Преобразования Петра I
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Бердникова Ольга Владиславовна

Урок окружающего мира по теме "Преобразования Петра 1".  Урок построен с учетом требований Стандарта, использованы приёмы по формированию УУД у обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon petr_otkr.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Преобразования Петра I»

Цели: Раскрыть суть петровских преобразований.

      Уточнить причины возвышения и становления новой

      России.

      Способствовать общему развитию учащихся, через

      умение сравнивать, анализировать и обобщать.

      Воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: портрет Петра Великого, слова – реформы, карточки, книги – энциклопедии.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

-Прочитайте отрывок из произведения А. С. Пушкина:

«То академик, то герой,

 То мореплаватель, то плотник,

 Он всеобъемлющей душой

 На троне вечный был работник».

-О ком эти строки? (вывешивается портрет)

-Кто такой Петр I?

-Что мы уже знаем о нем?

-Что можем узнать?

 

ГРУППИРОВКА.

-Чтобы проверить, как вы усвоили историю петровского правления, обратимся к словам.

-Прочитайте слова. Предложите задание (группировка).

Потешное войско, Рюрик, император, княжество, Иван Грозный, опричники, князь, Русь, Северная война, царь, Романов, крепостное право, реформа, язычники, дружина.

-Проверка – сверка с доской:

Древняя Русь     Московская Русь     Петровская Россия

Рюрик князь      Иван Грозный        Романов

Русь княжество   крепостное право    Потешное войско

дружина          опричники           Северная война          

язычники         царь                император

                                     реформа

-Что вы можете сказать о Древней Руси? (разрозненные княжества).

-О правлении Ивана IV? (Единое государство, царское правление).

-Значение, какого слова вам не понятно?

 -Что обозначает это слово?

Работа с толковым  словарем И. И. Ожегова: Реформа – преобразование, переустройство чего-нибудь.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.

-О чем конкретно будем вести речь на уроке?

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПЕТРА I.

 В 1721 г. по окончанию Северной войны Петру был присвоен титул «Отца Отечества, Императора Всероссийского». Он стал первым императором – Петром Великим.

-Почему его имя и титул – Великий вошли в историю России? (император, победа над шведами).

-Докажем, что «много трудился Петр для славы России».

Работа в группах.

Инструктаж: Перед вами лежит карточка с заданием, энциклопедии и учебник. Прочитайте задание и распределите вопросы. Выступать можно одному представителю или всем вместе, можно сделать рисунок или схему.

1 группа: 1.Как было построено управление при Петре I?

          2.Новая столица.

          3.Чем ведали коллегии – министерства?

          4. Учреждение ордена Андрея Первозванного.

2 группа: 1.Какие изменения произошли в армии?

          2.Причины создания флота.

          3.Утверждение нового флага.

          4. Путешествие Витуса Беринга.

3 группа: 1.Создание фабрик и заводов.

          2.Какие условия были созданы купцам для  

            улучшения торговли?

          3.Для чего нужна была перепись населения?

4 группа: 1.Открытие школ.

          2.Учеба за границей.

          3.Для чего царь заботился об образовании

            населения?

5 группа: 1.Какие изменения произошли в одежде и

            внешнем облике бояр?

          2.Когда стали отмечать Новый год 1 января?

          3.Что вы знаете о первой газете, выпущенной в

            России?

Выступление групп. Оценивание (самооценка и взаимооценка по ходу выступления). Учитель вывешивает таблички – реформы Петра Великого.

ОБОЩЕНИЕ.

-Какое значение эти реформы имели в целом для страны? (страна стала единой, расширились границы, равные права с Европейскими странами).

-Как изменилась жизнь дворянства?

(получили образование, любой свободный человек мог за свои заслуги перед Отечеством стать дворянином).

-Произошли ли изменения в жизни крепостных крестьян? (усилилось крепостное право) Хорошо это или плохо?

-можно ли что-то еще добавить к нашему выводу?

(Петр и в самом деле был Великим, много сделал для

России, хотя его реформы иногда были жестокими и касались только богатых).

РЕФЛЕКЦИЯ.

-Проверим, как вы усвоили материал, проведем «Веселый тест»:

  1. Как назывался полк, который создал Петр в юности?

