открытый урок по окружающему миру во 2 классе на тему:"Мы - жители Земли"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Образовательная программа: «Начальная школа XXI в.»

Предмет: «Окружающий мир», автор Н.Ф.Виноградова

Класс:  2

Тема урока:  « Мы – жители Земли. Земля- планета. Что входит в Солнечную «семью».

                         Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы».                                                      

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my-zhiteli_zemli_2_klass.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

  Образовательная программа: «Начальная школа XXI в.»

Предмет: «Окружающий мир», автор Н.Ф.Виноградова

Класс:  2 

Тема урока:  « Мы – жители Земли. Земля- планета.

                          Что входит в Солнечную «семью».

                  Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы».                                                      

 Цели урока:   -обучающие: дать детям первое представление о звездах, созвездиях, о Солнечной системе;

 -воспитывающие: воспитывать наблюдательность, интерес    к познанию окружающего мира;

 - развивающие: развивать абстрактное мышление, внимание,  речь,точность восприятия, расширять кругозор.

Задачи урока:- рассказать о науке, изучающей звезды и о происхождении;

                         - познакомить ребят с планетами Солнечной системы;

                         - дать представление о модели Вселенной, о звездах.

Оборудование: 1. Раздаточный материал (альбомные листы, краски)

                           2. Мультимедийный проектор

                           3. Презентация к уроку

                           4. карточки с планетами, маски на сценку, таблички на парты, бейджики, стихи, толковые словари Ожегова.

Ход урока.

1.Приветствие, орг. момент.  (слайд) приложение1

2.Беседа. Актуализация базовых знаний.

Учитель: Вы, ребята, конечно, знаете свой адрес и можете сказать,  в каком доме, на какой улице, в каком селе вы живёте? А где находится наш поселок?

(В стране, которая называется Россией.)

Учитель:  Где находится наша родная страна?  (на планете Земля)

Наша Земля-  это моря, горы, реки, озера, равнины, низменности. Наша Земля-  это бескрайние поля, луга, густые леса, тундры и пустыни. Но  наша Земля – это еще и планета Солнечной системы.

- Как вы думаете, что означает слово «планета»?

Прием «мозговой штурм» (учащиеся высказывают различные версии.)

- Планета- это шар, дорога, земля, жизнь, живая, путь, движение, круглая.

Учитель: Планета в переводе с греческого языка «планетос» означает «блуждающий».

 Астрономы давно заметили, что время о времени в разных местах неба появляются странные звезды-непоседы, которые меняют свое местонахождение, их и назвали планетами.

-А можете ли вы ответить: где живет Земля? Нет?

 3. Постановка проблемы

Инсценировка

Земля: - отвечу вам, хоть и некогда мне разговаривать: кручусь, верчусь без отдыха день и ночь.. Слушайте.

Мой родной район- Солнечная система. Своё имя она получила в честь щедрого светила Солнца, которое сияет в самом ее центре.

Солнце: -Я одариваю всех теплом и светом, кто живет в этом районе. У меня 9 планет. Ближе ко мне, на Первой Кольцевой улице,  живет Меркурий, на Второй- Венера, на Третьей - Земля, на 4- Марс. А за Марсом располагаются планеты-великаны: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун,  а маленький Плутон живет на самой последней, Девятой, улице – поэтому тепла от меня достается меньше всех.

Земля: Мы все безостановочно вращаемся вокруг Солнца, каждая по своей дороге-орбите много-много тысячелетий подряд. И чем дальше находится планета от светила. Тем длиннее ее орбита.

Учитель: послушай. Земля, не скучно ли вам путешествовать в одиночестве по таким длинным космическим дорогам?

Земля: мы вовсе не одиноки, почти у каждой планеты есть спутники. У меня – Луна.

Луна:  Я вхожу в состав Солнечной системы. В космическом царстве все такие непоседы. На месте не удержишь, все движутся и движутся. Вот и я постоянно верчусь вокруг Земли. За это меня и прозвали спутником Земли. Она меня притягивает к себе и не дает удалиться.

Учитель: земля. А где находится твой район- Солнечная система, в каком городе?

Земля: Я живу во Вселенной. В городе, который называется Галактика. И таких районов, как мой, в нем бесконечно много. Взгляните на вечернее небо, и вы увидите звезды. Всё небо усыпано крошечными светлячками. Сколько же их? Огромное количество. До сих пор никто не знает, сколько их. И все они находятся в стране. Которая называется Вселенная. У нее нет начала и нет конца. Свою страну люди могут облететь на самолете, объехать на машине. Мою - даже мысленно, в воображении- невозможно ни объехать, ни облететь- такая она громадная!

- Слышали. Что ответила Земля?

Заполнение конверта (слайд)

4.Постановка темы, целей  урока.

-Сегодня мы начинаем изучать новый раздел: Мы – жители Земли. А тема нашего урока -  Первое знакомство со звёздами.

Цель урока:

Знакомство  с планетами Солнечной системы;

Расширять знания о планете Земля, особенностях, отличающих ее от других планет Солнечной системы, о Солнце и Луне. (Слайд)                                               

Поэты и художники считают, что человек стал человеком, когда взглянул на звездное небо и УДИВИЛСЯ…   (Слайд)                                                                                          Ни одно животное не умеет так удивляться!

5.Открытие новых знаний.

Мир звезд чрезвычайно разнообразен, и чем больше мы о нем знаем, тем интереснее путешествовать по звездному небу. Каждый человек хотя бы раз смотрел на небо. Ночью там зажигаются звезды, а днем их нет. Жизнь небесных тел изучает наука.

-А как называется наука, изучающая звезды, вы узнаете, разгадав кроссворд.  

(Слайд 6) 

Кроссворд:

1. Крашеное коромысло над рекою повисло. (Радуга)

2. Бел, как мел, с неба прилетел.
  Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег)

3. Сколько по ней не  иди,                            
   Все будет бежать впереди. (Тень) 

4. Падает горошком,
  Скачет по дорожкам.(Град)

5. Махнула птица крылом,

Закрыла весь свет одним пером.(Ночь)

6. В дверь, в окно стучать не будет,

   А взойдет – и всех разбудит.(Солнце)

7. Люди ждут меня, зовут,

   А приду к ним – прочь бегут.(Дождь)

8. Что в году четыре раза «переодевается»? (Земля)

9. Не колючий, светло-синий,
   По кустам развешан … (Иней)

10. За домом у дорожки
    Висит пол-лепёшки. (Месяц)

                                  Правильно! Астрономия.

-Астрономия – наиболее удивительная из всех остальных наук. Люди всегда интересовались погодой, переменами климата и Солнцем. В далёкие времена, когда не было ещё хороших карт, а компас был известен только в Древнем Китае, путешественники всегда в пути ориентировались только на звёзды. С появлением определённых звёзд на небе наступала пора пахать и сеять или собирать урожай. (Слайд)

В безоблачный ясный вечер небо над вашей головой усыпано множеством звезд.

- Ребята, я предлагаю вам посмотреть сейчас на  звездное небо.

                    (Слайды 8-16 с музыкальным сопровождением)

- А какими вам кажутся звезды на небе.

(Они нам кажутся маленькими, сверкающими белыми и голубыми точками)

- Как вы думаете, они на самом деле такие маленькие или нет?

(учитель выслушивает все варианты ответов)

6.Подготовка к исследовательской работе.

Учитель. А сейчас  вы будете не просто учениками, а настоящими исследователями. (детям раздаются бейджики)

-Кто такие исследователи?

(на экране появляется слово в первой строке «ИССЛЕДОВАНИЕ», остальные термины и этапы исследования появляются постепенно по щелчку «мышкой») (Слайд)

- Как вы понимаете, что это такое?

(варианты ответов детей)

- А в толковом словаре Ожегова говориться так: (дети ищут ответы в словарях)

«Исследование – научный труд.

Исследовать – это значит:

подвергнуть научному изучению;

осмотреть для выяснения, изучения чего-то нового.

- А кто же такой ИССЛЕДОВАТЕЛЬ?

(варианты детей)

- Обратимся вновь к толковому словарю Ожегова:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ – это человек, который занимается научным исследованием. (Слайд)

- Ребята, сегодня вам предстоит выполнять работу, которую выполняют взрослые люди. Каждый из вас побывает в роли исследователя.

Мы попробуем собрать всю доступную вам информацию по данной теме.

