ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ «Экологическая тропа»
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему

Внеклассное занятие для 3 классов.

Цель занятия: формирование у детей экологических знаний, нравственно-ценностного отношения к природе.

Задачи  занятия:

1.Способствовать получению и расширению знаний учащихся о родном крае.

2.Включать учащихся в разноплановую творческую деятельность экологического содержания.

3.Воспитывать любовь к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx950.29 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

 «Экологическая тропа»

(для учащихся 3-х классов)

Цель занятия: формирование у детей экологических знаний, нравственно-ценностного отношения к природе.

Задачи  занятия:

1.Способствовать получению и расширению знаний учащихся о родном крае.

2.Включать учащихся в разноплановую творческую деятельность экологического содержания.

3.Воспитывать любовь к Родине.

Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с заданием-анкетой для учащихся.

План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

1.Вступительное слово учителя.

2 мин

2.Страница 1. Птицы в лесу

5 мин

3.Страница 2.  Звери в лесу

5 мин

4.Физминутка «Танец маленьких утят»

5 мин

5.Страница 3. Растения в лесу

5 мин

6.Страница 4. Грибная

5 мин

7.Страница 5.  Знаешь ли ты?

5 мин

8.Страница 6. Природа и человек

5 мин

9.Рефлексия. Задание — анкета

8 мин

Ход занятия:

I. Вступительное слово учителя.

- Вот и заканчивается учебный год. У вас начинаются летние каникулы. Какой же отдых  без природы? Кто-то пойдёт в лес, кто-то поедет к морю, кто-то будет загорать и купаться в речке. Но при этом нельзя забывать, что природа – наш друг.

Все мы – люди, звери, птицы, микроорганизмы – живём на планете Земля. Это наш общий дом. За миллионы лет все виды растений и животных приспособились друг к другу. И мы знаем, что человек – это часть природы. Люди порой безрассудно вырубали леса, осушали болота, распахивали степи. Они не задумывались над тем, что при этом грубо нарушали равновесие в природе, делая благо одному, причиняли вред другому.

Нужно очень бережно относиться ко всему окружающему: и к лесу, куда мы ходим за грибами и ягодами, и к болотам, где растёт клюква, и к речке, где мы купаемся в жаркий день, и к берёзке, которая шелестит листвой.

Пусть всем хватит места на нашей планете. Давайте будем беречь всё это, жить, не обижая друг друга, не обижая братьев наших меньших.

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть ещё природы храм

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь.

Автор: С.Смирнов

- Сегодня наше занятие посвящено природе. А пройдёт он в форме устного журнала. Перелистаем его страницы.

II. Страница 1. Птицы в лесу

-Первая страничка расскажет нам о птицах.

Загадки

1. Днём спит, а ночью летает,

Про многое знает. (Сова) 

http://ped-kopilka.ru/images/3a.jpg

2.Верещунья, белобока,

А зовут её…(сорока). 

http://ped-kopilka.ru/images/3b.jpg

3.Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает. (Воробей)

http://ped-kopilka.ru/images/3v.jpg

Народные приметы

 Дикие гуси летят – зимушку на хвосте тащат.

 Осенью птицы летят низко – к холодной зиме.

- А теперь проверим: сможете ли вы узнать птиц по их изображениям?

(Учитель показывает вразнобой  изображения птиц, а дети называют их.)

http://ped-kopilka.ru/images/4(93).jpg

Расшифруй

(Дети получают задание расшифровать запись на слайде и узнать, какое поверье существует в народе об удивительных птицах.)

АИСТ

ЫПРИ

НОСЯ

ТСЧА

СТЬЕ

(Аисты приносят счастье.)

http://ped-kopilka.ru/images/5(92).jpg

III. Страница 2.  Звери в лесу

- Давайте перевернём страничку и познакомимся с теми, кто живёт в лесу. Отгадайте загадки.

Он всю зиму в шубе спал,

лапу бурую сосал.