а) Веселое войско б) Потешное войско в)Смешное войско

  1. Прорубив «окно в Европу», был основан город Санкт – Петербург. Что обозначает название столицы?

а)город Святого Петра б)город Веселого Петра в)город Сурового Петра

  1. Шведы были разбиты в битве, которая называется:

а)Куликовская б)Невская  в)полтавская

  1. Как называется первая газета России?

а)Известия б) Правда в)Ведомости

  1.  Первым императором России стал:

а) Иван Грозный  б)Петр I Великий  в)Юрий Долгорукий

Проверка – взаимная сверка ответов:

1–б, 2-а, 3–в, 4-в, 5-б.

-Кто справился без ошибок?

-В чем испытывали затруднения?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

-Предложите задания для домашней работы.

(Сочинение; кроссворд; узнать, какие произведения искусства посвящены императору Петру Великому; пересказ статьи учебника).

Дети выполняют задание по своему выбору. 

ДЕТСТВО ПЕТРА 1

  Рано утром 30 мая 1672 года торжественный звон колоколов в Московском Кремле возвестил о рождении сына у царя Алексея Михайловича и его супруги Натальи Кирилловны. Царевича окрестили в Чудовом монастыре и назвали Петром. Царь и царица очень радовались рождению сына. Он был крепкого здоровья, рос быстро, не по годам. В 6 месяцев уже начал ходить. Но, когда царевичу исполнилось 4 года, умер отец царь Алексей Михайлович. Трудно стало жить Наталье Кирилловне с сыном в царском дворце, но изменить что-либо ни Наталья Кирилловна, ни, тем более, маленький мальчик не могли. Ведь у Алексея Михайловича были ещё дети от первой жены, в том числе ещё два сына, Фёдор и Иван. Фёдор был старшим. Очень болезненный, мягкий, тем не менее, управлять Россией стал он. А в это время Пётр подрастал. Когда ему исполнилось 5 лет, его стали понемногу обучать грамоте, а в начале восьмого года началась систематическая учёба. Обучение маленького царевича мало чем отличалось от обучения других детей. Его первым учителем был Никита Зотов.

В 1682 году Петру исполнилось 10 лет, и в это время умирает царь Фёдор. Царями России были провозглашены сразу два мальчика — Иван, ещё более болезненный, чем Фёдор, и Пётр. Жизнь во дворце для Петра и его матери стала совершенно невозможной. Хотя Иван с Петром считались царями, но управляла Россией их старшая сестра Софья. Наталья Кирилловна с сыном переехала в село Преображенское. Очень, скоро учёба царя прекратилась. Всю остальную жизнь Пётр сожалел о том, что его плохо учили в детстве, и продолжал пополнять знания постоянно.

   Переезд в Преображенское был большим счастьем для Петра. Здесь он рос на свободе, общался и играл со своими сверстниками, которых вначале ему подобрали воспитатели, а затем Пётр подбирал их сам. Скоро у Петра собрался целый "потешный полк" (записывается на доске и объясняется, что Пётр очень увлекался военными играми и занятиями.) Пётр очень быстро мужал, но Софья мало внимания обращала на сводного брата, хотя ей неоднократно докладывали о странных занятиях Петра. Пётр не только играл с "потешным полком", но и заботился о его обучении военному делу, для чего к нему приставил иноземного офицера.

Но вскоре у Петра появилось новое увлечение. В сарае был найден английский бот, на котором можно было ходить под парусами. Радости Петра не было границ. По его приказу бот отремонтировали, и Пётр начал обучаться морскому делу". Правда, на маленькой подмосковной Яузе плавать было очень трудно; не хватало простора. И тогда Петру объяснили, что недалеко от города Переяславля-Залесского имеется глубокое Плещеево озеро. Озеро Петру понравилось, и он решил, что именно здесь он построит флот.

  В 1689 году, когда Петру исполнилось 17 лет, умер его брат Иван, который тоже был провозглашен царем России.

   

СОЗДАНИЕ ФЛОТА

  Необходимо показать пути, по которым русские вели торговлю с другими государствами. Вспоминают торговый путь "из варяг в греки". Этот путь существовал в IХ-ХП веках. Путь очень сложный. Купцы шли по рекам, затем ладьи перетаскивали волоком. В XVH- начале XVIII века этот путь уже не действовал. Почему?

