Проект по окружающему миру
проект по окружающему миру (2 класс) по теме

Проект по окружающему миру для 2 класса.

Тема "Как  животные готовятся к зиме".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет» Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Проект «Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО по окружающему миру во 2 классе на тему «Как животные готовятся к зиме» Участники рабочей группы : Кошкина Раиса Ивановна учитель начальных классов МБОУ «СОШ д.Починок-Сутер » Кукморского района РТ Михайлова Елена Васильевна учитель начальных классов МБОУ «СОШ с.Нижняя Русь» Кукморского района РТ Усманова Зинаида Ильинична учитель начальных классов МБОУ «СОШ д.Починок-Сутер » Кукморского района РТ Научный руководитель: Замалетдинова Зальфира Исхаковна старший преподаватель ПМЦПКиППРО Проектная работа допущена к защите Дата 30.10.2015 г. Казань – 2015

Слайд 2

Цель проекта: разработка и реализация на практике методического материала к уроку окружающего мира во 2 классе на тему: «Как животные готовятся к зиме», в соответствии с требованиями ФГОС НОО, позволяющего повысить уровень знаний обучающихся. Задачи проекта: Изучить требования ФГОС НОО и современные методические рекомендации к организации урока; Определить содержание и структуру урока в соответствии с УМК «Перспектива» по учебнику «Окружающий мир» 2 класс под редакцией А.А.Плешакова,М.Ю.Новицкой ; Разработать систему диагностического обеспечения урока по теме «Как животные готовятся к зиме», включающую в себе презентацию. Провести урок в условиях общеобразовательной школы и оценить его эффективность с помощью комплекта КИМ.

Слайд 3

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду. Задачи урока: дать знания о подготовке животных к зиме . формирование творческих способностей учащихся, развитие речи, мышления, воображения. прививать любовь к природе, трудолюбие.

Слайд 4

Планируемые результаты Предметные : изучение особенностей жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду; Метапредметные : - познавательные – развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; коммуникативные – активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; регулятивные – определять наиболее эффективные способы достижения результата. Личностные : - понимают, что полученные знания на уроке окружающего мира пригодятся в практической деятельности

Слайд 5

Ресурсы книгопечатная продукция - учебник «Окружающий мир» 2 класс под редакцией А.А.Плешакова,М.Ю.Новицкой ; рабочая тетрадь к учебнику на печатной основе; ИКС - компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку; электронное приложение к учебнику; дидактический материал - картинки грибов, картинки с изображениями животных, карточки с текстом песни «В лесу родилась елочка»

Слайд 6

Структура урока 1. Мотивационный этап 2 . Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности 3. Постановка учебной задачи 4.Построение проекта выхода из затруднений 5.Первичное закрепление 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 7. Рефлексия

Слайд 7

Задача 1. Дать знания о подготовке животных к зиме Ресурс – слайды,учебник стр.98 Вид УД – наблюдение,поиск Форма УД – фронтальная,индивидуальная . Задания – беседа по вопросам,работа в форме диалога,работа в рабочих тетрадях на печатной основе УУД – ПУУД, ЛУУД, КУУД

Слайд 8

Задача 2. формирование творческих способностей учащихся, развитие речи, мышления, воображения Ресурс – слайды,учебник стр.98,интерактивный диск «Кирилл и Мефодий» Вид УД – обсуждение, запоминание,поиск,анализ . Форма УД – фронтальная, индивидуальная,парная . Задания: Отгадывание загадок и работа над текстом песни «В лесу родилась ёлочка» УУД – ПУУД, РУУД, КУУД, ЛУУД.

Слайд 9

Задача 3. Прививать любовь к животным и природе, трудолюбие Ресурс – Учебник с.98,слайды Вид УД – поиск, выполнение практических заданий, анализ . Форма УД – фронтальная. Задания : вместе с родителями сделать кормушки для птиц и животных УУД – ПУУД, РУУД, Л УУД

Слайд 10

Контроль (текущий) и оценивание Работа с интерактивным диском «Уроки Кирилла и Мефодия » -Животные , впадающие в спячку ? - Какие животные меняют цвет шерсти? 2. Работа с рабочими тетрадями на печатной основе - Проведите карандашами разных цветов линию от каждого животного до корма. - Расскажите с помощью иллюстраций о кладовых разных животных У вас на столах находятся листочки с изображением грибов. Если вам всё понравилось на уроке и вам было интересно, раскрасьте шляпку гриба жёлтым цветом, если было скучно – коричневым, а если вы все это уже знали и хотите для себя узнать ещё больше, то красным цветом. Раскрасьте грибочки в тот цвет, который соответствует вашему пониманию пройденного материала . Жёлтый – всё понятно и было интересно на уроке Коричневый – есть над чем подумать Красный – ничего не понятно

