Главные вкладки

    Урок окружающего мира "Разнообразие животных"
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

    Столяр Элина Владимировна

    К УМК "Школа России" Плешаков А.А.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word.docx25.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок 19. Разнообразие животных.

    Цель: Познакомить с классификацией животных и их групповыми признаками.

    Планируемые результаты: Учащиеся научаться классифицировать животных по их групповым признакам,  определять их с помощью атласа-определителя, аргументировать, делать выводы.

    Задачи урока:

    Образовательные

    систематизировать материал об известных группах животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), познакомить с новыми группами (пресмыкающиеся, земноводные), выделить существенные признаки животных разных групп.

    Развивающие

    способствовать развитию умений сравнивать и выделять главное; способствовать развитию познавательного интереса.

    Воспитательные

    воспитывать бережное отношение к природе.

    Формируемые УУД:

    Личностные УУД: демонстрируют навыки культурного поведения при общении.

    Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель урока, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

    Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе, вступать в беседу на уроке.

    Познавательные УУДразличать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы, умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    Оборудование: карточки с заданием; распечатки таблицы, таблица с изображением животных и их названиями.

    Ход урока:

    I Организационный момент.

    II Актуализация знаний.

    Проверка домашнего задания.

    1. Индивидуальные задания (Учитель раздает ученикам карточки с заданием).

    - нарисуй при помощи условных знаков правила поведения в природе.

    2.  Фронтальный опрос.

    - Какую роль играют растения в жизни людей? (Растения выделяют кислород, которым дышат живые существа. Только растения образуют на свету сахар, крахмал и другие вещества, которыми питаются люди и животные.).

    - Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими?

    - Назовите растения, занесённые в красную книгу.

    - О каком растении, занесенном в красную книгу россии, вы подготовили сообщения? (проверка задания №7 из рабочей тетради (стр 39.).

    Учащиеся рассказывают о растениях.)

    - Что делают люди для охраны растений? (Их охраняют в заповедниках, ботанических садах.)

    - какие правила поведения в природе вы выполняете?

    III Самоопределение к деятельности.

    Игра «Узнай по описанию».

    1. Эти животные любят вывыляться в жидкой болотной грязи. Грязь высыхает и покрывает кожу твёрдой, но хрупкой коркой. Затем зверь начинает тереться боком о деревья. Корка грязи отлетает, а вместе с ней различные насекомые, жучки, которые мешают животному …. Он очень быстро бегает и легко переплывает реки. Зверь осторожен. Хорошо слышит и различает запахи. По ночам ищет корм, а днем лежит в укромных местах, на подстилке из веток, листьев и сухой травы…. Кожа толстая и покрытая бурой щетиной.

    -  Кто это? (Кабан.)

    2. Это хитрые птицы. Самец , пролетая над гнездами, распугивает мелких птичек. Они думают, что это ястреб, и на время улетают. Самка  только этого и ждет. Если птицы узнают её, то  уж и достается самцу от них! Собираются они в стайки и гонят его как можно дальше. Самка же тем временем спокойно подкладывает яйцо. При этом она часто выбрасывает одно из яиц хозяев,  чтобы те заметили подмену.

    -Кто это? (Кукушка.)

    3. Кто-то  темный с гуденьем пронесся в воздухе и закружился вокруг деревьев. Полетав, он уселся на ветку. Весь коричневый, будто шоколадный. Такой важный! Это враг нашего леса. Только листья на берёзах, дубах, ивах и других деревьях да кустарниках распустятся, он тут как тут, начинает их грызть. Его личинки живут в земле и питаются корнями деревьев. От этого деревья болеют.

    - Кто это? (Майский жук.)

    -Как в двух словах можно назвать эту группу живых существ?  (Царство животных.)

    -Назовите представителей этого царства.

    Сегодня на уроке мы будем говорить о животных.

    IV Работа по теме урока.

    1. Беседа.

          Классификация животных.

    - Животные- кого вы представляете себе, когда слышите это слово? (Ответы учеников.)

    Все это представители замечательного царства животных. Наука о животных называется зоологией. Это ещё один раздел биологии.

    - Прочитайте названия животных. (Названия записаны на доске.)

    Волк, уж, глухарь, лось, белка, лягушка, налим.

    -Как можно назвать животных этой группы? (Дикие животные.)

    - Прочитайте названия животных. (Слова записаны на доске.)

    Корова, петух, свинья, кот.

    - Как можно назвать животных этой группы? (Домашние животные.)

    Это классификация животных по месту обитания.

    -Что значит классифицировать животных? (Разделить на группы по определенным признакам.)

    -Прочитайте внимательно ещё раз названия животных. Можно ли среди них выделить группы с похожими признаками? (Да, звери, птицы, рыбы.)

    - Чем похожи звери? (Тело покрыто шерстью, детёнышей кормят молоком.)

    -Чем похожи птицы? (Тело покрыто перьями, птенцы рождаются из яиц.)

    - А к какой группе можно отнести морскую звезду и дождевого червя? (Ответы учеников.)

    Ученые-зоологи делят царство животных на большое число групп.

    1. Практическая работа.

    - Прочитайте в учебнике текст на стр. 88-90. Заполним таблицу. (Учитель раздаёт детям распечатки, по ходу чтения текста учащиеся заполняют таблицу.)

    Группы животных

    Признаки

    Беспозвоночные

    Черви: дождевой червяк, пиявки

    Моллюски: улитки, слизни, осьминоги, кальмары, каракатицы

    Мягкое тело, обычно защищено раковиной.

    Иглокожие: морские звёзды, морские ежи, морские лилии, морские огурцы.

    Имеются иглы.

    Ракообразные: раки, крабы, креветки, мокрицы.

    Паукообразные: скорпионы, пауки, клещи, сенокосцы.

    Имеют 8 ног.

    Насекомые: жуки, бабочки, стрекозы, пчёлы, мухи

    Имеют 6 ног

    Позвоночные

    Рыбы

    Живут в воде, тело покрыто чешуёй, передвигаются при помощи плавников, дышат жабрами.

    Земноводные: лягушки, жабы, тритоны

    Кожа голая, нежная. Часть жизни живут на суше, часть в воде.

    Пресмыкающиеся (рептилии): ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы

    Тело покрыто сухими чешуйками или панцирем.

    Птицы

    Тело покрыто перьями.

    Звери или млекопитающие

    Тело покрыто шерстью, детёнышей кормят молоком.

    - Расскажите о разнообразии животных.

    3. Работа по учебнику.

    Виды животных

    - Прочитайте в учебнике текст на странице 91.

    - Посчитайте, сколько на рисунке птиц каждогVIо вида.

    V. Физкультминутка.

    Ёж спешил к себе домой,

    Нёс запасы он с собой.

    Через кочки ёж скакал,

    Быстро по лесу бежал.

    Вдруг он сел и изменился-

    В шарик круглый превратился.

    А потом опять вскочил

    И к детишкам поспешил.

    VI.  Закрепление изученного материала.

    Выполнение заданий в рабочей тетради.

    №1 (с.40)

    - Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки на с. 40-41.

    -Пронумеруйте рисунки.

    №2 (с.41)

    - Прочитайте задание.

    -Кто лишний в первом ряду животных? Почему? (Осьминог- это моллюск.)

    - Подчеркните слово осьминог.

    - Прочитайте названия животных во втором ряду. А кто здесь лишний? Почему? (Паук, группа паукообразных.)

    - Подчеркните слово паук.

    - Найдите лишнее в каждом ряду. Подчеркните. (Задание в – лягушка, группа земноводных; задание г – пиявка, группа червей).

    После выполнения задания проводится взаимопроверка.

    №3 (с.42.)

    - Прочитайте задание. Найдите рисунок на с.92.

    - Запишите, сколько птиц каждого вида изображено на рисунке.

    (После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

    №4 (с.42)

    - Прочитайте задание. Запишите по три названия животных разных видов.

    (После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

    №5 (с.42)

    -Прочитайте задание. Найдите приложение к нему. Вырежьте и наклейте рисунки.

    (После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

    VII. Рефлексия

    Работа в группах

    - Придумайте задание на классификацию животных. Предложите его ребятам других групп. Оцените их ответы.

    (дети могут предложить разделить животных на группы: по размеру (маленькие и большие), по цвету (серые, рыжие и т.д.), по среде обитания (лесные, речные, луговые и т.д.).)

    - Определите с помощью атласа-определителя животных, изображенных на рисунках учебника (с.87-91).

    Итак, ученые делят царство животных на большое количество групп. Среди них черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. В каждой из этих групп множество видов.

    VIII.Подведение итогов урока

    - Какие группы животных вы узнали на этом уроке?

    -Назовите животное и группу, представителем которой является это животное.

    Домашнее задание.

    1. Учебник: прочитать текст на стр. 87-92, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на стр. 92.
    2. Рабочая тетрадь: №6 (с.43).

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок окружающего мира "Животные леса"

    Цель:создать условия на уроке по восприятию, усвоению и закреплению знаний о животных леса, систематизировать знания детей о жизни леса и его обитателях, уточнить знания учащихся об основных качествах...

    Урок окружающего мира "Животные - живык существа.Классификация животных по способу питания" 3 класс

             Данный урок используется по программе "Начальная школа XXI века" в 3 классе. На уроке дети углубляют свои знания о разнообразии животных, классифицирууют их по...

    Урок окружающего мира "Животные живого уголка"

    Этот урок проводится во 2 классе по программе А. А. Плешакова "Окружающий мир". Разработан с применением здоровьесберегающих технологий. К конспекту урока прилагается компьютерная презентация....

    Урок окружающего мира "Животные нашего леса"

    На данном уроке дети закрепят свои знания о лесе, его обитателях. Открывать новые знания будут, работая в группах....

    Урок окружающего мира "Животные – живые существа (организмы)"

    Методическая разработка урока в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века"...

    Презентация к уроку Окружающего мира "Животные" 1 класс.

    Данная работа может быть использована при изучении темы "Животные" в 1 классе на уроке окружающего мира или во внеклассной работе....