Выход в Балтийское море был закрыт враждующими с Россией государствами. Для того, чтобы этот путь открыть, необходимо было иметь хороший военный флот, морской порт. Конечно, никто не собирался выход в Балтийское море уступать России добровольно. Значит, надо было готовиться к войне. Петр это прекрасно понимал. Но возникает вопрос, почему России недостаточно было выхода в Белое море, ведь он у нее был, и не надо было бы воевать?

 Для того, чтобы построить хороший военный флот, нужны были специалисты. Петр 1 принял решение поехать за границу учиться морскому делу, строительству кораблей. С собой он взял способных молодых людей, многие из которых в своё время служили в "потешном полку" и были с ним друзьями детства. За время пребывания за границей Петр сам овладел 12 специальностями, в некоторых из них он мог потягаться с лучшими  мастерами. Того же Петр требовал и от юношей, которые учились вместе с ним. Учитель предлагает ученикам задание: перечислить специальности, которые Петр приобрел, обучаясь за границей.

СЕВЕРНАЯ ВОЙНА

 В 1700 году Петр заключил союз с датским и польским королями и объявил войну шведам. Эта война длилась более 20 лет и получила название Северной. Шведская армия в то время считалась одной из самых сильных в мире, была хорошо вооружена, обладала сильным военным флотом. Во главе шведской армии стоял молодой король Карл ХП. Очень честолюбивый, Карл ХП был изумительно храбр и обладал полководческим талантом.

Русская же армия только начинала перестраиваться и перевооружаться. Состояла она, в основном, из новобранцев, молодых, неопытных солдат, малоискусных в военном деле. Хотя и стоял во главе армии молодой царь Петр, не уступавший в храбрости Карлу ХП, но этого было недостаточно.

Карл ХП осадил стожищу Дании и направил свои войска навстречу русским. Русская армия не смогла противостоять шведам и сдалась в плен. Не плененными остались только два полка. Много русских воинов легло на поле брани. Карл ХП решил, что Петр 1 слабый противник. Поэтому он переключил свое внимание на второго союзника русского царя — польского короля Августа. Это дало передышку русскому войску. По приказу Петра формируется новая армия, отливаются пушки, строятся крепости. Петр работал сам и не давал покоя подчиненным. Его труды не пропали даром. Русское войско стало теснить шведов, отнимая у них территории вдоль Балтийского моря. Карл XII не мог простить Петру такой обиды и вновь перешёл границы русского государства.

27 июня 1709 года состоялось величайшее сражение XVIII века под Полтавой (учитель показывает на карте). Используя аппликации или меловой чертёж, учитель показывает, как располагалась русская и шведская армии.

Рано утром были выстроены русские полки, и им прочитали призыв царя: "Воины! Пришёл час решить судьбу отечества. Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру вручённое, за православную нашу веру и церковь. А о Петре ведайте, что жизнь ему не дорога, лишь бы жила Россия во славе и благоденствии!" В это время появился и сам Пётр. Он был в светло-зелёном мундире, в треугольной шляпе. Глаза его сверкали, движения были быстры. Он весь был настроен на серьёзный бой.

Шведское войско тоже было готово к бою. Правда, с их королём накануне битвы случилось несчастье. Во время осмотра предстоящего поля боя он был ранен. Но настрой у шведов был боевой.

В 9 часов утра шведы первыми ударили по русским. Русские сразу же ответили. И грянул бой, Полтавский бой. Упорный бой длился долго. Пётр появлялся везде, где было трудно, где грозила опасность. Его шляпа была прострелена, другая пуля попала в седло коня, а третья пуля отскочила от креста на его груди. Его присутствие воодушевляло воинов. Скоро шведы не выдержали и бросились бежать. Они были разбиты. Огромное количество было убито, ещё больше попало в плен. Радость Петра была неописуема. Войско встречало его радостными криками «Уpa!». Блестящая победа русских воинов. В Полтавской битве Россия одержала блестящую победу. Она получила выход в Балтийское море, но на этом война не закончилась. Ещё 12 лет продолжалась война, и только в 1721 году между Россией и Швецией был подписан мирный договор. Но уже в 1703 году, за 6 лет до Полтавской битвы, Пётр 1 начал строить город, чтобы "ногою твёрдой стать у моря".

