Исследовательский проект "Зачем нужен завтрак школьнику?"
проект по окружающему миру (3, 4 класс) на тему

Стефаненко Татьяна Николаевна

     Актуальность проблемы питания школьников в настоящее время очень велика. Это доказано многими исследованиями, которые постоянно проводятся. Одна из её составляющих - это завтрак. Некоторые ребята из нашего класса считают, что можно обойтись без завтрака с самого утра, главное, в школу не опоздать. А поесть можно, потом или в буфете что-нибудь купить. Другие считают, что завтрак – это непросто еда и пренебрегать им не стоит. Чтобы проверить, кто из ребят прав, можно провести исследование «Зачем нужен завтрак школьнику?» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №1» города Велижа Смоленской области

(Исследовательский проект)

                                                                                    Выполнила:

                                                                                  группа учащихся

                                                                            3 «Б» класса

Руководитель проекта:

Стефаненко Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов

Велиж

2015

Содержание (оглавление)

  1. Введение

3

  1. Основная часть

                 2.1  График проведения работы над проектом

5

                 2.2  Здоровье школьника

6

                 2.3  Что такое завтрак?

6

                 2.4  Зачем нужен завтрак?

7

                 2.5  Каким должен быть завтрак?

10

                 2.6  Завтрак отличника

11

  1. Практическая часть

12

  1. Заключение

19

  1. Источники

21


  1. Введение

Каждому ребёнку с детства твердят, что очень важно хорошо и правильно завтракать. Утро каждого ученика нашего класса начинается с того, что родители готовят нам завтрак и постоянно задают вопрос: «Позавтракал (ла) ли ты перед школой?»

Зачем же он нужен? В чём заключается его польза? Почему наш учитель обращает на завтрак особое внимание?

Некоторые ребята из класса считают, что можно обойтись без завтрака с самого утра, главное, в школу не опоздать. А поесть можно, потом или в буфете что-нибудь купить. Другие считают, что завтрак – это непросто еда и пренебрегать им не стоит.

Чтобы проверить, кто из нас прав, мы решили провести исследование «Зачем нужен завтрак школьнику?»

Цель  исследования: изучить влияние завтрака на школьника

Задачи:

  • Выяснить, что такое завтрак, зачем нужен завтрак, каким должен быть завтрак школьника
  • Определить, как завтрак влияет  на работоспособность школьников
  • Разработать анкету и провести анкетирование «Как завтракают школьники в нашей школе»
  • Узнать, какие каши самые полезные, чем они полезны школьнику
  • Провести беседы с заведующей столовой и медицинским работником, чтобы узнать о завтраке в нашей школе
  • Убедить учащихся в необходимости завтрака дома и в школе
  • Подобрать рецепты полезных завтраков, завтраков в разных странах
  • Оформить информационный буклет для учащихся и родителей  

«Так ли важен завтрак для школьника?»    

Гипотеза исследования:

Завтрак - самый важный прием пищи на протяжении всего дня.

Завтрак имеет значение для решения многих проблем связанных со здоровьем, успехами в учебе.

Методы исследования:

  • Теоретическое исследование
  • Наблюдение
  • Анкетирование учащихся
  • Собеседование

Объект исследования:

Учащиеся начальных классов нашей школы

Предмет исследования:

Завтрак школьника

  1. Основная часть

2.1  График проведения работы над проектом

Данный проект мы осуществляли в течение 4 учебных недель во время урочной и внеурочной деятельности.

Каждый день недели мы занимались реализацией нашего проекта. Вместе с детьми мы составили план  проведения работы над проектом:

  • Изучение энциклопедий, научно – популярной литературы, материалов Интернет – сети по теме «Завтрак школьника»
  • Изучение количества завтракающих детей в нашей школе (на момент начала и на конец исследования)
  • Составление беседы «Нужен ли школьнику завтрак?»
  • Анкетирование учащихся 3-х классов
  •  Изучение употребления каш  учениками 2 - 4-х классов
  • Знакомство учеников 3-х классов с информацией, которую собрали в ходе работы над проектом
  • Проведение беседы со школьной медсестрой
  • Проведение беседы с заведующей столовой
  • Сбор рецептов полезных завтраков
  • Оформление информационного буклета «Так ли важен завтрак для школьника?»
  • Выступление на родительском собрании «Здоровое питание – Путь к отличным знаниям».
  • Подведение итогов исследования.

