Главные вкладки

    рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК "Гармония"
    рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

    Рабочая программа включает пояснительную записку, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование, материально-техническое обеспечение.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon okruzh_mir3_garmoniya_2_kl_pushkar.doc254.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

    Пояснительная записка

    Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» создана на основе:

    • ФГОС начального общего образования (утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785);
    • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
    • Программы курса «Окружающий мир» О. Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
    • Образовательной программы  МАОУ СОШ №7, учебного плана школы на 2015-2016 учебный год;
    • Положения о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС №682 от 01.09.2014г.
    • Планируемых результатов начального общего образования.

    Общая характеристика учебного предмета

    Предметная область «Естествознание, обществознание» реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир».

    Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности. 

    Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются:

    социализация ребёнка;

    развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

    формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять);

    воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.

    Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства. Это позволяет объединить в едином курсе знания о природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у учащихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В содержание интегрируются на доступном данному возрасту уровне обществоведческие, исторические, физические, химические, биологические, географические, астрономические, экологические знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной школе.

    Место учебного предмета в учебном плане

    На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на  68 ч  (34 учебных недели).

    Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

    • Мир многогранен, интересен и всё время изменяется – необходимо наблюдать и познавать его. Наука, искусство, религия, как способы познания человеком самого себя, природы и общества.
    • Природа жизненно необходима и ранима – нужно знать об этом и беречь её красоту и гармонию. Природа планеты - общее достояние человечества, её сохранение - важнейшая задача всех народов Земли.
    • В мире и в России живут разные народы – надо уважать их обычаи и традиции, жить с ними в дружбе и согласии. Опыт человечества и предков богат и пригодится в жизни – следует изучать и уважать его.
    • Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая своё Отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, адекватно ориентирующаяся в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно выбирающая собственную жизненную позицию и уважающая мнения других, – основа жизнеспособности, духовно-нравственной консолидации, развития и благополучия российского общества.

    Личностные, метапредметные и  предметные результаты освоения учебного предмета

    В процессе изучения окружающего мира, учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.

    Личностные результаты изучения курса «Окружающий мир»:

    -положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

    -готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;

    -осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

    -понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;

    -осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;

    -умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

    -навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;

    -осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей;

    -понимание важности здорового образа жизни;

    -стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;

    -зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;

    -стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья;

    -эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;

    -осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.

    Метапредметные результаты

    Регулятивные универсальные учебные действия:

    -организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.)

    -принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

    -планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;

    -действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;

    -контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);

    -оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

    -оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;

    -ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.);

    -проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

    -адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.

    Познавательные универсальные учебные действия

    -осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;

    -осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

    -понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;

    -применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;

    -подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;

    -наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;

    -использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;

    -осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме;

    -сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;

    -обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);

    -дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;

    -осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.

    Коммуникативные универсальные учебные действия

    -осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

    -аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);

    -вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

    -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

    -оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;

    -планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;

    -проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;

    -уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.

    -участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).

    Планируемые результаты освоения учебной программы 2 класса

    В результате усвоения содержания курса «Окружающий мир» во 2 классе ученик получит возможность узнать:

    – человек – часть живой природы и член общества, условия, обеспечивающие его здоровье и эмоциональное благополучие, значение труда и творчества в его развитии, качества, определяющие его физическую и духовную красоту; профессии людей, связанные с природой и работой с людьми, наиболее распространённые профессии в родном крае;

    – правила безопасного поведения в природе и социальной среде (водоём, лес, горы, ядовитые растения и грибы, опасные животные; улица, двор, подъезд, лифт, квартира, незнакомые люди), в чрезвычайных ситуациях;

     – основные нормы морали, культурного поведения в школе, среди одноклассников, в общественных местах, в семье, правила вежливого общения с окружающими людьми, элементарные приёмы управления своим эмоциональным состоянием;

     – правила личной гигиены, способы сохранения и укрепления своего здоровья; приёмы оказания первой помощи при лёгких травмах, простудных заболеваниях;

    – природные тела и явления, способы их изучения; основные космические тела (звезда, планета, спутник); виды земной поверхности (океаны и материки, горы и равнины, холмы и овраги); виды естественных и искусственных водоёмов (море, река, озеро, пруд, водохранилище); условные изображения на карте гор, равнин, водоёмов, городов, границ государств; особенности поверхности и водоёмов родного края (города, села, пригорода) на основе наблюдений;

     – взаимоотношения в обществе, семья – ячейка общества, род ственные и семейные отношения; Родина, государство, его столица, государственные символы; основные права и обязанности российских граждан, права ребёнка; – названия наиболее многочисленных народов, населяющих территорию России, её крупных городов, своего края (области, республики), его центра, своего города (села, деревни);

     – 2-4 представителя изучаемых систематических групп природных и социальных объектов своей местности, их достопримечательности;

    – экологические проблемы современного города и пути их реше- ния, необходимые меры по сохранению чистоты и красоты природы;

     – смысл понятий: тело, явление, облако, звезда, планета, спутник, созвездие; равнина, холм, гора, овраг; океан, море, озеро, река, пруд, водохранилище, болото; семья, родственники, Родина, государство, столица, граница, Конституция, гражданин, право, обязанность; город, посёлок, транспорт, средство связи, музей, профессия, искусство; симметричное, несимметричное, линия и центр симметрии предметов;

    понимать:

     – значение солнца, воздуха, воды для всего живого на Земле; на Земле мало питьевой воды и других природных ресурсов, их необходимо экономно расходовать;

     – люди не должны загрязнять землю и водоёмы промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми отходами; надо стараться решать возникающие экологические проблемы;

     – он является членом семьи, коллектива одноклассников; горожанином (селянином), гражданином своего государства и должен соблюдать нравственные нормы поведения в обществе, быть патриотом своей Родины, города, школы, класса;

    – человек красив своими душевными качествами, поведением, поступками, своим мастерством и своими творениями; красота человека несовместима с плохим отношением к окружающим людям, к природе; – все профессии важны и нужны в обществе, деятельность людей может разрушать природу, но может оберегать и сохранять её;

     – Россия - многонациональное государство, все народы равны между собой, надо уважительно относиться к культуре, обычаям, языку других народов;

     – край, где они живут,

     - их малая родина, которую надо беречь и любить; в городах и посёлках есть исторические памятники, которые надо сохранить для будущих поколений людей;

