Проектная деятельность "Тутовая бабочка (гусеница) шелкопряд
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему

Введение

Богат и разнообразен природный мир нашей Земли: растения, насекомые,животные,птицы…     

Многие из нас видят их как самостоятельные виды, части природы. Делят их на съедобные и несъедобные, полезные и ненужные. Но стоит задуматься, поразмышлять и ты поймешь, увидишь связь между ними.

  Растения кормят всех, и людей, и животных, и птиц, и насекомых. Дальше человек получает от них продукты питания, одежду. И тут возникает вопрос « Что дают насекомые?» Мед,а еще? Учитель дает маленькую подсказку -Тутовая бабочка (гусеница) – шелкопряд. Какую же пользу может принести гусеница? В поисках информации, я обращался в библиотеку,интернет…

  Входе исследования я узнал много интересного об этой бабочке (гусенице). Узнал историю разведения гусеницы, название страны,где впервые научились производить шелк. Были найдены интересные факты о пользе: натурального шелка и в быту,и в целях безопасности для жизни человека.

  Так же выявлено, что тутовый шелкопряд уже не встречается в дикой природе, а весь жизненный цикл проходит под наблюдением человека.

Цель и задачи исследования:

Исследовать тайный мир загадочно-полезных тутовых бабочек (гусениц) –шелкопрядов.

Изучить историю разведения этой бабочки(гусеницы).

Определить насколько важно ее разведение и привести интересные факты.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx748.28 КБ

Предварительный просмотр:

XIII Региональном конкурсе молодых исследователей«Ступень в науку»

Секция: Ботаника, зоология

Тема: «Тутовая бабочка (гусеница) шелкопряд»

Место выполнения работы:

ГКООУ  санаторная школа-интернат

3 класс, Пригородный район, с. Гизель

Научный руководитель:

Тотикова Индира Хасановна,

классный руководитель, учитель начальных классов


Владикавказ, 2015-2016

Оглавление

Введение        с. 3

  1. История разведения гусеницы        с. 4
  2. Описание бабочки и гусеницы-шелкопряда        с. 6
  3. Интересные факты         с. 11

Заключение        с.12

Литература        с. 13

Приложения        с. 14

        

        

Введение

Богат и разнообразен природный мир нашей Земли: растения, насекомые,животные,птицы…      

Многие из нас видят их как самостоятельные виды, части природы. Делят их на съедобные и несъедобные, полезные и ненужные. Но стоит задуматься, поразмышлять и ты поймешь, увидишь связь между ними.

  Растения кормят всех, и людей, и животных, и птиц, и насекомых. Дальше человек получает от них продукты питания, одежду. И тут возникает вопрос « Что дают насекомые?» Мед,а еще? Учитель дает маленькую подсказку -Тутовая бабочка (гусеница) – шелкопряд. Какую же пользу может принести гусеница? В поисках информации, я обращался в библиотеку,интернет…

  Входе исследования я узнал много интересного об этой бабочке (гусенице). Узнал историю разведения гусеницы, название страны,где впервые научились производить шелк. Были найдены интересные факты о пользе: натурального шелка и в быту,и в целях безопасности для жизни человека.

  Так же выявлено, что тутовый шелкопряд уже не встречается в дикой природе, а весь жизненный цикл проходит под наблюдением человека.

Цель и задачи исследования:

Исследовать тайный мир загадочно-полезных тутовых бабочек (гусениц) –шелкопрядов.

Изучить историю разведения этой бабочки(гусеницы).

Определить насколько важно ее разведение и привести интересные факты.

        

  1. История разведения бабочки (гусеницы) – шелкопряда

История разведения этой бабочки, относящейся к семейству настоящих шелкопрядов (Bombycidae),связана с Древним Китаем, -страной, долгие годы хранившей тайну изготовления изумительной ткани – шелка. В древних китайских рукописях  шелковичный червь впервые упоминается в 2600 г.до н.э..

Древнекитайский философ Конфуций пересказывает легенду о том, как человек впервые узнал про шелковую нить. Императрица Си-Лин-ши нашла под кустом тутовника кокон и приняла его за какой-то дивный плод. Но он случайно выпал из ее рук в чашку с чаем.Стараясь достать его, императрица вытянула шелковую нить.В благодарность за это нечаянное открытие китайцы возвели Си-Лин–ши в ранг божества Поднебесной империи. А занимались производством шелкапервое время лишь императрицы и женщины из числа их приближенных.

Китайцы умели хранить свои тайны – любая попытка вывезти бабочек, гусениц или яйца шелкопряда каралась смертью. Но все тайны когда-нибудь раскрываются.Так произошло и с производством шелка. Сначала некая самоотверженная китайская принцесса в  в. до.н.э.,выйдя замуж за короля малой Бухары,принесла ему в дар яйца шелковичного червя,спрятав их в своей прическе. Спустя примерно 200 летв 552г.,к императору Византии Юстиниану явились два монаха, которые предложили за хорошее вознаграждение доставить из далекого Китая яйца шелкопряда. Юстиниан согласился. Монахи отправились в путешествие и в том же году вернулись, принеся яйца шелкопряда в своих полых посохах.Юстиниан вполне осознавал важность своей покупки и специальным указом велел разводить шелкопрядов в восточных районах империи.Однако шелководство скоро пришло в упадок и лишь после арабских завоеваний вновь расцвело в Малой Азии, а позже и в Северной Африке,в Испании.

«Великий Шелковый путь»-караванная дорога,связывавшая в древности Запад с Востоком и протянувшаяся через горы Центральной и Средней Азии- служил развитию географии как науки и торговли между древними странами.

  В XX веке у шелка появился серьезный соперник – химические волокна искусственные, а затем и синтетические.Многие из них превосходят шелк по прочности, меньше мнутся, устойчивее к истиранию, но человек лучше чувствует себя в одежде из натурального шелка.

C:\Users\Владелец\Desktop\4751025994_cdd4ee713b_b.jpg

Фото 1.Бабочка Шелкопряд

C:\Users\Владелец\Desktop\stream.jpg

Фото 2.Бабочка Шелкопряд

  1. Описание бабочки (гусеницы) – шелкопряда

Тутовый шелкопряд (Bombyx s.Sericfriamori)- бабочка, принадлежащая к семейству шелкопрядов(Bombycidae) и разводимая ради шелка,который получается из ее коконов.Тело этой бабочки покрыто густым пушком,усики довольно короткие,гребенчатые;крылья небольшие,довольно широкие,белого или желтовато-белого цвета;во время покоя они складываются крышеобразно;передние крылья имеют вырез на внешнем крае; у самцов на передних крыльях 2-3 поперечные темные линии и между ними коричневое пятно; на задних крыльях проходит поперечная более широкая сероватая полоса; у самок этих полос и пятен нет, иногда бывает только на передних крыльях одна бледная полоса. Несмотря на то,что крылья развиты хорошо, тутовый шелкопряд утратил способность летать, и существует теперь только в домашнем состоянии. Брюшко у бабочки довольно толстое,в особенности у самок, которые вообще крупнее самцов. Самки откладывают от 300 до 500 яичек.Они бывают величиной с маковое зерно (1-1,5мм), круглые и плоские; цвет их сначала светло- желтый, затем он постепенно темнеет,переходя в оранжевый, красный, фиолетовый и становясь, наконец, темно-серым на 4-6 день после откладки. Перед вылуплением гусениц яички заметно светлеют.Яички сохраняются зимой при низкой температуре в сухом помещении.

Весной их помещают в специальные аппараты, где температура постепенно повышается до 21◦Р. Гусеницы (шелковичные черви),выходящие из яичек,имеют сначала бурый цвет,но потом с ростом становятся светлее и принимают, наконец, бурую окраску с сероватыми пятнами; они почти голые и имеют на заднем конце тела небольшой рог;передняя часть тела заметно утолщена; длина взрослой гусеницы 8стм. Гусеница линяет 4 раза,так что различают 5  возрастов шелковичных червей; в период линьки гусеницы сидят неподвижно (так называемый «сон»).

