Я познаю мир 2 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО на заседании методического совета протокол № 1 от 31 августа 2015 года | УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ СОШ №11 с. Красногвардейского от 1.09.2015г. №87 |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
для 2 класса «Я познаю мир»
на 2015-2016 учебный год
Разработчик программы:
Мартюшенко И.Н.
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Программа «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Программа строится на основе принципов:
- целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
- междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
- взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;
- соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.
Программа кружка «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.
Программа разработана на основе программы «Окружающий мир» (для 1-4классов) Н.Ф. Виноградовой по образовательной системе «21 век».
При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.
В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.
Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.
Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.
Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы.
Особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников.
В освоении экологических знаний программа предусматривает использование туристской деятельности как вспомогательного средства.
Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.
Задачи:
- Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.
- Изучение природы родного края.
- Развитие познавательного интереса учащихся к природе
- Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.
Программа «Я познаю мир» 2 класс– 34 часа в год.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Наша планета Земля (22 ч)
Мир живой и неживой природы. Почему день сменяется ночью? Почему бывает лето?
Где живут белые медведи и слоны? Прозрачный невидимка (воздух). Создание проекта «Солнечная система» Путешествие по карте России. Адрес на глобусе и карте.
Проект «Моя страна» Путешествие по материкам и океанам. Куда текут реки?
Как рождаются горы? Моря и острова Обитатели морей.
Земля – наш общий дом (12 ч )
Великий круговорот жизни. Путешествие по природным зонам. Красная книга. Жизнь леса. Хрупкая природа степей и пустынь. Где растут тропические леса. Жизнь в горах. Путешествуем по Европе. Страны Африки и Америки. Австралия. Антарктида. Моя Родина – Россия. Земля – наш общий дом. Проект «Всемирная выставка» Планируемые результатыЛичностные результаты :
Метапредметные результаты. Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делат ь самостоятельные выводы. Коммуникативные УУД:
Предметные результаты |
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. школьник должен уметь:
ФОРМЫ РАБОТЫ И КОНТРОЛЯ. Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.
Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем: - выявить уровень знаний учащихся о природе; - выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности; - формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков; - определять сформированность познавательного интереса учащихся.
Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища. Работа проходит в 2 этапа: 1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу. 2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.
Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования. Организация групповой работы: - распределение работы между участниками; - умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы; - владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля; - умение представить результат работы, обосновать выбор решения Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. Содержание курса «Я познаю мир» охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей: идея многообразия мира; идея экологической целостности мира; идея уважения к миру. Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной и в социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса. Учебный курс «Я познаю мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы | Всего | Характеристика деятельности учащихся | Дата | ||
по плану | факт | |||||
НАША ПЛАНЕТА | 22 ч | |||||
1. | Мир живой и неживой природы. | 1 | ||||
2. | Вещи и вещества. Разнообразие веществ. | 1 | ||||
3. | Как без часов определить время суток? | 1 | Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсий. Извлекать необходимую информацию о планетах Солнечной системы. | |||
4. | Форма Земли. | 1 | ||||
5. | О чём рассказывает Глобус. | 1 | ||||
6. | Викторина «Занимательная география» | 1 | ||||
7. | Звёзды, созвездия, планеты. | 1 | ||||
8. | Земное притяжение. | 1 | Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления . | |||
9. | Почему день сменяется ночью? | 1 | Сравнивать и различать день и ночь. Объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года | |||
10. | Почему бывает лето? | 1 | ||||
11. | Где живут белые медведи и слоны? | 1 | ||||
12. | Прозрачный невидимка (воздух) | 1 | Наблюдать погоду и описывать её состояния Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра Сравнивать погоду и климат | |||
13. | Создание проекта «Солнечная система» | 1 | ||||
14. | Путешествие по карте России. | 1 | Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина . | |||
15. | Адрес на глобусе и карте. | 1 | ||||
16. | Что обозначают на карте с помощью цвета? | 1 | ||||
17. | Путешествие по материкам и океанам. | 1 | ||||
18. | Куда текут реки? | 1 | Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности. Находить на физической карте России и полушарий разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия. | |||
19. | Как рождаются горы? | 1 | ||||
20. | Моря и острова. | 1 | ||||
21. | Обитатели морей. | 1 | ||||
22. | Проект «Моя страна» | 1 | ||||
ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ | 12 ч | |||||
23. | Великий круговорот жизни. | 1 | Характеризовать экосистемы | |||
24. | Путешествие по природным зонам. | 1 | Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон Находить на карте изученные природные зоны Обсуждать особенности 2-3 стран мира Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте | |||
25. | Красная книга. | 1 | ||||
26. | Жизнь леса. | 1 | ||||
27. | Хрупкая природа степей и пустынь. | 1 | ||||
28. | Где растут тропические леса. | 1 | ||||
29. | Жизнь в горах. | 1 | ||||
30. | Путешествуем по Европе. | 1 | ||||
.31 | Страны Африки и Америки | 1 | ||||
32. | Австралия. Антарктида. | 1 | Показывать территорию России, ее государственную границу Находить на карте России родной регион. | |||
33. | Моя Родина – Россия. | 1 | ||||
34. | Земля – наш общий дом. Проект «Всемирная выставка» | 1 | ||||
ИТОГО: | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Я познаю себя, я познаю друзей»
Мероприятие дает ребятам возможность через игровой опыт глубже познать себя и рядом сидящего товарища....
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Я познаю мир"
Социальная деятельность направления куса "Я познаю мир" внеурочной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/21/picture-103066-1519161322.jpg)
Сказки - приключения "В игре да в попутье друзей познают" - 1 класс
Знакомство с произведениями В.Сутеева...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 классе курса "Я познаю мир"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса курса "Я познаю мир"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/24/picture-281501-1380003644.png)
Презентация Викторина "Я познаю мир природы" для 1-4 классов
Викторина проходит в рамках предметной недели по окружающему миру для 1-4 классов...
Проект урока "Как человек познает мир", 1 класс, окружающий мир
Урок для 1 класса по предмету оклужающий мир в рамках ФГОС, школа 2100....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/09/picture-378361-1389277010.jpg)
Рабочая программа курса "Познай себя" для начальных классов
Развитие у детей когнитивных умений и способностей для успешного обучения, а также социальных и коммуникативных умений....