Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" на основе ФГОС. 1 класс. УМК "Школа России".
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование (с УУД).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_programma_1_klass.docx88.22 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО

на заседании

Педагогического совета

протокол №___от_____

УТВЕРЖДАЮ

Директор

ГБОУ средняя школа №180

_____________Н.А. Тронова

приказ № ____от ____________

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное бюджетное общеобразовательное  

учреждение средняя общеобразовательная

 школа № 180 с углубленным изучением английского языка

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

Шуксто Марины Викторовны

по предмету «Окружающий мир»

для учащихся 1-«В» класса

Санкт-Петербург

2015

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Окружающий мир» для первого класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального общего образования и авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (УМК «Школа России»).

Общая характеристика предмета

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

В соответствии с ведущими идеями, особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

  1. распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
  2. моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
  3. эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил.

Ценностные ориентиры содержания предмета

Содержание курса «Окружающий мир» основывается на следующих ведущих идеях:

  1. идея многообразия мира;
  2. идея целостности мира;
  3. идея уважения к миру.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально- гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет, наряду с другими предметами начальной школы, значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности; формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Педагогическая цель и задачи

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  1. формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  2. осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  3. формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  4. формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Результаты изучения предмета

Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Изучение курса «Окружающий мир» в первом классе направлено на получение следующих личностных результатов:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в первом классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиск средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
  • владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
  • владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • умение определять общую цель и пути её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здо-ровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Место курса в учебном плане

Программа курса «Окружающий мир» для первого класса рассчитана на 66 часов (33 учебные недели по 2 часа в неделю).

Учебно-методическое обеспечение реализации учебной программы

Учебники:

  1. Окружающий мир. 1 класс. Учебник в 2-х ч. / Плешаков А.А. - М.: Просвещение, 2012.

Дополнительные материалы:

  1. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь в 2-х ч. / Плешаков А.А. - М.: Просвещение, 2012.
  2. Окружающий мир. Тесты. 1 класс / Плешаков А.А., Гара Н.И., Назарова З.Д. - М.: Просвещение, 2012.
  3. От земли до неба: Атлас-определитель для начальной школы / Плешаков А.А. - М.: Просвещение, 2012.

ИКТ и ЦОР:

  1. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 1 класс (Диск CD-ROM), автор А.А. Плешаков.


Тематическое планирование

учебного материала по курсу «Окружающий мир»

1 класс

№ п/п

тема

Кол-во часов

Организация контроля знаний

Результаты обучения за год

Кол-во практ/р

Кол-во пров/р

1.

Введение

1

Первоклассники научатся:

-        распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; де¬ревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц;

-        распознавать основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;

-        приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и куль-турных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), животных;

-        характеризовать изученные группы растений, животных, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (по плану, предложенному учителем);

-        характеризовать признаки времён года;

-        объяснять значение используемых условных знаков (в учебнике, в рабочей тетради, дорожных знаков и др.);

-        находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде;

-        понимать правила поведения в природе;

-        называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;

-        называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии;

-        называть правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;

-        называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, бла-годарности, извинения, прощания; знать о культуре поведения в общественных местах.

2.

Что и кто?

20

6

1

3.

Как, откуда и куда?

12

5

1

4.

Где и когда?

11

1

1

5

Почему и зачем?

22

1

6

Итого

 66


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

урока

Основные

виды деятельности

Планируемые предметные результаты

освоения материала

понятия

предметные

метапредметные

личностные

1

Задавайте

вопросы! (Вводный урок)

Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом определителем). Знакомство с постоянными персонажами учебника – Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой.

Учебник, рабочая тетрадь, окружающий мир, атлас-определитель.

ориентироваться в многообразии учебных пособий курса; понимать способы и средства познания окружающего мира. 

ориентироваться в структуре учебника, пользоваться условными знаками; задавать вопросы об объектах окружающего мира; оценивать результаты своей работы с помощью условных знаков

осознавать целостность окружающего мира; принимать и осваивать социальную роль обучающегося; определять личностный смысл учения. 

2

Что такое Родина? (Россия)

Знакомство с целями и задачами раздела. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине.

Россия, Родина, столица, Кремль, герб, гимн, флаг, президент.

рассказывать о своей стране;

уметь пользоваться картинным планом; узнавать флаг, герб России, название своей малой родины.

принимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; вступать в учебный диалог; оценивать результаты своей работы с помощью условных знаков. 

понимать свою принадлежность к российскому народу; гордиться своей Родиной.

3

Что мы знаем о народах России? (Народы Российской Федерации)

Познакомиться с многонациональным характером населения России. Знакомство с национальными праздниками народов России. Знакомство с основными традиционными религиями.

Национальность, Русские, Татары, Евреи, Карелы, Буряты, Осетины, Чукчи, Башкиры. Многонациональная страна.

освоить представление о многонациональном характере населения России и особенностях некоторых национальностей; рассказывать о национальных праздниках

понимать и принимать учебную задачу урока;  анализировать иллюстрации учебника: выделять общее и особенное; вступать в учебный диалог в паре; находить новую информацию в диалоге со взрослым; оценивать свои достижения на уроке.

        

  • принимать свою принадлежность к многонациональному народу России;
  • интересоваться культурой. обычаями других народов, уважительно относиться к ним.

