Урок в 3 классе УМК "Перспективная начальная школа"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Трифонова Лариса Николаевна

Конспект урока  по теме "Луг - природное сообщество"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lug-prirodnoe_soobshchestvo.rar98.17 КБ

Предварительный просмотр:

     МОУ Пестречинская средняя общеобразовательная школа №2

   Открытый урок

по природоведению

Учитель Трифонова Л.Н.


Цели урока:

Сформулировать представление учащихся о луге, как о природном сообществе. Познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека. Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Показать тесную взаимосвязь компонентов природного сообщества. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Наглядный материал: презентация (Мs power point) урока


План

  1. Орг. момент.
  2. Проверка д/з.
  3. Сообщение темы и целей урока.

Стихотворение.

IV.        ИНМ.

  1. Ознакомление с планом урока
  2. Введение в тему (песенка).
  3. Составление и запись таблицы.

1). Беседа о растениях луга.        

2). Чтение текста в учебнике.

3). Практическая работа.

4). Запись в таблицу названий растений.

5). Знакомство с животными луга.

6). Чтение текста в учебнике.

7). Рассмотреть рисунок «Что происходит в почве».

8). Вывод.

  1. Взаимоотношения в сообществе.
  2. Охрана лугов.

V.        Итог урока.

VI.        Домашнее задание.


Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

Вопросы:

1.        Назови, какие ярусы есть в лесу? Почему растения нижних ярусов могут жить в тени деревьев?

  1. Какую роль в жизни леса играют грибы? Назови части гриба.
  2. Что такое лесная подстилка? Какое значение для леса она имеет?
  1. Почему лес называют природным сообществом? Назови известные тебе правила поведения в лесу.

III.        Изучение новой темы.

Сообщение темы, целей урока. (Стихотворение, картинка).

1.        На доске записан план изучения темы.

1). Какие растения и животные встречаются на лугу, в чем их особенность?

2). Найди невидимые нити природы и ответь, является ли луг природным

сообществом?

3). Что произойдет, если...?

2.        Введение в тему. Песенка.

Далеко, далеко на лугу пасутся ко...(козы)

Нет, не козы!

Далеко, далеко на лугу пасутся ко.. .(кони)

Нет, не кони!

Далеко, далеко на лугу пасутся ко...(коровы)

Правильно - коровы:

Пейте, дети, молоко, будете здоровы!

- О каких домашних животных говорится в песне? Почему человек разводит их?

От чего зависит количество и качество молока?

Говорят: у коровы (козы) молоко на языке.

Где производится выпас скота? Самые ценные луга в поймах рек. Где у нас луга?

(В районе верхнего, нижнего озера, на гончаре).

3.Изучение нового.

По мере изучения материала все сведения заносятся в заранее начерченную

таблицу на доске и в тетрадях.

Луг

Растения

Животные

Насекомые: Земноводные: Пресмыкающиеся: Птицы:

Звери:

Беседа по вопросам.

1). Чем луг отличается от леса? Чем объяснить обилие трав на лугу? (осадки, солнце,минеральные вещества).

Какие луговые растения вы знаете? Как они выглядят? (картинка)

2). Чтение текста на с. 183.

3). Практическая работа (с гербарием).

  • Выберите образцы луговых растений. Почему вы так решили? Найдите кормовые
    травы - тимофеевку и ежу сборную. Рассмотрите их. Сравните эти растения по
    внешнему виду метелок. (Злаки). Назовите и покажите другие кормовые травы.
    (Мышиный горошек, клевер, тысячелистник).
  • Чем обусловлена яркая окраска луговых цветов? (Привлекает насекомых)

4). Запись в таблицу названий растений. Вывод: р.л. светолюбивые, травянистые.

Сравним ромашку и нивяник.

5). Знакомство с животными луга. Рассказывают ученики.

а)        Часто воздух над лугом звенит, как будто сотни маленьких кузнецов стучат своими молоточками. Внимательно присмотритесь, кто это так высоко прыгнул и
исчез в траве? Да, это кузнечик. Почему мы его сразу не заметили? (Тело вытянуто,
окраска зеленая или бурая, под цвет травы). Легко ли его поймать? С помощью
твердых пластинок челюстей он грызет травинку. Но чаще они нападают на других
насекомых, т.к. являются хищниками. Такие приспособления, как прыгательные
ноги, маскирующая окраска, спасают кузнечиков от врагов и помогают охотиться.

б)        Посмотрите, это шмель. Как он выглядит? (Крупнее пчелы, тело покрыто
густыми длинными волосками и кажется, что на нем теплая шуба). А что он делает
на цветке? (Ищет себе корм и заодно опыляет растения.) Шмели, это одни из первых
весенних насекомых, очень важных для раннецветущих растений, поскольку весной
насекомые опылители встречаются еще редко. Именно шмели являются лучшими
опылителями клевера. Значит - если не будет шмелей - не произойдет опыления и
такая нужная кормовая трава, как клевер, не даст семян, не появятся новые растения, и клевер может совсем исчезнуть с луга. Исчезнет клевер - нечем будет питаться многим сельхоз. Животным, которых человек специально разводит, чтобы получать необходимые для жизни мясо, молоко, жир, кожу, шерсть. Вот как связаны
человек, клевер и шмель.