2.2 Здоровье школьников

Результаты Всероссийской диспансеризации детей подтвердили тенденции в состоянии здоровья детей, сформировавшиеся за прошедший десятилетний период: снижение доли здоровых детей (с 45% до 34%)

По словам министра здравоохранения и соцразвития РФ Татьяны Голиковой: «В России являются абсолютно здоровыми лишь около 20% школьников. Если быть точными, то к группе абсолютно здоровых относятся 21,4% учащихся, ко второй группе относятся дети, нуждающиеся в амбулаторном лечении,- это 58%. К группам с третьей по пятую, где уже нужно стационарное лечение, относятся 20,6% школьников.

Наиболее высокий уровень впервые выявленной патологии отмечен по классам болезней:

- болезни крови и кроветворных органов - 32%;

- болезни эндокринной системы - 31%;

- болезни костно-мышечной системы - 26%;

из них:

 первое место занимают болезни органов пищеварения -25%

болезни системы кровообращения - 24%

Главными причинами болезни органов пищеварения стали неправильное и нерегулярное питание, т.е. прежде всего это связано с состоянием питания школьников.

Итак, актуальность проблемы питания школьников очень велика. Одна из её составляющих - это завтрак.

2.3. Что такое завтрак?

Завтрак – первый дневной приём пищи, утренняя еда.

 Мы изучили некоторые  словари  русского языка, узнали значение слова «завтрак» и  пришли к выводу, что слово «завтрак» существует во всех языках мира. Вот некоторые примеры:

В русском языке слово «завтрак» означает

  • Завтрак – «оставленное на завтрак», то есть оставленное с вечера на завтра.
  • За́втрак — первый ранний горячий или холодный приём пищи в начале светового дня; завтраком именуют и саму еду, приготовленную для утренней трапезы (Русская энциклопедия «Традиция»)
  • За́втрак — первый дневной приём пищи, как правило — в период от рассвета до полудня. («Википендия»)
  • Так называется первая трапеза после утреннего пробуждения. (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона)
  • Еда между утренним и обеденным временем. (Толковый словарь Ушакова)
  • В чувашском языке слово «завтрак» звучит как (Ирхине апат)- «утренний обед».
  • В переводе с японского «завтрак» (асгохан или асахан)- «утренний рис».
  • А с немецкого слово «завтрак» (фрюштюк)- «ранний кусок».
  • В буквальном переводе с английского слово «завтрак» (брекфаст)- «короткий перерыв».

         В значении слова «завтрак» в разных языках много общего. Значит, все люди мира утром принимают пищу!

2.4. Зачем нужен завтрак?

Причина №1. Завтрак заряжает энергией на целый день

Завтрак - это ваша энергия на весь день. "Организм с утра "голый и босый", - поэтому ему нужен хороший заряд энергии. Замечено, что завтрак на 30% повышает работоспособность, оказываясь для детей настоящей «пищей для мозга».  Поэтому независимо от того, предстоит вам тяжелый рабочий день или легкий - позавтракав, вы справитесь с работой быстрей и сделаете ее качественней. Лучше всего завтракать до 9-10 часов утра.


Причина №2. Завтрак поднимает настроение

Ничто так не поднимает настроение с утра как вкусный завтрак. Утренняя трапеза помогает собраться с мыслями и настроиться на предстоящий день.

Причина№3. Завтрак контролирует голод в течение дня

 Американские специалисты утверждают, что если позавтракать яйцами, в течение дня проголодаешься не так сильно и, как результат, будешь меньше есть.

Исследователи пришли к выводу, что яйца насыщают лучше других блюд и снижают потребление калорий на протяжении дня. Яйца полезнее есть вареные, а не жарить.