Они питаются листьями тутового дерева или шелковицы, другие растения они не кушают. Гусениц воспитывают при температуре 18 – 20◦Р.,в так называемых кормовых этажерках.Дней через 30 после вылупления гусеницы становятся беспокойными и начинают искать места для коконирования; тогда в этажерки ставят коконники, т.е. пучки прутьев,среди которых гусеницысвивают коконы.

C:\Users\Владелец\Desktop\175023448.jpg

Фото 3. Разведение Тутового Шелкопряда

C:\Users\Владелец\Desktop\images.jpg

Фото 4. Ферма по разведению Тутового Шелкопряда

C:\Users\Владелец\Desktop\183.jpg

Фото 5. Кокон гусеницы Шелкопряда

http://www.kirstenbrodde.de/wp-content/uploads/2011/01/seidenspinner_bild_2.jpg

Фото 6. Шелк-Тусса из коконов дикого Тутового Шелкопряда

Гусеницы выпускают из отверстия находящегося на  нижней губе,2 тонкие нити и,двигая головой, прядут при помощи передних ног кокон;эта работа продолжается около 3х дней.Коконы овальной формы,округленные на обоих концах,плотные белого, желтоватого или зеленоватого цвета (33-36 мм длиной).

Внутри кокона через 5 дней после того, как он был окончен,гусеница превращается в толстую коричневого цвета куколку.Часть коконов оставляется для вывода бабочек, а другая часть обрабатывается горячим паром,затем кладется в теплую воду и треплется особыми метелками. После этого концы нитей, из которых состоит кокон привязываются к крючкам  разматывающего аппарата.

Длина нити в одном коконе доходит до 1000 метров. Размотанный таким образом шелк подвергается дальнейшей обработке.

Тутовый шелкопряд- пример абсолютного служения людям: эти бабочки в природе уже не встречаются и даже разучились летать. Каждый кокон состоит примерно из 3,5км нити, но размотать удается не более 1 км. Сам шелк настолько легок и прочен, что из него делают парашюты, по прочности шелк не уступает стали.

C:\Users\Владелец\Desktop\silk-cocoons.jpg

Фото 7. Тутовый Шелкопряд: разведение и выращивание

C:\Users\Владелец\Desktop\загружено.jpg

Фото 8. Выращивание Шелкопряда

http://www.tomsk.ru/userpic/original/2013/Aug/02/487687.jpg

Фото 9. Самец Шелкопряда

  1. Интересные факты

  • Тутовый шелкопряд- бабочка,почти не умеющая летать.
  • Шелковая нить очень крепка на разрыв и может выдержать очень большое давление.
  • Почти 80% мирового производства шелка принадлежит Китаю.
  • Для производства 1м шелковой ткани нужно около 3000 коконов шелкопряда.
  • Чтобы создать шелковую нить,достаточную для производства ткани на 1 платье,шелкопрядам нужно съесть около 70 кг листьев.
  • 1гусеница шелкопряда со своего превращения в куколку съедает листьев шелковицы,по массе превосходящих ее вес в 40 тыс. раз.
  • 1гусеница шелкопряда за 4 недели с момента своего появления на свет увеличивается в размере в 25 раз,ее масса возрастает в 12тыс.раз.
  • Скорость с которой шелкопряд вырабатывает свою нить может составлять 15 м в минуту.
  • Гусеница шелкопряда сплетает свой кокон за 3 – 4 дня.
  • Для пошива бронежилетов используется шелк особого плетения.
  • 16слоев шелковой ткани могут удержать пулю.
  • В странах Азии десятки после использования коконов тысяч тонн куколок  зажаривают,засахаривают и употребляют в пищу как богатый белками деликатес.

        

Заключение

В заключении хочу сказать и подтвердить свое мнение, что это действительно загадочное и очень полезное насекомое, которое помогает людям не только красиво одеваться, но и применять их продукцию в целях безопасности жизнедеятельности человека, а так же в быту.

Считаю что данная тема, имеет перспективы развития в следующих направлениях: Возобновить более развернутое производство шелкопряда в России, привлекая ученические бригады к этой увлекательно-интересной работе в целях привития любви  и интереса к труду, а также помощи государству, так как шелк имеет важное значение в экономике страны.

        

Литература

  1. Багрова Л.А. -Детская энциклопедия «Я познаю мир «.изд. М.АСТ.1998
  2. Брокгауз и Ефрон- «Энциклопедический словарь 2012».
  3. Каабак Л.В –«Журнал «Химия и жизнь»»2008г. №2
  4. Люцис К.А. – «Большая детская энциклопедия. Биология».
  5. https://ru/wikipedia/org/wiki/Тутовый шелкопряд

Тезисы:

                «Тутовая бабочка (гусеница) - шелкопряд»

Артамонов Артур Игоревич

Научный руководитель: Тотикова Индира Хасановна,

Учитель начальных классов, классный руководитель.

ГКООУ санаторная школа-интернат, 3  класс,  

Пригородный район, с. Гизель.

Почему я выбрал эту тему? На уроках окружающего мира часто встречаются темы, которые интересуют и меня, и моих одноклассников. Вот и на этот раз, при изучении раздела «Насекомые», мы узнаем, что гусеницы не только вред наносят урожаю, но и приносят пользу. Какую?! Что это за гусеница, которая приносит пользу?! Учительница подсказала, что это гусеница – шелкопряд. А вот  про пользу, где? как? когда? мы должны найти информацию сами. Конечно же, меня это очень заинтересовало, и я поставил перед собой цель: исследовать тайный мир этих загадочно-полезных гусениц; узнать историю разведения этой бабочки и насколько важно ее разведение.

Я стал искать материал в библиотеке, в интернете, расспрашивал взрослых.

Учительница рассказала, что, будучи школьниками, они выращивали таких гусениц и дома, и в школе на летних каникулах. Каждый день собирали листья тутового дерева и кормили их. Следили за их ростом, окукливанием. Потом коконы сдавали для производства шелка. Входе исследования найдены очень интересные факты о пользе шелка не только в быту, но и в целях безопасности для жизни человека. Так же выявлено, что тутовый шелкопряд уже не встречается в дикой природе, а весь жизненный цикл его проходит под наблюдением человека.

Считаю, что данная тема, имеет перспективы развития в следующих направлениях: возобновить более развернутое производство шелкопряда в России, привлекая ученические бригады к этой увлекательно-интересной работе в целях привития любви  и интереса к труду, а также помощи государству, так как шелк имеет важное значение в экономике страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Летающие цветы-бабочки.Проектно-исследовательская работа в начальной школе.

Проектно-исследовательская работа Новиковой Вики, ученицы 3а класса, участницы 4-ой школьной научно-практической конференции "Первый опыт" (2010-2011 учебный год). Материалы могут быть использова...

Михаил Яснов "Гусеница - бабочке", УМК "Перспективная начальная школа", урок литературного чтения в 3 классе

Рабочий урок по литературному чтению, которая позволяет увидеть метапредметные связи (окружающия мир, музыка, живопись, литература). Дети научатся применять свои знания в повседневной жизни, нах...

Технологическая карта для проведения урока литературное чтение в 3 классе Борис Заходер «История Гусеницы» Михаил Яснов «Гусеница - бабочке»

Технологическая карта урокаБорис Заходер «История  Гусеницы»Михаил Яснов «Гусеница - бабочке»Предмет: «Литературное чтение»Класс: 3Тема урока: Борис Заходер «История  Гусеницы», Михаил Яснов...

Проектно-исследовательская работа "Бражники - ночные бабочки"

Проектно-исследовательская работа "Бражники - ночные бабочки"...

Презентация к исследовательской работе "Выведение бабочек из гусениц в домашних условиях"

Цель исследовательской работы :  стать свидетелем одного из чудесных превращений в природе, узнать больше интересных фактов о бабочках, вырастить бабочек в домашних условиях....

Исследовательская работа "Выведение бабочек из гусениц в домашних условиях"

Исследовательская  работа расширяет знания об окружающем мире, позволяет вырастить бабочек в домашних условиях....

Проектная работа "Бабочки"

бабочки – многочисленные и очень красивые насекомые, их роль разнообразна. Наблюдение за жизнью и развитием бабочек расширяет кругозор и способствует воспитанию бережного отношения к приро...