    научиться:

     – различать по существенным признакам природные объекты и изделия человека; объекты живой и неживой природы, тела и явления; небесные тела, формы суши, виды водоёмов; виды жилищ и транспорта, средства связи, профессии людей; симметричные и не симметричные предметы; эстетические и нравственные категории, эмоциональные состояния, формы общения; государственную символику России;

     – приводить примеры государственных законов и праздников, городов России, народов, населяющих родной край, наиболее многочисленных народов России; объектов неживой и живой природы, изделий человека; явлений, происходящих в неживой и живой природе, небесных тел, форм суши, естественных и искусственных, пресных и солёных водоёмов; объектов городского хозяйства, музеев, культурных центров, достопримечательностей родного города (посёлка); наземного, водного, воздушного, общественного, грузового и специального транспорта, разных профессий; симметричных и несимметричных предметов окружающего мира;

    – описывать изучаемые природные и социальные объекты, называя их отличительные признаки, особенности их внешнего вида; характеризовать черты характера человека; – сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемые объекты окружающего мира, называя их сходства и различия;

    – определять принадлежность изучаемых природных и социальных объектов к конкретным систематическим группам по существенным признакам;

    – объяснять отличия человека от животных; различие эстетических, этических, моральных категорий (красивое - безобразное, нравственное - безнравственное, культурное - некультурное, вежливое - грубое и др.); значение природы для здоровья человека, положительные и отрицательные воздействия человека на природу;

    – наблюдать тела и явления природы, небесные тела, формы земной поверхности, виды водоёмов, признаки экологического неблагополучия в природе; объекты городского хозяйства, культуры, спортивные сооружения, виды строений, улиц, транспорта, музейные экспонаты; вести простейшие наблюдения социальных отношений в быту, в обществе;

     – извлекать полезную учебную информацию из рассказа учителя, рисунка, учебного текста, схемы, таблицы, диаграммы, карты;

    – представлять результаты учебно-познавательной деятельности в разных формах (аргументированный ответ на вопрос, рисунок, аппликация, условный знак, схема, таблица, простая модель, описание изучаемого предмета по предложенному плану);

     – формулировать и обосновывать правила экологически гра- мотного и безопасного поведения в природе, нравственного поведения в быту и обществе;

    – создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, поделки, небольшие сообщения), участвовать в проектной деятельности;

    – оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывая свои суждения, предположения, аргументы.

    Содержание учебного предмета «Окружающий мир» 2 класс (68 часов)

    Человек и его здоровье (10 ч)

    Человек как часть живой природы и разумное существо. Здоровье человека, основные условия и способы его сохранения и укрепления. Значение для здоровья режима дня, закаливания, физических упражнений, спорта, прогулок на природе. Органы чувств, важность сохранения их здоровья. Оказание первой помощи при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог, обморожение). Использование целебных свойств растений. Личная гигиена школьника, поддержание чистоты и порядка в помещениях – залог здоровья. Важность знания правил безопасной жизни. Правила безопасного поведения в природе и дома (ядовитые растения, грибы, встреча с опасными животными; безопасное пользование бытовыми электрическими приборами, правила обращения с газом, водой, противопожарная безопасность). Правила поведения с незнакомыми людьми. Телефоны экстренной помощи.

    Человек и общество (8 часов)

     Общество – совокупность людей, объединённых общей культурой и совместной деятельностью. Человек – член общества. Значение труда для человека и общества. Разнообразие профессий: учёные, деятели литературы и искусства, учитель, врач, археолог и др. Важность и необходимость профессии эколог в современном мире. Наиболее распространённые профессии в городе, селе. Культура общения людей, правила этикета. Важность вежливого, уважительного отношения к окружающим. Эмоциональное состояние человека, проявление чувств. Друзья, взаимоотношения с ними. Физическая и духовная красота человека. Семья – ячейка общества, его основа. Члены семьи, родственники. Имя, отчество, фамилия, их происхождение. Родословная семьи (предки, ближайшие поколения). Место работы членов семьи, их профессии. Домашнее хозяйство, семейный бюджет. Взаимоотношения в семье, забота членов семьи друг о друге. Обязанности ребёнка в семье (забота о младших, стариках, больных, помощь взрослым). Труд, отдых, семейные праздники. Семейные реликвии и традиции.

    Природные тела и явления (29 часов)

    Кто и как изучает природу. Учёные, изучающие живую и неживую природу. Значение наблюдений и эксперимента в изучении законов природы. Природные явления, происходящие в живой и неживой природе. Способы их изучения. Объекты и явления неживой природы, наблюдаемые на дневном небе. Образование облаков, их разнообразие. Перистые, кучевые, слоистые, грозовые облака. Что изучает наука астрономия. Первые представления о небесных телах. Звёзды – раскалённые космические тела. Солнце – ближайшая к Земле звезда, источник света и тепла для растений, животных, человека. Опасность солнечного ожога и теплового удара. Правила безопасного поведения под солнечными лучами. Почитание Cолнца древними народами, его образ в произведениях народного творчества. Космические объекты и явления, наблюдаемые на ночном небе. Звёзды и созвездия. Кометы, метеоры, метеориты. Красота ночного неба. Планеты – холодные космические тела. Земля – планета. Общие представления о её форме, размерах и движении. Вращение Земли вокруг оси как причина смены дня и ночи, обращение вокруг Солнца – причина смены времён года. Глобус – модель Земли. Представления древних о Земле. Первый полёт человека вокруг Земли, первый космонавт мира Ю. А. Гагарин. Вид Земли из космоса. Луна – естественный спутник Земли. Движение Луны вокруг Земли как причина изменения её видимой формы в течение месяца (фазы Луны). Первые космические полёты на Луну. Общие представления о Солнечной системе, её составе и разнообразии планет. Что изучает наука география. Соотношение воды и суши на земной поверхности. Материки и океаны Земли, их число, названия, расположение на глобусе и карте полушарий. Формы земной суши: горы, равнины, их разнообразие, условное обозначение на карте. Холм, части холма. Овраги, их образование и борьба с ними. Разнообразие гор. Горы и люди. Правила безопасного поведения в горах. Вулканы, опасность их извержения. Изменение и загрязнение суши людьми: карьеры и отвалы, свалки из пустых пород. Вода на Земле. Группы водоёмов: естественные и искусственные; с пресной и солёной водой. Естественные водоёмы: океан, море, озеро, река. Море и его значение для людей и природы. Морская вода, волны, опасность купания в море. Озеро – замкнутый водоём. Каспийское море – самое большое озеро мира. Байкал – глубочайшее озеро мира, жемчужина России. Река – постоянный водный поток. Части реки: исток, притоки, устье. Реки и люди. Болото, его значение для рек. Искусственные водоёмы: пруд, водохранилище, канал. Источники питьевой воды, важность сохранения их чистоты. Необходимость экономного расходования воды в быту. Проблема загрязнения (очистки) водоёмов. Правила безопасного поведения на водоёмах. Важность сохранения красоты и чистоты природы. Формы суши и виды водоёмов родного края. Красота природных пейзажей в произведениях поэтов, писателей, художников, композиторов.