Если же позавтракать рисом, гречкой или овсянкой, то в течение дня будете меньше есть жирного, утверждают все те же американцы.

 
Причина№4. Завтрак улучшает память и внимание

Завтрак помогает лучше концентрироваться и запоминать информацию. Замечено, что люди, которые привыкли хорошо завтракать по утрам, реже попадают в автомобильные аварии.

По словам Светланы ФУС, завтрак должен составлять 25% дневного рациона (обед — 40-50%, ужин — также 25%). Это около 370-500 ккал, в зависимости от вашего пола, возраста, образа жизни и рода деятельности

Причина№5. Завтрак спасает от стресса

 Врачи утверждают, что тому, кто завтракает, не страшны стрессы в течение дня.
Ученые пришли к выводу: дети, которые получают полноценный завтрак, лучше развиваются, более успешны в учебе, у них реже встречаются угнетённые состояния, приступы беспокойства и гиперактивность.


Причина№6. Завтрак спасает от лишнего веса 

Утром организм еще не проснулся и обмен веществ замедлен. Чтобы ускорить этот процесс, нужно поесть. Если же этого не сделать, то пока обмен веществ «раскачается», вы обзаведетесь лишними граммами.

До обеда организм настроен на то, чтобы сжигать калории. Если не позавтракать, то он сожжет их намного меньше, чем мог бы. И те самые лишние граммы опять-таки останутся при вас.

Кроме того, если не позавтракать, за обедом вы рискуете съесть больше, чем нужно. А сам организм включит инстинкт самосохранения и на всякий случай накопит больше калорий.

 Причина №7. Завтрак помогает похудеть

 Если на завтрак есть кашу, то можно избавиться от лишних килограммов, утверждают британские исследователи. Правда, помимо завтрака, кашу они советуют есть еще и на ужин. По мнению специалистов, каша 2 раза в день помогает за полтора месяца избавиться от 2 кг
Полезный завтрак – это не просто еда. Это начало дня, это забота о себе и своём здоровье, это заряд энергией на целый день. Этот факт, научно доказанный специалистами в области питания.

2.5. Каким должен быть завтрак школьника?

Специалисты в области питания детей считают, что завтрак для ребенка должен состоять из трех основных элементов: фруктов, зерновых и молочных продуктов.

Фрукты. Это источник витаминов, поддерживающих иммунитет. В период приближающегося весеннего авитаминоза актуальны будут цитрусовые (при условии, что у ребенка нет на них аллергии), гранаты, а также черешня, клубника и  наши северные ягоды. Галиченко Андрей поинтересовался полезными свойствами таких фруктов как банан, виноград, груша, инжир, слива.

 Зерновые продукты. В них содержатся углеводы, которые дают энергию после ночного перерыва.

 Молочные продукты – молоко, йогурт, творог, сыр – незаменимый источник кальция, столь необходимого для детского организма.

Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда, горячего напитка.

     Разнообразие меню достигается путем использования достаточного   ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки.

По мнению врачей - диетологов, «идеальный» завтрак  должен содержать:

  • 1/3 суточной нормы белка, он дает чувство сытости на целый день. Источники белка для завтрака: рыба, мясо, кисломолочные продукты, яйца, орехи, фасоль, грибы.
  • - 2/3 суточной нормы углеводов, которые являются энергией для нашего организма, поддерживают в нем работоспособность. Следует употреблять в пищу те продукты, которые содержат не «быстрые» углеводы (пирожные, булочки…), а «медленные» (различные крупы и молочные продукты, овощи и фрукты). Есть еще одна группа углеводов, которая очень необходима нашему организму, это клетчатка. Источники клетчатки:  хлеб из муки грубого помола и каши: овсянка, гречка.
  • - 1/5 суточной нормы жиров. Их можно найти в арахисе, подсолнечном масле, миндале.
  • Кроме того, наша пища должна быть богата витаминами и минералами, запасы которых можно пополнить из фруктов и овощей.          

   2.6 Завтрак для отличника

К сожалению, чаще всего неправильное питание приводит к плохой успеваемости, скверному настроению и быстрой утомляемости.

