наш главный вопрос:

«Почему войну 1812 года называют отечественной?»

- Для этого вы будете работать в группах. Каждая группа получит своё задание и подготовит выступающих.

Задание для первой группы.

Проблема: исследовать причины начала войны, раскрыть термин «отечественная война».

- Прочитайте текст на с. 112-113 учебника. Ответить на вопросы:

1. В каком году началась война?

2. Между какими странами шла война?

3. Кто первым начал войну и почему?

4. Кто возглавил французскую армию?

5. Кто возглавил русскую армию?

Задание для второй группы.

Проблема: исследовать главное сражение Отечественной войны 1812года.

- Прочитайте текст на с. 113 учебника, рассмотрите иллюстрацию на с. 114-115. Ответьте на вопросы:

1. Назовите главное сражение Отечественной войны 1812года.

2. Где оно произошло?

3. Чем закончилось?

4. Какой момент боя был самым тяжёлым?

5. О чём можно рассказать, глядя на иллюстрацию на с. 114-115?

Задание для третьей группы.

Проблема: исследовать партизанское движение во время Отечественной войны 1812года и окончание войны.

- Прочитать текст на с. 116-117 учебника. Ответьте на вопросы:

1. Кто такие партизаны?

2. Кто стоял во главе одного из партизанских отрядов?

3. Как была изгнана французская армия за пределы России?

- Значение слов можно узнать в толковом словаре.

Дают предполагаемые ответы.

В толковом словаре С.Ю. Ожегова находят статью и зачитывают её.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и вступать в диалог.

Логич.: анализ объектов с целью выделения признаков.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

V. Первичное закрепление

Словесный метод: диалог.

Наглядный метод: презентация.

3 мин.

-Работаем с картой, которая представляет образ империи Наполеона.

- Перечислите страны, на которые распространилась власть Наполеона.

- Какие страны не покорены Наполеоном?

- Что оберегало Англию от сильной Наполеоновской армии?

- В 1811 году Наполеон писал: « Через 5 лет я буду господином мира, остаётся одна Россия, но я раздавлю её».

- Подробнее с этим великим полководцем нас познакомит…

- Что запомнилось, поразило вас в этом сообщении.

- В середине июня 1812 году французская армия под командованием Наполеона вторглась на территорию  России.

- Какой полководец возглавил русскую армию?

- Послушайте рассказ об этом главнокомандующем.

- Обе стороны понесли тяжёлые потери. Впоследствии Наполеон оценивал его как  самое «ужасное» из всех данных им сражений и считал, что « французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

- Главная цель Наполеона – разгром русской армии опять не была достигнута, но русские, не имея сил для продолжения битвы, утром отошли с поля боя.

- 1 сентября в Филях ( местечко под Москвой) был созван военный совет. М.И. Кутузов принял решение оставить Москву, что бы сохранить армию.

- Давайте порассуждаем, сдать врагу столицу- это проигрыш в войне или нет?

- Позиции полководцев изучал и анализировал. Послушайте его выводы.

- Французская армия в Москве столкнулась с огромными трудностями: не было ни продовольствия, ни боеприпасов, в опустевшем городе пылали пожары.

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

-7 октября Наполеон повернул в обратный путь.

- С этого момента вся инициатива перешла в руки русской армии.

- Вокруг Москвы действовали сотни отрядов партизан и ополченцев. Они изматывали французскую армию мелкими атаками и стычками.

-  Поработаем с понятиями

( постепенно заполняется таблица на интерактивной доске).

Название

Ополчение

Партиз. отряд

Кто входил?

Горожане

Крестьяне

Организо

вывались

По плану

стихийно

Чем вооружены

оружие

Подручные

средства

Кто руково

дил?

Проф. военные

Народ.

лидеры

-Почему Наполеон не смог покорить Россию?  

- В честь победы русского народа над французами в Москве построена триумфальная арка, Храм Христа Спасителя.

- Оцените свою работу в листе самооценки.

- Сейчас мы с вами немного разомнемся. Все встаем.

 Вот мы на зарядке –

(Хлопки в ладоши)

Раз, два, три!

(Прыжки на месте.)

Утром на площадке –

(Хлопки в ладоши)

Раз, два, три!

(Ходьба на месте)

Все вокруг стараются,

(Хлопки в ладоши)

Спортом занимаются!

(Прыжки на месте)

- Молодцы. Садитесь, пожалуйста.

Слушают учителя.

Выступление детей первой группы

- Италия, Германия, Пруссия, Польша, Испания, Австрия.

- Англия и Россия.

- Морской пролив.

Ученик читает заранее подготовленное сообщение.

Обмениваются впечатлениями.

- М.И. Кутузов.

Ученик читает заранее подготовленное сообщение.

Слушают сообщение, обмениваются впечатлениями.

Выступление детей второй группы.

Высказывают своё мнение.

Ученик формулирует вывод по заранее изученному материалу.

- Для Кутузова это был тактический маневр, что бы сохранить армию, а значит и всю Россию. Он говорил: « Потеря Москву не есть потеря России».

-Наполеон считал, что, войдя в Москву, он одержит победу и русское правительство попросит у него мира.

