Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром, проведённого в 3 классе для обучающихся, имеющих нарушение слуха и имеющих умственную отсталость. Тема: Фрукты.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Горкуша Татьяна Юрьевна

Цель: создать условия для расширения представлений о понятии «Фрукты»

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Уточнить и расширить словарь по теме (фрукты, яблоко, груша, слива, собирать, убирать, сладкий, гладкий, твёрдый, мягкий, ароматный).
  2. Закреплять и расширять представления о фруктах, месте их произрастания.
  3. Познакомить со способами приготовления фруктов.

 

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развивать тонкую моторику и координацию речи с движением в игре «Мы делили апельсин».
  2. Развивать слуховое внимание при выполнении упражнения «Послушай-покажи».
  3. Развивать грамматический строй речи (работа по усвоению относительных прилагательных).
  4. Развивать связную речь через формирование умения отвечать на вопросы педагога полными предложениями и при составлении описательного рассказа.
  5. Развивать тактильные и вкусовые ощущения при ощупывании и сравнении вкуса различных фруктов.
  6. Развивать восприятие при составлении разрезных картинок.

 

Коррекционно-воспитательные задачи:

1.         Воспитывать умение отвечать полными, распространенными предложениями на вопросы педагога.

2.         Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности, ответственности в совместной игре.

3.         Воспитывать умение внимательно слушать педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim_mirom.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром , проведённого в 3 классе для обучающихся, имеющих нарушения слуха и имеющих умственную отсталость.

Тема: Фрукты.

Цель: создать условия для расширения представлений о понятии «Фрукты»

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Уточнить и расширить словарь по теме (фрукты, яблоко, груша, слива, собирать, убирать, сладкий, гладкий, твёрдый, мягкий, ароматный).
  2. Закреплять и расширять представления о фруктах, месте их произрастания.
  3. Познакомить со способами приготовления фруктов.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развивать тонкую моторику и координацию речи с движением в игре «Мы делили апельсин».
  2. Развивать слуховое внимание при выполнении упражнения «Исправь ошибку».
  3. Развивать грамматический строй речи (работа по усвоению относительных прилагательных).
  4. Развивать связную речь через формирование умения отвечать на вопросы педагога полными предложениями и при составлении описательного рассказа.
  5. Развивать тактильные и вкусовые ощущения при ощупывании и сравнении вкуса различных фруктов.
  6. Развивать восприятие при составлении разрезных картинок.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  1. Воспитывать умение отвечать полными, распространенными предложениями на вопросы педагога.
  2. Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности, ответственности в совместной игре.
  3. Воспитывать умение внимательно слушать педагога.

Оборудование: Сова — рукавичка, макет«Наш сад», «Огород»,  картинки "Фрукты".

Ход урока

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1 Организационный момент.

-приветствие

-подготовка к уроку.

Ребята, к нам пришли гости. Они посмотрят как вы хорошо умеете сидеть, слушать, говорить, работать на уроке. Давайте поздороваемся .

Дети говорят «Здравствуйте» (опора на табличку)

2 Фонетическая зарядка.

Говори (А)_____тихо-громко

Говори (о)_____громко-тихо

Дежурный звук [ п]

     -а      па-по-пу

П    -о

    -у

Па-апа- лопата

По- апо-топор  

Пу-апу-капуста

Дети произносят хором и по одному.

3 Разговорный момент

-Целевая установка.

Какое время года?

Какой сегодня день недели?

Какой сейчас урок?

Что будем делать?

Сейчас осень.

Сегодня четверг.

Сейчас урок «Окружающий мир»

Будем слушать, смотреть, думать, хорошо говорить.

4 Работа по теме урока.

  1. Сюрпризный момент

  1. Повторение пройденного материала.

Физминука «Мы капусту рубим-рубим»

  1. Объявление темы урока.

  1. Раскрытие темы урока

А) Описание яблока

Б)описание груши

В)описание сливы.

Г) Игра «Угадай-ка»

Д)способы употребления и приготовления фруктов

-Кто-то стучится.Давайте посмотрим.

Это Сова. Она принесла нам что-то, посмотрим. Сова торопилась и забыла , где сорвала . Давайте поможем Сове и разделим предметы на группы . (макет дерева-сад, макет грядки-огород). Как называется этот предмет? (показ табличек,) капуста, морковь, картофель, свёкла, яблоко, груша, слива).

-Где растут капуста, свёкла, морковь, картофель?

Где растут яблоко, груша, слива?

-Как назвать одним словом капуста, морковь, картофель?

-Как назвать одним словом яблоко, груша, слива?

А сейчас –сюрприз. Что это? (учитель «колдует» над корзинкой, открывает –в корзине натуральные фрукты)

-Сегодня мы с вами будем говорить о фруктах, которые растут у нас в саду.

Откройте конверты

-Посмотрите, что я покажу и покажите картинку.(яблоко)

-Слушайте, покажите табличку. Прочитайте.

-Возьмите яблоко.

-Яблоко какое?

 Круглое, овальное, твёрдое, мягкое, ароматное, вкусное, сладкое, кислое, красное, жёлтое)

-Посмотрите, выбери картинку. Слушай, выбери табличку.(груша)

-Груша какая?

Круглая, овальная, твёрдая, мягкое, ароматная, вкусная, , кислая, красная, жёлтая, зелёная.)

-Посмотри, покажи картинку. Слушай, покажи табличку. Прочитай.

-Слива какая?...........