    Наша Родина – Россия (10 часов)

    Родина, соотечественники. Россия – многонациональное, одно из крупнейших по территории государств мира. Народы, населяющие Российскую Федерацию, их национальные традиции (на примере народов родного края). Уважительное отношение к своему и другим народам. Русский язык — государственный язык России. Территория Российской Федерации. Государственная граница России, её сухопутные и морские границы. Государственные символы России: флаг, герб, гимн. Правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – основной закон Российской Федерации. Права и обязанности граждан. Права ребёнка. Президент Российской Федерации – глава государства. Праздник и его значение в жизни общества. Государственные праздники: День защитника Отечества, День Победы, День весны и труда, День России, День народного единства, День Конституции, День защиты де- тей и др. Москва – столица России, центр управления государством. Расположение Москвы на карте России. Некоторые достопримечательности столицы России (Кремль, Московский университет, московское метро, Большой театр, храм Христа Спасителя и др.). Российские города (города-миллионеры, города - герои, города воинской славы, древние города). Общее представление о гербах городов. Санкт-Петербург и его достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.). Горожане и селяне. Условия жизни в городе (на селе). Промышленные и жилые районы города. Культурные центры города (библиотеки, музеи, театры, стадионы и др.). Проблемы современного города (транспорт, переработка отходов, чистота и др.). Проблема загрязнения окружающей среды. Опасность пребывания на свалках. Важность озеленения городов. Значение транспорта в жизни общества. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Экологические проблемы города, связанные с транспортом. Экологически чистые виды транспорта. Родной край, родные места семьи. Родной город (посёлок). Достопримечательности и исторические памятники родного города (посёлка). Расположение родного края, его центра, родного города на карте.

    Человек – творец (11 часов)

    Человек – создатель и носитель культуры. Талант и трудолюбие. Творчество и мастерство человека. Музеи, их значение в жизни общества. Исторический, краеведческий, политехнический и другие музеи, их экспонаты. Музеи под открытым небом. Коллекции старинных предметов быта: одежды, обуви, домашней утвари, светильников и др. Значение письменности, счёта, средств связи в жизни людей. Бережное отношение к книге. Старинные и современные средства письменности, счёта, связи. Почта, телеграф, мобильный телефон, компьютер, электронная почта, радио, телевидение, пресса, Интернет. Мир искусства. Виды художественного творчества: литература, музыка, живопись, скульптура, театр, кино. Образы природных пейзажей, времён года в искусстве: в поэзии, на художественных полотнах и др. Художественные музеи – хранилища произведений искусства. Эрмитаж, Третьяковская галерея – крупнейшие музеи страны. Красота природная и рукотворная. Симметричные и несимметричные предметы окружающего мира. Осевая, центральная, переносная виды симметрии. Линия и центр симметрии. Использование разных видов симметрии в творениях человека: в архитектурных сооружениях, парковых ансамблях, мостах, узорах одежды, предметов быта и др. Памятники культуры на ближайших улицах родного города (села), важность бережного отношения к ним.

    Тематическое планирование

    Название раздела

    Часов по программе

    Спланировано

    Человек и его здоровье

    10 часов

    10 часов

    Человек и общество

    8 часов

    8 часов

    Природные тела и явления

    29 часов

    29 часов

    Наша Родина – Россия(

    10 часов

    10 часов

    Человек – творец

    11 часов

    11 часов

    ИТОГО

    68 ч

    68 ч

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    ОКРУЖАЮЩИЙ МИР умк «Гармония»

    урока

    Дата проведения

    Тема урока

    Форма контроля

    Деятельность учащихся

    1 четверть – 17 часов

    Человек и его здоровье (10 часов)

    1

    02.09

    Что нас окружает

    Тест № 1, с. 3–5

    Вспоминают три компонента окружающего мира: живая и неживая природа, изделия человека; называют изученные группы растений и животных, их основные признаки; учатся осуществлять самоконтроль и самооценку своих знаний и умений.

    (Повторение

    учебного материала, изучен-

    ного в 1 классе)

    Учебник –

    с. 3, 4; рабочая

    тетрадь – с. 3–6;

    тестовые задания – с. 3–5,

    тест № 1

    2

    07.09

    Человек – часть живой природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности)

    Принимают (совместно с учителем) и решают поставленные задачи разными способами: читают тексты, выбирая нужную информацию, анализируют иллюстрации и распределяют предметы окружающего мира в разные группы;выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях, учатся работать со схемами, анализируют информацию, которая в них представлена; формулируют выводы, подводят итог урока (какие были поставлены задачи, какими способами они решались, какой вывод сделан после их решения, о каком новом способе представления информации узнали).

    Учебник –

    с. 5–7; рабочая

    тетрадь – с. 7;

    тестовые за-

    дания – с. 6, 7,

    работа № 1

    3

    09.09

    Человек – разумное существо. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

    Актуализируют знания о живых существах, полученные в 1 классе, и собственные наблюдения за животными, анализируют иллюстрации, отвечая на поставленные вопросы, читают текст, выделяя основные мысли, делают вывод, выполняют задания в рабочей тетради.

    Учебник –

    с. 8, 9; рабочая

    тетрадь – с. 8, 9,

    задания № 7, 8,9; тестовые задания – с. 10,

    № 1, 2

    4

    14.09

    Здоровье человека. Ценность здоровья и здорового образа жизни. Значение природы для здоровья.

    Тест № 2, с. 8–9

    Рассуждают, чем человек отличается от животных, сравнивают их жилища, способы передвижения с изобретениями человека; делятся с одноклассниками собственными наблюдениями, формулируют выводы и проверяют их; выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях, работают с разрезными карточками.

