Конспект урока окружающего мира "Отечественная война 1812 года"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок проведён в 4 классе УМК "Планета знаний".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_otechestvennaya_voyna_1812g.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока « Отечественная война 1812г.»

Цель: сформировать у учащихся представление об Отечественной войне; познакомить детей с событиями 1812 года, с историческими личностями,  участвующими в этих событиях (М.И.Кутузов, Наполеон Бонапарт, Александр I)

Задачи:

  • сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории;
  • показать отражение массового героизма, готовность русских солдат, офицеров, генералов к самопожертвованию во славу Отечества;
  • развивать познавательный интерес к родной истории, логическое мышление и связную речь учащихся;
  • воспитывать чувство уважения к прошлому нашей страны, патриотизм,  национальную гордость;
  • продолжить работу по совершенствованию умений и навыков работы с картой, текстом, дополнительной литературой, анализа и обобщения изучаемого материала.

Формирование УУД:

Формирование личностных УД:

1.Формировать мотивационную основу учебной деятельности, внутреннюю позицию ребенка на уровне положительного отношения к школе, к Родине.

2.Формировать познавательный интерес к новому учебному материалу и способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Формирование познавательных УД:

1.Развивать устную речь, творческие способности, самостоятельные навыки.

2.Учить применять полученные знания на практике.

3.Прививать любовь к Родине, доброжелательное отношение к товарищам.

Формирование регулятивных универсальных УД:

1.Развивать общеинтеллектуальные умения ( анализа, сравнения, обобщения).

2.Учить работать с алгоритмом действия при изучении нового материала, строить речевые высказывания в устной форме.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания. Мотивация к учебной деятельности.

А)  - Объясните смысл высказывания Леонида Николаевича Андреева.

Слайд 2

Чтобы идти вперёд, чаще оглядывайтесь назад, иначе забудете, откуда вы вышли и куда вам нужно идти.

Л.Н.Андреев

Я предлагаю проверить наши знания по истории доказать, что мы знаем откуда и куда мы идём. Начнём с проверки знания дат.

1. Куликовская битва –

2. Крещение Руси –

3. Венчание на царство Ивана Грозного –

4. Объединение князем Олегом городов Новгород и Киев в одно государство Киевская Русь –

5. Ледовое побоище на Чудском озере  –

6. Завоевание Киева монголами под предводительством Батыя-

7. Невская битва  –

8. Дата первого нашествия монгол на русские города –

9. Изгнание польских захватчиков –

10. Избрание царя Михаила Романова –

11. Московским князем стал Иван 3 –

12. Начало правления царя Алексея Михайловича –

13. Период Смутного времени –

14. Смерть Бориса Годунова и начало правления Лжедмитрия 1 -

(Даты на листах пишут самостоятельно. Взаимопроверка: меняются листами, один ученик называет ответы)

Б) Самостоятельная работа по тетрадям «Тесты и самостоятельные работы для текущего контроля».

Раздел «Российская империя» стр. 49-52.

Проверка: коллективная работа.

2. Введение в тему урока.

- Назовите ещё раз даты, которые нам встретились в тетради.

 Сегодня на «Ленту времени» мы поставим новую дату. Догадайтесь, какой датой продолжим этот ряд?

- Эта цифра стоит первой в датах Невской битвы, Куликовской битвы и др.

- Этой цифры по две в дате образования Киевской Руси и Крещения Руси.

- Третья цифра такая же, как первая.

- Четвёртая цифра повторяется в дате Ледового побоища дважды.

При ответе на вопросы дети получают цифры, из которых составляют дату

1812

Мы обратимся к событиям, которые происходили в истории нашей Родины 2000 лет назад. И отправимся в 1812 год.

-Что это за дата? Что вы знаете об этой войне? Встречались ли нам на уроках музыки или литературного чтения произведения, в которых говорится об этих событиях? 

