Обобщающий урок по теме Природные зоны России 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Данный урок проведён в форме путешествия по природным зонам России. Учащиеся в игровой форме повторяют климатические и природные особенности каждой зоны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»

Учитель Матвеева Елена Николаевна

1-ая квалификационная категория

Обобщающий урок – путешествие «Природные зоны России».

        4 класс (Школа России)

Цели: обобщить знания учащихся по теме «Природные зоны России», отрабатывать навык        работы с картой, развивать познавательную активность и  творческий интерес у процессу обучения, воспитывать любовь к родной природе, экологическую сознательность учащихся.

Оборудование:  карта «Природные зоны России», карточки с индивидуальными    

                           заданиями,  кроссворд, загадки, презентация.

                           

                                            Ход урока.

  1. Актуализация знаний учащихся.

- Слайд №1. «Дружный хоровод» - белый медведь, северный олень, белка, дрофа, верблюд, дельфин.

- Могут ли все эти животные собраться вместе? (Нет)

- Почему? (Они обитают в разных природных зонах)

-Давайте расселим их по своим зонам. - В каком направлении  нам предстоит путешествовать по карте? (С  севера на юг)

2. Проверка Д/З. – будет проводиться по ходу урока. Дети должны были приготовить сообщения по одной из зон.

Зона арктических пустынь приготовила нам белоснежный конверт с заданиями.(Конверты прикреплены к карте Природные зоны России) Вам необходимо по описанию  узнать о какой природной зоне идёт речь.

К №1.

До самого  горизонта расстилалась холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустарника. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднелось стадо оленей, да снег скрипел под полозьями нарт.

Слайд№2

К №2.

С приближением лета с каждым днём становится  жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю воду из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И уже нет цветов, нет яркой травы – пожелтела, выгорела. Небольшими клочками вьются на ветру белые волны ковыля. Слайд №3.

К №3.

Солнце печёт немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря. На сколько хватает взгляда, нет ни растений, ни животных, одна пустота. Слайд №4.

Заслушивается сообщение об Арктике.

Продолжаем путешествие и приближаемся к зоне тундры. Как вы думаете, почему эта зона приготовила для вас синий конверт? Слайд №5.

Нас встречает станция «Зоологическая»

Станция «Зоологическая»

-Рассели животных по природным зонам, соединив стрелкой животное и зону обитания.

Кит                                       арктическая пустыня                           рысь

Богомол                                                                                             суслик

Косуля                                черноморское побережье                     дельфин

Лось                                    зона лесов                                               корсак

Лемминг        тундра                                               ушастый ёж

Кобылка        степь                                                 тюлень

Северный олень                      пустыни                                             жук-скарабей

Тупик

Наше путешествие продолжается. Мы приближаемся к зоне самой богатой растительностью.

- Это зона? (лесов). Слайд №  6. Заслушивается сообщение о зоне лесов. Нас ждёт конверт зелёного цвета.

Станция «Ботаническая»

-Узнай растение по описанию и назови.

1. Это растение похоже на накипь или корочку, растёт на валунах и скалах.

2. У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листья продолговатой формы. Плодами этого дерева любят лакомиться кабаны, белки и мыши.

3. Это таёжное растение имеет не гниющую древесину, в отличие от своих сородичей полностью раздевается на зиму.

4. Высокое растение, достигает 35м в высоту, долгожитель – живёт до тысячи лет. Листовые пластинки продолговатые с зубчиками. Плоды человек употребляет в пищу.

5. Это растение за год вырастает на толщину спички, похоже на миниатюрный кустарник, является пищей для северных оленей.

6. Это травянистое растение с корнем «метёлкой», узкими листьями и мягкими волосками.

7. У этого растения твёрдый каменный ствол, его корни уходят глубоко в землю, ветви корявые, перекрученные, листья в виде тонких веточек, похожи на вязальные спицы.

                                         Физминутка «Ветер в лесу».

Впереди по нашему курсу зона, в которой не обитают крупные животные. С травинки на травинку прыгают кузнечики, перелетают с цветка на цветок бабочки.

-Что же это за зона? (Зона степей) Слайд № 7.

Эта зона для каждого из вас приготовила по загадке.(Дети поочерёдно срывают карточки с загадками). Заслушиваем сообщение о зоне степей.

Наше путешествие продолжается. Перед нами низовья Волги и(Зона пустынь) Слайд № 8.

Самая жаркая зона приготовила для вас кроссворд.

Впишите в клеточки название природной зоны в которой обитает данный представитель. Слайд № 9. (Медуза)

Мы приближаемся к последней зоне.

Заслушиваем сообщение о зоне Черноморского побережья.

 Слайд № 10.

Подведение итогов урока.

Вот и закончилось наше путешествие. Оказалось ли оно для вас интересным и познавательным? С каким настроением вы уходите с урока?

Наш урок заканчивается, но не должна заканчиваться любовь к братьям нашим меньшим, к нашей прекрасной Родине, которая подарила вам счастливое детство.

Д/З

 Вам предстоит создать книжку–малышку «Заповедники природных зон России»

Выставление комментированных оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок - игра "По природным зонам России"

Игровое поле делится на 4 сектора и очки. Класс делится на две комнаты. Команды по очереди выбирают тему и вопрос на любое количество очков. (Вопросы усложняются по мере возрастания очков). После обсу...

Урок - игра. 4 класс.Обобщающий урок по теме "Природные зоны России"

Урок- игра по теме "Природные зоны России" 4 класс , предмет- окружающий мир. Урок -игра составлен на основе методического пособия "Поурочные разработки по курсу окружающий мир" Т.Н. Максимовой....

Урок - игра. 4 класс.Обобщающий урок по теме "Природные зоны России"

Урок- игра по теме "Природные зоны России" 4 класс , предмет- окружающий мир. Урок -игра составлен на основе методического пособия "Поурочные разработки по курсу окружающий мир" Т.Н. Максимовой....

Урок - игра. 4 класс.Обобщающий урок по теме "Природные зоны России"

Урок- игра по теме "Природные зоны России" 4 класс , предмет- окружающий мир. Урок -игра составлен на основе методического пособия "Поурочные разработки по курсу окружающий мир" Т.Н. Максимовой....

Урок - игра. 4 класс.Обобщающий урок по теме "Природные зоны России"

Урок- игра по теме "Природные зоны России" 4 класс , предмет- окружающий мир. Урок -игра составлен на основе методического пособия "Поурочные разработки по курсу окружающий мир" Т.Н. Максимовой....

Обобщающий тест по теме "Природные зоны России"

Обобщающий тест по теме "Природные зоны России", составлен для обучающихся в 4 классе.В тесте содержатся вопросы, охватывающие основные понятия рассматриваемой темы....

Конспект урока по теме «Природные зоны России. Арктика-край льда и снегов» окружающий мир 4 класс

Целью данного урока было создать условия для формирования  у обучающихся понятие природной зоны Арктика; учить их находить и показывать её на карте. Познакомить детей с особенностями природной зо...