    Учебник –

    с. 10–14; рабочая тетрадь –

    с. 10, 11, задания

    № 10, 11, 12;

    тестовые задания – с. 11, задания № 3, 4, 5,

    тест № 2

    5

    16.09

    Органы чувств, их гигиена.

    Анализируют иллюстрации, соотносят с текстовой информацией; рассуждают о том, как надо заботиться о своём здоровье, о способах закаливания; составляют советы, как сохранить здоровье, заполняют схему в рабочей тетради.

    Учебник –

    с. 15–18; рабочая тетрадь –

    с. 12, 13, задания

    № 13–18

    6

    21.09

    Органы чувств, их гигиена.

    Выясняют значение органов чувств человека, обсуждают правила поведения, которые помогают сохранять их здоровье; проверяют остроту зрения и слуха, выполняют практическую работу (возможно с помощью школьного врача или медсестры) по использованию средств гигиены и оказания  первой помощи при небольших травмах, выполняют задания в рабочей тетради.

    Учебник –

    с. 19–27; рабочая тетрадь –

    с. 14, 15, задания

    № 19–23

    7

    23.09

    Чистота – залог здоровья.

    Анализируют рисунки и «озвучивают» их, расшифровывают условные рисунки; обсуждают значение чистоты в жизни человека, составляют советы по её соблюдению, работают в парах, обобщают полученные знания о здоровье, выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях.

    Учебник –

    с. 29–31; рабочая тетрадь –

    с. 15, задание

    № 24, с. 16, задание № 25

    8

    28.09

    Зелёная аптека. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

    Называют группы растений, их существенные признаки; высказывают свои предположения о происхождении названий растений; рассуждают о значении растений для природы и для человека; узнают лекарственные растения по описанию; обсуждают правила сбора лекарственных растений; готовят небольшие сообщения о выбранном растении (по желанию).

    Учебник –

    с. 32–35; тестовые задания –

    с. 12, 13,

    тест № 3

    9

    30.09

    Азбука безопасного поведения. Правила безопасного поведения в лесу, на водоёме в разное время года.

    Тест № 3,

    с. 12–13

    Рассказывают о растениях, грибах, животных, которые опасны для жизни человека; читают тексты, выбирают нужную информацию и обсуждают, как правильно себя вести в природе, на улице, дома; моделируют опасные ситуации, анализируют рисунки, составляют полезные советы.

    Учебник –

    с. 36–44; рабочая тетрадь –

    с. 16, 17, задания

    № 26–28;

    тестовые задания – с. 12–15,

    тест № 3 и работа № 3

    10

    05.10

    Азбука безопасного поведения.

    Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

    Рассказывают о растениях, грибах, животных, которые опасны для жизни человека; читают тексты, выбирают нужную информацию и обсуждают, как правильно себя вести в природе, на улице, дома; моделируют опасные ситуации, анализируют рисунки, составляют полезные советы.

    Учебник –

    с. 36–44; рабочая тетрадь –

    с. 16, 17, задания

    № 26–28;

    тестовые задания – с. 12–15,

    тест № 3 и работа № 3

    Человек и общество (8  часов)

    11

    07.10

    Человек – член общества, носитель и создатель культуры.

    Размышляют о человеке как части живой природы и общественном существе, о необходимости каждому члену общества трудиться, оказывать друг другу помощь в трудные минуты и в беде, о том, какую помощь обществу могут оказать сами; делают выводы о том, кого можно назвать достойным членом общества.

    Учебник –

    с. 46–48

    12

    12.10

    Профессии людей. Разнообразие профессий людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

    Читают текст по абзацам, выделяя основную информацию, анализируют иллюстрации, соотносят профессию людей и место их работы); обсуждают важность профессий учитель, эколог; рассказывают о том, кем они хотели бы стать; работают с разрезными карточками.

    Учебник –

    с. 49–51; рабочая

    тетрадь –

    с. 18, 19, задания

    № 1–4

    13

    14.10

    Как мы общаемся. Правила этикета. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению.

    Рассуждают, какого человека можно назвать общительным; разыгрывают по иллюстрациям сценки общения; обсуждают, для чего нужно знать правила этикета, разыгрывают по иллюстрациям соблюдение правил этикета в театре, в музее, в библиотеке; составляют пословицы и поговорки и объясняют их значение, выполняют задание в рабочей тетради.

    Учебник –

    с. 52–62; рабочая

    тетрадь – с. 20,

    задание № 5

    14

    19.10

    Физическая и духовная красота человека. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

    Размышляют, чем красив человек, что такое физическая, духовная красота, каким бывает отношение людей к природе, друг к другу; рассуждают, как управлять отрицательными и положительны-ми эмоциями; обсуждают, почему нужно проявлять чуткость к окружающим людям, стараться им помочь в трудную минуту; «озвучивают» картинки, объясняют, что могло стать причиной разного настроения изображённых на них детей; приводят примеры своих положительных и отрицательных эмоций; оценивают поступки ребят и свои, которые могут портить настроение родным и другим людям.

    Учебник –

    с. 63–69; рабочая

    тетрадь –

    с. 20, 21, задания

    6–10, с. 22, 23,

    задания № 11, 12

    15

    21.10

    Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.

    Тест № 4,

    с. 16-18

    Размышляют о том, что нравится им в одноклассниках, друзьях, какого друга они хотели бы иметь, надо ли прощать обиды; моделируют день рождения друга; составляют и объясняют пословицы о дружбе, рассказывают о своих друзьях; анализируют содержание стихотворения, выполняют тест и оценивают его результаты.

    Учебник –

    с. 70–73; тестовые задания –

    с. 16–18, тест

    № 4

    16

    26.10

    Семья – самое близкое окружение человека. Родственники. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи.

    Рассказывают о своих представлениях, что такое семья, проверяют свои предположения по учебному тексту, объясняют понятия, выделенные в нём жирным шрифтом; решают логические задачи, читают схему и определяют по ней имена прадедов; готовят рассказ о своей семье.

    Учебник –

    с. 74–79; рабочая

    тетрадь – с. 24,

    задания № 13–16

    17

    28.10

    Семейные заботы и традиции. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи.

    Обсуждают, какими могут быть обязанности у каждого члена семьи, рассказывают о своих обязанностях; анализируют текстовую и иллюстративную информацию, делают выводы, выполняют задания в рабочей тетради; обсуждают вопросы для исследования родословной семьи, её традиций и реликвий.

