Урок - проект по окружающему миру по теме "Бюджет"
презентация урока для интерактивной доски по окружающему миру (2 класс) на тему

Нагорная Надежда Николаевна

Разработка урока с проектом Smart  для интерактивной доски по теме "Бюджет" 2 класс УМК "Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл byudzhet_2_klass.rar1.6 МБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира "Семейный бюджет". 2-й класс

Цель: создать условия для формирования элементарных экономических представлений о бюджете семьи.

Задачи:

  • Предметные:
  • познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным  бюджетом;
  • формировать представление о структуре семейного бюджета;
  • изучить  экономические понятия «бюджет», «доход», «расход».
  • Метапредметные:
  • формировать  целостность взглядов на семью, её роль в обществе, её экономические, социальные устои и традиции;
  • развивать познавательный интерес, речь детей;
  • развивать умение делать оптимальный  выбор.
  • Коммуникативные:
  • формировать умение  работать в группе;
  • воспитывать организованность, бережливость, взаимоуважение.
  • принимать мнения и позиции других людей.
  • формировать собственное мнение и позицию.
  • уметь приходить к общему мнению

Оборудование: карточки-схемы, карточки с новыми словами, раздаточный материал (список товаров,  список советов для экономии), тесты, листы для самооценки;  презентация к уроку.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Постановка проблемы:

- Что такое семья?

- Что нужно, чтобы семья жила хорошо, чтобы всё в семье было?

- Откуда берутся средства в семье и как организовать жизнь так, чтобы на всё хватало? Что такое семейный бюджет - это тема нашего урока.

3. «Открытие» детьми нового знания.

 - Сегодня я расскажу вам сказку о денежках, а вы отгадайте ее название.

-Муха, Муха-Цокотуха,

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла…

Корней Чуковский «Муха-Цокотуха» (Молодцы!)

- Слайд «Семья Мухи».

Итак, слушайте: «Вечером собралась вся семья. Толкаясь, в окошко ворвались сорванцы, мальчишки – мушата.  Запыхавшись, влетели бабушка и дедушка. Последним влетел отец, уставший после работы.

Мальчишки-мушата громко спорили о появлении у соседа Жига нового самоката.

-Так, - сказал отец. – Сейчас разберемся. Только сидите тихо.

Ты наш будущий ученый, - он обратился к старшему сыну, студенту Жужжику, неси калькулятор, посчитаем. Папа взял кусок высушенного лопуха, на котором так удобно писать сухой еловой палочкой, и написал «Доход».

- Доход –  это те денежки, которые мне платят на работе по озеленению и очистке нашего леса, то есть моя заработная плата. Каждый месяц я приношу в дом и отдаю маме 50 денежек, - сообщил отец. Мальчики с уважением посмотрели на отца.

Дедушка с бабушкой в стороне не остались, стряхнув крыльями, сказали:

- Мы тоже получаем денежки, по 30 денежек, а раз нас двое, то это 60 денежек.

Вопрос: - Как вы думаете, какие денежки могли получать дедушка с бабушкой?

Дети: дедушка с бабушкой тоже работали, получали свою заработную плату, а теперь, когда состарились и стали быстро уставать, стали получать денежки, которые называются пенсией.

- Студент Жужжик заявил, что тоже приносит деньги в доход семьи.

Вопрос: - О каких деньгах говорил Жужжик?

Дети: он говорил о стипендии, которую платит институт, пока студент не выучится и не станет получать заработную плату.

Мама-  муха добавила:

- Наша малышка тоже получает денежки, и называются эти денежки – пособие на ребенка.

4. Слайд-словарь. Работа по словарю.

5. Давайте вспомним, кто и сколько денежек приносил в семью?

- заработная плата папы – 50,

- пенсия дедушки и бабушки – 60,

- стипендия Жужжика – 20,

- пособие на малышку – 20.

Вопрос: Сколько же составляет доход семьи Мухи?

Итого  150 денежек.

- Ура! Целых 100 и еще 50 денежек! Можно купить много самокатов! – воскликнули мушата.

Вопрос: - Как вы думаете, так ли это?

Наша сказка продолжается.

Муха-Цокотуха взяла листок и написала «Расход».

Вопрос: - Как вы думаете, на что мама-Муха тратила денежки? (ответы детей).

- У меня на одни продукты в месяц уходит  50 денежек. Зима на носу, вам нужно купить теплые сапожки и варежки, которые вы, шалуны, растеряли. На это я потрачу еще 20 денежек.

Бабушка вмешалась: - надо заплатить 30 денежек за квартиру, свет и газ.

- С понедельника малышка пойдет в детский сад. Тетя пчела сказала, что платить за садик нужно 10 денежек.

Папа и студент Жужжик потребовали 10 денежек – оплачивать проезд на длинных рогатых гусеницах до места работы и учебы. Мама-Муха и это записала на листочек.