Кормя ребенка по утрам излишне сладкой кашей, сдобными булочками или блинами с вареньем, прилив бодрости в его организме получится вызвать лишь на короткое время. Этой энергии хватает разве что дойти до школы и отучиться первый урок. После этого наступает период спада: к второму-третьему часу занятий школьник чувствует себя уставшим, становится невнимательным и полностью теряет интерес к учебе. Уже установлено, что дети, потребляющие много сладкого, чаще других бывают рассеянными. Все дело в «быстрых» углеводах, то есть глюкозе, уровень которой в крови падает также быстро, как и повышается. Так каким же должен быть завтрак настоящего отличника?

Плотный белковый завтрак помогает мозгу проснуться и включиться в работу. Дефицит белка ведет к сбою всех функций организма, снижению иммунитета, нарушению в психоэмоциональной сфере.

Чтобы ваш ребенок успевал в школе, обязательно вводите в его утренний рацион творог, яйцо, сыр и орехи. А чтобы поддерживать стабильный уровень энергии, повысить выносливость и уменьшить утомляемость на уроках, на завтрак можно использовать крупы, приготовленные на молоке, цельно-зерновой хлеб, картофель, бобовые, то есть сложные углеводы, не приводящие к резким колебаниям уровня сахара в крови. К тому же эти продукты в своем составе содержат витамины группы В, ускоряющие все биохимические процессы в клетках головного мозга.

А вот от готовых завтраков в виде хлопьев лучше отказаться. Количество сахара в них превышает все возможные полезные ингредиенты.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок на первых уроках внимательно слушал учителя, а не то и дело отлучался в туалет, не давайте ему на завтрак крепкий черный чай, кофе (даже с молоком), которые не только препятствуют усвоению витаминов и минералов, но и чрезвычайно обезвоживают организм. Чай или кофе по утрам лучше заменить на сок или молоко.

     Британские ученые выяснили, что люди, которые не завтракают, более подвержены таким заболеваниям, как простуда и грипп. В особенности это касается зимнего времени, когда иммунитет наиболее ослаблен.

  1. Практическая часть

После изучения теоретического вопроса, мы приступили к нашему исследованию.

У классных руководителей 1-4 классов мы узнали количество завтракающих детей вначале нашего исследования

Из таблицы видно, что количество завтракающих детей ниже во 2-х и 3-х классах. А ведь учёными доказано, что если ребёнок съедает незначительный по объёму и пищевой ценности завтрак, то он не может работать с полной нагрузкой, работоспособность его в школе падает. Может в этом причина плохой успеваемости некоторых учеников?

Мы решили исправить ситуацию и составили беседу для учеников «Нужен ли школьнику завтрак?». Вместе с классным руководителем мы ознакомили учеников начальных классов с данной беседой.

А учеников 3 классов нашей школы мы решили изучить по подробнее и нашли в интернете различные варианты анкета по здоровому образу жизни. Обобщив их, мы составили свою анкету «Как завтракают ученики 3-х классов в нашей школе».

Мы получили следующие результаты:

  1. Завтракаешь ли ты дома?

Да – 30 чел.

Нет – 6 чел.

  1. Что ты ешь утром на завтрак?

Хлопья или каша – 7 чел.

суп – 1 чел.

Чай с бутербродом – 15 чел.

яйцо – 1 чел.

Чай – 3 чел.

чай с булкой - 2 чел.

Картошку с рыбой - 1 чел

блины – 1 чел

чай с сырком, печенье – 1 чел.

манты – 1 чел.

Несквик – 1 чел.

халва – 1 чел.

Шоколадка – 1 чел.

творог – 1 чел.

Как видим, многие ребята с утра пьют чай с бутербродом вместо нормального завтрака. А это первые шаги к заболеваниям органов питания.

  1. Завтракаешь ли ты в школе?

Да – 24 чел.

Нет – 3 чел.

Иногда – 9 чел.

  1. Считаешь ли ты, что нужно завтракать в школе?

Надо –  33 чел.

