Конспект урока окружающего мира в 3-м классе по теме "Почва" (УМК "Планета знаний")
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему

Склярова Наталья Александровна

Задачи:

Формировать понятие “почва”, представление о ее образовании, составе и свойствах;

Развивать познавательный интерес, навыки работы с текстом и методическим аппаратом учебника; обогащать словарный запас, кругозор; ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы, выявлять причинно-следственные связи;

Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_okruzhayushchego_mira_v_3kopiya.docx29.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира в 3-м классе по теме "Почва" (УМК "Планета знаний")

Задачи:

Формировать понятие “почва”, представление о ее образовании, составе и свойствах;

Развивать познавательный интерес, навыки работы с текстом и методическим аппаратом учебника; обогащать словарный запас, кругозор; ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы, выявлять причинно-следственные связи;

Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность.

Оборудование:

рабочий лист (21 шт.);

чашка фарфоровая (1 шт.);

образцы почв (раздаточный материал 13 шт.);

стеклянные палочки (3 шт.);

(13стеклянные стаканы (3 шт.);

стеклянная воронка (3 шт.);

колба (4 шт.);

бумажный фильтр (3 шт.);

лупы (13);

штатив;

сухое горючее или спиртовка;

стекло;

держатель;

толковый словарь;

презентация;

компьютер;

мультимедийный проектор;

экран;

учебник “Окружающий мир” 3 класс,

Рабочая тетрадь (3 класс) Ход урока

1 слайдI. Оргмомент. 
Вот звонок нам дал сигнал – 
Поработать час настал

Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.

II. Эмоциональный настрой. Актуализация знаний учащихся.

Ученик:

2 слайд

Есть просто храм, 
Есть храм науки. 


3 слайд

А есть еще природы храм – 
С лесами, тянущими руки

 Навстречу солнцу и ветрам. 

Учитель:

Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь. 

Святыня – это то, что является особенно дорогим человеку, любовно хранимым и чтимым.
– Как вы думаете, ребята, какую святыню природы можно назвать главной для человека? Без какой святыни природы его жизнь не возможна? (Без земли.)
– Еще эту святыню называют кладовой природы. Послушайте рассказ “Чудесная кладовая” (М.Ильин, Е Сегал
4 слайд

Ученик:

 Есть на Земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок.

Сказка это или не сказка?
Нет, это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется?

– Не догадываетесь? Тогда пусть вам поможет загадка:

Бьют меня ногами,
Режут ножами.
Каждый хочет растоптать.
А я с подарками опять. 

– Интересно, не правда ли, какая же это святыня, если ее бьют, колотят, ворочают и режут?
– Да. Это земля. Слово “земля” имеет много значений, Даша нашла в словаре толкование этого слова, послушайте ее:

5 слайд

это и название нашей планеты, на которой мы живем;

это и суша как противоположность водному и воздушному пространству;

это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория.


                                                                 6 слайд

– К нам в школу по электронной почте из научно-исследовательского института почвоведения пришло сообщение с просьбой изучить объект, изображенный на этой фотографии. Как вы думаете, что же это такое? (Фотография среза земли, взятого с обрыва)

– Мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле – матушке нашей кормилице или ... о чем? Каково ее научное название?
– Почва.
– Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня на уроке?

III. Сообщение темы и цели урока.


                                                            7 слайд

– Действительно, тема урока – “Почва. Ее состав и свойства”

– Сегодня на уроке вы не просто ученики, а научные сотрудники, которые изучают состав, свойства почвы.

Правила работы в учебной лаборатории

                                                               8 слайд

– Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны.

– Научные сотрудники работают по плану.

– Я предлагаю и нам составить план работы на уроке.

– Согласны? С чего начнем?

– Знаете ли вы, что такое почва?

– Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве

9 слайд

(На слайде появляется "Что такое почва?")

– Что еще хотели бы узнать о почве?

– И чего состоит почва?

(На слайде появляется “Состав почвы”)

– Какими свойствами она обладает? (На слайде –“Свойства почвы”)

– А знаете ли Вы, зачем человеку почва и как он ее использует?

