Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс Система Л. Занкова
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Новохацких Татьяна Павловна

Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс Система Л. Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл om_klass_novohatskih_2.docx129.69 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗАВЬЯЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА №1  ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА»

«Рассмотрено»

 Руководитель МО

Протокол № ____

От «__»            2015г.

«Согласовано»

заместитель  директора

по УР

__________ М.А.Жукова

«    »               2015г.

«Утверждено»

Директор

_________ В.Д.Ремпель

приказ № ______

от  «     »                  2015г.  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Окружающий мир»

образовательная область

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

 68 часов

2 класс

Составитель: Новохацких Татьяна Павловна

учитель начальных классов

                                                            с.Завьялово  

                                                                 2015г.


1. Пояснительная записка

Рабочая программа  «Окружающий мир» для 2 класса составлена   на основе

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г), Примерной  основной образовательной программы начального общего образования(2010 г.), программы «Окружающий мир » для 2 класса Дмитриевой Н. Я, Казаковой А. Н.   (2011г), Положения о Рабочей Программе  МБОУ ЗСОШ №1(2015г)

  1. Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир»

Предмет  «Окружающий мир» соединяет в равной мере природоведческие, географические, обществоведческие, исторические и другие знания и дает обучающемуся возможность ознакомления с естественными и социальными науками.  Обеспечивает целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях.

1.2 Цели

-формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека;

-развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.

Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком,

- освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);

- формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.

1.3. Место учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане

Преподавание предмета «Окружающий мир » представляет распределение учебных часов в соответствии с содержанием предметной области «Естествознание»  ФГОС НОО. Преподавание рассчитано на изучение учебного предмета «Окружающий мир» во 2  классе в объеме 68часов (2 часа в неделю).

  1. Результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»  учащимися

В процессе освоения содержания программы учебного предмета «Окружающий мир»  учащимися 2 класса достигаются а)личностные  б) предметные  в) метапредметные результаты

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в ее делах и событиях;
  • осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
  • способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  • осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);

Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:

•        усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

  • умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.

3.  Содержание  предмета «Окружающий мир » для 2 класса

Планирование и структура учебного содержания соответствуют содержанию и структуре УМК «Окружающий мир» для 2 класса Дмитриевой Н. Я, Казаковой А. Н.Программа предполагает соотношение освоения учащимися теоретического  материала и практического применения знаний.

Учебный план

Класс

Объем учебного предмета

Раздел, тем

Количество учебного времени

2 класс

68ч

Общий взгляд на Землю

Как изучают окружающий мир

Космос и Земля

14ч

Взаимодействие сил природы

22ч

Живая природа

18ч

Практических работ – 22,

 экскурсий-3ч,

наблюдений- 3ч

итоговых  контрольных работ – 2 (1, 2 полугодие)


4.Поурочно-тематическое планирование  

Номер урока

Тема  уроков

Тип урока

Элементы содержания образования (основные вопросы)

Тема 1. Общий взгляд на Землю -5ч

1

Наша Родина-Россия. Семья и труд.

Урок изучения нового материала.

Материки и океаны Земли.

Россия - самое большое государство мира. Москва - столица. Россия - родина космонавтики.

Практическая работа. Работа с физической картой России и полушарий, глобусом, с контурной картой полушарий.

2

Загадки Земли. Связь прошлого с настоящим.

Урок конкретизации и применения знаний

3

Россия – родина космонавтики.

Урок изучения нового материала.

4

Материки. Мировой океан. Практическая работа. «Работа с физической картой России и полушарий, глобусом и контурной картой полушарий»

Комбинированный

Практическая работа

5

Северный Ледовитый океан.

Урок изучения нового материала

Тема 2. Как изучают окружающий мир (9 часов)

6  1

Сто наук.Органы чувств человека: зрение и слух

Урок изучения нового материала

Человек и общество.

Органы чувств человека. Правила гигиены. Что надо знать, чтобы сохранить органы чувств здоровыми. Правила организации

учебного труда дома и в школе.

Источники информации об окружающем

мире: наблюдение, измерение, опыт, книги,

Интернет. Исследовательская работа. Труд

и творчество старших и сверстников. Учеба

как вид творческой деятельности. Классный, школьный коллектив. Роль учителя.

Инструменты и приборы. Назначение

и устройство термометра.

Человек и природа.

Вещества. Три состояния вещества

в природе твердое, жидкое, газообразное,

их основные свойства. Экология  наука

о взаимосвязях между живыми организмами и окружающей средой.