- Сегодня на уроке мы с вами перелистываем трагические страницы истории нашей родины. Почему трагические? Любая война – трагедия для народа. Это всегда смерти, потери близких. И в каждой войне выделяются люди, которые встают на защиту Отечества. Сегодня вы узнаете о людях, которые помогли нашей стране победить в Отечественной войне 1812 года. Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? 

Слайд 3

(Отечественная война 1812 г.)

- Какие цели вы поставите сегодня на уроке?

* Познакомиться с историей Отечественной войны 1812г.

* Узнать, какие исторические личности участвовали в Отечественной войне 1812г.

* Узнать о решающих сражениях Отечественной войны 1812г.

-*Узнать, почему, война 1812г. называется Отечественной?

3.  Изучение нового материала.

А) Рассказ учителя сопровождается презентацией.

- Великий русский народ имеет многовековую историю. Много раз ему приходилось героически отражать нападения иноземных завоевателей, отстаивать свою независимость. Пережив потери и разрушения, российское государство снова возрождалось.

    К началу XIX века Россия стала одним из самых могущественных государств в Европе. Она имела сильную армию и флот. Сокрушить могущество России, захватить ее богатства, покорить русский народ по-прежнему мечтали чужеземцы.

- Осенними ночами 1811 года над Европой ярко светила в небе великолепная комета. Многим в России она показалась предвестием близкой войны. И вот она грянула – «гроза двенадцатого года».

- В течение всего урока по ходу моего рассказы вы меня внимательно слушаете и заполняете хронологическую таблицу.

Слайд 4

- В 1799 году во Франции пришел к власти генерал Наполеон Бонапарт. Сын бедного дворянина Наполеон окончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, затем стал консулом (правителем) Франции, а в 1804 году Наполеон  провозгласил себя императором.     В течение 10 лет, пока Наполеон был императором, Франция почти непрерывно воевала. В конце концов, он стал властелином Европы, но ему хотелось завоевать весь мир. «Через три года я буду господином всего мира… .  Остается Россия, но я раздавлю ее», - заявил Наполеон перед вторжением в Россию. Рассказывают, что он приказал выбить медаль с изображением Бога и с надписью «Тебе небо, мне земля».

    Наполеон собрал 600 тысяч войска из подвластных ему народов и двинул их к России. «Я иду в Москву, - говорил он, - и в одно или два сражения все кончу. Император Александр на коленях будет просить у меня мира!»

Слайд 5

 В то время нашей страной правил Александр1. Император Александр 1 призвал всех русских людей объединиться для защиты Отечества. Поэтому война1812 года получила название Отечественной.

                                       

В июне 1812 года армия Наполеона перешла границы России. Силы Наполеона превосходили русских (600 тыс. человек). Русская армия имела 590 тыс. человек. Но начать борьбу с Наполеоном могли чуть более 200 тыс. человек. Часть армии находилась на юге, где продолжалась война с Турцией. Остальная часть армии была разделена на три части,  стоявших друг от друга очень далеко. Наполеон рассчитывал разбить их поодиночке, но встретил отчаянное сопротивление, и не только армии, но и всего народа. Русская армия отступила вглубь страны. Жители бросали свои дома и уходили вместе с войсками. Крестьяне поджигали посевы, забирали с собой скот. Наполеоновская армия двигалась по разоренной территории.

Слайд 6

Французский император планировал победить Россию очень быстро. Но возглавляющий русскую армию осторожный Барклай де Толли решил по – другому: необходимо отступать в глубь страны, постепенно изматывая противника и уменьшать его силы. Война принимала затяжной характер. Все планы Наполеона рушились. Русская армия продолжала отступать вглубь страны.

В тыл врага посылались партизанские отряды. Они внезапно нападали, лишали их продовольствия и связи друг с другом.

Слайд 7

Одним из них командовал офицер русской армии, талантливый поэт и писатель, Денис Давыдов. Отряд Давыдова налетал на транспорты с продовольствием и оружием, отбивал пленных. Наполеон боялся его отряда, а самого Давыдова прозвал «Чёрным дьяволом».

