Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Россия - наша Родина" во 2 классе
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Прусакова Светлана Анатольевна

Урок организован  в соответствии с ФГОС, при использовании информационно-коммуникативных технологий. Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Земля – наш общий дом».     На уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской. Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, был продуман каждый этап урока, составлены задания, подобраны вопросы, использованы различные приёмы активизации учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_56.rar31.29 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока открытого урока

Ф. И. О. учителя

Прусакова Светлана Анатольевна

Класс

2 «А»

Предмет

Окружающий мир

Дата проведения

29 апреля 2014

Присутствовали

член аккредитационой комиссии Забоева Е. Б., директор Самарского спортивного лицея Фурсова Л. Н., администрация МБОУ СОШ № 47

Целевой блок

Тема

Россия – наша Родина

Цель

Познакомить обучающихся с природой своей страны, города, жителями и их достижениями.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты

Предметные: научить использовать карты для получения информации; называть и показывать на карте свою страну, её столицу, свой город;

научить различать главные достопримечательности, особенности климата и рельефа, известных людей своей страны, города, населенных пунктов;

различать флаг своей страны, герб города и называть характерные особенности их страны, города.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Инструментальный блок

Задачи урока

Образовательные: дать понятие «малой Родины»

Способствовать развитию грамотной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, творческого воображения.

Воспитывать культуру поведения при груповой, фронтальной, индивидуальной работе; чувство патриотизма, гордости за свою Родину, народ.

Тип урока

Открытие новых знаний

Учебно-методический комплекс

- учебник «Окружающий мир» для 2-го класса А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан  Часть 2. Стр. 36-37

- карта России

- электронная презентация к уроку на интерактивной доске SmartBoard

- шаги учебной деятельности

- тетрадь

- электронные физкультминутки

- алгоритм самооценки

- ПМК «Академия младшего школьника» (кроссворд №15)

Организационно-деятельностный блок

Основные понятия

Родина, «малая Родина», народные промыслы, государственные символы, правительство, Конституция

Организация пространства

Парная, фронтальная, индивидуальная работа

Межпредметные связи

окружающий мир, чтение

Действия обучающихся

Стр.82-86 извлекают информацию из текста и иллюстраций

Стр.112-115 учатся работать с картами

Учатся слушать и понимать друг друга

Оформляют свои мысли у устной форме

Учатся сотрудничеству, работая в группах

Диагностика результатов урока (итог урока)

- Какую цель ставили?

- Достигли цели?

- Какая тема урока была?

- Чему научились на уроке.

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.

Домашнее задание

Подготовить сообщение о своей «малой Родине»

 


  Предполагаемые результаты

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.

Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Земля – наш общий дом».

      На уроке учитываю возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: тему и цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

    На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я продумала каждый этап урока, составила задания, подобрала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.

     На всех этапах урока ученики будут вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо будет не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Этапы урока тесно взаимосвязаны между собой, чередуются  различные виды деятельности. Умственные действия опираются и подкрепляются практическими действиями.

     Для каждого ученика создана ситуация успеха, что также способствует повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

     При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, подобрав их по соответствующим группам, что стимулирует детей и повышает их активность на уроке. Учебная информация привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, предполагаю повысить возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Все это я учитываю, планируя свой урок.

Этапы

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Слайд №1

 1  3  1  4  1

Беседа. Работа в группах.

Учитель: Итак, к нам в класс поступило письмо.

– Дорогие друзья! Мы знаем, что вы хорошо знаете разные части света и крупные страны мира. Мы решили рассказать немного о себе, правда, некоторые данные нами изменены. Отгадайте, откуда мы, и исправьте то, что вы заменили. Ждём ваших ответов с верным описанием нашей страны.

Слайд №2

         Страна располагается  на севере нашей планеты. Её омывают три океана: Индийский, Тихий и Северный Ледовитый. Вдоль побережья располагаются горы Анды. В нашей стране разговаривают на английском языке. На нашем флаге находится кленовый лист. Наша страна – родина футбола. Здесь находится знаменитый потухший вулкан Килиманджаро. Коренные жители материка – темнокожие аборигены. В самом узком месте перешейка был прорыт Суэцкий канал. - Дорогие друзья, расскажите нам о своей стране.

  1. В какой стране вы живёте (дай полное название), назови её символы.
  2. Назовите столицу, где она расположена. Назовите части, на которые условно поделена наша страна.
  3. Назовите природные условия и что выращивают в вашей области.

    4. Расскажите о полезных ископаемых.

    5. Какие народы населяют страну?

    6. Чем знаменита ваша страна? Чем гордится ваша страна?

Ваших писем ждут ребята из разных стран. Нам и им очень хочется узнать о вас и вашей стране как можно больше.

(Дети в группах определяют, что здесь описана Канада, исправляют то, что нужно:

Индийский – Атлантический

Анды (Ю. Ам.) – Кордильеры

футбол – хоккей

вулкан Килиманджаро (Африка)– водопад Ниагарский

темнокожие аборигены (Австралия) – черноволосые, краснокожие индейцы

Суэцкий канал (Африка) – Панамский канал)

Слайд №3

     Учитель: Да, прежде чем писать ответ, надо многое узнать, т.к. мы много говорили о других странах, а о своей стране - ничего. Видимо, этому будет посвящён наш урок.

Слайд №4

      На доске появляется тема урока:

         Россия – наша Родина.

– Что мы сейчас делали? (Составляли план, планировали свою деятельность.)

– Какие умения формировали?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

1  4  2  3  4  7  3

1. Работа в группах. Беседа.

  1.  – Что же будем делать, как будем отвечать на письмо? (Вопросов очень много. Может быть, надо поделить работу на несколько команд?)
  2.  – Давайте так и договоримся. Сегодня мы поговорим о своей стране.

 Запись на доске

1-я группа.

Слайд №5 и 6

      1.В какой стране вы живёте (дай полное название), назови её символы. (стр.112, стр.82)

  Учитель: Наше государство большое и многонациональное. Жизнь в нём регулируется Конституцией РФ – основным документом государства, где записаны все законы, определяющие жизнь страны, права и обязанности её граждан. Все граждане страны обязаны жить согласно этого главного Закона страны - Конституции.
  У каждой страны помимо Конституции есть и такие государственные символы, как герб, флаг, гимн.
  Посмотрите на изображение российского герба - государственного символа.

У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток.
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он - России дух свободный.

  Учитель: "Герб" это такой символ, которым можно любоваться как произведением искусства, можно его читать, разгадывать.
  Фон герба – красный. Это цвет жизни. На фоне красного щита - золотой двуглавый орел. Крылья орла похожи на золотые солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце. Правой лапой сжимает орел скипетр- жезл, украшенный резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе держава- золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны. В древние времена корона, скипетр и держава служили символами власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это святой Георгий-Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить змея. Черный змей- это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами. Двуглавый орел является символом России уже более 500 лет.
  Каково значение цветов российского флага? Во все времена цвету придавали особое значение: белый цвет означает мир и чистоту совести, синий - небо, верность и правду; красны - огонь и отвагу. Бело-синему флагу России уже более 300 лет.

Белый цвет- берёзка.
Синий - неба цвет.
Красная полоска -
Солнечный рассвет.

  Учитель:Как вы думаете, для чего стране нужны такие отличительные знаки как герб и флаг? У каждого государства есть свой гимн. Гимн - это торжественная мелодия или песня, которая исполняется в особо торжественных случаях. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Возглавляет страну Президент Российской Федерации –Владимир Владимирович Путин.

2-я группа.

Слайд №7 и 8

      2.Назови столицу, где она расположена. Назови части, на которые условно поделена наша страна. (стр.83)

Москва- это Красная площадь.
Москва-это башни Кремля.
Москва-это сердце России,
Которое любит тебя.

