Урок-исследование: " Ледяная пустыня - Арктика"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Макаенко Ирина Анатольевна

Организация исследовательской работы на уроке окружающего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок- исследование22.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Ледяная пустыня - Арктика.

Тип урока: Исследование

Цели урока: создать условия для ознакомления  учащихся  с растительным и животным миром Арктики.

Оборудование: карта “Природные зоны России”, мультимедийный проектор, слайды, картины, фотографии с изображением изучаемых объектов, раздаточный материал, карандаши, магниты

Ход урока

1.Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

Где-то на белом свете там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи о земную ось.
Мимо плывут столетья, спят подо льдом моря,
Трутся об ось медведи, вертится земля.

Посмотрите на слайд и прочитайте. Что скажите?

Что нам поможет определить где находится эта территория?

Что может нам рассказать карта природных зон?

Как по-другому называют эту природную зону?

2. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ,

Почему Ледяной пустыней?

Правильно ли я вас поняла?

 В сложных климатических условиях Арктики живые организмы выжить не смогут.

Как вы будите подтверждать, или опровергать наше  предположение?

Мы проведем исследовательскую работу?

 Что нам  надо узнать в нашем исследовании?

  1. Познакомиться с растительным ююююю

3.ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ГРУППЕ

Ответы на поставленные вопросы я предлагаю найти, работая в группе. Каждая группа должна будет представить результат своей работы. А нам как настоящим экспертам я предлагаю оценить работу группы. По каким критериям мы будем  оценивать представление результатов работы группы?

Правильность выполнения работы.

Представление информации.

Согласованность работы в группе.

  1. РАБОТА НАД ТЕМОЙ.

А теперь я вам предлагаю следующие:

  1. Внимательно прочитайте задание.
  2. Посоветуйтесь в группе сможете ли вы выполнить самостоятельно предложенное задание, если сможете покажите с помощью цветного карандаша- зеленый цвет, если сможете, но вам необходима небольшая помощь- желтый, красны- вы считаете, что с заданием не справитесь. Поднять от группы один карандаш.
  3. Посоветуйтесь.
  4. На работу отводится 7 минут.

Работа в группах.

Задание.

1-2 группа. Расскажи о растительном мире Арктики

3-4 группа. Расскажи о животном мире Арктики.

  1. Прочитай текст №1
  2. Подчеркни слова,  соответствующие твоему заданию.
  3. Заполни карточку-помогайку, для этого вставь  нужные слова из текста №1.
  4. При представлении работы используй иллюстративный материал.

 ТЕКСТ №1.

Растительный мир Арктики очень беден. Из растений здесь чаще увидишь мхи, да лишайники. Лишайники и мхи растут на горных породах, камнях. Настоящими оазисами среди камней и ледников выглядят  полярные маки и камнеломки. Летом в морях Северного Ледовитого океана появляется множество мельчайших  зелёных водорослей. Ими питаются черви и рачки. Скопление червей и рачков привлекает разнообразных рыб. Рыба является основной пищей для животных Арктики. Поэтому жизнь большинства животных Арктики связана с морем. Млекопитающие: тюлени, моржи, белые медведи отличные пловцы. На побережье островов весной прилетают птицы: гуси, кайры,  чистики. На скалистых берегах собираются птичьи базары, здесь же на камнях  птицы выводят свое потомство.

Карточка – помогайка:

На островах прямо на голых ...(камнях) встречаются ...(лишайники), они очень ...(малы). Также приспособились к жизни на камнях ...(мхи) и ...(полярные маки). В толще воды, не покрытой ...(льдом), большое количество.. (планктоны растений водорослей).

2. ГРУППА. Расскажи о животном мире ледяной пустыни

Карточка – помогайка:

Животных арктической зоны кормит ...(море). Морскими водорослями питаются ...(рачки), а ими – ...(рыбы). Основная пища птиц и животных – это ...(рыба). На скалистых берегах собираются  птицы: ...(чайки), …(кайры) и ...(гагарки), здесь они выводят ...(потомство).

ВЫСТУПЛЕНИЕ и ОЦЕНКА

  1. У вас на столах лежат  оценочные листы.  Посмотрите там записаны те критерии, которые мы выработали? Давайте договоримся.
  2. Если…
  3. Выступающая группа себя не оценивает Прошу оценочные листы заполнять по мере выступления групп.
  4. Кто хочет высказать свое мнение о работе групп по предложенным критериям.

Вывод:

Проведя исследовательскую работу мы подтвердили или опровергли наше предположение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

От ледяной пустыни к пустыне песчаной

Открытый урок "Природные зоны России"...

урок на тему Зона ледяных пустынь

Тема, цели, ход урока, слайды....

Ледяная пустыня и тундра

Презентация по окружающему миру...

Технологическая карта урока окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления по теме "В ледяной пустыне"

Урок по предмету «Окружающий мир», 4 класс, разработан по технологии (ТРКМЧП). Данная технология ориентирована на развитие личности каждого ученика, ибо изучение предметного материала осуществляется н...

мастер- класс по теме "Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)

Цель данногог мастер - класса: показать наиболее эффективные приемы и методы работы с детьми на уроке на основе технологии системно-деятельностного подхода....

Карточки для закрепления нового материала по теме: "Ледяная зона Арктики".

В конце урока целесообразно провести проверку полученных знаний по данной теме. Карточки способствуют выявлению знаний, полученных на уроке и представлений о природе арктических пустынь (неживая приро...