Практические работы. Определение

с помощью органов чувств разных объектов

окружающего мира и их свойств; определение свойств веществ, находящихся в твердом, жидком и газообразном состоянии;

знакомство с лупой, термометром; измерение температуры тела, воздуха, воды, снега.

7  2

Органы чувств : обоняние, вкус, осязание. Практическая работа«Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств»

Комбинированный

Практическая работа

8  3

Наблюдения рассуждения, выводы. Практическая работа «Знакомство с лупой и термометром»

Комбинированный

Практическая работа

9  4

Инструменты и приборы. Практическая работа«Измерение температуры тела, воздуха, воды, снега»

Комбинированный

Практическая работа

10  5

Книги и другие средства информации.

комбинированный

11 6

Тела и вещества.

Урок изучения нового материала

12  7

Свойства газообразных веществ.

комбинированный

13  8

Свойства жидких и твердых веществ.Практическая  работа.      «Определение свойств веществ, находящихся в твёрдом, жидком и  газообразном состоянии»

Комбинированный

Практическая работа

14   9

Человек и природа.

Урок организации самостоятельной работы

Тема 3. Космос и Земля – 14 часов (Космос-4ч, Планета Земля-10ч)

                 Космос-4ч

15   1

Главные особенности космоса. Звезда по имени Солнце. Наблюдения за высотой Солнца над горизонтом, за изменением длины тени от предметов в течение светового дня.

Урок изучения нового материала

Человек и природа

Звезды. Солнце - звезда. Планеты. Луна спутник Земли. Форма Земли. Вращение Земли вокруг оси и Солнца. Время: год,

месяц, неделя, сутки. Причина смены дня

и ночи.

Область жизни на Земле.

Ориентирование по отношению к собственному телу, Солнцу и местным признакам. Горизонт, стороны горизонта. Компас.

Представление о глобусе и географической карте. Основные формы земной поверхности (рельеф): равнина, горы, холмы, овраги. Формы земной поверхности, свойственные родному краю. Красота и разнообразие

ландшафтов России и родного края.

Практические работы.Ориентирование

на местности относительно собственного

тела, по Солнцу, компасу и местным признакам. Нахождение на глобусе и карте

изучаемых объектов. Изготовление примитивного компаса.

Экскурсия в планетарий.

Наблюдения за высотой Солнца над горизонтом, за изменением длины тени от

предметов в течение светового дня, за фазами Луны; за погодой.

16    2

Планеты Солнечной системы.

Урок изучения нового материала

17    3

Звезды и созвездия. Луна – спутник Земли. Наблюдения за фазами Луны.

Комбинированный

Практическая работа

18   4

Не верь глазам своим. Экскурсия в планетарий (заочная)

Урок изучения нового материала

Планета Земля-10ч

19   5

Наш общий дом. Наблюдения за погодой.

Урок организации самостоятельной работы

20  6

Горизонт.

Урок изучения нового материала

21  7

Строение Земли.

Урок изучения нового материала

22  8

Ориентирование. Стороны горизонта Практическая работа.« Ориентирование на местности относительно собственного тела по Солнцу»

Урок изучения нового материала

Практическая работа

23   9

Компас.Практическая работа  «Изготовление примитивного компаса. Ориентирование по компасу.»

Урок изучения нового материала

Практическая работа

24  10

Народные приметы ориентирования. Практическая работа.« Ориентирование на местности по местным признакам»

Урок изучения нового материала

Практическая работа

25  11

Глобус и географическая карта. Практическая работа. « Нахождение на глобусе и карте  изучаемых объектов»

Комбинированный

Практическая работа

26  12

Рельеф Земли

Урок изучения нового материала

27   13

Ландшафт Земли.

Урок изучения нового материала

28  14

Планета  Земля.Контрольная работа №1, 1 полугодие

Контрольный урок

Тема 4. Взаимодействие сил природы. -22 часа.

29  1

Тепловые пояса Земли.

Урок изучения нового материала

Человек и природа

Влияние Солнца на сушу.

Тепловые пояса Земли и смена времен

года. Причина смены времен года.

Вода. Вода на Земле. Водоемы естественные: океан, море, озеро, река, болото. Водоемы искусственные - пруд, водохранилище,

каналы. Правила безопасного пользования

источниками воды. Три состояния воды. Вода в атмосфере. Снег, лед. Свойства воды.

Вода - растворитель. Очистка воды от примесей фильтрованием. Вода - одно из условий жизни на Земле. Вода в быту.

Воздух. Представление о его составе.

Свойства воздуха. Воздух как условие горения. Что такое ветер. Значение воздуха для

растений, животных и человека.

Взаимосвязи и взаимозависимости между

компонентами неживой природы. Явления

природы: снегопад, листопад, ветер, гроза;

смена времени суток, смена времен года.