Не знаю - 2 чел.

Иногда -1 чел.

  1. Нравятся ли тебе школьные завтраки?

Да – 19 чел.

Нет – 3 чел.

Не очень – 5 чел.

Некоторые – 1 чел.

Когда как – 2 чел.

Иногда – 5 чел.

Чуть – чуть – 1 чел.

  1. Что бы ты хотел есть на завтрак в школе?

Лучшим вариантом школьного завтрака, по мнению учеников 3-х классов нашей школы, являются:

  • Блинчики с творогом, булочка, чай – 19 чел. (41%)
  • Макароны с сосиской, салат овощной, чай – 9 чел. (20%)
  • Курица отварная, пюре, салат из капусты – 6 чел. (13%)
  • Оладьи мучные  с повидлом, салат из свеклы, чай – 3чел. (7%)
  • Рыба жареная, пюре, салат из морской капусты, чай – 3 чел. (7%)
  • Котлета из свинины, каша рисовая, чай – 2 чел. (4%)
  • Картофельные оладьи с мясом, салат из капусты, чай – 2 чел. (4%)
  • Пельмени с маслом, кекс, чай – 2 чел.(4%)

Вместе с этим вопросом детям было предложено самим составить свой завтрак. Большинство выбрали макароны, сосиски, бутерброды, сок, чай.  Лишь немногие – кашу, фрукты, омлет, блинчики.  Лишь несколько человек выбрали запеканку, а другие молочные продукты не выбрал никто.

Чувствуешь ли ты бодрость после школьного завтрака?

Да – 21 чел.

Нет – 8 чел.

Чуть – чуть – 4 чел.

Немножко – 3 чел.

  1. Сколько раз ты кушаешь в день?

2 раза – 3 чел.

3 раза – 8 чел.

4 раза – 16 чел.

5 раз –  4 чел.

6 раз -  6 чел.

16 учеников 3-х классов питаются, как положено, 4 раза в день.

  1. Часто ли ты ешь всухомятку?

Да – 13 чел.

Нет – 13 чел.

Иногда – 2 чел.

Редко – 2 чел.

Не очень – 5 чел.

  1.  Ешь ли ты суп?

Да – 32 чел.

Нет – 1 чел.

Иногда – 3 чел. 

  1. Что ты больше всего любишь есть?

Курица  - 2 чел.

Салат - 1 чел.

Блины – 2 чел.

Макароны с сыром - 2 чел

Суп - 3 чел.

Манты - 1 чел.

Мороженное  - 3 чел.

Пельмени - 1 чел.

Сырники - 1 чел.

Сладкое - 2 чел.

Кашу – 3 чел.

Йогурт - 1 чел.

Курица-гриль – 1 чел.

Рыба – 2 чел.

Макароны с сосиской - 8 чел.

Жареную картошку – 4 чел.

Шашлык – 4 чел.

Запеканку - 1 чел.

Котлета - 2 чел.

Жульен  - 1 чел.

Мясо – 5 чел.

Ролтон – 3 чел.

Пиццу - 3 чел.

Оливье - 1 чел.

Икра - 1 чел.

  1. Считаешь ли ты, что питаешься правильно?

Да – 24 чел.

Нет – 6 чел.

Не очень – 4 чел.

Не знаю 2 чел

По данным анкетирования учащихся 3 классов можно сделать вывод:

  • Дома ученики едят намного охотнее, чем в школьной столовой.  Родители стараются  накормить детей повкуснее.
  •  Некоторые ребята (6 человек) не  завтракают дома по разным причинам (спешат в школу; не желают завтракать – отсутствует аппетит).
  • Хотя в школе бесплатное питание, ребята зачастую отказываются от предложенных блюд, а спешат в буфет за булочкой или шоколадкой.
  • Те дети, которые не завтракают в школе или дома чувствуют себя хуже тех, кто завтракает; они чаще испытывают чувство голода, более нервозны, быстрее устают, им тяжелей сконцентрировать внимание на уроке, у них теряется внимание, снижается работоспособность, они часто жалуются на головную боль, на боль в животе. Соответственно, снижается успеваемость. Мы составили таблицу «Влияние завтрака на самочувствие и успеваемость в школе».
  • Лучшим вариантом школьного завтрака дети считают блинчики с творогом, булочка, чай. Одноклассники не любят молочные продукты, каши. Однако утренняя каша – не наказание, а залог бодрости на много часов.
  • Любимой едой учеников являются: макароны с сосиской, шашлык, пицца, жареная картошка, ролтон. Это вызывает опасения за здоровье учеников при частом употреблении такой пищи.
  • Нерегулярное питание, отказ от пищи, еда всухомятку – все это приводит к острым и хроническим заболеваниям желудка и кишечника.