Слайд 11

Выводы, рекомендации Таким образом, разработанная технологическая карта позволит добиться планируемых результатов. В созданных образовательных технологиях содержания, методы, организация, средства обучения прямо ориентированы на психическое и личностное развитие детей, тем самым созданы реальные педагогические условия для воплощения идеи системно- деятельностного обучения в массовой школьной практике. В данной технологической карте урока описывается процесс деятельности, а также все операции деятельности и ее составляющие. В ней четко отражено взаимодействие учителя и ученика на уроке, планирование деятельности на каждом этапе урока. Данный проект может быть использован в начальных классах при проведении уроков окружающего мира во 2 классе, а также реализован в рамках курсов повышения квалификации при проведении стажировок.



Предварительный просмотр:

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и

профессиональной переподготовки работников образования

                                           

Проект

   «Обеспечение результативности образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО»

Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО

по окружающему миру во 2 классе на тему «Как животные готовятся к зиме»

Участники рабочей группы:

Кошкина Раиса Ивановна учитель начальных классов МБОУ

«СОШ д.Починок-Сутер» Кукморского района РТ

                                                                                                          Михайлова Елена Васильевна учитель начальных классов                        МБОУ «СОШ с.Нижняя Русь» Кукморского района РТ

Усманова Зинаида Ильинична  учитель начальных классов

 МБОУ «СОШ д.Починок-Сутер» Кукморского района РТ

Научный руководитель:

                  Замалетдинова   Зальфира  Исхаковна

старший преподаватель ПМЦПКиППРО

 Проектная работа допущена к защите

                                                                                  Дата 30.10.2015 г.

Казань – 2015

Аннотация.

В проекте представлен методический материал к уроку окружающего мира во 2 классе на тему «Как животные готовятся к зиме», включающем в себя технологическую карту урока. Карта разработана на основе УМК «Перспектива», с учетом требований ФГОС НОО. При разработке технологической карты использовалась структура, рекомендованная ПМЦПК и ППРО К(П)ФУ. Целью данной разработки является оказание методической помощи учителю начальных классов, реализующему требования ФГОС НОО . В основе Стандарта лежит  системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной  деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Системно-деятельностный  подход это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это философия образования новой школы, которая дает возможность творить, искать, формировать у учеников универсальных учебных действий.

Содержание данного урока построена на концепции системно-деятельностного подхода. При формировании структуры и содержания технологической карты были использованы материалы УМК «Перспектива».

Технологическая карта урока позволит учителю:

- реализовать планируемые результаты ФГОС;

- сформировать у учащихся УУД в процессе изучения темы, раздела, всего учебного курса;

- спроектировать свою деятельность на четверть год;

- спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

-  выполнить диагностику достижений планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;

- соотнести результат с целью обучения;

- обеспечить повышения качества образования.

Актуальность.

Современный ФГОС НОО предъявил новые требования к структуре и содержанию нового урока, а также к достижению планируемых результатов к обучению. В связи с этим учитель начальных классов испытывает определенные затруднения при подготовке к уроку, т.к. нет готовых методических материалов, недостаток объемных контрольных работ, либо методические материалы не подходят к данному УМК.

Все вышеизложенное обусловлено тем, что новые требования привели учителя к тому, чтобы разработать свой авторский проект на основе дидактических принципов, направленных на формирование познавательной и творческой деятельности обучающихся и нацелено на формирование теоретических и практических представлений об окружающем мире,  на воспитание бережного отношения к природе и ее обитателям.

      Считаем, что данная тема урока окружающего мира имеет большое значение в содержании образования. Важно способствовать углублению и обобщению знаний детей о диких животных, расширять представления о лесе и его обитателях, закреплять знания детей о времени года -зима. Учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных. Тема «Как животные готовятся к зиме»  является проблемной, занимает важное место в данной программе, связана с ранее изученными темами и предваряет последующие.

        Основная часть.

а) Цель проекта: разработка и реализация на практике методического материала к уроку окружающего мира во 2 классе на тему: «Как животные готовятся к зиме», в соответствии с требованиями ФГОС НОО, позволяющего повысить уровень знаний обучающихся.

Задачи проекта:

  1. Изучить требования ФГОС НОО и современные методические рекомендации к организации урока;
  2. Определить содержание и структуру урока в соответствии с УМК «Перспектива» по учебнику «Окружающий мир» 2 класс под редакцией А.А.Плешакова,М.Ю.Новицкой;
  3. Разработать систему диагностического обеспечения урока по теме «Как животные готовятся к зиме», включающую в себе презентацию, дидактические и раздаточные материалы.
  4. Провести урок в условиях общеобразовательной школы и оценить его эффективность с помощью комплекта КИМ.

Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду.

Задачи урока:

 дать знания о подготовке животных к зиме.

 формирование творческих способностей учащихся, развитие речи, мышления, воображения.

 прививать любовь к природе, трудолюбие.

б) Планирование темы и количество часов, отводимое на её изучение:

Методика преподавания – частично-поисковая. На изучение данной темы отводится 1 час.

в) Ресурсы:

- книгопечатная продукция - учебник «Окружающий мир» 2 класс под редакцией А.А.Плешакова,М.Ю.Новицкой

- рабочая тетрадь к учебнику;

- ИКС - компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку;

- электронное приложение к учебнику;

Планируемые результаты:

Предметные: - изучение особенностей жизни животных  осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду;

 Метапредметные: 

- познавательные – развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

коммуникативные – активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

регулятивные – определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Личностные: - понимают, что полученные знания на уроке окружающего мира пригодятся в практической деятельности

Место и роль темы в курсе.

На изучение окружающего мира отводится 68 часов в год. (34 уч.нед.)

Данной теме -2 часа, осуществляется связь с предшествующим материалом «Перелетные и зимующие птицы» и последующим материалом «Разнообразие приспособлений животных к сезонным изменениям в природе»

Уровень изучения и усвоения материала – (первичный) изучение нового материала.

Дидактический анализ и содержание материала

Задание 1 :Стихотворение на самоопределение к деятельности

Задание 2: Стихотворение на постановку учебной задачи.

Формируются УУД  - Познавательные:

общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме о красоте природы;

логические – осуществляют поиск необходимой информации.

Задание 2. Беседа по вопросам

Формируются УУД - Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания;

Задание 3. Работа в форме диалога

Формируются УУД - Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания;

Регулятивные: осмысление, восприятие, умение, ориентироваться в тексте, находить нужное.

Задание 4: Отгадывание загадок и работа над текстом песни.

Формируются УУД - Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Задание 5: Работа над текстом песни

Формируются УУД - Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания;

Задание 6: Работа с интерактивным диском

Формируются УУД - Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания;

Задание 6. Проверка и оценка знаний.

Формируются УУД – Личностные-  высказывать свою точку зрения;

Регулятивные – самооценка.

                                                                       Тип урока – решение частных задач.

Условные обозначения УУД:

познавательные - ПУУД; 

коммуникативные - КУУД; 

регулятивные – РУУД;

личностные – ЛУУД.

Технологическая карта урока по теме «Как животные готовятся к зиме»

N

п/п

Этап урока

и вид деятельности

Ресурсы

Деятельность

обучающихся

Форма организации

учебной деятельности

Содержание материала

Формируемые УУД

1.

2.

Орг.момент

Мотивационный этап 

Мотивация познавательной деятельности

Актуализация знаний и фиксация затруднений  в деятельности

Слайд 1

Слайд 2

Слайд3 и4,учебник на стр.98

Чтение стихотворения

Чтение стихотворения, анализ, формулировка вывода.

Коллективная


Фронтальная

Задание 1. Чтение стихотворения учителем с целью самоопределения к деятельности

Задание 2.Чтение стихотворения учителем с целью постановки учебной задачи:

-О каких изменениях в природе говорится в этом стихотворении?

- Сформулируйте тему урока: «Как разные животные готовятся к зиме».

ПУУД

ПУУД

РУУД

КУУД

3.

4.

 Постановка учебной задачи 

Планирование

 Построение проекта выхода из затруднений.

Учебник стр.98. слайд 5

Слайд 7, учебник стр.98-99

Отвечают на вопросы  под руководством учителя, определяют объект исследования

Формулируют цель исследования: «Узнать новое о жизни лесных животных при подготовке к зиме»

Отвечают на вопросы учителя, отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации учебника на с.98-99, делают предположения, выводы об изменениях в жизни животных с наступлением холодов, предлагают выход из проблемной ситуации;

Находят фенологическую ошибку в куплете песни «В лесу родилась ёлочка».

Коллективная

Фронтальная

Фронтальная

Парами

Фронтальная

Индивидуал.

Парами

Задание 3 Беседа по вопросам

Отличается ли жизнь животных от той, что они ведут летом?

Вывод – жизнь зверей зимой отличается от жизни летом и осенью.

Задание 4.Отгадывание загадок.

-А как вы догадались, что это белка?