    Учебник –

    с. 80–83; рабочая

    тетрадь –

    с. 25–27, задания

    № 17–20

    2 четверть – 14 часов

    18

    09.11

    Родословная семьи. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

    Тест № 5,

    с. 19-21

    Урок презентаций проектных работ «Моя семья», выполнение теста.

    Учебник –

    с. 84–86; рабочая

    тетрадь –

    с. 28–30, задания

    № 21–24;

    тестовые задания – с. 19–21,

    тест № 5

    Природные тела и явления (29 часов)

    19

    11.11

    Кто и как изучает природу Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

    Актуализируют свои знания и наблюдения о природе, анализируют иллюстрации и текстовую информацию; учатся ставить познавательную задачу, планировать проведение опыта; выполняют задание в рабочей тетради, обобщают изученное на уроке.

    Учебник –

    с. 88–91; рабочая

    тетрадь – с. 31,

    задание № 1

    20

    16.11

    Природные тела и явления. Погода и её составляющие ( температура воздуха, облачность, осадки, ветер)

    Рассказывают о своих наблюдениях природных явлений, описывают природные явления (по фотографиям), происходящие в неживой и живой природе, соотносят их с временами года; читают схемы и конкретизируют их содержание примерами, работают с разрезными карточками, выполняют задания в рабочей тетради.

    Учебник –

    с. 92–95; рабочая

    тетрадь – с. 31,

    задание № 2,

    с. 32, 33; задания

    № 3–5

    21

    18.11

    Разнообразие облаков. Наблюдение за погодой своего края.

    Рассказывают о своих наблюдениях облаков, читают текст и соотносят описание облаков с их изображением на иллюстрациях; предполагают, из чего могут состоять облака, проверяют свои предположения, делают выводы; выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях, моделируют кучевые, перистые, слоистые облака.

    Учебник –

    с. 96, 97;

    рабочая

    тетрадь –

    с. 34, 35,

    задания № 9–12;

    тестовые

    задания –

    с. 22, 23,

    тест № 6,

    работа № 4

    22

    23.11

    Разнообразие облаков.

    Тест № 6,

    с. 22-23

    Рассказывают о своих наблюдениях облаков, читают текст и соотносят описание облаков с их изображением на иллюстрациях; предполагают, из чего могут состоять облака, проверяют свои предположения, делают выводы; выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях, моделируют кучевые, перистые, слоистые облака.

    Учебник –

    с. 96, 97;

    рабочая

    тетрадь –

    с. 34, 35,

    задания № 9–12;

    тестовые

    задания –

    с. 22, 23,

    тест № 6,

    работа № 4

    23

    25.11

    Звёзды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.

    Размышляют, какие тела могут являться источником света и тепла, проверяют свои предположения по тексту; рассуждают о форме, размерах Солнца, как далеко оно находится от Земли; выполняют задания в рабочей тетради.

    Учебник –

    с. 98–101; рабочая тетрадь –

    с. 36, задания

    № 13, 14, 16

    24

    30.11

    Солнце и жизнь.

    Обсуждают значение Солнца для всего живого на Земле, рассказывают о своих наблюдениях воздействия солнечных лучей на растения, животных, человека; анализируют рисунки и составляют советы по безопасному поведению под солнцем, проверяют их по учебному тексту; составляют рассказ (по желанию) о Солнце от имени биолога (врача, астронома и др.)

    Учебник –

    с. 102–103; рабочая тетрадь –

    с. 36, задание

    № 15, с. 37, задание № 17

    25

    02.12

    Звёзды и созвездия.

    Рассказывают о своих наблюдениях звёзд и созвездий (Большой Медведицы); читают текст и выбирают нужную информацию для ответов на поставленные вопросы; готовят сообщение (легенду) о выбранном созвездии (по желанию).

    Учебник –

    с. 104–108; рабочая тетрадь –

    с. 37, задание

    № 18, с. 38, задание № 19

    26

    07.12

    Кометы, метеоры, метеориты.

    Рассказывают о своих наблюдениях ночного неба, ставят познавательную задачу, решают её, читая текст; сравнивают космические тела, находят сходства и различия между ними; выполняют задание (аппликацию) в рабочей тетради.

    Учебник

    (часть 1) –

    с. 109, 110;

    рабочая тет-

    радь – с. 38,

    задание № 20

    27

    09.12

    Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. 

    Размышляют, почему слово «земля» пишется по-разному, проверяют свои предположения, читая текст; сравнивают планеты и звёзды, находят их сходства и различия; знакомятся с древними представлениями о форме Земли, с помощью простых опытов убеждаются в её шарообразности; отвечают на вопросы, выполняют задание в рабочей тетради.

    Учебник

    (часть 2) –

    с. 3–7;

    рабочая тетрадь

    № 2 – с. 3, зада-

    ние № 1

    28

    14.12

    Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Примеры явлений природы: смена времени суток, рассвет, закат.

    Высказывают предположения, почему происходит смена дня и ночи на Земле, и проверяют их по тексту; убеждаются, что глобус отражает форму Земли, рассматривают наклон оси вращения; наблюдают, как происходит смена дня и очи; подбирают карточки с изображением времён года и помещают их в соответствующие места на схеме.

    Учебник

    (часть 2) –

    с. 8–10;

    рабочая тетрадь

    № 2, с. 4,

    задания № 4–6

    29

    16.12

    Луна – естественный спутник Земли.

    Рассказывают о своих наблюдениях Луны, высказывают предположения, почему она не всегда видна, почему меняется её вид, излучает ли она свет и тепло; моделируют движение Луны вокруг Земли, Земли вокруг Солнца, работая в парах; проводят наблюдения за Луной (с родителями).

    Учебник

    (часть 2) –

    с. 11–13;

    рабочая тетрадь

    № 2 – с. 5,

    задания № 7–9

    30

    21.12

    Исследования Луны. Человек на Луне.

    Знакомятся с первыми исследованиями Луны с помощью космических аппаратов, астронавтов; читают стихотворение, рассматривают иллюстрацию к нему, высказывают предположения о лунной поверхности и проверяют их по тексту, данному в рабочей тетради; обсуждают ответы на вопросы, предлагают свои аргументы; выполняют задания в рабочей тетради и творческое задание (по желанию).

    Учебник

    (часть 2) –

    с. 14, 15

    рабочая тетрадь

    № 2 – с. 6, 7,

    задания № 10–13

    31

    23.12

    Планеты, движущиеся вокруг Солнца. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года.