А проснувшись, стал реветь,

Это зверь лесной…(медведь)

http://ped-kopilka.ru/images/6(82).jpg

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост – её краса,

А зовут её –… (лиса)

http://ped-kopilka.ru/images/6b.jpg

На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нём  – миллион. (Муравьи)

http://ped-kopilka.ru/images/6g.jpg

Она как змейка в траве мелькает,

Хвостом виляет,

Хвост оборвёт,  другой наживёт. (Ящерица)

http://ped-kopilka.ru/images/6a.jpg

Всё изрыл – и луг, и сад-

Землеройный аппарат.

В темноте в часы прогулки

Рыл под полем переулки

И из сада в огород

Сделал новый переход. (Крот)

http://ped-kopilka.ru/images/6d.jpg

Загадки-ловушки

Огромная кошка мелькнёт за стволами,

Глаза золотые и уши с кистями,

Но это не кошка, смотри – берегись,

Идёт на охоту коварная …(рысь)

http://ped-kopilka.ru/images/7a.jpg

Сено хоботом берёт

Толстокожий бе..(слон)

http://ped-kopilka.ru/images/7b.jpg

Кто любит по веткам носиться?

Конечно, рыжая.. (белка)

http://ped-kopilka.ru/images/7v.jpg

В чаще, голову задрав,

Воет с голоду …(волк) 

http://ped-kopilka.ru/images/7g.jpg

Кто в малине знает толк?

Косолапый бурый … (медведь)

 

Под луною песни петь

Сел на веточку … (соловей)

IV. Физминутка

V. Страница 3. Растения в лесу

- Данная страничка журнала расскажет нам о значении растений в жизни человека, какие растения используются как лекарственные, как правильно собирать и сушить растения, чтобы можно было с их помощью лечиться.

Подорожник 

Вырастает подорожник,

Лишь подходит срок,

На земле сухой и твёрдой

Около дорог.

Говорят о нём в народе

Добрые слова:

Всем поможет подорожник,

Скромная трава.

Если ты порезал руку

Или ногу сбил,

Он тебе залечит рану

И прибавит сил.

Помогая молча людям,

Не боясь невзгод,

Рядом с нами подорожник

На земле живёт.

Автор: В. Ванюшев

Загадки о растениях

Травка та растёт на склонах

И на холмах зелёных.

Запах крепок и душист,

А её зелёный лист

Нам идёт на чай.

Что за травка, отгадай! (Душица) 

 

Растёт зелёный кустик,

Дотронешься – укусит. (Шиповник) 

 

На полянке девчонки

В белых рубашонках,

в зелёных полушалках. (Берёзы)

 

Средь тёмна  леса

Красная девица стоит. (Рябина) 

 

Чудное дерево!

И зиму, и лето зелено,

Высоко торчит,

Далеко глядит. (Ель, сосна)

Викторина «Деревья и травы»

1. Древесина какого дерева самая прочная для использования в строительстве? (Лиственницы)

2. Назовите лекарственные травы нашего края. (Мать-и-мачеха, зверобой, душица и т.д.)

3.Какое дерево поглощает больше всего радиации и лучше других очищает воздух? (Тополь)

4. Назовите цветы нашего края, которые занесены в Красную книгу. (Марьин корень, прострел, кувшинка белая).

5. В соцветиях этого растения все пытаются найти счастье. (Цветки с пятью лепестками вместо четырёх. Сирень.)

6. Ветви и листья этого дерева являются олицетворением могущества, долголетия и здоровья. (Дуб)

7. Дерево это быстро оживает весной. Считается, что это происходит благодаря его особой плодоносящей силе. Поэтому оно считается символом праздника Троицы. (Берёза)

- Есть у растений одно удивительное свойство. Послушайте стихотворение и попробуйте догадаться, о чём идёт речь.

Удивительные часы

Выйди летом за село –

От цветов светлым-светло.

Можешь смело здесь играть

И не бойся опоздать.

Вовремя придёшь домой –

Здесь часы всегда с тобой.

Глянь вокруг – и каждый раз

Будешь знать, который час.

Время точное растенья

Знают все без исключенья.

От росы и до росы

Счёт часам ведут цветы.

На всё лето каждый год

Солнце им даёт завод.