4

Что мы знаем о Москве? (Москва — столица России)

Знакомство с достопримечательностями Москвы (Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк )

Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро.Правительство, Государственная Дума.

знать столицу России: название, главные достопримечательности; знать органы власти, находящиеся в Москве; рассказывать о жизни москвичей-сверстников.

принимать учебную задачу урока и оценивать степень её достижения; извлекать информацию из иллюстраций и фотографий; вступать в учебный диалог в паре. 

проявлять интерес к своей стране; гордиться своей страной. 

5

Проект «Моя

малая Родина».

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Малая Родина – Санкт-Петербург.

понимать значимость каждого города, села в истории и жизни Родины; понимать роль родного города (села) в жизни Родины.

выполнять задание в группе: договариваться о результатах; понимать отличие проекта от творческого задания; понимать подготовительные этапы проектной деятельности: постановка учебной задачи, планирование самостоятельной работы; знать способы самостоятельной работы с информацией: интервьюирование членов семьи, работа с фотоархивом, фотографирование.

интересоваться своей малой родиной; гордиться своим родным краем.

6

Что у нас над

головой? (Неживая природа: Солнце, Луна, звёзды, созвездия, облака)

Наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём; моделировать форму Солнца; находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей  тетради).

Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы.

называть объекты, видимые на дневном и ночном небе;

знать форму Солнца, моделировать её с помощью пластилина; различать на ночном небе созвездие Большая Медведица.

понимать учебную задачу урока, оценивать её достижения; наблюдать природные объекты, рассказывать о своих наблюдениях;

моделировать объекты окружающего мира.

определять мотивы учебной деятельности; принимать и осваивать социальную роль обучающегося. 

7

Что у нас под

ногами? (Виды камней)

Группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам; определять образцы камней по фотографиям, рисункам; различать гранит, кремень, известняк; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней.

различать гранит, кремень, известняк; в практической деятельности определять образцы камней по фотографиям и рисункам; рассказывать о применении камней

понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения; группировать объекты по разным признакам;

выполнять задание в паре, самостоятельно проверять результаты деятельности.

проявлять интерес к объектам окружающего мира; определять мотивы учебной деятельности;

проявлять навыки сотрудничества со сверстниками.

8

Что общего у разных растений? (Строение растений)

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; находить у растений их части, показывать и называть; различать цветки и соцветия, осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях.

определять, показывать и называть части растений; определять соцветия. 

понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения; выполнять задание в группе: высказывать своё мнение, принимать точку зрения собеседника, осуществлять самопроверку результатов деятельности.

проявлять интерес к объектам окружающего мира; определять личностный смысл учебной деятельности; проявлять навыки сотрудничества со сверстниками. 

9

Что растёт на

подоконнике? (Комнатные растения)

Наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам; различать изученные растения; использовать представленную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений, приводить примеры комнатных растений.

Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе. Уход, почва, горшок, поддон.

узнавать, называть комнатные растения; определять комнатные растения с помощью атласа-определителя; знать распространённые комнатные растения. 

понимать учебную задачу урока, выполнять её и оценивать свои достижения; выполнять практическую работу в паре для получения новой информации 

проявлять интерес к объектам окружающего мира; проявлять эстетические потребности, чувства..

10

Что растёт на клумбе? (Растения цветника)

Наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам; узнавать по фотографиям растения цветника, рассказывать о любимом цветке.

Космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула, клумба, цветник.

узнавать, называть растения цветника; определять растения с помощью атласа-определителя; знать распространенные растения цветника. 

понимать учебную задачу урока, выполнять её и оценивать свои достижения; выполнять практическую работу в паре с целью получения новой информации. 

проявлять интерес к объектам окружающего мира; проявлять эстетические потребности, чувства.Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

11

Что это за листья? (Лиственные растения)

Наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях; узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях; сравнивать и группировать листья по различным признакам; описывать внешний вид листьев какого-либо дерева.

Черешок, листовая пластинка, форма листовой пластинки.

распознавать деревья по листьям; описывать форму, окраску осенних листьев; наблюдать осенние изменения в живой природе 

формулировать совместно с учителем учебную задачу урока, стараться её выполнить и оценивать свои достижения; сравнивать, группировать объекты по разным признакам; пользоваться атласом-определителем. 

проявлять интерес к объектам окружающего мира; проявлять эстетические потребности, чувства

12

Что такое

хвоинки? (Хвойные растения)

Различать лиственные и хвойные деревья; определять деревья с помощью атласа-определителя; сравнивать ель и сосну; описывать дерево по плану. Распознавание хвойных деревьев.

Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна – хвойные деревья. Хвоинки – видоизменённые листья.

различать лиственные и хвойные деревья; различать ель и сосну по основным признакам.

формулировать совместно с учителем учебную задачу урока, стараться её выполнить; оценивать свои достижения; сравнивать объекты окружающего мира, выделять существенные признаки; описывать объекты живой природы по плану.

проявлять интерес к объектам окружающего мира; проявлять эстетические потребности, чувства.

13

Кто такие

насекомые? (Группы животных Насекомые)

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых; приводить примеры насекомых; сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам.

Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых – шесть ног. Разнообразие насекомых.

знать главные признаки насекомых; отличать насекомых от других животных.

формулировать учебную задачу урока, стремиться её выполнить; получать информацию из иллюстраций учебника; вступать в учебный диалог в паре; осуществлять самопроверку с помощью учебника. 