  • Еще кого можно встретить на лугу? (Чем объяснить взаимосвязь насекомых и
    растений луга?). Запись в таблицу.
  • Почему на лугу не живут крупные животные? Обитают мелкие грызуны: полевки,
    кроты.
  • Почему они тут обосновались? (Обилие пищи. Запись в таблицу).
  • Каких земноводных можно встретить на лугу? (лягушек, жаб). А пресмыкающихся
    (ящериц).
  • Какие опасности подстерегают грызунов, лягушек? (хищные птицы: совы,
    коршуны, кобчики и др.)
  • Какие еще птицы обитают на лугу? Чем они питаются? (коростель, трясогузка,
    перепел, куропатка, журавли, дрофа).

6) Чтение текста на с. 186

Рассматривание рисунка с. 184-185. Назовите цепи питания.

  1. Заглянем в почву. И тут кипит работа: уже знакомые нам дождевые черви,
    личинки насекомых, кроты, микробы, жуки-навозники, жуки-могильщики. Ответьте
    на вопрос: почему мы не встречаем на лугу мертвых зверьков и птиц? Эти
    животные перерабатывают погибшие растения, животных и их выделения, образуя
    цепи разложения и обогащая почву перегноем.
  2. Вывод. Животный мир луга разнообразен, представлен многими видами
    животных. Животные хорошо приспособились к жизни на открытом пространстве с
    травянистой растительностью: мелкие, большинство имеют защитную окраску,
    птицы устраивают гнезда на земле среди травы, млекопитающие обитают в норах.

4.— Проследим какие взаимоотношения складываются выданном сообществе.

  1. Поедание растений животными.
  2. Поедание животных животными.
  3. Использование в пищу отмерших растений и животных.
  4. Опыление растений насекомыми.
  5. Распространение семян растений животными.

5. Охрана лугов.

  • Почему лугов становится меньше? Как надо охранять луга?
  • Мы можем предвидеть результаты нарушения существующих в природе
    взаимосвязей.
  • Что произойдет, если погибнут насекомые (птицы, мыши)?
  • Почему нельзя поджигать весной на лугу прошлогоднюю траву?
    Чтение текста на с.187-188.

Вывод: Как надо охранять луга?

IV.        Итог урока

В печ. тетради с. 17

- Что нового узнали на уроке?

Выставление отметок.

V.        Домашнее задание.

Читать текст на с.129-134, вопросы 1-5, з.5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент интегрированного урока. 4 класс. УМК "Начальная школа 21 века"

Фрагмент интегрированного урока. Русский язык/Литературное чтение. Тема: Обобщение знаний о сложном предложении. А.Блок «Снег да снег». Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о сложном пре...

« Рассказы для детей. В. Чаплина. Мушка. Учебно-методическая разработка урока ». 1 класс. Программа "Начальная школа XXI века"

На уроке учащиеся закрепляют понятие "рассказ", учатся определять особенности рассказа, воссоздавать образы героев (описание внешнего вида, поведения), высказывать отношение к героям и их поступ...

Поурочное планирование уроков музыки в четвертом классе четырехлетней начальной школы. Сергеева Г.П., канд. пед. наук, доцент, руководитель проекта УМК «Музыка» для начальной школы.

Поурочное планирование уроков музыки в IV классе является продолжением публикаций серии методических материалов по предмету «Музыка», разработанных на основе программы и учебно-методических комплектов...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 1 КЛАССЕ (УМК «Начальная школа XXI века») учитель начальных классов: Чальцева Марина Анатольевна Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?

Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?Тип урока: Урок - дискуссия.Цели урока в соответствии с ФГОС НОО: формирование у детей целостного взгляда на окружающий мир. Задачи:Углубление предс...

Конспект урока 1 класс (Перспективная начальная школа) "Слова-помощники"

Конспект урока разработан по развивающей личностно-ориентированной системе обучения "Перспективная начальная школа".В конспекте урока подробно описана цель деятельности педагога на уроке, а так же пла...

Календарно-тематическое планирование уроков , 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Поурочное тематическое планирование уроков в 4 классе. Русский язык рассчитан на 4 ч в неделю, математика 5ч, литературное чтение 3ч....

Конспект урока. 1 класс УМК Начальная школа 21 век. Математика. Знакомимся с таблицей.

Конспект урока разработан с применением карточек с платформы Учи.ру.1 классУМК Начальная школа 21 век.Математика.Тема : "Знакомимся с таблицей."...