-Оказывается, если мы пошли на прогулку и забыли часы, сориентироваться во времени нам помогут растения. Их называют цветочными часами.

VI. Страница 4. Грибная

Викторина

1. Какие лесные растения могут по питательности заменить мясо? (Грибы)

2. Может ли гриб съесть дом? (Да, долговой гриб разрушает древесину)

3. Какие птицы едят грибы? (Глухари)

4. У этого гриба много названий: дедушкин табачок, галкина баня, чертов табачок. Каково настоящее название гриба? (Дождевик)

5. Какие грибы появляются первыми? (Строчки, сморчки)

6. Для кого мухомор не является ядовитым? (Для оленя, лося)

7. Какой гриб лечит болезни? (Чага- этот древесный гриб используется для лечения язвы, опухолей)

8. Живут эти грибы на деревьях или на пнях. Живут большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно собрать целое лукошко. (Опята)

9. Мякоть этого гриба никогда не темнеет, за что он и получил своё название. Это царь – гриб. (Белый)

10. В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны, а в сырую – блестят, будто смазанные маслом. (Маслёнок)

11. Шляпки этих грибов похожи на опавшие осенние листья дерева, под которым они чаще всего встречаются. ( Подосиновик, красноголовик)

VII. Страница 5.  Знаешь ли ты?

- Знаешь ли ты, что…

- Существует трава от 99 болезней (Зверобой)

- Лягушка может пить ногой?

- Пингвин – это птица?

- В лесу растут разноцветные грибы? (Сыроежки)

- Выше всех летает орёл?

- Самая маленькая птица в нашей стране – королёк?

- Самая маленькая птица в мире – колибри?

- Летучая мышь спит  вниз  головой?

- Самая высокая трава – бамбук?

- Страус – самая большая птица в мире?

- Маленькая птичка может достать себе пищу подо льдом? (Оляпка)

- Ухо у кузнечика на ноге?

Игра «Вопрос-ответ»

1. Может ли дрозд отморозить хвост? (Нет, он зимует на юге)

2. Может ли оса взлететь на небеса? (Может)

3. Может ли барсук залезть за шишками на сук? (Нет)

4. Может ли тюлень на боку лежать весь день? (Может)

5. Может ли сова прикусит себе язык? ( Нет, у птиц нет зубов)

6. Может ли синица на крыше поселиться? (Да)

7. Может ли ёж собирать яблоки и грибы спиной? (Да)

8. Может ли муравей доить коровку? (Да. Божью коровку)

9. Может ли интересное событие произойти 31 февраля? (Нет)

10. Может ли крокодил высунуть язык? (Нет)

Это интересно

- Гепард — самый быстрый.

- Павиан — самый дальнозоркий.

- Дельфины — лучшие ученики.

- Тупики — птицы, всегда живущие стаями.

VIII. Страница 6. Природа и человек

- Человек в природе занимает особое место: о нём говорят, что он — венец природы. Что это значит? Человек — её единственное создание, наделённое разумом. Благодаря своим познавательным возможностям он постиг многие законы природы, преобразуя и подчиняя её своей воле. Так, он рубит лес, чтобы получить дрова, материалы для строек, изготовления мебели. Человек перегораживает реки и получает электричество, добывая железную руду, необходимую для получения стали, производит машины и др.

Используя природу для своих нужд, люди поняли, что её законы надо уважать. Отходы предприятий могут уничтожить речную флору и фауну, вода в реке, в озере станет непригодной не только для питья, но и для купания. Вместе с вырубленными лесами, если их не восполнять, исчезнут многие растения и животные. В природе всё взаимосвязано.

Приведу пример. В одной стране расплодилось столько воробьёв, что они стали наносить большой ущерб урожаю. Люди решили избавиться от прожорливой птицы. Это им удалось. Но нагрянула новая беда: урожай стал погибать от вредителей-насекомых, которых раньше уничтожали воробьи. В конечном счете, страдают люди — им нечего есть.

Чтобы сохранить природу, надо хорошо знать её законы и уметь их использовать на благо человека, ведь она — источник его жизни. В мире созданы организации, борющиеся за сохранение природы.