– Только ли человеку нужна почва?(Выслушиваются ответы детей, и в результате на слайде появляется “Кому нужна почва”)

– Обо всем этом мы будем изучать в научной лаборатории. Там работают ученые, а помогают им младшие научные сотрудники и лаборанты. Приступим к работе, следуя составленному плану. Так, что же такое почва?

IV. Изучение новой темы.

10 слайд

     Чтобы это узнать отправимся в далекое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы.

                                                                   11 слайд

  Получался рыхлый слой из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Только лишайники могли выжить в таких условиях.                                                  

                                                            12 слайд

         После того, как растения обжили эти территории, на них поселились животные.

    Образование почвы началось только с появлением живых существ на земле.

                   13 слайд

С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы. По подсчетам ученых, требуется 2000 лет для образования слоя почвы толщиной 5 см. Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва. Вот замечательное подтверждение того, что в природе все взаимосвязано.

 – Что такое почва? (Верхний темный, рыхлый слой земли.)

– Какие факторы влияют на образование почвы?

                                                             14 слайд

– Переходим ко 2 пункту нашего плана

                                                           15 слайд


– Через лупу рассмотрите почву.

– Какие частицы вы увидели? (Песок, Глина, остатки листьев, корешки, части насекомых)

– Запишите свои наблюдения в таблицу.

– Кто знает, как называются одним словом остатки листьев, корешки, части насекомых)?


16 слайд

– Это перегной.

Он накапливается в верхнем слое почвы и придает ей темный цвет.

 V.  Работа с учебником.  

 Откройте учебник на стр. 69, давайте прочитаем какие нам необходимо провести опыты, чтобы выяснить, что входит в состав почвы.

1-й опыт.

– Бросьте в воду комочек почвы и понаблюдайте за ней.

– Что заметили?

– Пузырьки.

– Сделайте вывод.

– В почве есть воздух.

– Впишите в таблицу.


17 слайд

2-й опыт.

 Нагревание почвы.

          При выполнении этого опыта учителю следует помнить о правилах техники безопасности, работая со спиртовкой и огнем. Опыт проводит учитель на демонстрационном столике. Влажную почву нагреть, над ней подержать стекло. Дети внимательно наблюдают. Вода из почвы испаряется, образуя на стекле капли. Стекло перевернуть и нагреть на огне. Вода испарится, а на стекле остаются белые налеты.

На стекле появляются капли воды и белый налет. –

– Что же это такое?

– Вода и минеральные соли.

– О роли минеральных солей для растений прочитайте на карточке.(Приложение 2)

– Сделайте вывод, что входит в состав почвы.

                                                18 слайд

3-й опыт.  Насыплем прокаленную почву в стеклянную банку с водой и размешаем. Дадим воде отстояться . Что увидели ?

                                                  19 слайд

VI. Промежуточная рефлексия.

20 слайд

– Переходим к выполнению следующего пункта плана.


21слайд

4-й опыт. Возьмите в руки почву. Что можно с ней сделать? Размять, пересыпать. Значит, она какая? (Рыхлая – запишите это свойство в таблицу)


22 слайд

5-й опыт.

Возьмите  колбу с воронкой, в которой лежит фильтр. Насыпьте туда немного почвы и налейте воды. Что произошло? О чем это говорит. Какой вывод делаем?

– Способность почвы пропускать воду называется – водопроницаемость.


23 слайд

– Чтобы определить следующее свойство почвы, привлечем ваш жизненный опыт.

– Вспомните, что происходит с почвой в жаркий летний день? (Она нагревается)

– А зимой? (Охлаждается)

– Способность почвы нагреваться и охлаждаться называется – теплопроводность.


24 слайд

– Вспомните начало урока. Рассказ “Кладовая природы”.

– Почему мешок зерна превращается в 20, а ведро картошки в 20 ведер?

        Слайд 25

– Как Вы думаете, каким же важным свойством обладает почва?

  – Давайте разгадаем кроссворд, вспомнив состав почвы , и узнаем её главное свойство.

( Приложение 3)

                           

                                     Слайд 26

– А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит? Плодородие – способность почвы “рождать плоды”, производить богатую растительность, давать обильный урожай.)