(на доске открывается третья строка – словосочетание СБОР ИНФОРМАЦИИ) (табличка вывешивается на доску)

Сбор информации – дело для вас новое и сложное.

Существует много способов получения необходимых данных.

Как вы думаете, с чего нужно начинать работу по сбору информации?

(варианты ответов детей)

Этот алгоритм вывешивается на доске:

- Нужно ПОДУМАТЬ и задать себе вопрос: Что я уже знаю по этой теме?

( один ученик выбирает нужную карточку со схематическим изображение этого слова и вывешивает на магнитную доску)

- Каким образом мы можем еще добыть информацию?

(постепенно вывешиваются карточки в той последовательности, в которой их называют дети)

из книг, журналов, газет, энциклопедий и т.д. (табличка вывешивается на доску)

- В настоящее время издается огромное количество детских справочников, энциклопедий, журналов, газет, где, как правило, они иллюстрированные

  имеют краткие, доступные тексты.

посмотреть по телевизору (табличка вывешивается на доску)

найти и прочитать в Интернете (табличка вывешивается на доску)

понаблюдать или провести эксперимент, опыт. (табличка вывешивается на доску)

- Этот способ особенно ценный в любой исследовательской работе.

спросить у другого человека (табличка вывешивается на доску)

- Для этого мы должны научиться правильно задавать вопросы и давать правильные ответы сами, если вам задают вопрос.

- В конце любого исследования нужно всю информацию ОБОБЩИТЬ, проанализировать РЕЗУЛЬТАТЫ и сделать ВЫВОДЫ. (табличка вывешивается на доску)

- Как вы думаете, ребята, что это мы с вами составили?

                    Алгоритм, план, программу исследования.

 - Любое исследование теряет смысл, если не сделаны выводы, и не подведены итоги. Информацию необходимо проанализировать и обобщить.

Для этого разложим на столе листочки с собранными данными.

-Работать вы будете в группах:

1ая- собирает как можно больше информации о планете Земля;

2ая – о ее спутнике Луне;

3ья – о звездах (Солнце)

В каждой исследовательской группе будут работать художники (должны изобразить на бумаге планету Земля, Звезды (Солнце) или Луну), поэты (должны из предложенных стихов выбрать нужное и подготовить выразительное чтение), научные сотрудники ( должны найти как можно больше информации)

- Итак, где можно найти информацию (вернуться к алгоритму и проанализировать каждый этап)

Проблемы:

Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы?

Какие бывают звезды и может ли существовать Земля без солнечного света и тепла?

Как выглядит Луна?

7.Физминутка приложение 2

8.Просмотр обучающего мультфильма  приложение 3

9.Исследовательская работа

10.Представление своего исследования.

После выступления каждой группы – первичный контроль знаний.

11.Изучение считалки (без музыки, опираясь на опорную схему - на доске).

Пение считалки под музыку. Приложение 4

12.Итог урока.

-Цели урока - достигнуты

- Важнейшим результатом нашего урока стало знакомство с общей схемой исследований. В дальнейшем каждый из вас научится проводить самостоятельное исследование по разным темам. Спасибо за работу!

13.Слушание песни.  Приложение 5

14. Домашнее задание.

-подписать конверт (адресованной Земле)

-дополнить свои сведения о планетах, звездах, спутниках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру 2 класса на тему: «Водоемы. Уникальные факты «голубой» стихии»

Урок объединяет в себе школьную информацию, которая должна быть выдана ученикам, а также информацию, которая выходит за пределы программы (эта информация познавательная и интересна ученикам)...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему "Подземные воды Земли. Источники воды в нашей местности"

Конспект урока  по окружающему  миру 2 класс на тему "Подземные воды Земли. Источники воды  в нашей местности"...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс на тему: Про воздух. (ФГОС "Школа России")

Развернутый коспект открытого урока по окружаюшему миру 2 класс "Про воздух" с планом урока, указанием планируемых результатов и технологической картой.По учебнику А. А. Плешакова 2 класс Окружающий м...

Открытый урок по окружающему миру 3 класс на тему "Кровеносная система"

Формировать представление учащихся о строении и работе кровеносной системы. Сформировать представление о составе и значении крови в организме....

Открытый урок по окружающему миру 3 класс по теме "Три состояния воды"

На уроке используется системно-деятельностный подход....