Главные вкладки

    План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему:
    открытый урок по окружающему миру во 2 классе на тему:"Мы - жители Земли"

    Бездудная Елена Николаевна

    Образовательная программа: «Начальная школа XXI в.»

    Предмет: «Окружающий мир», автор Н.Ф.Виноградова

    Класс:  2

    Тема урока:  « Мы – жители Земли. Земля- планета. Что входит в Солнечную «семью».

                             Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы».                                                      

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon my-zhiteli_zemli_2_klass.doc57 КБ

    Предварительный просмотр:

      Образовательная программа: «Начальная школа XXI в.»

    Предмет: «Окружающий мир», автор Н.Ф.Виноградова

    Класс:  2 

    Тема урока:  « Мы – жители Земли. Земля- планета.

                              Что входит в Солнечную «семью».

                      Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы».                                                      

     Цели урока:   -обучающие: дать детям первое представление о звездах, созвездиях, о Солнечной системе;

     -воспитывающие: воспитывать наблюдательность, интерес    к познанию окружающего мира;

     - развивающие: развивать абстрактное мышление, внимание,  речь,точность восприятия, расширять кругозор.

    Задачи урока:- рассказать о науке, изучающей звезды и о происхождении;

                             - познакомить ребят с планетами Солнечной системы;

                             - дать представление о модели Вселенной, о звездах.

    Оборудование: 1. Раздаточный материал (альбомные листы, краски)

                               2. Мультимедийный проектор

                               3. Презентация к уроку

                               4. карточки с планетами, маски на сценку, таблички на парты, бейджики, стихи, толковые словари Ожегова.

    Ход урока.

    1.Приветствие, орг. момент.  (слайд) приложение1

    2.Беседа. Актуализация базовых знаний.

    Учитель: Вы, ребята, конечно, знаете свой адрес и можете сказать,  в каком доме, на какой улице, в каком селе вы живёте? А где находится наш поселок?

    (В стране, которая называется Россией.)

    Учитель:  Где находится наша родная страна?  (на планете Земля)

    Наша Земля-  это моря, горы, реки, озера, равнины, низменности. Наша Земля-  это бескрайние поля, луга, густые леса, тундры и пустыни. Но  наша Земля – это еще и планета Солнечной системы.

    - Как вы думаете, что означает слово «планета»?

    Прием «мозговой штурм» (учащиеся высказывают различные версии.)

    - Планета- это шар, дорога, земля, жизнь, живая, путь, движение, круглая.

    Учитель: Планета в переводе с греческого языка «планетос» означает «блуждающий».

     Астрономы давно заметили, что время о времени в разных местах неба появляются странные звезды-непоседы, которые меняют свое местонахождение, их и назвали планетами.

    -А можете ли вы ответить: где живет Земля? Нет?

     3. Постановка проблемы

    Инсценировка

    Земля: - отвечу вам, хоть и некогда мне разговаривать: кручусь, верчусь без отдыха день и ночь.. Слушайте.

    Мой родной район- Солнечная система. Своё имя она получила в честь щедрого светила Солнца, которое сияет в самом ее центре.

    Солнце: -Я одариваю всех теплом и светом, кто живет в этом районе. У меня 9 планет. Ближе ко мне, на Первой Кольцевой улице,  живет Меркурий, на Второй- Венера, на Третьей - Земля, на 4- Марс. А за Марсом располагаются планеты-великаны: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун,  а маленький Плутон живет на самой последней, Девятой, улице – поэтому тепла от меня достается меньше всех.

    Земля: Мы все безостановочно вращаемся вокруг Солнца, каждая по своей дороге-орбите много-много тысячелетий подряд. И чем дальше находится планета от светила. Тем длиннее ее орбита.

    Учитель: послушай. Земля, не скучно ли вам путешествовать в одиночестве по таким длинным космическим дорогам?

    Земля: мы вовсе не одиноки, почти у каждой планеты есть спутники. У меня – Луна.

    Луна:  Я вхожу в состав Солнечной системы. В космическом царстве все такие непоседы. На месте не удержишь, все движутся и движутся. Вот и я постоянно верчусь вокруг Земли. За это меня и прозвали спутником Земли. Она меня притягивает к себе и не дает удалиться.

    Учитель: земля. А где находится твой район- Солнечная система, в каком городе?