Вывод: У белки на дереве домик – дупло.

Белка запасла грибы и орехи ещё летом, а теперь отыскивает свои кладовые и кормится.

Задание 5:Работа над текстом песни

- Пропойте тот куплет, где говорится о лесных зверях. А кто из вас, ребята, заметил ошибку в словах этой песенки?

Вывод : одним из способов перенесения зимних холодов является смена «сезонных нарядов» зверей. Цвет их шубки помогает им маскироваться.

- Как ещё звери спасаются от холода?

Вывод- Впадают в спячку.

РУУД

ПУУД

ЛУУД

ПУУД

РУУД

КУУД

ЛУУД

5.

6.

7.

 Первичное закрепление. Физминутка

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Рефлексия

Домашнее задание

Слайд 8-19. Учебник стр.98-99

Рисунки грибов на каждого ученика

Слайд 26

.

Повторяют движения за учителем соответственно словам стихотворения - физминутки.

Работа с рабочими тетрадями на печатной основе

Анализ по содержанию урока, определение заданий на следующий урок.

Коллективная

Фронтальная

Парная

Индивидуал.

Индивидуал.

Задание 6. Работа с интерактивным диском «Уроки Кирилла и Мефодия» 

-«Животные, впадающие в спячку» 

Вывод:медведь, ёж, ящерица

-«Какие животные меняют цвет шерсти» 

Вывод: заяц, волк, белка

На картинке в тетради изображены животные. Кто это? (мышь-полёвка, птица поползень, белка). Проведите карандашами разных цветов линию от каждого животного до корма.

Сделайте взаимопроверку тетрадей. Если у вашего соседа всё выполнено верно, нарисуйте внизу страницы красный кружок, если допущены ошибки –  нарисуйте красный треугольник.

Расскажите с помощью иллюстраций  о кладовых животных.

Ребята, вы сегодня были на уроке настоящими учёными.

Давайте дадим оценку нашему уроку.

У вас на столах находятся листочки с изображением грибов. Если вам всё понравилось на уроке и вам было интересно, раскрасьте шляпку гриба жёлтым цветом, если было скучно – коричневым, а если вы все это уже знали и хотите для себя узнать ещё больше, то красным цветом.

Давайте прикрепим изображения ваших грибов на доску.

 Благодарю вас за помощь, за активную работу на уроке

Вместе с родителями сделать кормушки для птиц и животных

ПУУД

РУУД

КУУД

РУУД

ЛУУД

РУУД

ЛУУД

Заключение.

Таким образом, разработанная технологическая карта позволит добиться планируемых результатов. В созданных образовательных технологиях содержания, методы, организация, средства обучения прямо ориентированы на психическое и личностное развитие детей, тем самым созданы реальные педагогические условия для воплощения идеи системно-деятельностного обучения в массовой школьной практике. В данной технологической  карте урока описывается  процесс  деятельности, а также  все  операции деятельности и  ее составляющие. В ней  четко  отражено  взаимодействие  учителя  и  ученика на уроке, планирование  деятельности на каждом этапе  урока.

Данный проект может быть использован в начальных классах при проведении уроков окружающего мира во 2 классе, а также реализован в рамках курсов повышения квалификации при проведении стажировок.

Список использованных документов и источников информации

1.Интернет ресурсы www.learningapps.org        www.yandex.ru

2.Начальная школа требования стандартов второго поколения к урокам. С.П.Казачкова, Изд-во «Планета» Москва

3.Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина,. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с. (Стандарты второго поколения).

4.Планируемые результаты начального общего образования под редакцией

Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой.

5.Федеральный образовательный стандарт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-исследовательский проект по окружающему миру "Мир волшебного дерева"

Визитная карточка  и театрализованная презентация инфрмационно-исследовательского проекта "Мир волшебного дерева" Автор:учительначальных классов Новикова И.В....

Проект по окружающему миру "В мире растений"

Проект по окружающему миру призван обобщить, систематизировать знания о растительном мире, формирует умения анализировать, обобщать, сравнивать...

Паспорт - визитка проекта по окружающему миру. Тема проекта "Путешествие по родному посёлку"

Педагогическое портфолио проекта«Родной город (село)»учителя начальных классовМОУ «Лесогорская СШ»  Шатковского районаБухвалова Галина Михайловна...

Паспорт проекта по окружающему миру 3 класс 1 часть Раздел: Эта удивительная природа, Тема: Разнообразие веществ, Тема проекта "Какие есть нестандартные способы использования крахмала"

Паспорт проекта по окружающему миру 3 класс 1 часть, Тема проекта "Какие есть нестандартные способы использования крахмала"...