Тут  мушата заинтересовались. – Разве мы не будем ходить в лыжную секцию? Разве мы в кино не пойдем? А еще бабушка обещала купить книги о компьютерах. Нужны учебники по защите леса, альбомы по рисованию и цветные карандаши.

Бабушка и дедушка вспомнили, что  они на следующей неделе собирались в театр. А малышке на день рождения нужно купить куклу.

Мама-Муха записала – другие покупки еще 10 денежек.

- Все высказались? - спросил папа.

- Тогда подведем баланс. Что такое баланс не знал даже студент Жужжик.

Папа сложил цифры на том листочке, куда мама записывала, и получили расходы.

Вопрос: - Сколько уходит денежек на расходы в семье Мухи?

Получилось 120 денежек. Затем, взяв калькулятор, папа отнял от цифры 150 (доходы) цифру 120 (расходы).

- Ура! Осталось 30 денежек – «самокатных», - закричали мушата.

- Это совсем не «самокатные» денежки, это наши накопления, - заявил отец.

Накопления – это то, что остается от дохода нашей семьи после того, как мы израсходуем денежки на все необходимое. Их можно положить в банк. Если денежки хранятся в банке, то банк выплачивает проценты.

- Я хочу посоветовать, - сказала бабушка, - где взять лишние денежки. – Где? – спросили мушки хором.

Вопрос: - Вот сзади вас, малыши, из крана течет вода, а вон в коридоре лампочка горит, хотя еще лучи солнца туда попадают. А мы ведь платим за воду и свет. За все приходится платить.

- Вот это деловой разговор, вот это экономия, - сказал дедушка.

Мушата бросились закрывать кран и гасить свет.

- А на чем ещё  смогли сэкономить мушки, как вы думаете, купили ли им самокат? (ответы детей).

Закрепление.

На уроке у нас сегодня 2 группы – 2 семьи.
– Выберите фамилию своей семье.(Барбоскины и Фиксики)

– Какие доходы могут поступать в семейный бюджет?

На доске схема:

http://festival.1september.ru/articles/627787/img2.gif

– Так что такое доход семьи?

Практическая работа в группах.

Посчитайте доход своих семей из расчета, что

Зарплата папы: 60 шустриков

Зарплата мамы: 50 шутриков

Пенсия дедушки: 35 шустриков

Пособие на 1 ребенка: 15 шустриков

Стипендия студента: 20 шустриков

Список товаров и услуг.

  • Лекарства
  • Продукты
  • Одежда
  • Обувь
  • Бытовая химия
  • Транспорт
  • Велосипед
  • Музыкальная (спортивная) школа
  • Книги
  • Компьютер
  • Игрушки
  • Платежи и налоги
  • Диски с мультфильмами
  • Посещение цирка
  • Посещение боулинга
  • Туристическая поездка
  • Поход в кино
  • Мороженое, конфеты
  • Фрукты

Список товаров и услуг.

  • Лекарства  –  5
  • Продукты – 50
  • Одежда – 10
  • Обувь – 10
  • Бытовая химия – 4
  • Транспорт – 10
  • Велосипед – 15
  • Музыкальная (спортивная) школа – 10
  • Книги – 5
  • Компьютер – 40
  • Игрушки  – 5
  • Платежи и налоги – 30
  • Диски с мультфильмами – 6
  • Посещение цирка – 6
  • Посещение боулинга – 7
  • Туристическая поездка – 80
  • Поход в кино – 4
  • Мороженое, конфеты – 5
  • Фрукты – 8

– У вас, у каждой семьи, есть список товаров и услуг. Выберете то, на что потратите свой месячный бюджет.

Выслушаем, что у вас получилось.
– Как вы думаете, что должно стоять на первом месте в этом списке?
– Добропорядочные граждане в первую очередь должны оплатить все налоги, платежи.
– А теперь переверните листочки и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась.
– Что получилось? Однако  бюджет вашей семьи в месяц составляет …… шустриков. Сумели ли вы уложиться в эту сумму?

– Как  могут распределиться доходы и расходы?


– Какая формула будет лучшей?
– В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия?  Выясним значение этих слов. Найдите на карточках – подсказках,  что такое дефицит. Что в этом случае надо делать?

– На чем можно сэкономить? 

– Доходы = расходы
Доходы > расходы
Доходы  < расходы

– Та, в которой доходы больше, чем расходы.
– Если дефицит – нужно на чем-то экономить, если экономия – можно отложить сбережения. 
– На сладостях и излишествах в еде.
– На транспорте (пользоваться проездным).
– На коммунальных услугах (экономия электричества).
– На одежде и обуви (если беречь, то продлиться срок службы).
Предположения детей.

