Урок окружающего мира в 4-м классе по теме: Что такое природное сообщество. Луг
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Ручьева Оксана Геннадьевна

Формируется целостное представление о природном сообществе, в частности о луге. Воспитывается экологическая  культура младшего школьника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_prirodnoe_soobshchestvo._lug._teh._karta.docx32.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Что такое природное сообщество. Луг – природное сообщество.

Цели урока:

1.Сформировать целостное представление о природном сообществе, в частности о луге.

2. Воспитывать экологическую  культуру младшего школьника.

Планируемый результат:

  1. осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, рисунков, фотографий, учебного текста, литературного произведения и др., собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
  2. принимать (с помощью учителя, со-регуляция) учебно-познавательную задачу;  планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками, со-регуляция) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, задачами;
  3. вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в группе, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.

Тип урока: Урок открытия нового знания (с использованием исследовательской технологии).

Задачи:

  • Актуализировать знания о природных сообществах.
  • Познакомить детей с разнообразием растений и животных луга, взаимосвязи между  ними, пищевыми цепями, сообщества.
  • Выяснить значение лугов для человека.
  • Рассмотреть возможное негативное воздействие на природное сообщество луга человеком.
  • Воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы.

Учебно-методический комплект:  программа УМК «Планета знаний» под ред. И.А.Петровой, Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов,  Е.В.Саплина, А.И.Саплин /учебник «Окружающий мир» 4 класс, 1ч., компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки с заданиями.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно-диалогический, исследовательский, эвристический

Технологическая карта урока

Этап урока, цель

Содержание педагогического взаимодействия

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Самоопределение.

Цель: настроить детей на деятельность, плодотворную работу

Организую и проверяю готовность детей к уроку

- Давайте представим, что мы  на цветущей поляне, ярко светит солнце. Весело щебечут птицы. Лёгкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание.

Самоорганизация

самопроверка

Музыкальная пауза.

2.Актуализация знаний.

Цель: актуализировать минимум знаний, умений, навыков, необходимых и достаточных для открытия нового знания.

Активизирую мыслительные(анализ, синтез, классификация) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.)

- Картину чего мы с вами мысленно нарисовали?

- Что такое природа?

- На какие группы можно разделить объекты природы?

  Назовите представителей каждой группы.

- Чем отличается живая и неживая природа?

- Как вы думаете, влияет ли неживая природа на живую?

Воспроизводят и фиксируют знания, умения и навыки, достаточные для открытия нового знания.

Опрос по цепочке

3.Постановка проблемы (темы урока)

Цель: подвести учащихся к теме урока, определению темы урока и целеполаганию.

Организовываю погружение в проблему, создаю ситуацию противоречия между известным и неизвестным. Побуждаю к высказыванию своего мнения.

Между организмами существуют разнообразные связи.

- Какая связь показана на рисунках?

В природе организмы живут вместе, образуя сообщества.

- Что же называют «сообществом»? Обратимся к словарю.

- Какие сообщества представлены рисунками?

А сейчас давайте посмотрим клип. Подумайте, о каком сообществе пойдет речь на нашем уроке.

Тема нашего урока: «Луг – природное сообщество».

- По каким признакам вы это определили?

Самоосмысление.

Фиксируют проблему.

Исследуют условия учебной задачи.

Анализируют.

Строят понятные для собеседника высказывания.

Воспринимают ответы одноклассников

Проблемный диалог

4.Открытие новых знаний. 

Цель: поиск решения учебной задачи. Конструирование нового способа действия.

Организую учебное взаимодействие, исследование.

Проведем исследование по теме.

Ваша задача доказать, что луг – это природное сообщество.

Составим план исследования.

  1. Где встречаются луга?
  2. Растения луга.
  3. Животные, населяющие луг.
  4. Как связаны между собой организмы в сообществе?
  5. Значение сообщества для человека, влияние человека на сообщество.

Формулирую задание. Даю комментарий.

Исследование будем проводить в группах, каждая будет иметь свой предмет исследования.

1 группа выяснит, в каких природных зонах встречаются луга. (на столе карточка с заданием, см. учебник стр. 30-32)

  • Что такое луг?
  • Где встречаются луга?
  • Какие луга называют заливными?
  • Чем богаты почвы луга?

2 группа изучает растительный мир луга. (см. учебник стр. 57-58)

  • Какие растения растут на лугах?
  • Какие относятся к кормовым?
  • Лекарственные растения.
  • Ядовитые растения.

3 группа знакомится с животным миром. (см. учебник стр. 59-61)

  • Назовите насекомых.
  • Расскажите о птицах, которые ими питаются.
  • Какие звери приходят на луг.
  • Как связаны между собой обитатели луга. Составьте пищевую цепочку.

4 группа подготовит материал о связи человека и луга. (см. учебник стр. 63-64)

  • Как человек использует луга?
  • Приведите примеры неправильного поведения человека на лугу.
  • Нарисуйте экологические знаки, определяющие действия человека в данном сообществе.

Проводят групповое исследование.

Читают текст. Находят в нем информацию. Анализируют ее. Участвуют в обсуждении материала.

Осуществляют самоконтроль.

Частично-поисковый, исследовательский метод

Групповая работа

5.Первичное закрепление нового знания. Переход к этапу решения частных задач.