        27 слайд

– Итак, какое же основное свойство почвы? (Плодородие)

– Какие еще свойства есть у почвы? (Теплопроводность, водопроницаемость, сыпучесть– в таблицу)

– Как вы думаете, в нашей местности плодородная почва или нет?

VI. Физкультминутка.

Игра на внимание. Сейчас я проверю насколько вы внимательны.

Я буду называть растения, если они произрастают в нашей местности – вы хлопаете в ладоши над головой, если нет – качаете головой.

Осина, апельсин, ель, береза, банан, дуб, эвкалипт, клевер, баобаб, секвойя, ясень, клен, персик, яблоня, груша, лиана.

28 слайд

– По-вашему плодородие земли бесконечно? Или необходимо его сохранять? Как сохранить плодородие почвы? (Вносить минеральные удобрения, рыхлить, поливать, чередовать посевные культуры, не уничтожать дождевых червей, не засорять почву отходами.)

– Что, по вашему мнению, делает почву плодородной? (Выслушиваются ответы детей. Перегной)

                                                              29 слайд

– Перейдем к последнему пункту нашего плана. Кому нужна почва?

                                                       30 слайд

Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества “путешествуют” в природе как бы по кругу. Ученые говорят: происходит круговорот веществ в природе.
Представьте-ка себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервется. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на Земле и люди.
Вот почему замечательный русский ученый Василий Васильевич Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить могли бы, без почвы – нет.

Чтение статьи в учебнике с. 71 « Охрана почв»

– Работа в научной лаборатории подходит к концу.

– Давайте подведем итог.  

   Обучающий тест. Вид работы – фронтальная. Взаимопроверка.

31 слайд.

- Перед вами 6 вопросов.

Вы читаете их и на листочках записываете ответ.

Затем поменяйтесь листочками.  Мы все ваши ответы проверим.

Верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью. (почва)

Выбери и запиши, какие вещества входят в состав почвы:

Песок, глина, вода, воздух, перегной, соли, стекло.

Основное свойство почвы. (плодородие)

Животные или растения стали первыми обитателями суши? (растения)

Остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве. (перегной)

        6) Как  люди называют почву?

32 слайд

        Вывод: Почва – это верхний плодородный слой земли. Она возникает и развивается под воздействием климата и живых организмов очень медленно. За 100 лет ее слой увеличивается в среднем на 1 см. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – почва переходное звено от неживого к живому. Почва состоит из песка, глины, перегноя, воды, воздуха, микроорганизмов. Имеет свойства – водопроницаемость, теплопроводность, плодородие.

        Домашнее задание : учебник стр. 68-69 рассказ о почве

                                     Тетрадь с. 27 № 64-66

       X. Итог.

    Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

– Пока мы с вами работали, у меня на столе образовался плодородный слой земли и выросли красивые цветы. Вам можно взять один цветок и подарить нашим гостям..

– Лучшие научные сотрудники награждаются благодарностью  и премией в виде оценки 5.

       – Спасибо за урок!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Разнообразие животных", 3 класс

Урок окружающего мира по теме "Разнообразие животных" проводится в 3 классе по программе "Школа России". К нему прилагается презентация....

Конспект урока окружающего мира "Хвойные деревья", 1 класс, "Начальная школа XXIвека"

Конспект урока и презентация по теме "Хвойные деревья", 1 класс, УМК "Начальная школа ХХI века"...

Конспект урока окружающего мира "Экосистема леса" 3 класс

Урок разработан по учебнику А.А.Вахрушева и содержит технологическую карту , иллюстрации слайдов, прописаны УУД....

Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в 1-2 классе по программе "Планета знаний"

В статье дается описание организации проектной деятельности в 1-2 классах по программе "планета знаний". описаны этапы работы над проектной деятельностью....

Урок окружающего мира в 4-м классе по УМК "Планета Знание" "Земля – планета жизни"

Урок окружающего мира в 4-м классе по УМК "Планета Знание" "Земля – планета жизни" ...

Конспект урока окружающего мира "Кровеносная система", 3 класс, УМК "Планета знаний"

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Конспект урока Окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Растительный и животный мир тайги" (по программе А.А. Плешакова, школа России), Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов.

Цели: познакомить с растительным и животным миром тайги;развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом;воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру...