Свойства воды
опыты и эксперименты по окружающему миру на тему

Опыты  по ознакомлению со свойствами воды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_vody_starshaya_gr.docx39.54 КБ

Предварительный просмотр:

« Свойства воды»

( Старшая группа)

Задачи:

1. Познакомить детей со свойствами воды: жидкая, без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса, не имеет формы, вода – растворитель.

2. Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов, соблюдать необходимые меры безопасности.

3.Учить пользоваться пипеткой.

4. Развивать  умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.

Предварительная работа:

1. Беседы о воде, ее роли в жизни человека.

2. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

4. Чтение художественной литературы  по теме «Вода».

5. Наблюдение за водой на прогулке.

Оснащение:  

Прозрачные стаканчики,  пипетки, пуговицы,   гуашь, ватные палочки, моющее средство,  колбочки 2 (большая и маленькая),  схемы, изображение Капельки.

 

НОД.

В.- Ребята, сегодня  хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? ( Ответы детей)

В.- Правильно, проводят опыты. Но, чтобы попасть в лабораторию и узнать тему нашего занятия, нам надо разгадать  загадку.

В морях и реках обитает, 
Но часто по небу летает. 
А как наскучит ей летать, 
На землю падает опять. 
(Вода)

В. -  К нам в гости сегодня пришла Капелька, частичка воды, она  путешествует по всему свету, много видела, много интересного знает о воде.

Ребята, вот наша капелька хочет спросить, какая бывает вода? (Теплая, горячая, холодная, прозрачная, газированная и т.п.).

В.-  Что вода делает? (Ответы детей: течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает).

В. -  Для чего вода нужна человеку? ( Пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т.п.).

В. - Ребята, вы хотите знать всё о воде, как наша Капелька?( Да).

В.- Для этого нам Капелька приготовила специальные задания – опыты.

Опыт №1.

« Вода – жидкость, вода не имеет формы».

В. - Возьмём самую узкую колбочку и наполним её водой. Теперь перельём воду в самую широкую колбочку. Что мы сейчас сделали? (  Перелили воду из одного сосуда в другой).

В.- Из какой колбочки перелили? (Из узкой колбочки).

В. - В какую колбочку перелили воду? ( В широкую колбочку).

В. - Форма наших колбочек  одинаковая? ( Нет, форма разная).

В. - Форма, которую приняла вода, изменилась? (Изменилась).

В. - Кто хочет попробовать перелить воду в другой сосуд?

(По желанию 2-3 ребенка повторяют опыт, комментируя свои действия).

В. - Видите, вода не имеет своей формы, она приобретает форму сосуда, потому что вода – это… .( жидкость).

В. - Ребята, назовите другие жидкости.  (Йод, зелёнка, растительное масло, молоко, сок и т. д.)

В. - Все они принимают форму сосудов, в которые они налиты. Итак, какой вывод сделаем?

Вывод : вода – это жидкость, не имеет своей формы.

(Н а магнитной доске  выставляется схема. Дети садятся за столы).

Опыт 2

«Вода не имеет вкуса».

В. - Ребята, попробуйте воду из стакана, какой у нее вкус? (Нет вкуса).

В. - А теперь добавьте в свой  стаканчик с водой соль  или сахара.( Работа детей).

В.- Теперь каждый возьмите стаканчики и только кончиком языка попробуйте воду.

Ваня, у тебя какой вкус?  ( Сладкий).

В. -  У кого ещё  сладкий вкус? (Ответы детей).

В. - Почему у вас вода сладкая? ( В ней развели сахар).

В. – Катя,  тебя какой вкус? ( Солёный).

В. - Ещё у кого солёный вкус? ( Ответы детей).

В. - Почему у вас вода солёная? ( В ней развели соль).

В. - Что изменилось? (Вода стала сладкая, вода стала солёная, изменили вкус воды).

Вывод: вода не имеет вкуса.

(На магнитной доске  выставляется схема).

Опыт 3

«Вода не имеет запаха».

В. - Ребята,  понюхайте воду в стаканчике. Как она пахнет? (Без запаха).

В. - Теперь добавьте в воду чеснок, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? (Вода изменила запах, пахнет чесноком).

Вывод: вода не имеет запаха.

( На магнитной доске выставляется схема).

Опыт 4

«Вода без цвета, прозрачная».

В. - Давайте  сравним воду и молоко. В оба стакана положим пуговицы. В каком стакане мы видим  пуговицы? (В воде).

В. - У воды нет собственного цвета. Про такие вещества говорят, что они,  какие? (Бесцветные).

В.- Ребята, что произойдет с водой, если добавим в нее краску? (Добавляем, перемешиваем).

В. - Что изменилось? (Вода изменила цвет).

В. - Растворилась ли краска? (Краска растворилась и изменила цвет воды).

Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная, бесцветная.

В.- Вы хорошо поработали и можно отдохнуть.

Физкультминутка

«Ходят капельки по кругу».

В.- Я мама Тучка, а вы – капельки, и нам пора отправляться в путь.

(Звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют).

Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли.

Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки).

Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку).

Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу).

Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться.

А тут как раз солнышко пригрело. (Появляется солнышко, танцует.)

Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх).

Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке.

В.- Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.

Игра-эксперимент

 «Цветное молоко»

В. - Налейте молоко в тарелку.

Добавьте в него по несколько капель краски. Старайтесь делать это аккуратно, пользуйтесь пипеткой, чтобы не двигать тарелку.

А теперь мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в моющее средство и дотроньтесь ею до центра тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!

В. - Ну вот, ребята, мы выполнили специальные задания – опыты, которые приготовила для нас Капелька, понравились они вам? Задания были интересные?

В. - Сейчас я хочу проверить, справились ли мы с этими заданиями, что мы узнали о свойствах воды. Обратите внимание на схемы, подойдите к доске).

Итог занятия.

1) О чём говорит нам эта схема ?

(  Вода – это жидкость.)

2. О чём говорит эта схема?

 ( Вода не  имеет собственной  формы)

3) Что можно сказать об этой схеме?

(  Вода – бесцветная, прозрачная).

3) О чём говорят следующие схемы?

 ( Вода не имеет ни запаха, ни вкуса).

Молодцы! Мне и нашей гостье Капельке очень понравилось, как вы сегодня занимались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вода. Свойства воды" Урок окружающего мира 3 класс УМК "Гармония"

Цель урока: познакомить учащихся со свойствами воды; учить определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу; при выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать вывод...

Конспект урока. Вода. Свойства воды.

Предметный урок, основаный на исследовательской деятельности учащихся....

Урок окружающего мира ""«Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда)», 3 класс.

Урок - практикум по окружающему миру в 3 классе по программе "Перспективная начальная школа". На уроке представлены разнообразные формы работы. Обучающиеся выступают в роли исследователей, у...

Материалы к уроку окружающего мира на тему "Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов".

В папку помещены: конспект урока, инструкции к опытам, презентация для наблюдения опытов с водой....

Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему: «Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)»

Конспект урока окружающего мирав 3 классе на тему: «Свойства воды в твёрдом состоянии(свойства льда)»...

Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)" 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"

Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)"   3 классс.  УМК " Перспективная начальная школа"...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда)" 3 класс, УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся умений определять свойства воды; правильно вести себя на льду.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять свойства льда;- знать понятие &laq...