– У нас с вами уже есть небольшой опыт составления бюджета. Вместе мы выяснили, что является основными источниками доходов и расходов семейного бюджета. Могут ли в семье появиться незапланированные доходы?
– А непредвиденные расходы?
– Какие советы для экономии семейного бюджета вы бы предложили?

– Замечательные ваши советы. Но как вы думаете, что нужно, для того, чтобы доходы семейного бюджета были больше, чем расходы?

– Совершенно верно. Вспомните пословицы о труде.

Собери пословицы о труде:

  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Без хорошего труда нет плода.
  • Терпенье и труд все перетрут.
  • Упорно трудиться - будет хлеб в закромах водиться.
  • Не умел шить золотом, так бей молотом.
  • Сегодняшней работы на завтра не откладывай!
  • Трудовая денежка плотно лежит, чужая ребром торчит.
  • Маленькое дело лучше большого безделья.
  • Не ленись за плужком - будешь с пирожком.

– Сейчас вам предстоит в группе решить тест. Буквы правильных ответов впишите в таблицу:

1. Из чего складывается семейный бюджет?

А) из заработной платы, пенсии, стипендии.

Б) из доходов и расходов.

В) из денег.

2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи это:

Я)  расходы

Е)  проценты

Ю) доходы

3. Авторское вознаграждение это:

Б) зарплата

Г) налог

Д) гонорар

4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи это:

Ш) доходы

Ж) расходы

Х) прибыль

5. Лучшим бюджетом считается тот, в котором:

Е) доходы больше расходов

И) доходы равны расходам

А) доходы меньше расходов

6. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды:

Т) доходов

П) расходов

К)гонорара

Б

Ю

Д

Ж

Е

Т


– Обменяйтесь листочками для проверки. Выпишите буквы, выбранных вариантов ответов. Какое слово у вас получилось?
– Абсолютно верно! Молодцы!

–  Ребята, на наш  электронный адрес пришло сообщение «Прошу помочь!»

  • Срочно нужна помощь маленькой девочке на дорогостоящую операцию.
  • Врачу-ветеринару для открытия приюта для бездомных собак.

– Обсудите в своей «семье», согласны ли вы помочь кому-нибудь из нуждающихся  и прокомментируйте свой выбор.
– Да, мы должны помогать друг другу. Я рада, что вы так поступили. Сегодня ты помог, завтра помогут тебе. Ведь не все измеряется деньгами. Главное:

Больше работаешь – лучше живешь,
Лучше живешь – больше людям даешь, 
Старым и малым, и тем, кто в нужде.
А будет нужно – помогут тебе.
Помни, мой друг, – в делах не зевай, 
Прибыль свою и страны умножай.
Прибыль – трудам и уменью награда.
Как получить ее? Думать тут надо.
Сложно? Не просто! Но ты уж прости, 
В жизни у нас нет другого пути.

1) Рефлексия.

– Зажмите руку в кулак и ...
кому было интересно – разогните мизинец, 
кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный,
кто хорошо потрудился – средний,
кто помогал работе в группах – указательный,
кому урок понравился – большой.
– Всем спасибо за работу на уроке!

2) Самооценка своей деятельности.  Оценка настроения в конце урока.

3) Домашнее задание.
1).– Представьте, что на день рождения вам подарили 1000 рублей. Составьте план своих расходов.
2).- Выполните упражнения на стр. 46 в тетради


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- проект по окружающему миру "Берегите воду! Водоемы воронежской области" 3 класс

Урок- проект по окружающему миру "Берегите воду! Водоемы Воронежской области", разработан учителем начальных классов Черкасовой О.А. Целью урока является рассмотреть причины загрязнения водоемов, позн...

Урок –проект по окружающему миру, 1 класс УМК «Планета знаний»

Урок обобщения с элементами проектирования. При подготовке к уроку дети самостоятельно подбирали материал о символах России, выполняли презентации....

Открытый урок-проект по окружающему миру. 4 класс.

урок обобщение по теме Природные зоны. Создание карт для проведения урока....

Урок-проект по окружающему миру в 1 классе на тему "Уход за кошками и собаками" "

Это урок-  проект в 1 классе по окружающему миру. В подготовке принимали участие и родители учеников. Проект долгосрочный, провели 5 заседаний, подготовили видео-интервью с родителями , учителями...

Урок-проект по окружающему миру "Почему Солнце светит днём, а звёзды -ночью"1 класс

Урок для 1 класса с видеофильмами, видеоинтервью, с презентацией. Подготовка идет совместно в родителями.Класс разделен на 4 группы, каждая из которых готовит свой блок....

Урок - проект по окружающему миру в 3-м классе "Полезные ископаемые"

Цели: Расширить представление детей о полезных ископаемых, познакомить с их свойствами и способах добычи.Способствовать развитию внимания, памяти, умение применять логические операции, сравнение, обоб...