Викторина

1.     Какое дерево считается национальным символом России? (Берёза)

2.     Какое дерево цветёт первым, а какое — последним? (Ольха, липа)

3.     У какого животного самая толстая кожа? (У бегемота)

4.     Какая рыба является самой большой в мире? (Акула)

5.     Какое самое высокое дерево в мире? (Эвкалипт)

6.     Назовите самую большую из птиц. (Страус)

7.     Какая самая маленькая птичка? (колибри)

8.     Назовите самый ядовитый гриб. (Бледная поганка.)

- А бывает на природе и такое.

Весенняя прогулка

Сидели на опушке,

На солнечной полянке,

Две девочки-подружки,

Две юных горожанки.

Звенели птичьи трели,

И девочки смотрели,

Как всё вокруг блестело,

Сверкало, шелестело,

Как плещутся верхушки

Зелёною волною...

Сказали две подружки:

-Как хорошо весною!

Какой тут воздух чистый!

Какой дубок ветвистый!

Ушли две ученицы,

Две юных горожанки...

Поют, как прежде, птицы

На солнечной полянке,

Несётся птичий гомон,

Но весь дубок обломан,

А травка под ольхою

Покрыта шелухой.

Чего здесь только нету!

От семечек пакеты,

Трамвайные билеты,

Бумажки от ирисок...

(Продолжить можно список.)

Всё словно потускнело!

Ушли две горожанки -

Теперь им нету дела

До солнечной полянки.

Шумит дубок ветвистый

Оставшейся листвой,

Качает головою:

«Какие эгоисты! Какие эгоисты!»

Правила поведения на природе

 Любить родную природу — значит беречь её.

 Оберегай деревья, кустарники и цветы, которые растут в твоём дворе.

 Не обижай птиц и маленьких зверьков. Понаблюдай за их поведением.

 Помогай птицам выживать зимой: сделай кормушки и насыпай корм.

 В лесу, на берегу реки, озера не оставляй после себя мусор.

 Оберегай лес от пожара: не разжигай костров.

Участвуй в посадках деревьев, береги их.

- Ребята, а кто знает, что такое Красная книга?

(Это книга, в которую заносят редкие виды растений и животных. Представителей флоры и фауны, занесённых в эту книгу охранять нужно особенно бережно.)

- В нашей области есть своя Красная книга, она так и называется «Красная книга Томской области»

IX. Рефлексия

Задание — анкета

1. Вспомни и допиши основные правила поведения на природе:

Нельзя траву, цветы______________________________________ .

Нельзя у кустов и деревьев ________________________________.

Нельзя_________________________________________на природе.

2. Придумай маленький рассказ, в котором ты вступишь в ряды защитников природы, очень хочешь помочь лесу, речке, животным, птичке. Особое внимание следует обратить на реальные добрые дела: сделать кормушки для птиц, заготовить траву для лесных животных и т.д.

3. Закончи предложение:

Друг природы всегда__________________________________________.

4. Нарисуй те места, где ты любишь отдыхать на природе (с родителями, друзьями).

5.  Ты очень любишь собирать грибы. Как ты их собираешь? (Подчеркни)

- Аккуратно срезаю ножом.

- Выкручиваю ножку гриба из земли.

- Выдёргиваю, отрываю руками корешок и кладу в корзинку.

- Грибы, которые не беру, я: не трогаю, сбиваю, наступаю на них ногой.

6. Вы с друзьями на пикнике, и вас накопился мусор. Как вы с ним обычно поступаете? (Выберите и подчеркните нужный ответ.)

- Оставляем там, где отдыхали.

- Собираем и увозим домой.

- Съедобные остатки закапываем, бутылки и пакеты отвозим в мусоросборник.

- Мусор собираем в пакет, который выбрасываем подальше в лесу.

***

Берегите русский лес,

Он — источник всех чудес!

Чтобы всюду зеленели

Сосны, вязы, клёны, ели,

Берегите лес!

Белке, кунице, зайцу, лисице

Лес — дом родной.

Птице и зверю хочется верить

в мир и покой.

Автор: Ф.Лисичкин