Слайд 8

 В Смоленской области наводил ужас на французов партизанский отряд по руководством Василисы Кожиной. А он состоял из женщин и мальчишек-подростков.  Это был верный путь к победе. Но многие влиятельные люди считали отступление  трусостью. Они требовали смены командующего.

Слайд 9

Возглавил русские войска опытный полководец Михаил Илларионович Кутузов.     Он выходец из дворянского рода. Когда ему было 16 лет, он получил первый офицерский чин, а в 17 лет уже в чине капитана был назначен командиром роты пехотного полка. Кутузов сделался известен еще при Екатерине Второй. При взятии Измаила он отличился своей храбростью и умением. Не раз его жизнь находилась в опасности. От одной раны он лишился глаза, в другой раз пуля прострелила ему шею, но судьба хранила героя. «Видно, - говорил доктор, - Бог бережет голову Кутузова на что-нибудь необыкновенное, если он остался жив после двух таких ранений». Наполеон, побеждавший самые большие и сильные армии Европы, был встревожен. Он хорошо знал о полководческой мудрости Кутузова.

 С тактикой и искусством Кутузова Наполеон был знаком на деле. В 1805 году Россия помогала Австрии против Наполеона. Русскими тогда командовал Кутузов. За искусные и хитрые маневры, сопровождавшие вынужденное отступление, Наполеон прозвал Кутузова старой лисицей.

- М.И. Кутузов начал подготовку к решительному сражению. Все с нетерпением ждали боя, но был отдан приказ отступать. На расстоянии в 110 км. от Москвы, близ села Бородино Кутузов остановился.

Слайд 10

                   И вот нашли большое поле:

                   Есть разгуляться где на воле!

                   Построили редут.

                   У наших ушки на макушке!

                   Чуть утро осветило пушки

                   И леса синие верхушки –

                   Французы тут как тут.

Слайд 11

Есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века.

И, каждое новое поколение становится сильнее духом, потому что узнаёт, от какого крепкого корня ведет род. Бородинское сражение одно из них. 

Слайд 12

Несмотря на то, что русская армия была меньше французской, Кутузов решил дать Наполеону сражение. На Бородинском поле стояли друг против друга две огромные армии: 135 000 солдат и 580 орудий у Наполеона и 120000 солдат и 640 орудий у Кутузова. Бородинская битва началась 26 августа (по новому стилю 7 сентября) 1812 года.

 Слайды 13-16

На рассвете загремели выстрелы тысяч пушек. Французы атаковали центр и левое крыло русских. Несколько раз русские отражали натиск противника и сами переходили в атаки. До позднего вечера длилась перестрелка.  

Слайд 17

Лермонтов М. Ю. отрывок «Бородино»

 За 15 часов сражения линия обороны не была прорвана, и Наполеон отвел свои войска на исходные рубежи.

Слайд 18

 «К ночи бой затих. Поле битвы осталось за русскими.  Но какой ценой! Огромная площадь была взрыта ядрами, везде трупы людей и лошадей. Умирающие, стонущие, плачущие раненые. Река Колоча запружена трупами, вода окрашена кровью» - пишет очевидец.

Французы понесли огромные потери в Бородинском сражении – 60000 убитыми. Однако потери русских тоже были велики – свыше 40000 убитыми. Продолжать бой было рискованно.  Кутузов принял решение отвести армию к Москве. Утром 27 августа русская армия покинула Бородинское поле. Дать новый бой или сдать Москву без боя? Эти сомнения мучили Кутузова. Генералы настаивали на сражении.

Слайд 19

         

Бородино посеяло во французах чувство неуверенности и страх перед стойкостью противника. Наполеон вспоминал: «Изо всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми»

Слайд 20

После Бородинского сражения русские отступили почти на 10 км. 1 сентября 1812 г.  в деревне Фили (под Москвой) состоялся военный совет.

 - Какие вопросы могли решать офицера на данном совете? ( Дать бой под Москвой или отдать Москву без боя).