Цель: первичный контроль за правильностью выполнения способа действия

Диагностическая работа. Оцениваю выполнение каждой операции.

Отчет 1-3 групп подкрепляется презентацией.

Выполнена работа, вы представили все «объекты» луга.

- Можно ли сейчас утверждать, что луг – это природное сообщество? Почему?

Физминутка.

-Представьте, что вы сидите на лужайке. Теплое ласковое солнышко согревает вас.  Загораем.

 -Поднимите подбородок, дышите ровно- ровно.

 -Солнышко настолько яркое, что даже через закрытые веки виден яркий свет. Зажмурьте сильно глаза, повторите несколько раз.

 -Подставьте нос солнышку. Мимо летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщите нос, задержите дыхание.

 -Бабочка улетела. Мышцы лица расслаблены, глубокий вдох-выдох.

- Настало время ответить на жизненно важный вопрос – вопрос о роли луга для человека и как деятельность человека влияет на состояние лугов.

Отчет 4 группы – сообщение и представление рисунков.

 Учатся формулировать ответы на поставленные вопросы.

Воспринимают ответы собеседников.

Составляют схемы (цепи питания).

Анализируют, делают выводы.

Осуществляют самоконтроль.

Эвристическая беседа

6.Систематизация нового знания. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Цель: коррекция отработки способа.

Организую практическую коррекционную работу.

Обобщим полученную информацию, выполнив творческое задание.

  1. Вставь пропущенные слова:

На лугу растут только ……………. растения, они  по размеру ………… . Растут на……………………. местности. Большинство растений - ………………… .

Все обитатели луга ………. между собой:  насекомые, ……….. , растения. Птицы регулируют количество насекомых и гусениц, иначе они ………… растения. Жуки-навозники и могильщики поддерживают луг в образцовом ……. . Поэтому луг и называют природным …………. .

Человек издавна использует луга как ……………….. . на них косят …….., заготавливают ………… , которым зимой кормят сельскохозяйственных животных. Чтобы на  лугах росло много трав, человек должен …………………. относиться к ……………….. . Он не имеет права нарушать жизнь луга, его природное ………, ведь в конечном итоге человек сам и пострадает.

  1. Этим летом группа ребят ходила на экскурсию на луга около р.Теши. Они написали рассказ о своих впечатлениях. Прочитайте его. Все ли вам понравилось в их поведении? Какие ошибки ребят вы увидели? Подчеркните их простым карандашом.

Июньским воскресным днем мы отправились на луг.

Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе.

 В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – все равно они вредны.

Потом перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат.

Домой вернулись довольные. Весело прошел день!

- Какие ошибки совершили ребята?

- Что вы им посоветуете?

Оценка текста

7.Рефлексия.  

Цель: самооценка результатов деятельности,

Акцентирую внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

- Интересно ли вам было?

- Удалось ли нам достичь поставленных задач?

- Как мы добились этого?

Оцените свою работу на уроке, продолжив предложение:

  • Я вспомнил …….. .
  • Я узнал ……….. .
  • Я научился ……….. .

Формулируют конечный результат своей работы на уроке, фиксируют степень усвоения нового знания.

Незаконченное предложение

8.Домашнее задание.

Цель: создать условия для возникновения потребности включения в деятельность «надо», «хочу» и «могу».

Определяю задания для самоподготовки.

  • Прочитать текст (стр.53-54). Ответить на вопросы.
  • Прочитать текст (стр.57-61). Ответить на вопросы. Подготовить стихотворение о растениях луга.
  • Узнай, что такое икебана и как ее изготовляют. Вместе с другом собери ее.

Намечают цель самоподготовки.

Выбери сам.

Творчество работает на будущее


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме "Водоемы. Водоёмы- природное сообщество»"

Цели: познакомить с растениями и животными – обитателями пресных водоёмов; расширить представление обучающихся о природных сообществах; выявить связи между обитателями пресного водоёма; показать...

Открытый урок окружающего мира в 1 б классе на тему : «Что такое хвоинки?»

Открытый урок по предмету окружающий мир на тему " Что такое хвоинки?"...

Урок окружающего мира в 4-м классе по теме: Что такое природное сообщество. Луг

Формируется целостное представление о природном сообществе, в частности о луге.Воспитывается экологическая  культура младшего школьника....

Конспект урока Окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Растительный и животный мир тайги" (по программе А.А. Плешакова, школа России), Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов.

Цели: познакомить с растительным и животным миром тайги;развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом;воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру...

Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Что такое деньги?"

Цели урока: • рассмотреть что такое деньги, функции денег, причины возникновения денег, познакомить с монетами, денежными единицами, сбережениями; • развивать речь детей, учить вырабатывать ...

Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Режим дня (урок - игра)"

Цели: • познакомить учащихся с режимом дня школьника, • формировать навыки личной гигиены, • воспитывать аккуратность, организованность, трудолюбие, • учить делать выводы, • расширять кругозор, ...

Технологическая карта урока по окружающему миру УМК "Школа России", класс 3, тема: "Что такое Бенилюкс?"

Цель урока: создание условий для формирования представлений у обучающихся о странах Бенилюкса; ознакомление с некоторыми достопримечательностями этих государств.Задачи урокаДидактические:1. знать что ...