    Повторяют изученное ранее о космических телах; читают текст, определяют основную мысль каждого абзаца; рассуждают о необходимости сохранить жизнь на планете Земля; работают с разрезными карточками.

    Учебник

    (часть 2) –

    с. 16, 17; рабочая

    тетрадь – с. 8, 9,

    задания № 14–16

    3 четверть -

    32

    Разнообразие космических тел. Обобщающий урок.

    тест № 7, с. 26, 27 и работа № 5, с. 28, 29 в тетради

    тестовых заданий

    Выполняют тестовые задания, оценивают результаты, определяют свои пробелы, восполняют их.

    Учебник

    (часть 1) –

    с. 98–110, Учебник (часть 2) –

    с. 3–17; тестовые

    задания – с. 26,

    27, тест № 7,

    с. 28, 29, работа

    № 5

    33

    Поверхность Земли. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте.

    Высказывают предположения, проверяют их по тексту учебника; учатся пользоваться условными знаками карты, добывать информацию о земной поверхности по глобусу, карте полушарий, находят материки и океаны Земли; учатся работать с круговыми диаграммами, схемами; обобщают полученные знания.

    Учебник

    (часть 2) –

    с. 18–23, второй

    форзац Учебника

    (часть 1);

    рабочая тетрадь

    № 2 – с. 10, 11,

    задание № 17,

    с. 12, задание

    № 18

    34

    Формы земной поверхности: равнины, холмы (общее представление, условное обозначение равнин на карте) Овраги и борьба с ними. 

    Читают текст, соотносят текстовую информацию с иллюстрациями, выделяют новые понятия, определяют по рисунку-схеме части холма; рассуждают о причинах появления оврагов, их вреде и мерах борьбы с ними, моделируют холмы и овраги из пластилина.

    Учебник

    (часть 2) –

    с. 24–27; рабочая

    тетрадь № 2 –

    с. 12, задания

    № 19, 20,

    с. 13, задания

    № 21, 22

    35

    Горы (общее представление, условное обозначение гор на карте). Их разнообразие.

    Ставят познавательную задачу, решают её, читая текст, соотносят текстовую информацию с иллюстрациями, обобщают полученные знания и проверяют свои выводы по учебнику; учатся работать с картой, находят географические объекты по её цветовой окраске; моделируют разные по высоте горы из бумаги, пластилина, глины.

    Учебник

    (часть 2) –

    с. 28–30;

    рабочая тетрадь

    № 2 – с. 14,

    задания № 23, 24

    36

    Горы и люди. Безопасное поведение в горах.

    Ставят познавательную задачу и решают её, рассматривая иллюстрации, проверяют свои предположения, читая текст; обсуждают опасности, подстерегающие человека в горах, меры предосторожности, которые надо соблюдать; оценивают отрицательное влияние деятельности людей в горной местности, экологические проблемы, возникающие в местах добычи полезных ископаемых, предлагают способы восстановления природной красоты.

    Учебник

    (часть 2) –

    с. 31–34;

    рабочая тетрадь

    № 2 – с. 15,

    задание № 25,

    с. 16, задания

    № 26, 27

    37

    Экскурсия. Особенности поверхности родного края ( краткая характеристика на основе наблюдений)

    Наблюдают формы суши, преобладающие в данной (в которой живут) местности, оформляют рисунки, макеты, описания, фотографии с комментариями и др. (по выбору).

    Карта региона,

    рабочая тетрадь

    № 2 – с. 17, задание № 28

    38

    Земля и её поверхность. Обобщающий урок.

    тест № 8 из тетради для тест.зад-й и работа № 6 (тетрадь для тестовых заданий, с. 30-34)

    Выполняют тестовые задания разных типов, оценивают свою работу, выявляют пробелы и восполняют их.

    Учебник

    (часть 2) – с. 18–34; тестовые задания – с. 30–32,

    тест № 8, с. 33,34, работа № 6

    39

    Вода на Земле. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

    Ставят познавательную задачу; сравнивают по глобусу, чего больше на земной поверхности – суши или воды, находят самые крупные моря, определяют, частью каких океанов они являются; выполняют опыт, моделируя морскую воду; обсуждают правила безопасного поведения на море, экологические проблемы, связанные с деятельностью людей, сочиняют экологическую сказку о море (по желанию)

    Учебник

    (часть 2) –

    с. 35–38;

    рабочая тетрадь № 2 – с. 18,

    задания

    № 29–31,

     с. 19,

    задания № 32, 33

    40

    Водоёмы, их разнообразие (океаны, море); использование человеком. 

    Ставят познавательную задачу; сравнивают по глобусу, чего больше на земной поверхности – суши или воды, находят самые крупные моря, определяют, частью каких океанов они являются; выполняют опыт, моделируя морскую воду; обсуждают правила безопасного поведения на море, экологические проблемы, связанные с деятельностью людей, сочиняют экологическую сказку о море (по желанию)

    Учебник

    (часть 2) –

    с. 35–38;

    рабочая тетрадь № 2 – с. 18,

    задания

    № 29–31,

     с. 19,

    задания № 32, 33

    41

    Пресные воды суши. 

    Соотносят текстовую и графическую информацию; составляют схему реки, объясняют происхождение слов «исток», «приток»; обсуждают стихийные бедствия, связанные с изменением водного потока реки, правила безопасного поведения на реке и проблемы, связанные с её загрязнением; выполняют проектную работу (экологическое путешествие по реке).

    Учебник

    (часть 2) –

    с. 39–43;

    рабочая тетрадь

    № 2 – с. 20,

    задания № 34, 35,

    с. 21, 22,

    задания № 36–39

    42

    Водоёмы, их разнообразие. Река, её части. Использование человеком. Водоемы родного края (название, краткая характеристика на основе наблюдений)

    Соотносят текстовую и графическую информацию; составляют схему реки, объясняют происхождение слов «исток», «приток»; обсуждают стихийные бедствия, связанные с изменением водного потока реки, правила безопасного поведения на реке и проблемы, связанные с её загрязнением; выполняют проектную работу (экологическое путешествие по реке).

    Учебник

    (часть 2) –

    с. 39–43;

    рабочая тетрадь

    № 2 – с. 20,

    задания № 34, 35,

    с. 21, 22,

    задания № 36–39

    43

    Водоёмы, их разнообразие: озёра, пруды, болота. Использование человеком.