После полученных выводов, мы провели беседы и в 3-х классах, рассказали на классных часах ту информацию, которую мы собрали для проекта, чтобы ученики более серьёзно относились к своему завтраку.

Следующим этапом нашего исследования была беседа с медицинским работником нашей школы. После беседы мы познакомили с её результатами учеников - третьеклассников.

Далее была организована беседа с заведующей столовой, чтобы она более подробно рассказала о завтраках в нашей школе и ещё раз объяснила важность школьного завтрака.

Затем, каждому ученику класса было предложено принять участие в сборе рецептов полезных для школьника завтраков.

Некоторые ребята приготовили видео – рецепт полезного завтрака.

Инициативная группа класса решила, что нужно составить информационный буклет для учеников и их родителей «Так ли важен завтрак для школьника?»

Свой информационный буклет мы представили родителям на родительском собрании «Здоровое питание – путь к отличным знаниям».

После проделанной работы, мы снова провели опрос классных руководителей о количестве завтракающих детей в школьной столовой.

Результаты опроса показывают, что проделанная нами работа даёт результаты. Но на этом нельзя останавливаться, нужно как можно чаще проводить беседы о здоровом образе жизни, в частности, о правильном питании не только школьников, но и их семей. Ведь именно в семье закладывается культура питания.

Возвращаясь к выдвинутым гипотезам, на основе проведённого исследования можно сделать вывод, что наша первая гипотеза подтвердилась: завтрак – самый важный приём пищи на протяжении дня. Ещё русский полководец А. Суворов говорил: «Завтрак съешь сам, обед подели с другом, а ужин отдай врагу». Ведь завтрак должен составлять 25-30% от всего суточного рациона. Многие школьники этим пренебрегают, поэтому проблемы с желудочно-кишечным трактом у них возникают часто.

Вторая гипотеза о том, что завтрак имеет значение для решения многих проблем связанных со здоровьем, успехами в учебе, тоже нами подтвердилась. Путём наблюдения за учениками 3-х классов, мы выявили таких учеников, объяснили им, откуда у них возникают проблемы со здоровьем и успеваемостью и показали пути решения данных проблем.

Весь дополнительный материал по проекту оформлен в приложении.

4. Заключение

После проведённого исследования, мы поняли, что не зря наши родители заставляли нас кушать по утрам. Ведь,  завтрак  - это:

  • молодость
  • энергия
  • стройная фигура
  • малый риск заболеваний
  • хорошая успеваемость!

Ребята! Не подвергайте свой организм проверкам на выносливость!
Начните завтракать уже завтра!
Лучше «завтрак съесть самому и не отдавать врагу!»

Если  школьники  научатся с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если  будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то  наше поколение детей будет более здоровым.

Для того чтобы школьнику быть здоровым надо:

  • соблюдать правильное питание, а не есть только то, что нравится
  • фрукты, каша и что-то молочное – основа детского завтрака
  • нужно отказаться от готовых завтраков в виде хлопьев
  • школьники, получающие правильное питание - ежедневный полноценный, сытный завтрак, лучше учатся и реже страдают от избыточного веса, чем те, что пренебрегают утренней трапезой.

Итак, в ходе исследования мы поняли, что принятие   домашнего и школьного завтрака способствует лучшей  успеваемости ребенка в школе.  Завтраки - это лучшее начало дня.