иметь целостный взгляд на мир; проявлять самостоятельность и ответственность за свой выбор. 

14

Кто такие рыбы? (Группы животных Рыбы)

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги; узнавать рыб на рисунке, описывать рыбу по плану; приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя.

Среда обитания, виды рыб, части тела рыбы, морские и речные рыбы.

отличать рыб от других групп животных; приводить примеры речных и морских рыб.

 

формулировать учебную задачу урока, стремиться её выполнить, оценивать свои достижения на уроке; описывать объекты живой природы по плану; получать информацию из иллюстраций учебника; моделировать строение чешуи рыбы; вступать в учебный диалог в паре.

иметь целостный взгляд на мир; проявлять самостоятельность и ответственность за свой выбор.

15

Кто такие птицы? (Группы животных Птицы)

Узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку; описывать птицу по плану; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку.

Воздушное пространство, части тела птицы, перелетные птицы, нелетающие птицы. Перья – главный признак птиц.

отличать птиц от других животных;  знать строение пера птицы

формулировать учебную задачу урока, стремиться её выполнить, оценивать свои достижения на уроке; описывать объекты живой природы по плану; получать информацию из иллюстраций учебника; выполнять задание в паре, осуществлять самопроверку.

иметь целостный взгляд на мир; проявлять самостоятельность и ответственность за свой выбор.

16

Кто такие звери? (Группы животных Млекопитающие)

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; исследовать строение шерсти зверей; узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласа-определителя.

Среда обитания, млекопитающие, части тела зверя, дикие и домашние звери, шерсть.

понимать отличия зверей от других групп животных; определять зверей с помощью атласа-определителя; понимать связь между строением тела животного и его образом жизни. 

формулировать учебную задачу урока, стремиться её выполнить, оценивать свои достижения на уроке; устанавливать причинно-следственные связи в природе; получать информацию из иллюстраций учебника; выполнять задание в паре, осуществлять самопроверку.

проявлять целостный взгляд на мир; проявлять самостоятельность и ответственность за свой выбор. 

17

Что окружает нас дома? (Предметы домашнего обихода)

Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению.

Мебель, бытовая техника, одежда, посуда, электричество, водопровод, газопровод, безопасное поведение.

характеризовать назначение бытовых предметов;  приводить примеры бытовых предметов различного назначения.

понимать учебную задачу урока и стремиться её достигнуть; получать информацию из художественного текста;  группировать предметы по различным признакам; работать в паре, проводить взаимопроверку;  оценивать свои достижения

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося; Проявлять целостный взгляд на окружающий мир; Проявлять ответственность за свой выбор.

18

Что умеет

компьютер? (Компьютер в нашей жизни)

Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями, сравнивать стационарный компьютер и ноутбук; Соблюдать правила безопасного обращения с компьютером.

Персональный компьютер, ноутбук,  информация, монитор, системный блок, клавиатура, мышь, принтер, сканер,  диск, флешка,  интернет.

называть составные части компьютера, рассказывать об их назначении; сравнивать различные компьютеры; соблюдать правила безопасного обращения с компьютером. 

определять учебную задачу урока, оценивать степень её достижения; в парах извлекать информацию из рисунка-схемы; обсуждать роль компьютера в жизни человека, высказывать свою точку зрения .

определять личностный смысл изучения темы урока; проявлять целостное восприятие окружающего мира; понимать ответственность за свой выбор 

19

Что вокруг нас может быть

опасным? (Безопасное поведение дома и на улице)

Выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода; характеризовать опасность бытовых предметов; формулировать правила перехода улицы; моделировать устройство светофора; оценивать своё обращение с предметами домашнего обихода и поведение на дороге; сочинять и рассказывать сказку по рисунку учебника

Опасность, опасные вещи, номера телефонов экстренной службы, пешеходный переход, светофор, проезжая часть, транспорт, пешеход.

понимать потенциальную опасность при обращении с предметами домашнего обихода; знать правила обращения с бытовыми приборами;

знать правила безопасного поведения на улице. 

понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения на уроке; вступать в диалог при работе в паре, осуществлять самопроверку достигнутых результатов;

прогнозировать возможные последствия своих действий;

моделировать устройство светофора. 

определять личностный смысл изучения темы; понимать ответственность за свой выбор; проявлять целостное восприятие окружающего мира. 

20

На что похожа наша планета? (Форма и движение Земли)

Использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли; моделировать форму Земли.

Солнечная система, планеты, глобус, модель, форма шара, моря, океаны, материки, суша, день, ночь.

иметь первоначальные сведение о форме и движении Земли; использовать глобус для демонстрации формы Земли.

понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения на уроке; выдвигать и обосновывать предположения; извлекать информацию из иллюстраций в учебнике; вступать в диалог при работе в паре; моделировать форму Земли.

проявлять целостное восприятие окружающего мира; определять личностный смысл в изученном содержании..

21

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?».

Презентация проекта «Моя малая Родина».

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Живая и неживая природа, опасность и безопасность.

обобщать и систематизировать изученный материал .

выполнять тестовые задания;

оценивать свои учебные достижения; соотносить учебные задачи, поставленные в начале изучения раздела, с полученными результатами; выступать с сообщением, иллюстрировать его наглядными материалами

принимать социальную роль обучающегося; определять личностный смысл изучения темы; проявлять целостное восприятие окружающего мира..

22

Как живёт семья? Проект «Моя

семья».

Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Семья – это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи.

рассказывать о жизни семьи;

называть членов своей семьи; рассказывать о членах своей семьи. 

понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения на уроке; отбирать из архива фотографии по определённым критериям; интервьюировать членов семьи; оформлять фотоальбом. 

понимать значение семьи для человека и общества; сотрудничать со сверстниками и взрослыми в различных социальных ситуациях

23

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? (Вода в жизни человека)

Прослеживать по рисунку-схеме путь воды; обсуждать необходимость экономии воды; выяснять опасность употребления загрязнённой воды; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды

представлять с помощью схемы путь воды от природных источников к жилищам людей; понимать необходимость экономии воды; понимать необходимость очистки воды. 

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке; проводить опыт по очищению воды. 

бережно относиться к ценностям природы; понимать свою ответственность за состояние природы. 

24

Откуда в наш дом приходит электричество? (Электричество в нашем доме)

Отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; анализировать схему выработки электричества и способы его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии. Знание правил безопасности при обращении с электричеством.

Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов.

отличать электроприборы от других бытовых приборов; знать правила безопасности при использовании электроприборов; понимать схему доставки электричества потребителям; собирать простейшую электрическую цепь.

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке; выполнять практическую работу в паре: договариваться о способах выполнения и представления результатов.

понимать необходимость экономии природных . ресурсов; понимать свою ответственность за состояние природы.

25

Как путешествует письмо? (Работа почты)

Наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме о путешествии письма; различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки.

Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации.

рассказывать о работе почты; рассказывать о пути письма от отправителя к адресату; различать почтовые отправления (письма, бандероли, посылки, открытки).

понимать и стремиться выполнить учебную задачу урока; оценивать свои достижения на уроке; составлять схему в парах, договариваться о способе выполнения задания, осуществлять самопроверку; извлекать информацию из иллюстраций учебника.

принимать социальную роль обучающегося; адаптироваться в развивающемся мире.

26

Куда текут реки? (Реки и моря)

Прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку и море; различать пресную и морскую воду; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку.

Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде.

прослеживать по схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку и море, различать пресную и морскую воду; изготавливать «морскую» воду с помощью морской соли. 

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения, отвечать на итоговые вопросы; сочинять сказочную историю по рисунку

бережно относиться к ценностям природы; понимать свою ответственность за состояние природы. 

27

Откуда берутся снег и лёд? (Состояния воды: снег, лёд)

Проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями; формулировать выводы из опытов; наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках.

Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда.

понимать происхождение снега и льда; знать форму снежинок и отображать её в рисунках. 

понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои учебные достижения; проводить по инструкции опыты по исследованию свойств снега и льда; распределять роли в группе и следовать им. 

бережно относиться к ценностям природы; понимать свою ответственность за состояние природы. 

28

Как живут

растения? (Растения — живой организм)

Наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях; прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения; формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений.

Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями.

называть этапы жизни растения; знать условия, необходимые для жизни растений; ухаживать за комнатными растениями. 

понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои учебные достижения; наблюдать за растениями и рассказывать о своих наблюдениях; делать выводы на основании анализа иллюстраций 

проявлять интерес к объектам окружающего мира; бережно относиться к ценностям природы; понимать свою ответственность за состояние природы. 

29

Как живут

животные? (Животные — живые организмы)

Наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях; ухаживать за животными живого уголка.

Животные как живые организмы. Условия, необходимые для жизни животных. Уход за животными живого уголка.

рассказывать о жизни животных; доказывать, что животные — живые организмы.

понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои учебные достижения; работать в группе: договариваться о выполнении задания, делать выводы, осуществлять самопроверку. 

проявлять интерес к объектам окружающего мира; бережно относиться к ценностям природы. 

30

Как зимой помочь птицам? (Зимующие птицы нашего края)

Наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе; обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; изготавливать простейшие кормушки и подбирать подходящий для птиц корм; перечислять правила подкормки птиц.

Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц.

различать зимующих птиц (по рисункам и в природе); изготавливать кормушки и подбирать подходящий для птиц корм; знать правила подкормки птиц.

формулировать учебную задачу урока, стремиться её выполнить, оценивать свои достижения на уроке; распределять обязанности » парах при изготовлении кормушки.

проявлять самостоятельность и ответственность за свой выбор; бережно относиться к ценностям природы. 

31

Откуда берётся и куда девается

мусор? (Сортировка и переработка мусора)

Определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации; обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку.

Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора.

определять источники возникновения мусора и способы его утилизации; понимать и обосновывать важность соблюдения чистоты в быту, в городе, в природе; понимать необходимость раздельного сбора мусора; находить применение бросовому материалу.

понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения; извлекать информацию из иллюстраций учебника или презентации;  вступать в общение с одноклассниками, обосновывать своё мнение; выполнять практическую работу в группе: договариваться об общем варианте выполнения; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку в учебнике; группировать объекты по заданному признаку

проявлять начальные навыки адаптации в изменяющемся мире; понимать ответственность за свои поступки; бережно относиться к ценностям окружающего мира. 

32

Откуда в снежках грязь? (Источники загрязнения нашей планеты)

Исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений; обсуждать источники появления загрязнений в снеге; формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений; сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему.

Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде.

знать источники загрязнения снега; формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений. 

понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить, оценивать степень её достижения; выполнять практическую работу в паре: распределять роли; сочинять сказку на предложенную тему. 

понимать ответственность за свои поступки; бережно относиться к ценностям окружающего мира .

33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья».

Выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся.

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

обобщать и систематизировать изученный материал .

выполнять тестовые задания;

  • оценивать свои учебные достижения своих товарищей;

соотносить учебные задачи, поставленные в начале изучения раздела, с полученными результатами; выступать с сообщением, иллюстрировать его наглядными материалами.

определять личностный смысл изучения темы; проявлять целостное восприятие окружающего мира;

формировать адекватную оценку своих достижений. 

34

Когда учиться

интересно? (Я — ученик)

Анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы; сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе;

Условия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем.

понимать значение слова «класс»: группа детей, которые учатся вместе, и помещение, в котором они учатся; рассказывать о том, как сделать учёбу интересной и успешной; рассказывать о своём учителе. 

понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения на уроке; анализировать в паре иллюстрации учебника; формулировать выводы из коллективного обсуждения.

принимать социальную роль обучающегося; определять личностный смысл изучения темы. 

35

Проект «Мой класс и моя

школа».

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

рассказывать о жизни своего класса по фотографиям; выделять самые интересные моменты в жизни класса.

понимать отличие проекта от творческого задания, различать этапы проектной деятельности: постановку учебной задачи, планирование самостоятельной работы, выполнение, презентацию, подведение итогов; выполнять задание в группе: распределять роли, договариваться о результатах, представлять результаты работы, оценивать свои достижения; извлекать информацию из фотографий;  составлять рассказ о жизни в классе.

принимать социальную роль обучающегося; определять личностный смысл изучения темы.

36

Когда придёт

суббота? (Время и его течение. Дни недели)

Анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее; отображать с помощью карточек последовательность дней недели, называть дни недели в правильной последовательности, проводить взаимоконтроль; называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым.

Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели.

различать прошлое, настоящее и будущее; называть дни недели в правильной последовательности. 

понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить, оценивать свои достижения на уроке; осуществлять взаимопроверку в паре; анализировать иллюстрации учебника; сочинять сказочную историю по рисунку. 

проявлять целостный взгляд на мир; проявлять начальные навыки адаптации в динамично меняющемся мире; определять мотивы учебной деятельности. 

37

Когда наступит лето? (Смена времён года)

Анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; характеризовать природные явления в разные времена года; находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника; наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в тетради.

Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года.

называть времена года и месяцы в правильной последовательности;  соотносить времена года и месяцы; характеризовать природные явления в разные времена года, наблюдать сезонные наблюдения в природе и фиксировать наблюдения; называть любимое время года и объяснять выбор.

понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения; извлекать информацию из схемы, кодировать ин- . формацию с помощью условных знаков; работать в парах: находить несоответствия на рисунках.

проявлять целостное восприятие окружающего мира; определять личностный смысл в изученном содержании. 

38

Где живут белые медведи? (Животный мир Северного Ледовитого океана и Антарктиды)

Находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их; рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов; приводить примеры животных холодных районов; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.

Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов.

находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду; приводить примеры животных, обитающих в холодных районах Земли. 

понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения; извлекать информацию из иллюстрации учебника; устанавливать причинно-следственные связи (между строением, образом жизни животных и природными условиями).

проявлять целостное восприятие окружающего мира .

39

Где живут слоны? (Животный мир саванны и тропических лесов)

Практическая работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их; приводить примеры животных жарких районов; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.

Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов.

находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли; приводить примеры животных, обитающих в жарких районах Земли. 

понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения; извлекать информацию из иллюстрации учебника; устанавливать причинно-следственные связи (между строением, образом жизни животных и природными условиями); определять план действий совместно с учителем, работать в группе по плану.

проявлять целостное восприятие окружающего мира. 

40

Где зимуют

птицы? (Зимующие и перелётные птицы)

Различать зимующих и перелётных птиц; группировать (классифицировать) птиц; выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их; объяснять причины отлёта птиц в тёплые края; приводить примеры зимующих и перелётных птиц.

Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму

различать зимующих и перелётных птиц; объяснять причины отлёта птиц в тёплые края; приводить примеры зимующих и перелётных птиц

понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения; группировать птиц по существенному признаку;

работать в паре: выдвигать предположения, доказывать их и осуществлять самопроверку.

проявлять целостный взгляд на мир; бережно относиться к ценностям природы.

41

Когда появилась одежда? (История появления одежды и развития моды)

Прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку; отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов; различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев.

Назначения: деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная

прослеживать историю появления одежды и развития моды;  описывать одежду людей по рисунку; узнавать национальную одежду своего народа; различать типы одежды по назначению..

понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения; работать в паре: договариваться о результатах выполнения задания; отвечать на вопрос, используя ключевые слова.

проявлять целостный социально ориентированный взгляд на мир; овладеть начальными навыками адаптации в мире: подбирать одежду, соответствующую конкретному случаю.

42

Когда изобрели велосипед? (История и применение велосипеда)

Сравнивать старинные и современные велосипеды; извлекать из учебника информацию об устройстве велосипеда, осуществлять самопроверку; обсуждать роль велосипеда в нашей жизни; называть правила безопасной езды на велосипеде.

Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трёхколёсный). Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде.

рассказывать об устройстве велосипеда; обсуждать роль велосипеда в нашей жизни; знать правила безопасной езды на велосипеде. 

понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения; работать в парах: определять сходство и различие объектов; получать информацию из рисунка в учебнике. 

проявлять целостный социально ориентированный взгляд на мир; овладеть начальными навыками адаптации в мире.

43

Когда мы станем взрослыми? (Дети и взрослые)

Сравнивать жизнь взрослого и ребёнка; определять по фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем; сравнивать рисунки учебника; рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков.

Взрослый человек, профессия, возраст.

сравнивать жизнь взрослого и ребёнка; определять профессии людей, рассказывать о профессиях членов семьи .

понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения; работать в парах: сравнивать рисунки в учебнике, делать выводы

проявлять целостный социально ориентированный взгляда на мир; овладеть начальными навыками адаптации в мире; рассуждать о том, что в мире зависит от наших поступков. 

44

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа».

Выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

обобщать и систематизировать изученный материал. 

выполнять тестовые задания;

соотносить учебные задачи, поставленные в начале изучения раздела, с полученными результатами, оценивать свои учебные достижения; выступать с сообщением, иллюстрировать его наглядными материалами

принимать социальную роль обучающегося; определять личностный смысл изучения темы; проявлять целостное восприятие окружающего мира. 

45

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? (Солнце — ближайшая к Земле звезда)

Сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца; моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд; использовать атлас-определитель для получения нужной информации; наблюдать картину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва.

Солнце, звезда, восход и заход Солнца, день, ночь, созвездие

сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд; наблюдать картину звёздного неба, находить созвездие Льва.

понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения на уроке; работать в паре: моделировать форму и сравнительные размеры некоторых звёзд, проводить взаимопроверку; получать информацию из атласа-определителя..

определять мотивы учебной деятельности; принимать и осваивать социальную роль обучающегося; понимать целостную картину мира. 

46

Почему Луна бывает разной? (Луна — спутник Земли)

Анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны; моделировать из пластилина форму Луны; рассказывать с помощью рисунков в учебнике об изучении Луны учёными, наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради.

Луна , естественный и искусственный спутник, отражение света, луноход, телескоп, поверхность Луна, Форма Луны.

понимать причины изменения видимой поверхности Луны; рассказывать об изучении Луны.

понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения на уроке; моделировать форму Луны;

анализировать схемы в учебнике, делать выводы; извлекать информацию из рисунков в учебнике.

Понимать целостную картину мира.

47

Почему идёт дождь и дует

ветер? (Дождь и ветер. Их значение для жизни растений, животных и человека)

Наблюдать за дождями и ветром; рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять причины возникновения дождя и ветра.

Дождь, ветер, капли, облака, туча, воздух, колебания и движение воздуха.

рассказывать по рисунку о видах дождя; объяснять причины возникновения дождя и ветра; понимать значение дождя и ветра для живой природы. 

понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения на уроке; работать в группе: совместно обсуждать задание, договариваться о результатах, осуществлять самопроверку с помощью учебника; сочинять и рассказывать сказку по рисунку.

понимать целостность картины мира; принимать социальную роль обучающегося при работе в группе.

48

Почему звенит звонок? (Звуки в окружающем мире)

Анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира; исследовать возникновение и распространение звуков; обсуждать, почему и как следует беречь уши; высказывать предположения о причине возникновения эха.

Звук, тишина, шум, эхо.

различать звуки окружающего мира и передавать их голосом; понимать принцип возникновения и распространения звуков; понимать необходимость беречь уши 

понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения на уроке; выполнять практическую работу в паре: исследовать возникновение и распространение звуков; высказывать предположения, осуществлять самопроверку.

проявлять установку на безопасный, здоровый образ жизни; проявлять начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире .

49

Почему радуга разноцветная? (Радуга — явление природы)

Называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника; отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок. Знание последовательности цветов радуги.

Радуга – украшение окружающего мира. Цвета радуги. Распад на цвета, спектр.

называть цвета радуги в определённой последовательности; понимать причины возникновения радуги.

понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения на уроке; использовать приёмы запоминания цветов радуги; работать в паре: выполнять задание, осуществлять взаимопроверку; сочинять сказочную историю по рисунку в учебнике.

понимать целостность картины мира; получать эстетическое удовольствие от наблюдения явлений природы.

50

Почему мы любим кошек и собак? (Домашние животные)

Описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку); обсуждать свое отношение к домашним питомцам; рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой; познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением.

Кошка, собака, домашние питомцы, ветеринар.

описывать по плану домашнего питомца; рассказывать об уходе за кошками и собаками; обсуждать своё отношение к домашним питомцам.

понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения на уроке; извлекать информацию из иллюстраций учебника; высказывать и обосновывать предположения; работать в паре: договариваться о результате выполнения задания.

проявлять самостоятельность и ответственность за свои действия; бережно относиться к ценностям природы.

51

Проект «Мои

домашние

питомцы».

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

наблюдать за домашним питомцем и фиксировать результаты наблюдений; рассказывать об интересных ситуациях, связанных с домашним животным; составлять рассказ о домашнем животном

понимать отличие проекта от творческого задания; понимать этапы проектной деятельности: постановка учебной задачи, планирование самостоятельной работы, выполнение, презентация, подведение итогов; выполнять задание в группе: распределять роли, договариваться о результатах; извлекать информацию из фотографий; представлять результаты работы, оценивать свои достижения.

принимать социальную роль обучающегося; определять личностный смысл изучения темы.

52

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? (Разнообразие цветов и бабочек на лугу)

Определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя; рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе; устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника.

Бабочка, луговые цветы. Правила поведения на лугу.

знать и выполнять правила поведения на природе; понимать взаимосвязь цветов и бабочек.

понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения на уроке; работать в паре: определять объекты живой природы с помощью атласа-определителя; анализировать и сравнивать иллюстрации учебника; высказывать и обосновывать предположения; сочинять сказочную историю по рисунку.

иметь целостное представление о картине мира; проявлять самостоятельность и ответственность за свои действия; бережно относиться к ценностям природы.

53

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

Определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину; оценивать своё поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения рассказов из книги «Великан на поляне»; формулировать правила поведения в природе.

Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу.

определять обитателей леса по звукам; знать и выполнять правила поведения в природе.

понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения на уроке; работать в паре: устанавливать причинно-следственные связи на основе информации учебника, осуществлять самопроверку.

иметь целостное представление о картине мира; проявлять самостоятельность и ответственность за свои действия; бережно относиться к ценностям природы.

54

Зачем мы спим ночью? (Значение сна в жизни человека)

Сравнивать рисунки учебника, делать выводы о значении сна в жизни человека; оценивать правильность своей подготовки ко сну; рассказывать (на основе наблюдений) о сне животных; обсуждать информацию о животных, которые ночью не спят, содержащуюся в книге «Зелёные страницы»; определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе.

Сон, ночной отдых, ночные животные, ночные дежурства.

понимать значение сна в жизни человека; знать правила подготовки ко сну и оценивать правильность своих действий; рассказывать о сне животных.

понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения на уроке; работать в паре: осуществлять самопроверку; сравнивать рисунки учебника, делать выводы.

понимать и принимать ценности здорового образа жизни.

55

Почему нужно есть много овощей и фруктов? (Значение овощей и фруктов в питании человека)

Различать овощи и фрукты, группировать (классифицировать) их; находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием; сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма. Знание правил гигиены при употреблении овощей и фруктов.

Овощи и фрукты. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.

различать фрукты и овощи;

понимать роль витаминов в жизнедеятельности организма; знать и соблюдать правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.

понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить, осуществлять самопроверку с помощью учебника, оценивать свои достижения на уроке; группировать предметы по основному признаку; работать в группе: находить информацию в учебнике, определять роль витаминов в жизнедеятельности организма; сочинять сказку по рисунку.

понимать и принимать ценности здорового образа жизни

56

Почему нужно чистить зубы и мыть руки? (Соблюдение правил гигиены)

Обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук, отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение; рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки; запомнить, что зубная щётка и полотенце у каждого человека должны быть личные; формулировать осн. правила гигиены.

Важнейшие правила гигиены, гигиена, зубная паста и щетка, мыло.

обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук; объяснять назначение предметов гигиены; знать приёмы чистки зубов и мытья рук; формулировать основные правила гигиены.

понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить, оценивать свои достижения на уроке; извлекать информацию из рисунков учебника; выполнять практическую работу в паре: определять последовательность действий и осуществлять взаимопроверку.

понимать и принимать ценности здорового образа жизни. 

57

Зачем нам телефон и телевизор? (Средства связи и средства массовой информации)

Различать средства связи и средства массовой информации; рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов; объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов; обсуждать назначение Интернета; моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону.

Почта, телеграф, телефон – средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) – средства массовой информации. Интернет.

различать средства связи и средства массовой информации; знать виды телефонов; объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет, журналов; понимать назначение Интернета.

понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить, оценивать свои достижения на уроке; извлекать информацию из рисунков учебника; работать в паре: сравнивать старинные и современные предметы; определять сходство и различие предметов и их функций.

определять личностный смысл изучения темы урока; проявлять целостное восприятие окружающего мира.

58

Зачем нужны

автомобили? (Разнообразие и значение автомобилей)

Классифицировать автомобили и объяснять их назначение; работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством автомобиля, проводить взаимопроверку; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку.

Автомобили – наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Устройством автомобиля. Электромобиль.

классифицировать автомобили и объяснять их назначение; знать основные детали автомобиля.

понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить, оценивать свои достижения на уроке; работать в паре: извлекать информацию из рисунка-схемы, проводить взаимопроверку; выполнять задание на основании информации из учебника; сочинять сказку по рисунку.

определять личностный смысл изучения темы урока; проявлять целостное восприятие окружающего мира.

59

Зачем нужны

поезда? (Железнодорожный транспорт)

Классифицировать поезда в зависимости от их назначения; работать в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять самоконтроль; использовать информацию учебника для выполнения задания.

Поезда, наземный и подземный транспорт, железная дорога, метро, пассажирский и товарный поезд.

определять назначение поездов; классифицировать поезда в зависимости от назначения; знать устройство железной дороги

понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить, оценивать свои достижения на уроке; работать в паре: извлекать информацию из рисунка-схемы, проводить взаимопроверку; выполнять задание на основании информации учебника.