    Анализируют рисунки, сравнивают пресные водоёмы, находят их сходства и различия; рассуждают о значении водоёмов для людей и природы; обобщают знания о земной поверхности, совершая мысленное путешествие по рисунку-схеме (учебник, с. 47); готовят сообщение о Байкале (или о местном озере).

    Учебник

    (часть 2) –

    с. 44–49;

    рабочая тетрадь

    № 2 – с. 23, 24,

    задания № 40–43

    44

    Байкал – жемчужина России. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. 

    Анализируют рисунки, сравнивают пресные водоёмы, находят их сходства и различия; рассуждают о значении водоёмов для людей и природы; обобщают знания о земной поверхности, совершая мысленное путешествие по рисунку-схеме (учебник, с. 47); готовят сообщение о Байкале (или о местном озере).

    Учебник

    (часть 2) –

    с. 44–49;

    рабочая тетрадь

    № 2 – с. 23, 24,

    задания № 40–43

    45

    Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Загрязнение водоёмов. Охрана природного богатства – воды.

    Рассуждают о значении воды для растений, животных, человека, обсуждают мировую экологическую проблему нехватки питьевой воды, предлагают меры её экономного расходования, придумывают плакаты-памятки о бережном расходовании воды и сохранении её чистоты; обобщают изученное на уроке, обсуждают экологические проблемы, связанные с деятельностью человека, предлагают меры по сохранению чистоты и красоты водоёмов.

    Учебник

    (часть 2) –

    с. 50–52;

    рабочая тетрадь

    № 2 – с. 25,

    задание № 44, с. 26, задание

    № 45

    46

    Экскурсия. Водоёмы родного края. Правила поведения в природе.

    Наблюдают водоёмы, которые есть в данной (в которой живут) местности, оформляют отчёт о своих наблюдениях (рисунки, макеты, описания, фотографии с комментариями

    Карта региона,

    рабочая тетрадь

    № 2 – с. 27, 28,

    задания № 46–49

    47

    Разнообразие водоёмов. Обобщающий урок.

    Тест. зад-я–

    с. 35–37,

    тест № 9, с 38–39, работа № 7

    Выполняют тестовые задания разных типов, оценивают свою работу, выявляют пробелы и восполняют их.

    Учебник

    (часть 2) – с. 35–52; тестовые за-

    дания – с. 35–37,

    тест № 9, с. 38, 39, работа № 7;

    рабочая тетрадь

    № 2 – с. 29,

    задание № 50

    Наша Родина – Россия (10 часов)

    48

    Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Ценностно – смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Родной край. Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм.

    Выделяют в тексте новые понятия, объясняют их; анализируют рисунок-схему, составляют представление о России, рассказывают о своей малой родине; готовят выставку национальной одежды, исполняют национальные танцы, песни (по желанию).

    Учебник

    (часть 2) –

    с. 53–58;

    рабочая тетрадь

    № 2 – с. 30,

    задания № 1, 2

    49

    Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила при прослушивании гимна.

    Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. 

    Различают символы России, обсуждают, где и когда вывешивают государственный флаг, исполняют гимн, объясняют содержание гимна, узнают правила его прослушивания; готовят сообщение о государственных символах (по выбору).

    Учебник (часть 2) –

    с. 59–61, второй форзац учебника;

    рабочая тетрадь

    № 2 – с. 31, задание

    № 3

    50

    Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Mарта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

    Тест № 10,

    с. 40-41

    Выделяют в тексте незнакомые понятия и объясняют их; обсуждают права и обязанности граждан России, в том числе и права ребёнка; знакомятся с государственными праздниками, международными днями охраны природы, профессиональными праздниками, которые отмечаются в России.

    Учебник (часть 2) –

    с. 62–67, рабочая

    тетрадь № 2 – с. 31,

    задание № 4;

    тестовые задания –

    с. 40, 41, тест № 10

    51

    Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др)

    Знакомятся с историей государства, какие города были его столицами, с их достопримечательностями; готовят сообщение о любой достопримечательности Москвы (или об истории возникновения города).

    Учебник (часть 2) –

    с. 68–71

    4 четверть -

    52

     Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

    Выделяют информацию, связанную с городами-героями, городами воинской славы, городами-миллионерами; размышляют и делают вывод о том, где в давние времена строились города, как защищались; рассматривают, сравнивают гербы городов, предполагают, чем могут заниматься его жители; готовят сообщение о родном городе.

    Учебник (часть 2) –

    с. 72–76;

    тестовые задания –

    с. 42, 43, работа № 8

    53

    Родной край — частица России. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

    Выполняют задания в тестовой тетради; обсуждают, какими достопримечательностями могут гордиться городские и сельские жители, как за ними ухаживать; далее проходит презентация групповых проектных работ о родном городе.

    тестовые задания –

    с. 49, задание № 1

    54

    Горожане и селяне

    работа № 8 с. 42–43 в тетради для тестовых заданий

    Рассуждают, чем различаются город и село, о чём должен думать архитектор, планируя город, чем отличается; промышленная зона от жилой; находят на рисунках различия между улицей, проспектом и бульваром; обсуждают, чем занимаются городские службы, как следят за чистотой городского воздуха и воды, как озеленяют город.

    Учебник (часть 2) –

    с. 77, 78; рабочая

    тетрадь № 2 – с. 32,

    задание № 5, с. 33,

    задание № 6

    55

    Проблемы современного города

    Обсуждают сложность организации вывоза городских отходов, выясняют, куда их вывозят, чем опасна свалка; предлагают варианты уменьшения бытовых отходов, как правильно организовать их сбор; выполняют опыт, чтобы узнать, как сортируют металлический лом.

    Учебник (часть 2) –

    с. 79–82

    56

    Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт.Правила пользования транспортом. 

    Обсуждают проблемы, связанные с разными видами транспорта; сравнивают виды транспорта, распределяют их на группы; составляют правила безопасного поведения на транспорте; обсуждают экологические проблемы, связанные с наземным, водным и воздушным транспортом, предлагают возможные пути решения.

    Учебник (часть 2) –

    с. 83–89; рабочая

    тетрадь № 2 – с. 34,

    35, задания № 7–9,

    с. 36–38, задания

    № 10–15; тестовые

    задания – с. 46, 47,

    работа № 9, задания

    № 1–6

    57

    Наземный, водный и воздушный транспорт. Проблемы загрязнения воздуха и воды при его использовании.