Круговорот воды в природе. Представление о стихийных бедствиях на Земле. Стихийные бедствия, возможные в местности,

где находится школа. Изменение поверхности Земли под воздействием Солнца, воды, ветра и деятельности человека.

Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами.

Практические работы.

Определение

свойств воздуха и воды; измерение температуры воздуха и воды; растворение в воде

веществ, фильтрование; определение направления ветра с помощью флюгера.

Экскурсия к водоему: наблюдения за

состоянием водоема в разное время года.

Обсуждение правил поведения у водоема.

Ознакомление с экологическим состоянием

своей местности.

30  2

Смена времен года.

Комбинированный

31   3

Солнце – властелин времен года.

Урок изучения нового материала

32  4

Особенности Земли как планеты.

Комбинированный

33   5

Суша под Солнцем. Энергия Солнца.

Комбинированный

34  6

 Внутренняя сила Земли.

Урок изучения нового материала

35  7

Воды Земли. Значение и свойства воды. Практическая работа : определение свойств воды.измерение температуры воды.

Комбинированный

Практическая работа

36  8

Воды Земли. Три состояния воды.

Урок изучения нового материала

37  9

Воды Земли. Снег и лед.

Комбинированный

38  10

Воды Земли. Жизнь животных и растений зимой.

Урок организации самостоятельной работы

39  11

Воды Земли Вода – растворитель.Практическая работа «Растворение в воде веществ, фильтрование».

Комбинированный

Практическая работа

40  12

Воды Земли. Подземные воды.

Комбинированный

41  13

Воды Земли Источники воды в нашей местности

Комбинированный

42  14

Воздух. Атмосфера Земли: состав и значение воздуха.

Комбинированный

43  15

Воздух. Свойства воздуха. Практическая работа «Определение свойств воздуха.  Измерение температуры воздуха»».

Комбинированный

Практическая работа

44  16

Воздух. Движение воздуха. Практическая работа «Определение направления ветра с помощью флюгера»

Комбинированный

Практическая работа

45  17

Воздух.  Грозные ветры.

Комбинированный

46  18

Обобщение изученного .Сила воды, ветра и Солнца на Земле.

Обобщающий

Урок организации самостоятельной работы

47  19

Круговорот воды в природе.

Урок изучения нового материала

48  20

Экскурсия к водоёму. Загрязнение вод человеком.

Комбинированный

Экскурсия

49  21

Изменение поверхности Земли. Вода, ветер и рельеф.

Комбинированный

50  22

Человек и неживая природа.Охрана суши, воды и воздуха.

Урок изучения нового материала

Тема 5 .Живая природа (18 часов)

51   1

Жизнь – особенность нашей  планеты.Экскурсия в природу.

Урок изучения нового материала

Экскурсия

Человек и природа

Царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные. Признаки живых

организмов: дыхание, питание, движение,

рост, размножение, умирание. Представление о взаимосвязи живых организмов с неживой природой, о связях между разными

представителями живой природы.

Растения, их разнообразие. Роль растений в природе и жизни человека. Бережное

отношение человека к растениям. Растения

родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Части растения

(корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).

Условия, необходимые для жизни растений

(свет, тепло, воздух, вода). Водоросли, мхи,

папоротники, хвойные и цветковые растения. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Овощи

и фрукты. Части растений, которые мы

едим. Плоды и корнеплоды.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух,

вода, тепло, пища). Представление о группах животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (или насекомые, рыбы, птицы, звери);

разнообразие животных. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных

в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные

родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Правила

поведения с домашними животными.

Сохранение редких растений, животных.

Красная книга.

Грибы - съедобные и ядовитые, их разнообразие. Правила сбора грибов.

Бактерии, их роль в жизни живой природы и человека. Гигиена тела и жилища.

Красота и разнообразие природы России.

Практические работы. Проращивание

семян; наблюдение за развитием растений

в разных условиях; наблюдение и уход за

комнатными растениями, за животными

в уголке живой природы; изучение особенностей внешнего строения различных групп

животных и растений с помощью коллекций и гербариев; рассматривание и классификация плодов и семян; рассматривание

строения плода и корнеплода; различение

ядовитых грибов.

Экскурсия в природу, в зоопарк, в ботанический сад.

52  2

Растения. Водоросли, мхи, папоротники – древние группы растений. Лишайники. Практическая работа «Наблюдение за развитием растений в разных условиях.»