Часть офицеров настаивали на сражении под стенами Москвы. Другие считали, что позиция русской армии очень неудобна, давать сражения здесь нельзя. Кутузов понимал, что идти на сражение, значит рисковать судьбой Отечества. На военном совете он принял непростое решение: оставить Москву, сохранить армию и подготовиться к следующим битвам.

Но Кутузов успокоил: «С потерей Москвы не потеряна Россия. Нужно сберечь армию, сблизиться с теми войсками, которые идут к ней на подкрепление. Само уступление Москвы приготовит неизбежную гибель неприятелю».

2 сентября 1812 г. русская армия вышла из Москвы.

Слайды 20-27

В начале сентября Наполеон вошел в Москву. Он напрасно надеялся, что ему вынесут ключи от города, как это было во многих городах Европы. Но Москва была пуста. Это ошеломило Наполеона. Завоевателя ждал пустой город и пожар, уничтоживший больше половины всех московских домов. Горели склады с продовольствием, порохом. Москва была окутана едким дымом. Наполеон предложил Кутузову перемирие. Но русские были непреклонны.

Целый месяц находился Наполеон в Москве.

Слайд 28, 29

Вокруг Москвы развернулось партизанское движение. Небольшие партизанские отряды нападали на отдельные части французской армии. Большую известность приобрёл крестьянский партизанский отряд, организованный крепостным Герасимом Куриным под Москвой. Этот отряд включал 5,5 тыс. человек и не раз успешно громил довольно крупные силы регулярной армии  Наполеона.

За это время 2 тыс. французов попали в плен и 30 тыс. погибли. Французские солдаты начали грабить Москву. Армия великая и непобедимая превращалась в шайку грабителей и разбойников. Не хватало продовольствия, приближались холода. Французы были одеты в лёгкие летние мундиры.  Наполеон понял, что зимовать в Москве смерти подобно.

Слайд 30-33

7 октября 1812 г. Наполеон вывел свою армию из Москвы. При переправе через реку Березину армия Наполеона понесла огромные потери. Наполеон бросил свою армию и уехал в Париж. Кутузов перекрыл путь французской армии к отступлению по Новой, еще не разоренной французами дороге. Голод, сильные морозы, дело в том, что французская армия не была готова воевать в условиях русской зимы. Все эти и многие другие причины способствовали тому, что отступление французских войск превратилось в настоящее бегство.

Слайд 34

В 1814 году русские войска победоносно вошли в столицу Франции Париж. Мечтавший о мировом господстве Наполеон остаток жизни провел пленником на далеком острове в Атлантическом океане.  

Б) Проверка хронологической таблицы.

- Проверим хронологическую таблицу по теме нашего урока.

Дата

Событие

1799 г.

Во Франции у власти Наполеон

июнь 1812 г.

Армия Наполеона перешла границы России

26 августа 1812 г.

Бородинское сражение

1 сентября  1812 г.

Совет в Филях

2 сентября  1812 года

Русская армия вышла из Москвы

7 октября 1812 г.

Наполеон вывел свою армию из Москвы

1814 год

Русские войска вошли победоносно в Париж

3. Закрепление нового материала. Работа по учебнику.

Стр. 73, 74 – прочитайте текст и ответьте на вопросы 1-3 на стр. 75.

- Каковы причины победы русской армии в Отечественной войне 1812 года?

(военный талант главнокомандующих, смелость, храбрость и стойкость русских людей, погодные условия).

На защиту своего Отечества поднялся весь народ, что стало причиной победы России в войне 1812 г.

Слайд 35

Великий русский полководец М. И. Кутузов отмечал: «Я счастлив, предводительствуя русскими. Но какой полководец не поражал врагов, подобно мне, с сим мужественным народом!»

Бородинское сражение дало «поучительный пример доблести старших начальников, не повторявшийся в последующих войнах всех армий». Русские потеряли под Бородином 29 генералов (6 убитыми и 23 ранеными).

4.  Знакомство с историческими памятниками Отечественной войны 1812 года.

Выразителями патриотических чувств русского народа в период Отечественной войны 1812 г. выступили многие деятели культуры и искусства.

Свято чтит и помнит русский народ подвиг, совершенный во время Отечественной войны 1812 года.

Слайды 36-40

В честь победы над Наполеоном была построена «Триумфальная арка», Казанский собор воспринимался современниками как памятник ратных побед русского народа в Отечественной войне 1812 года. Здесь же был похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов. Сооружен прекрасный Храм Христа Спасителя в г. Москве, памятник героям 1812 года в Смоленске.

Слайды 41-44

В Эрмитаже в Санкт-Петербурге есть галерея героев Отечественной войны 1812 года. Рассмотрите фотографии фрагмента галереи. В облике каждого героя столько достоинства, воли, мужества.

А. С. Пушкин, не раз бывавший в Военной галерее Зимнего дворца, так передал своё восхищение воинской доблестью русских полководцев:

Толпою тесною художник поместил

Сюда начальников народных наших сил,

Покрытых славою чудесного похода

И вечной памятью двенадцатого года

Слайды 45-52

- Грандиозная живописная панорама создана художником Францем Алексеевичем  Рубо к столетнему юбилею Бородинской битвы в августе 1912 года. Полотно расположено по кругу. Его можно увидеть в специально построенном здании в Москве — музее-панораме «Бородинская битва», так как это громадное живописное полотно размером 115 м в длину и 15 м в высоту. На нем 3000 фигур.

Но ведь памятники произведений искусства бывают не только художественные. Послушайте фрагмент   произведения М.Ю. Лермонтова,   которое называется «Бородино», хотя Михаил Юрьевич не участвовал в той войне, он очень чётко и ярко представил нам ход Бородинской битвы, давайте послушаем отрывок.

(Прослушивание отрывка «Бородино»)

5. Подведение итогов урока

Фронтальная беседа по вопросам:

- Над какой темой мы работали?

- Какие цели ставили? Достигли ли мы поставленных целей?

- О каких исторических личностях узнали на уроке?

- Почему война 1812г. называется Отечественной.

С тех пор прошло 205 лет. Подвиг наших предков не забыт. Мы обращаемся к тем дням, чтобы проникнуться высоким чувством гордости за ратное дело тех, кто отстоял нашу свободу, кто проявил чудеса отваги и героизма.

Слайд 53

8 сентября – День воинской славы.

- Наш урок мы закончим словами из приказа об окончании Отечественной войны, с которыми обратился Михаил Илларионович Кутузов к русским солдатам:

«Каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира "Отечественная война 1812 года"

Знакомство с историческим периодом Отечественной войны 1812 года, ее этапами, героями....

Презентация к уроку окружающего мира "Отечественная война 1812 года"

Данная презентация является материалом к уроку окружающего мира в 4 классе по теме "Отечественная война 1812 года"...

Урок окружающего мира "Отечественная война 1812 года"

Методическое рекомендациипо использованию проекта в учебном процессе.Урок окружающего мира в 4 классе по программе  А.А.Плешакова на тему « Отечественная война 1812 года» связан с проблемой патри...

Урок окружающего мира "Отечественная война 1812 года"

Конспект открытого урока в 4 классе по теме "Отечественная война 1812 года"....

Конспект урока окружающего мира "Отечественная война 1812 года" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель деятельности учителя: формирование представлении учащихся об историческом периоде Отечественной войны 1812 года.Планируемые  результатыПредметные:·...

Презентация к уроку Окружающего мира "Отечественная война 1812 года"

Данная презентация предназначена для визуализации информации по теме "Отечественная война 1812 года"...

Технологическая карта урока окружающего мира "Отечественная война 1812 года" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование представлений обучающихся о событиях Отечественной войны 1812 года.Задачи урока:Дидактические:1. Дать представление обучающимся о событиях Отечественной войны 1812 года.2. Фор...