    Обсуждают проблемы, связанные с разными видами транспорта; сравнивают виды транспорта, распределяют их на группы; составляют правила безопасного поведения на транспорте; обсуждают экологические проблемы, связанные с наземным, водным и воздушным транспортом, предлагают возможные пути решения.

    Учебник (часть 2) –

    с. 83–89; рабочая

    тетрадь № 2 – с. 34,

    35, задания № 7–9,

    с. 36–38, задания

    № 10–15; тестовые

    задания – с. 46, 47,

    работа № 9, задания

    № 1–6

    Человек – творец 11 часов

    58

    Разнообразие музеев. Экспонаты музеев. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов.

    Закрепляют полученные знания, выполняя работу № 9 в тетради «Тестовые задания»; актуализируют свои знания о музеях и проверяют их, работая с учебным текстом; выполняют задание в рабочей тетради.

    Учебник (часть 2) –

    с. 90–93; рабочая

    тетрадь № 2 – с. 39,

    задание № 16

    59

    Старинные и современные предметы быта и одежды.

    Сравнивают, находят сходства и различия старинных и современных предметов быта, одежды, обуви, светильников; обсуждают правила безопасного пользования осветительными приборами; составляют историю осветительных приборов, которые были изобретены нашими предками.

    Учебник (часть 2) –

    с. 94–96;

    рабочая тетрадь

    № 2 – с. 39,

    задание №17,

    с. 40, задание № 18

    60

    Старинные и современные средства письменности, счёта, связи. Средства связи: почта, телеграф, телефон, радио, телевидение, пресса, Интернет,  электронная почта, аудио- и видеочаты,форум. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

    тест № 11 и работа № 9 из тетради для тестовых заданий

    Сравнивают современные и старинные средства письменности, счёта, связи, издание книг; готовят выставку старинных вещей и презентуют её экспонаты.

    Учебник (часть 2) –

    с. 97–101;

    тестовые задания –

    с. 44, 45, тест № 11

    61

    Мир искусства. Художественное творчество человека.

    Рассуждают, для чего людям нужно искусство, какие качества нужны, чтобы им заниматься; обсуждают, чем интересны профессии художника, композитора, поэта, скульптора; читают стихи, рассматривают репродукции картин художников, где отражена красота природы и человека; обсуждают правила культурного поведения в театре, консерватории, цирке, при посещении выставки художников.

    Учебник (часть 2) –

    с. 102, 103;

    тестовые задания –

    с. 48–51, работа № 10

    62

    Природа в произведениях литературы, живописи, музыки.

    Выбирают тему исследования (работу художника, поэта, композитора, скульптора, посвящённую природе) и готовят её презентацию – короткое сообщение о деятеле искусства, о его произведении.

    Дополнительные источники информации

    63

    Красота природная и рукотворная. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека.  Значение труда в жизни человека и общества. 

    Рассматривают разные предметы, выделяют признаки симметричного предмета и обсуждают, как его отличить от несимметричного предмета; находят предметы с осевой симметрией, проверяют правильность проведения линии симметрии; наблюдают зеркальное отражение предметов, узнают его особенности, выясняют, какое расположение предметов называют зеркально-симметричным.

    Учебник (часть 2) –с. 104, 105;

    рабочая тетрадь

    № 2 – с. 41, 42, задания № 19–23, с. 43,

    задания № 24–26

    64

    Осевая симметрия

    Рассматривают разные предметы, выделяют признаки симметричного предмета и обсуждают, как его отличить от несимметричного предмета; находят предметы с осевой симметрией, проверяют правильность проведения линии симметрии; наблюдают зеркальное отражение предметов, узнают его особенности, выясняют, какое расположение предметов называют зеркально-симметричным.

    Учебник (часть 2) –с. 104, 105;

    рабочая тетрадь

    № 2 – с. 41, 42, задания № 19–23, с. 43,

    задания № 24–26

    65

    Центральная (поворотная) и орнаментальная (переносная) симметрия.

    В начале урока проверяют свои знания признаков осевой симметрии, умения находить линию симметрии; выявляют признак центральной симметрии, убеждаются, что повторяемость частей предмета происходит при повороте вокруг его центра; находят предметы с центральной симметрией, определяют её центр, вырезают фигуры, обладающие центральной симметрией; догадываются о признаке переносной симметрии, наблюдают симметричные узоры, находят ячейку переноса, рисуют узоры; обобщают знания о разных видах симметрии, выполняют задания в рабочей тетради.

    Учебник (часть 2) –с. 105, 106;

    рабочая тетрадь

    № 2 – с. 44, задания

    № 27–29, с. 45, задания № 30–32

    66

    Виды симметрии в изделиях людей

    работа № 11 из тетради для тестовых заданий.

    Рассуждают, где необходима симметрия, где ею можно пренебречь. Выполняют разные тестовые задания, оценивают свою работу и восполняют пробелы. Фотографируют примечательные растения, здания, решётки оград, мосты и др.

    Учебник (часть 2) –с. 107–109;

    тетрадь для тестовых

    заданий – с. 52, 53,работа № 11

    67

    Экскурсия «Красота природная и рукотворная»

    Рассуждают, где необходима симметрия, где ею можно пренебречь. Выполняют разные тестовые задания, оценивают свою работу и восполняют пробелы. Фотографируют примечательные растения, здания, решётки оград, мосты и др.

    Учебник (часть 2) –с. 107–109;

    тетрадь для тестовых

    заданий – с. 52, 53,работа № 11

    68

    Обобщающий урок за год.

    Читают текст, выбирают нужную информацию, отвечая на вопросы; выбирают дополнительные вопросы и отвечают на них; в рабочей тетради оценивают свои успехи за год.

    тестовые задания –

    с. 54–56;

    рабочая тетрадь

    № 2 – с. 46

    Учебно-методическое обеспечение

    1. Компьютер, мультимедийный проектор
    2. Учебники и учебные пособия для учителя

    Поглазова О. Т. Окружающий мир: методические рекомендации к учебни- ку для 2 класса общеобразовательных учреждений. / О. Т. По- глазова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.

    1. Учебники и учебные пособия для учащихся:

    1. Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2015 г.

    2. Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Тестовые задания, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2015 г.

    3. Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Учебник.  Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012

    1. Ресурсы Интернета  

    1) Электронное приложение Окружающий мир 2 класс http://www.umk-garmoniya.ru/e_resources/okr_mir_2_kl/mainmenu.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

    Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

    Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

    Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

    Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

    Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

    Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

    Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

    Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

    Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

    Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

    ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...