Хочу добавить, что Москва – это не только главный город страны, но и место, где заседает правительство.

Обратите внимание на новые незнакомые вам слова: конституция, правительство, президент. (Повесить на доску)

3-я группа.

Слайд №9

      3.Назови природные условия и что выращивают в вашей области. (стр.83, стр.104-105)

4-я группа.

Слайд №10 и 11

      4. Расскажи о полезных ископаемых.(стр.84, стр.114-115)

5-я группа.

Слайд №12

  1. Какие народы населяют страну? (стр.84-85)

   1  ученик:  Живут в России разные народы с давних пор.
                   Одним - тайга по нраву, другим - степной простор.
                    У каждого народа язык свой и наряд.
                    Один черкеску носит, другой надел халат.

2  ученик:

Один- рыбак с рожденья, другой - оленевод.
Один-кумыс готовит, другой - готовит мёд.
Одним – милее осень, другим - милей весна,
А Родина Россия у нас у всех одна.

6-я группа.

Слайд №13 – 14 - 15

  1. Чем знаменита ваша страна? Чем гордится ваша страна? (стр.85-86)

Гжель – роспись фарфоровой посуды в голубых розах и синих птицах. 200 лет назад начинался промысел, но и по сей день, жив старинный городок Гжель, что в 60 км от Москвы. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию...

Хохлома - роспись деревянной посуды и мебели, выполненная красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону. Хохломской промысел насчитывает более трёх столетий. 

Берестяной туес – береста служила нашим предкам в быту: из нее делали корзины, кузовки. В берестяных туесах продукты долго не портятся, сохраняют свои полезные качества.

– Ребята, на все ли вопросы мы сумели ответить? (Да, конечно, многое мы уже теперь можем рассказать.)

– Можем мы теперь написать письма нашим друзьям? (Да)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙΙ. Применение нового знания.

Слайд №16

Прочитай письмо Лены и исправь ошибки.

Здравствуй, дорогой друг. Я пишу тебе из города Москвы – столицы нашего большого государства, которое располагается в Европе. Наш город очень красивый. В центре находятся Красная площадь и древняя крепость – Кремль. Мой город стоит на реке Неве. Вокруг города раскинулась тайга. В лесу водится много птиц, белок, зайцев и бизонов. Наш город располагается на равнине, на севере от неё лежат Уральские горы…

Проверь себя

Образец:

Здравствуй, дорогой друг. Я пишу тебе из города Москвы – столицы нашего большого государства, которое располагается в Европе и Азии. Наш город очень красивый. В центре находятся Красная площадь и древняя крепость – Кремль. Мой город стоит на реке Москве. Вокруг города раскинулись смешанные леса. В лесу водится много птиц, белок, зайцев и лосей… Наш город располагается на равнине, на востоке от неё лежат Уральские горы…

Работа с ноутбуками по программе «Академия младшего школьника»

Учитель: Знания, полученные сегодня на уроке, мы попробуем закрепить,  разгадывая кроссворд с названием «Государство»

Работа с ноутбуками в группе (определение победителя)

Вопросы к одному ученику из группы (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты выполнил задание сам или были недочёты?

– Ты выполнил всё сам или с помощью товарища?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Молодец! Ты не только правильно выполнил задание, но и объективно оценил свою работу.

Максимум

– Скажите, ребята, а почему именно канадские ребята прислали нам письмо? Нет ли чего-то общего у наших стран?

(Канада напоминает нашу страну, т.к. располагается в тех же природных зонах. Немного похожи климатом и растительным и животным миром)

ΙV. Итог урока.

– Что нового узнали?

– Как узнали, что помогло?

– Где пригодятся знания?

– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

– Как работал ты? 4

  Отношение народа к Родине выражено в пословицах. Прочитайте и скажите, как вы их понимаете.

  Одна у человека мать, одна у него и Родина.

  Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

V. Домашнее задание.

Составить письмо о своей стране.