определять личностный смысл изучения темы урока; проявлять целостное восприятие окружающего мира.

60

Зачем строят

корабли? (Водный транспорт)

Классифицировать корабли в зависимости от их назначения; рассказывать о своих впечатлениях от плавания на корабле; работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством корабля.

Корабли (суда) – водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные). Устройство корабля.

определять назначение кораблей; называть и показывать на схеме основные части корабля; классифицировать корабли в зависимости от назначения.

понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить, оценивать свои достижения на уроке; работать в паре: извлекать информацию из рисунка-схемы, проводить взаимопроверку и самопроверку; выполнять задание по информации рабочей тетради.

определять личностный смысл изучения темы урока; проявлять целостное восприятие окружающего мира.

61

Зачем строят

самолёты? (Воздушный транспорт)

Классифицировать самолёты в зависимости от их назначения; рассказывать о своих впечатлениях от полёта на самолёте; работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством самолёта.

Самолёты – воздушный транспорт. Виды самолётов в зависимости от их назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта.

определять назначение самолётов; называть и показывать на схеме основные части самолёта; классифицировать самолёты в зависимости от назначения

понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить, оценивать свои достижения на уроке; работать в паре: извлекать информацию из рисунка-схемы, проводить взаимопроверку и самопроверку; обобщать изученный материал.

определять личностный смысл изучения темы урока; проявлять целостное восприятие окружающего мира.

62

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? (Правила безопасности в транспорте)

Обобщать сведения о транспорте, полученные на предыдущих уроках; обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте. Называть правила безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге.

Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае).

обобщать сведения о транспорте; понимать необходимость соблюдения правил безопасности в наземном транспорте.

понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить, оценивать свои достижения на уроке; работать в группе: получать информацию из текста учебника, обсуждать её, формулировать выводы; моделировать правила безопасности в транспорте.

определять личностный смысл изучения темы урока; проявлять целостное восприятие окружающего мира; понимать ответственность за свои действия.

63

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? (Правила безопасности в транспорте)

Перечислять правила безопасности и спасательные средства на корабле и в самолёте. Участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации.

Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте.

обобщать сведения о транспорте; понимать необходимость соблюдения правил безопасности на водном и воздушном транспорте.

понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить, оценивать свои достижения на уроке; работать в группе: получать информацию из текста учебника, обсуждать её, формулировать выводы; моделировать правила безопасности на транспорте.

определять личностный смысл изучения темы урока; проявлять целостное восприятие окружающего мира; понимать ответственность за свои действия.

64

Зачем люди осваивают космос? (Освоение космоса)

Рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника; высказывать предположения по вопросам учебника, моделировать экипировку космонавта; участвовать в ролевой игре «Полёт в космос».

Ю.А. Гагарин – первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции, ракета

понимать значение освоения человеком космоса; знать имя первого человека, совершившего полёт в космос; понимать значение искусственных спутников Земли.

понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить, оценивать свои достижения на уроке; работать в группе: высказывать и обсуждать предположения, осуществлять самопроверку; моделировать экипировку космонавта.

определять личностный смысл изучения темы урока; проявлять целостное восприятие окружающего мира.

65

Почему мы часто слышим слово «экология»? (Первоначальное представление об экологии)

Находить в тексте учебника ответы на вопросы; приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой;

Экология, эколог, Зеленый дом.

приводить примеры взаимосвязи между человеком и природой; оценивать свои поступки по отношению к природе.

понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения на уроке; находить ответы на вопросы в тексте учебника.

иметь целостное представление о картине мира; проявлять самостоятельность и ответственность за свои действия; бережно относиться к ценностям природы.

66

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?». Презентация проекта «Мои домашние питомцы».

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

обобщать и систематизировать изученный материал.

выполнять тестовые задания;

  • оценивать свои учебные     достижения, соотносить учебные задачи, поставленные в начале изучения раздела, с полученными результатами; выступать с сообщением, иллюстрировать его наглядными материалами.

принимать социальную роль обучающегося; определять личностный смысл изучения темы; проявлять целостное восприятие окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы (Школа России, ФГОС)

Рабочая программа по русскому языку к УМК "Школа России" (авторский коллектив: Канакина В.П., Горецкий В.Г. и др.) рассчитана на весь период обучения в начальной школе и составлена в соотвествиями с Ф...

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы (Школа России, ФГОС)

Рабочая программа по литературному чтению к УМК "Школа России" (авторский коллектив: Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.) разработана на 4 года в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе. "Школа России" ФГОС.

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по литературному чтению ....

рабочая программа и КТП окружающий мир 2 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа и КТП окружающий мир 2 класс "Школа России" ФГОС...

рабочая программа и КТП по технологии 1 класс Школа России ФГОС

рабочая программа и КТП по технологии 1 класс Школа России ФГОС...

рабочая программа и КТП по музыке 1 класс Школа России ФГОС

рабочая программа и КТП по музыке 1 класс Школа России ФГОС...

Пояснительная записка к рабочей программе по Литературному чтению во 2 классе ("Школа России", ФГОС)

В пояснительной записке даётся общая характеристика курса "Литературное чтение" ("Школа России") ФГОС, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета,  предметные результаты изучения...