Я познаю мир 2 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) на тему

Мартюшенко Ирина Николаевна

Внеурочнаяи деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_poznayu_mir_2_klass.docx39.23 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

на заседании  методического совета

протокол  № 1

от 31 августа 2015 года

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МБОУ СОШ №11

с. Красногвардейского

от 1.09.2015г. №87

        Рабочая программа

внеурочной деятельности

для 2 класса «Я познаю мир»

на 2015-2016 учебный год

        Разработчик программы:

Мартюшенко И.Н.

учитель начальных классов

Пояснительная записка

Программа «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

Программа строится на основе принципов:

  • целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
  • междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
  • взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;
  • соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.

Программа кружка «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.

        Программа разработана на основе программы  «Окружающий мир» (для 1-4классов) Н.Ф. Виноградовой по образовательной системе «21 век».

При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.

В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.

Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.

Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.

Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы.

Особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников.

В освоении экологических знаний программа предусматривает использование туристской деятельности как вспомогательного средства.

Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.

Задачи:

  • Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.
  • Изучение природы родного края.
  • Развитие познавательного интереса учащихся к природе
  • Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.

Программа «Я познаю мир» 2 класс– 34 часа в год.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Наша планета Земля (22 ч)

Мир живой и неживой природы. Почему день сменяется ночью? Почему бывает лето?

Где живут белые медведи и слоны? Прозрачный невидимка (воздух). Создание проекта «Солнечная система» Путешествие по карте России. Адрес на глобусе и карте.

Проект «Моя страна» Путешествие по материкам и океанам. Куда текут реки?

Как рождаются горы? Моря и острова Обитатели морей.

Земля – наш общий дом (12 ч )

Великий круговорот жизни. Путешествие по природным зонам. Красная книга. Жизнь леса.

Хрупкая природа степей и пустынь. Где растут тропические леса.  Жизнь в горах.                       Путешествуем по Европе. Страны Африки и Америки. Австралия. Антарктида. Моя Родина – Россия. Земля – наш общий дом. Проект «Всемирная выставка»

Планируемые результаты

Личностные результаты :

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем .
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг.
  • Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию  в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делат ь самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
  • Слушать и понимать речь других.
  • Вступать в беседу.
  •  Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты

  • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
  • учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
  • оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
  • доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;
  • объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
  • замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

школьник должен уметь:

  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
  • называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
  • называть основные особенности каждого времени года.:
  • перечислять особенности  растений; животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
  • объяснять, как люди помогают друг другу жить;
  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • оценивать правильность поведения в быту  (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

ФОРМЫ РАБОТЫ И КОНТРОЛЯ.

Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.

  1. Индивидуальная работа

Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем:

- выявить уровень знаний учащихся о природе;

- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;

- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;

- определять сформированность познавательного интереса учащихся.

  1. Работа в парах

Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.

Работа проходит в 2 этапа:

1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.

2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.

  1. Групповая работа

Работа  в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.

Организация групповой работы:

- распределение работы между участниками;

- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;

- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;

- умение представить результат работы, обосновать выбор решения

Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки.

Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Содержание курса «Я познаю мир» охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:

         идея многообразия мира;

         идея экологической целостности мира;

         идея уважения к миру. 

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной и в социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. 

Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса. 

Учебный курс «Я познаю мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название темы

Всего

Характеристика

деятельности учащихся

Дата

по плану

факт

               НАША ПЛАНЕТА

22 ч

  1.

Мир живой и неживой природы.

1

2.

Вещи и вещества.

Разнообразие веществ.

1

3.

  Как без часов определить время суток?

1

Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсий.

Извлекать  необходимую информацию о планетах Солнечной системы.

4.

Форма Земли.

1

  5.

О чём рассказывает Глобус.

1

  6.

Викторина «Занимательная география»

1

7.

Звёзды, созвездия, планеты.

1

8.

 Земное притяжение.

1

Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления .

9.

Почему день сменяется ночью?

1

Сравнивать и различать день и ночь.

Объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года

10.

Почему бывает лето?

1

11.

Где живут белые медведи и слоны?

1

12.

Прозрачный невидимка (воздух)

1

Наблюдать погоду и описывать её состояния

Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра

Сравнивать погоду и климат

13.

Создание проекта «Солнечная система»

1

14.

Путешествие по карте России.

1

Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина .

15.

Адрес на глобусе и карте.

1

16.

       Что обозначают на

карте с помощью цвета?

1

17.

Путешествие по материкам и океанам.

1

18.

Куда текут реки?

1

Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности.

Находить на физической карте России  и полушарий  разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия.

19.

Как рождаются горы?

1

20.

Моря и острова.

1

21.

Обитатели морей.

1

22.

Проект «Моя страна»

1

ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ

12 ч

23.

Великий круговорот жизни.

1

Характеризовать экосистемы

24.

Путешествие по природным зонам.

1

Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон

Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон

Находить на карте изученные природные зоны

Обсуждать особенности 2-3 стран мира

Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте

25.

Красная книга.

1

26.

   Жизнь леса.  

1

27.

Хрупкая природа степей и пустынь.

1

28.

Где растут тропические леса.

1

  29.

Жизнь в горах.

1

30.

Путешествуем по Европе.

1

.31

Страны Африки и Америки

1

32.

Австралия. Антарктида.

1

Показывать территорию России, ее государственную границу

Находить на карте России родной регион.

33.

Моя Родина – Россия.

1

34.

Земля – наш общий дом.

Проект «Всемирная выставка»

1

ИТОГО:

 34

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Библиотечный фонд (для учителя)

1

Вахромеева М.Г. Растения Красной книги. Береги природу!

1

2

Т.И.Жукова. Часы занимательной зоологии.

1

3

Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей.

1

4

Молодова Л.П. Экологические  праздники для детей. Учебно-методическое пособие.

1

5

Л.Экономов. Мир наших чувств

1

6

Петров В.В. Растительный мир нашей Родины Книга для учителя.

1

7

А.А.Воскрушев. О.А.Бурсий. Мир человека

Библиотечный фонд (для учеников)

1

Гэнери А. Я познаю мир Детская энциклопедия. Растения

1

2

Губанов И.А. и др. Популярная энциклопедия растений

1

3

Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворучко. С любовью к природе:

/ Под ред.И. Д. Зверева

1

4

Леокум А. Скажи мне, почему…? Детская энциклопедия

1

5

Леокум А. Все обо всем Популярная энциклопедия для детей

1

6

Онегов А.С. Занимательная ботаническая энциклопедия: Цветущие травы

1

7

Петров В.В. Из жизни зеленого мира Пособие для учащихся

1

8

Петров В.В. Цветы. Моя первая книга о природе

1

9

Плешаков А.А. Зеленые страницы Книга для учащихся начальных классов

1

10

Г.К. Плотников. Животный мир Краснодарского края.

1

11

Тайны живой природы. Рик Моррис

1

Наглядные пособия

1

натуральные живые пособия :растения, животные.

2

коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

2

3

гербарии; коллекции насекомых;

3

4

изобразительные наглядные пособия – таблицы

5

5

предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества

Технические средства обучения.

1

компьютер,

1

2

медиапроектор

1

3

Интерактивная доска

1

Экранно-звуковые пособия

1

Диск. «Звуки живой природы»

1

2

Фильм «Многообразие животного мира»

1

3

Фильм «Природа в разное время года»

1

4

Фильм «Бережем природу»

1

5

Презентация «Человек как часть природы»

1

6

Презентация «Что такое снег»

1

7

Презентация  «Мой город в разное время года»

1

8

Презентация «Виды транспорта на улице моего города»

1

9

Презентация  «Влияние света, тепла, воды на жизнь растений»

1

10

Презентация «Звери и растения нашего края».

1

11

Презентация «Красная книга»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Я познаю себя, я познаю друзей»

Мероприятие дает ребятам возможность через игровой опыт глубже познать себя и рядом сидящего товарища....

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Я познаю мир"

Социальная деятельность направления куса "Я познаю мир" внеурочной деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 классе курса "Я познаю мир"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса  курса "Я познаю мир"...

Презентация Викторина "Я познаю мир природы" для 1-4 классов

Викторина проходит в рамках предметной недели по окружающему миру для 1-4 классов...

Проект урока "Как человек познает мир", 1 класс, окружающий мир

Урок для 1 класса по предмету оклужающий мир в рамках ФГОС, школа 2100....

Рабочая программа курса "Познай себя" для начальных классов

Развитие у детей когнитивных умений и способностей для успешного обучения, а также социальных и коммуникативных умений....