    Земля: Я живу во Вселенной. В городе, который называется Галактика. И таких районов, как мой, в нем бесконечно много. Взгляните на вечернее небо, и вы увидите звезды. Всё небо усыпано крошечными светлячками. Сколько же их? Огромное количество. До сих пор никто не знает, сколько их. И все они находятся в стране. Которая называется Вселенная. У нее нет начала и нет конца. Свою страну люди могут облететь на самолете, объехать на машине. Мою - даже мысленно, в воображении- невозможно ни объехать, ни облететь- такая она громадная!

    - Слышали. Что ответила Земля?

    Заполнение конверта (слайд)

    4.Постановка темы, целей  урока.

    -Сегодня мы начинаем изучать новый раздел: Мы – жители Земли. А тема нашего урока -  Первое знакомство со звёздами.

    Цель урока:

    Знакомство  с планетами Солнечной системы;

    Расширять знания о планете Земля, особенностях, отличающих ее от других планет Солнечной системы, о Солнце и Луне. (Слайд)                                               

    Поэты и художники считают, что человек стал человеком, когда взглянул на звездное небо и УДИВИЛСЯ…   (Слайд)                                                                                          Ни одно животное не умеет так удивляться!

    5.Открытие новых знаний.

    Мир звезд чрезвычайно разнообразен, и чем больше мы о нем знаем, тем интереснее путешествовать по звездному небу. Каждый человек хотя бы раз смотрел на небо. Ночью там зажигаются звезды, а днем их нет. Жизнь небесных тел изучает наука.

    -А как называется наука, изучающая звезды, вы узнаете, разгадав кроссворд.  

    (Слайд 6) 

    Кроссворд:

    1. Крашеное коромысло над рекою повисло. (Радуга)

    2. Бел, как мел, с неба прилетел.
      Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег)

    3. Сколько по ней не  иди,                            
       Все будет бежать впереди. (Тень) 

    4. Падает горошком,
      Скачет по дорожкам.(Град)

    5. Махнула птица крылом,

    Закрыла весь свет одним пером.(Ночь)

    6. В дверь, в окно стучать не будет,

       А взойдет – и всех разбудит.(Солнце)

    7. Люди ждут меня, зовут,

       А приду к ним – прочь бегут.(Дождь)

    8. Что в году четыре раза «переодевается»? (Земля)

    9. Не колючий, светло-синий,
       По кустам развешан … (Иней)

    10. За домом у дорожки
        Висит пол-лепёшки. (Месяц)

                                      Правильно! Астрономия.

    -Астрономия – наиболее удивительная из всех остальных наук. Люди всегда интересовались погодой, переменами климата и Солнцем. В далёкие времена, когда не было ещё хороших карт, а компас был известен только в Древнем Китае, путешественники всегда в пути ориентировались только на звёзды. С появлением определённых звёзд на небе наступала пора пахать и сеять или собирать урожай. (Слайд)

    В безоблачный ясный вечер небо над вашей головой усыпано множеством звезд.

    - Ребята, я предлагаю вам посмотреть сейчас на  звездное небо.

                        (Слайды 8-16 с музыкальным сопровождением)

    - А какими вам кажутся звезды на небе.

    (Они нам кажутся маленькими, сверкающими белыми и голубыми точками)

    - Как вы думаете, они на самом деле такие маленькие или нет?

    (учитель выслушивает все варианты ответов)

    6.Подготовка к исследовательской работе.

    Учитель. А сейчас  вы будете не просто учениками, а настоящими исследователями. (детям раздаются бейджики)

    -Кто такие исследователи?

    (на экране появляется слово в первой строке «ИССЛЕДОВАНИЕ», остальные термины и этапы исследования появляются постепенно по щелчку «мышкой») (Слайд)

    - Как вы понимаете, что это такое?

    (варианты ответов детей)

    - А в толковом словаре Ожегова говориться так: (дети ищут ответы в словарях)

    «Исследование – научный труд.

    Исследовать – это значит:

    подвергнуть научному изучению;

    осмотреть для выяснения, изучения чего-то нового.

    - А кто же такой ИССЛЕДОВАТЕЛЬ?

    (варианты детей)

    - Обратимся вновь к толковому словарю Ожегова:

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬ – это человек, который занимается научным исследованием. (Слайд)

    - Ребята, сегодня вам предстоит выполнять работу, которую выполняют взрослые люди. Каждый из вас побывает в роли исследователя.

    Мы попробуем собрать всю доступную вам информацию по данной теме.

    (на доске открывается третья строка – словосочетание СБОР ИНФОРМАЦИИ) (табличка вывешивается на доску)

    Сбор информации – дело для вас новое и сложное.

    Существует много способов получения необходимых данных.

    Как вы думаете, с чего нужно начинать работу по сбору информации?

    (варианты ответов детей)

    Этот алгоритм вывешивается на доске:

    - Нужно ПОДУМАТЬ и задать себе вопрос: Что я уже знаю по этой теме?

    ( один ученик выбирает нужную карточку со схематическим изображение этого слова и вывешивает на магнитную доску)

    - Каким образом мы можем еще добыть информацию?

    (постепенно вывешиваются карточки в той последовательности, в которой их называют дети)

    из книг, журналов, газет, энциклопедий и т.д. (табличка вывешивается на доску)

    - В настоящее время издается огромное количество детских справочников, энциклопедий, журналов, газет, где, как правило, они иллюстрированные

      имеют краткие, доступные тексты.

    посмотреть по телевизору (табличка вывешивается на доску)

    найти и прочитать в Интернете (табличка вывешивается на доску)

    понаблюдать или провести эксперимент, опыт. (табличка вывешивается на доску)

    - Этот способ особенно ценный в любой исследовательской работе.

    спросить у другого человека (табличка вывешивается на доску)

    - Для этого мы должны научиться правильно задавать вопросы и давать правильные ответы сами, если вам задают вопрос.

    - В конце любого исследования нужно всю информацию ОБОБЩИТЬ, проанализировать РЕЗУЛЬТАТЫ и сделать ВЫВОДЫ. (табличка вывешивается на доску)

    - Как вы думаете, ребята, что это мы с вами составили?

                        Алгоритм, план, программу исследования.

     - Любое исследование теряет смысл, если не сделаны выводы, и не подведены итоги. Информацию необходимо проанализировать и обобщить.

    Для этого разложим на столе листочки с собранными данными.

    -Работать вы будете в группах:

    1ая- собирает как можно больше информации о планете Земля;

    2ая – о ее спутнике Луне;

    3ья – о звездах (Солнце)

    В каждой исследовательской группе будут работать художники (должны изобразить на бумаге планету Земля, Звезды (Солнце) или Луну), поэты (должны из предложенных стихов выбрать нужное и подготовить выразительное чтение), научные сотрудники ( должны найти как можно больше информации)

    - Итак, где можно найти информацию (вернуться к алгоритму и проанализировать каждый этап)

    Проблемы:

    Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы?

    Какие бывают звезды и может ли существовать Земля без солнечного света и тепла?

    Как выглядит Луна?

    7.Физминутка приложение 2

    8.Просмотр обучающего мультфильма  приложение 3

    9.Исследовательская работа

    10.Представление своего исследования.

    После выступления каждой группы – первичный контроль знаний.

    11.Изучение считалки (без музыки, опираясь на опорную схему - на доске).

    Пение считалки под музыку. Приложение 4

    12.Итог урока.

    -Цели урока - достигнуты

    - Важнейшим результатом нашего урока стало знакомство с общей схемой исследований. В дальнейшем каждый из вас научится проводить самостоятельное исследование по разным темам. Спасибо за работу!

    13.Слушание песни.  Приложение 5

    14. Домашнее задание.

    -подписать конверт (адресованной Земле)

    -дополнить свои сведения о планетах, звездах, спутниках.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по окружающему миру во 2 классе на тему "Из чего что сделано"

    Урок знакомства с новым материалом. Дает знания о том какие вещи сделаны из ткани, глины... Дети на уроке работают в группах, выполняя индивидуальные и совместные задания. На протяжении урока смотрят ...

    Открытый урок по окружающему миру во 2 классе на тему: « Красная книга».

    Дети создают свою красную книгу, в которую попадают исчезающие животные и растения. Помогают им в этом Эксперты страниц Красной книги....

    Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе на тему "Красная книга России"

    Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе на тему "Красная книга России". УМК "Перспективная начальная школа"...

    Презентация к уроку по окружающему миру во 2 классе на тему : «В гостях у осени».

    Урок "Окружающего мира", 2 класс,  Худенко Е.Д., Терехова И.А. Тема: "В гостях у осени"....

    Конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему "Какие бывают дожди"

    Урок составлен в соответствии требованиям ФГОС , с использованием технологии развития критического мышления....

    Урок по окружающему миру во 2 классе на тему "Растения в домашней аптечке"

    Разработка урока с использованием сингапурских обучающих структур...

    Конспект урока по Окружающему миру во 2 классе на тему "Какие бывают растения"

    Конспект урока по Окружающему миру во 2 классе на тему "Какие бывают растения"  по ФГОС с использованием мультимедиа....