    Тему правильного и здорового питания мы хотим продолжать изучать и дальше. Нами был составлен список продуктов, которые лучше не употреблять школьнику. В следующем своём исследовании, с помощью опытов и наблюдений, мы хотим изучить и понять,  как  продукты из этого списка влияют на организм школьника.

                                Источники

  1. Александрова В.А. Здоровье Вашего ребенка//Новейший справочник. М.:Эксмо, 2003. – 768 с.
  2. Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе// Программы, мероприятия, игры. М.: Феникс, 2008. – 256 с.
  3. Дереклеева, Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5
  4. Змановский.  Ю. Ф.  Воспитаем детей здоровыми. -  М.: «Медицина», 1989. – 163с - классы. – М.: ВАКО, 2004. – 152с.  
  5. РАМН: Здоровье российских школьников [Электронный ресурс]. URL:адрес http://top.rbc.ru/retail/05/10/2006/88733.shtml

(дата обращения 02.04.2015)

  1.  Зачем нужен завтрак. [Электронный ресурс]. URL:адрес

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2013/03/24/zachem-nuzhen-zavtrak

(дата обращения 23.03.2015)

  1.  Какой завтрак нужен школьнику? [Электронный ресурс]. URL:адрес

http://project.1september.ru/works/597186

(дата обращения 28.03.2015)

  1. Нужен ли школьный завтрак. [Электронный ресурс]. URL:адрес

http://tatian.ucoz.ru/load/proekty/proekty/nuzhen_li_shkolnyj_zavtrak/7-1-0-29

(дата обращения 14.03.2015)

  1.  Зачем нужен завтрак. [Электронный ресурс]. URL:адрес

http://roschinski.ucoz.ru/pitanie/issledovatelskij_proekt_zachem_nuzhen_zavtrak.docx

(дата обращения 17.03.2015)

  1. Завтрак. [Электронный ресурс]. URL:адрес https://ru.wikipedia.org/wiki

(дата обращения 4.04.2015)

  1.  Каким должен быть завтрак школьника. URL:адрес

http://zdorov-info.com.ua/stati/zdorove-rebenka/11634-kakim-dolzhen-byt-zavtrak-shkolnika.html

(дата обращения 01.04.2015)

  1.  Классный  час «Нужен ли нам завтрак?» URL:адрес

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/01/17/klassnyy-chas-nuzhen-li-nam-zavtrak

(дата обращения 24.03.2015)

  1.  Какие каши самые полезные. URL:адрес

http://f-journal.ru/poleznye-kashi/

(дата обращения 29.03.2015)

  1.  Рецепты полезных завтраков для школьников. URL:адрес

           http://tvoyaizuminka.ru/dom-i-semya/deti/poleznyi-zavtrak-dlya-shkolnika/

(дата обращения 02.04.2015)

  1.  Фотоархив МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа Смоленской области

 

Группа учащихся 3 б класса

Стефаненко Татьяна Николаевна, руководитель проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Нужен ли нам завтрак"

Эвристическая беседа...

Исследовательский проект "Зачем нужен завтрак?"

 Мы, Кравченко Елена и Тебнева Ксения, учимся  в четвёртом классе во вторую смену. Каждое утро, уходя на работу, родители готовят нам завтрак и часов в 9 мама или папа звонят домой и задают постоянный...

Зачем нужен завтрак.

В статье рассказывается  о важности правильного питания для ребёнка....

НПК "Нужен ли нам школьный завтрак ? "

Научно-исследовательская работа для 4-го класса....

Презентация НПК "Нужен ли нам школьный завтрак ? "

Научно-исследовательская работа 4 класс...

Визитная карточка исследовательского проекта "Зачем нужен завтрак школьнику?"

    Визитная карточка исследовательского проекта "Зачем нужен завтрак школьнику?" поможет в краткой форме ознакомиться с основным содержанием, результатами и ресурсами, которыми мы по...

Буклет "Так ли важен завтрак для школьника?" (к проекту "Зачем нужен завтрак школьнику?")

В буклете рассмотрены основные асп.екты здорового питания школьников...