Комбинированный

Практическая работа

53  3

Растения. Хвойные и цветковые.Практическая работа «Изучение особенностей внешнего строения различных групп растений с помощью гербариев»

Комбинированный

Практическая работа

54  4

Растения. Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа «Рассматривание и классификация плодов и семян»

Комбинированный

Практическая работа

55   5

Растения.  Условия для прорастания и роста растений. Практическая работа «Проращиваниесемян»

Комбинированный

Практическая работа

56  6

Растения. Что мы едим. Практическая работа «Рассматривание строения плодов и корнеплодов»

Комбинированный

Практическая работа

57  7

Растения-путешественники.Практическая работа «Наблюдение и уход за комнатными растениями»

Комбинированный

Практическая работа

58  8

 Грибы: съедобные и ядовитые. Практическая работа «Различение ядовитых грибов»

Комбинированный

Практическая работа

59    9

Животные. Группы животных: моллюски, насекомые, паукообразные. Практическая работа «Изучение внешнего строения различных групп животных с помощью коллекции»

Комбинированный

Практическая работа

60  10

Животные. Группы животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

комбинированный

61 11

Животные. Группы животных: птицы и млекопитающие.

Комбинированный

62  12

Животные.  Особенности размножения разных животных.

комбинированный

63  13

Животные и среда их обитания.

комбинированный

64  14

Животные. Питание животных.

Комбинированный

65  15

Дикие и домашние животные. Практическая работа «Наблюдение и уход за животными»

Комбинированный

Практическая работа

66  16

Бактерии: невидимые организмы.

Урок изучения нового материала

67  17

Живая природа (обобщающий урок)Контрольная работа.

Контрольный

68  18

Гигиена – наука о чистоте и здоровье.

комбинированный

 Приложение 1

Лист корректировки рабочей программы

Дата урока по плану

Дата проведения по факту

содержание корректировки (тема урока)

Обоснование проведения корректировки

Реквизиты документа (дата и № приказа)


  1. Учебно-методическое  и материально-технического обеспечение

  1. Нормативно-правовое  обеспечение образовательного процесса

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373;      Примерная программа начального общего образования. В 2 ч. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения)

5.2 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

-Программа «Окружающий мир»2 класс, Н. Я Дмитриева, А. Н. Казакова,,Сборник программ  начального общего образования, ( Система Л.В. Занкова): стр 158.  - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,Издательский дом «Фѐдоров», 2011 ;

-учебник  « Окружающий мир»Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н., 2класс – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»

-рабочая тетрадь Дмитриева Н.Я «Окружающий мир», 2 класс ,Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2012г

  1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Специфическое сопровождение.

Наглядные пособия:

  • Натуральные гербарии

глобус, настенные  карты,

  • Магнитная доска
  • Персональный компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • экран

ЭОР: электронное приложение к учебнику Дмитриевой  Н.Я. «Окружающий мир», 2 классИздательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2014г

Интернет-ресурсы.

медиотека «Начальная школа Кирилла и Мефодия», Режим доступа: http://www.nachalka.info

детские презентации  http://viki.rdf.ru/

Приложение 2

Контроль и оценивание по предмету

 Оценка образовательных результатов по предмету  «Окружающий мир » осуществляется  в соответствии с Положеними МБОУ ЗСОШ  №1:

 «О системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной и итоговой аттестации  обучающихся»

«О критериях оценивания и нормах оценок»;(Приказ №74 от 01.09.2014)

Примерные задания и рекомендации по проведению контрольных работ учебного предмета «Окружающий мир » для 2 класса Дмитриевой Н. Я. изложены в сборнике «Контрольные и проверочные работы по системе Л.В. Занкова» (1-е полугодие2-е полугодие).Издательскийдом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2012


C:\Documents and Settings\user\Мои документы\Мои сканированные изображения\2014-09 (сен)\сканирование0023.jpgC:\Documents and Settings\user\Мои документы\Мои сканированные изображения\2014-09 (сен)\сканирование0023.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру по системе РО Л.В.Занкова, 4 класс по ФГОС

Планирование составлено:  на основе стандартов второго поколения и  авторской программы по окружающему миру Дмитриевой Н.Я., Казаковой А.Н. (2008), рекомендованной Министерством образования ...

Рабочая программа по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (УМК Л.В.Занкова). 3 класс.

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (УМК Л.В.Занкова). 2 класс.

Рабочая пролграмма содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (УМК Л.В.Занкова). 1 класс.

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по окружающему миру по системе Л.В.Занкова 2класс ФГОС

Рабочая программа составлена на основе авторской с учётом требований ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру по системе Л.В.Занкова 2 класс

Представлена рабочая программа с тематическим планированием по окружающему миру по системе Л.В.Занкова (в соответствии с ФГОС )...

Рабочая программа по окружающему миру по системе Занкова 2 класс

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...