-Давайте поиграем.

Илья, иди ко мне.

-Потрогай, скажи, что там?

(в корзине под платком 1 фрукт, ребёнок ощупывает и показывает картинку на доске, прочитывая подпись к картинке)

Фрукты можно кушать сырыми, а можно и приготовить из них что-нибудь вкусное.

- Ребята, вы знаете, что можно приготовить из фруктов? Давайте поскорее начнем готовить!

У вас банки. Но они пустые. Что положим в банку, чтобы получился компот .

-Вырежите только фрукты и приклейте на банку.

Дети садятся в круг , заглядывают в корзину и берут по предмету из корзины (муляжи овощей и фруктов)

дети читают хором

-В огороде, на грядке.

-На дереве, в саду.

-Это овощи.

-Это фрукты.

Это фрукты.

Один ребёнок работает у доски.

Дети  выбирают таблички

Яблоко круглое, твёрдое, ароматное, вкусное, сладкое, красное

ГРУША овальная, твёрдая, вкусная, зелёная

СЛИВА овальная, мягкая, вкусная, фиолетовая

Дети, по очереди,  выходят и проигрывают. Называют фрукт под платком.

Из фруктов можно приготовить компот, сок, варенье.

Дети выбирают из предложенных фруктов и овощей, вырезают только фрукты и приклеивают на шаблон банки .

5 Итог урока.

Что делали на уроке?

Проводится оценка деятельности и поощрение работы каждого ребенка.

Дома выучить названия фруктов.(конверты домой)

Мы слушали, мы думали, играли, читали.

Организационный момент, объявление темы занятия

Аленка: - - Здравствуйте, ребята! Вы так хорошо помогли мне приготовить обед для бабушки, что я хочу еще раз попросить вас помочь мне. Около нашего дома растет большой фруктовый сад. Я хочу сделать сюрприз своей мамочки: собрать фрукты и приготовить из них что-нибудь вкусненькое. Вы поможете мне?

Раскрытие темы

На доске появляется картинка «Наш сад».

- Посмотрите, какой замечательный фруктовый сад растет около Аленкиного дома, как много в нем фруктов! А когда созревают фрукты? (Фрукты созревают осенью). Давайте перечислим, какие фрукты выросли в саду. (В саду выросли яблоки, груши, сливы, персики).  Давайте будем собирать фрукты! Я буду рассказывать о каком-то фрукте, а вы должны отгадать его. Если отгадаете правильно,  Аленка будет фрукт складывать в корзиночку. Оно красное, круглое, твердое, сладкое. Что это? (Это яблоко). Она желтая, овальная, мягкая, сладкая. Что это? (Это груша). Она овальная, мягкая, гладкая, синяя. Что это? (Это слива). Он круглый, мягкий, ароматный — очень вкусно пахнет, желтый, шершавый. Что это? (Это персик). Потрогайте, какой шершавый и приятный на ощупь персик (предлагается муляж). (После отгадывания загадок-описаний муляжи фруктов кладутся в корзинку).

- Молодцы, столько фруктов собрали!

Аленка: - Ой, спасибо! Фрукты можно кушать сырыми, а можно и приготовить из них что-нибудь вкусное. Ребята, вы знаете, что можно приготовить из фруктов? (Из фруктов можно приготовить компот, сок, варенье). Давайте поскорее начнем готовить!

Учитель: - Подожди, Аленка. Сначала фрукты надо вымыть! Как вы думаете, ребята, обязательно надо мыть фрукты? А зачем? (Ответы детей).

Аленка: - Все, сейчас я начну готовить! А вы послушайте и скажите, все ли я правильно готовлю:

Персиковый сок приготовим из яблок.

Яблочное варенье приготовим из слив.

Сливовый компот приготовим из персиков.

Грушевый сок приготовим из яблок.

Яблочный пирог приготовим из слив.

Персиковое варенье приготовим из груш.

(Исправленные предложения дети с помощью педагога проговаривают целиком).

Аленка: - Спасибо, ребята! Теперь я поняла, что можно приготовить из фруктов и больше не запутаюсь! Давайте поиграем в игру про мой любимый фрукт - апельсин.

Физминутка

Пальчиковая игра «Мы делили апельсин».

Закрепление темы

"Узнай во вкусу"

На тарелочке разложены кусочки фруктов. Педагог поочередно завязывает глаза каждому ребенку и предлагает попробовать кусочек какого-либо фрукта. Ребенок должен по вкусу отгадать и назвать его.

"Описание фруктов с опорой на схему"

Детям раздаются карточки со схемами описания различных фруктов. Из предложенных муляжей каждый ребенок должен выбрать фрукт, соответствующий своей схеме, и описать его, например: «Это персик. Персик овальный, оранжевый, мягкий».

Аленка: - Ребята, помогите мне собрать фрукты для мамы! (Детям раздаются разрезные картинки из серии "Фрукты". Дети собирают самостоятельно, при необходимости оказывается помощь).

Итог занятия

Аленка: - Ребята, спасибо вам за помощь! Вы помогли мне убрать урожай в саду и рассказали, что можно приготовить из фруктов. Вот только я забыла, в какое время года надо убирать урожай? (Урожай надо убирать осенью). Какие фрукты мы сегодня убирали? (Мы убирали  яблоки, груши, сливы, персики). Что можно приготовить из фруктов? (Из фруктов можно приготовить сок, компот, варенье).

Проводится оценка деятельности и поощрение работы каждого ребенка.