Но этого не произошло!

 Выступление детей третьей группы.

В выступлении детей звучат имена народных героев: Дениса Давыдова, Герасима Курина, Ермолая Четверикова, Василисы Кожиной.

- Война для России была освободительная, справедливая

Наполеон воевал не с одной армией, а со всем народом, который проявлял героизм и мужество.

Осуществляют самооценку, заносят данные в индивидуальные листы.

Учувствуют в физкультминутке.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, сравнение, наблюдение, обобщение.

К: умение вступать в учебный диалог, аргументация своего мнения.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический метод: самостоятельная работа на картачках

10 мин.

- Сейчас вам предстоит выполнить самостоятельно задание. Заполните пропуски в тексте.

В … году армия французского императора ……. перешла границу  России. На защиту Отечества поднялся весь …., поэтому войну называют …. Главнокомандующим русскими войсками был назначен полководец….. Главное сражение этой войны - ………. сражение  произошло …. сентября 1812года.

- Проверти задание со слайда

- Выполните задание в рабочей тетради №1с. 39.

- Оцените свою работу в индивидуальном листе.

 

Выполняют задание учителя.

- В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, когда весь народ сражался с фашистскими захватчиками, в нашей стране был утверждён орден Кутузова, как одна из высших боевых наград. ( орден Кутузова – презентация кадр десятый)

 

П: структурирование знаний.

Р: умение контролировать и оценивать учебные действия.

К: умение строить речевое высказывание и аргументировать своё мнение.

VII. Включение в систему знаний, повторение

Словесный метод: беседа.

6

мин.

- Отлично. Сейчас я буду задавать вопросы, а вам нужно ответить.

1. Кто был у власти во Франции в те годы?

2. О чем мечтал Наполеон?

3. Когда французская армия вторглась в Россию?

4. Почему русская армия начала отступление?

5. Кто был назначен главнокомандующим русскими войсками?

6. Где произошло решающие сражение?

7. Почему Кутузов решил отступить?

8. Почему Наполеон оставил Москву?

9. Кто наносил значительный урон отступающим французам?

10. Что построено в Москве в честь победы над Наполеоном?

Отвечают на вопросы.

  1. Полководец Наполеон Бонапарт
  2. Покорить весь мир
  3. В 1812 году
  4. Французы были очень сильны
  5. Михаил Илларионович Кутузов
  6. У села Бородино, в 110 км от Москвы
  7. Чтобы сберечь войско
  8. Пожары, голод, болезни постигли французов в Москве
  9. Партизаны
  10.  Храм Христа Спасителя

К: умение строить речевое высказывание и аргументировать своё мнение, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: структурирование знаний.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный метод: беседа.

3 мин.

- Ребят, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Какая тема у нас была?

- Какие цели мы ставили?

- Реализовали ли мы цель?

- Кто сегодня работал наиболее активно?

- На слайде вы видите фразы, вы можете выбрать любую из них и дополнить её.

Что сегодня получилось…

В чем были затруднения…

О чём можешь рассказать дома родителям…

- Отлично. Сейчас запишите домашнее задание: прочитать учебник на с. 112-117 учебника. Выполнить задание 2,3 на с. 40 рабочей тетради. Устно ответить на вопросы «Проверь себя».

- Молодцы. Спасибо за хорошую работу.

Ответы детей.

- Тема нашего урока: «Отечественная война 1812 года».

- Мы поставили цель: узнать, что за война была в 1812 году, и за какое отличие от других войн она получила название «Отечественной».

- Поставленную цель мы реализовали.

Что сегодня получилось…

В чем были затруднения…

О чём можешь рассказать дома родителям…

Записывают домашнее задание.

Р: оценка; умение контролировать и оценивать учебные действия.

П: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

К: умение слушать и вступать в диалог.

Задания, разработанные для дистанционного обучения:

  1. Для данного урока детям был отправлен документальный фильм о Отечественной войне 1812г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира "Война 1812 года"

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме: "Война 1812 года"...

Презентация к уроку окружающего мира"Война 1812 года и ее герои"

Данную презентацию можно использовать к урокам и внеклассным мероприятиям....

урок окружающего мира "Война 1812 года" в 4 классе

Данный конспект урока поможет учителю в организации групповой  и исследовательской работы на уроке....

Конспект урока окружающего мира по теме : "Экологическая безопасность"- 3 класс (программа «Школа России», предмет «Мир вокруг нас», Плешаков А.А.)

Цели: познакомить детей с терминами «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр»;доказать детям, что Земля- наш дом: бережём дом- бережём здоровье;научить выполнять правила...

Конспект урока окружающего мира "Мы – зрители и пассажиры" 2 класс Школа России

Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: Мы – зрители и пассажирыЦели урока:- изучить правила поведения в общественных местах: в театре, кино, транспорте; развивать умения анализировать ситуа­цию, о...

Конспект урока окружающего мира на тему "Трудовой фронт России", 4 класс, УМК "Школа России" + презентация

Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений об истории Трудового фронта России; ознакомление с изменениями, которые произошли в России и Челябинской области.Планируемые результ...