ПЕТР 1 (его характер)

В январе 1696 года умер брат Петра 1 Иван (Иоанн), который тоже числился царём вместе с Петром. (Посчитайте, сколько лет было Петру к этому времени — 24 года.) Теперь Пётр стал единовластным царём России. К этому времени Пётр очень возмужал. Высокого роста (2 м 11 см), огромной физической силы, (Рассматривают портрет Петра). От своей матери, Натальи Кирилловны Нарышкиной, он перенял живой характер, неукротимую энергию, помогавшую ему в государственных делах. Физической силой Пётр выделялся из своего окружения. Он мог свернуть в трубку серебряную тарелку, на лету разрезать ножом кусок сукна. Не получив систематического образования, Пётр постоянно учился сам. Учился у всех, кто мог его чем-то заинтересовать. Самостоятельно он овладел 12-ю ремёслами, причём по токарному делу он мог соперничать с лучшими европейскими мастерами. Современники поражались подвижности царя. Он никогда не сидел на одном месте, постоянно находился в движении. За свою жизнь он объехал всю страну, часто бывал за рубежом. Известный российский историк В.О. Ключевский писал: "Он вечно и во всём спешил. Его обычная походка, особенно при понятном размере его шага, была такова, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку". (Рассматривают репродукцию картины В. Серова "Пётр Великий".)

"Пётр был честный и искренний человек, строгий и взыскательный к себе, справедливый и доброжелательный к другим; но по направлению своей деятельности он больше привык обращаться с вещами, с рабочими орудиями, чем с людьми, а потому и с людьми обращался как с рабочими орудиями, умел пользоваться ими, но не умел и не любил входить в их положение, беречь их силы. Пётр знал людей, но не умел или не всегда хотел понимать их," (Вспомните то, что вы уже знаете о Петре. Согласны ли вы с таким определением? Если да, то приведите примеры, подтверждающие эти качества Петра,)

Быт Петра отличался простотой, он часто не обращал внимания на свою одежку, мог ходить в стоптанных башмаках или залатанном кафтане. В Петербурге он строил себе небольшие дворцы западноевропейского типа. Не было у царя и многочисленной дворцовой прислуги, он ограничивался 10-12 молодыми дворянами, большей частью незнатного происхождения." 

Важной чертой личности Петра было его умение извлекать уроки из поражений и ошибок. В самых трудных обстоятельствах он никогда HC терял присутствия духа, не опускал рук, а с удвоенной энергией брался за завершение начатого. Эта черта помогла Петру в политике, в его реформаторской деятельности. Нет ни одной стороны государственной жизни, которую не затронули бы реформы Петра 1. (На доска открываются понятия: "реформа, преобразования". Идет объяснение.)

 Пётр 1 часто бывал за границей и видел, что Россия в своем развитии очень отстает от иностранных государств. Энергичный, подвижный Петр не мог смириться с медлительностью, неповоротливостью Боярской думы. Петр 1 все чаще принимал решения без участия Боярской думы. Да и некогда было ему с ней советоваться. Он находился в постоянных разъездах и по мере необходимости принимал решения на месте. Все чаще Петр составлял многие законы сам, сам и претворял их в жизнь. За свою деятельность он ни перед кем не отчитывался. В 1721 году окончательно завершилась Северная война, из которой Россия вышла победительницей, и Петру 1 был присвоен титул "Отца Отечества, Императора Всероссийского". Россия стала империей, что еще больше укрепило ее международное значение, превратило ее в великую державу. А о власти императора было записано в законе: "Монархов власть самодержавная, которой повиноваться сам Бог за совесть повелевает." (Работа с понятиями: "империя, император".)

РЕФОРМЫ ПЕТРА 1

Управление при Петре 1 напоминало лестницу.

Император

        Сенат

            Синод

                Коллегии

                       Губернаторы                                                                                                                      

        На верхней ступеньке стоял царь (император). На следующей ступеньке располагался Сенат, помогавший царю разрабатывать законы. Синод, который тоже подчинялся императору, ведал церковными делами. Это значило, что русский император стал и главой церкви. Император, заботясь об интересах государства, Петр 1 в 1713 году перенес столицу в Петербург, куда переехал весь императорский двор, все государственные учреждения. С Петербургом Петр связывал будущее России, а с Москвой — прошлое. Петербург стал крупным морским портом, "окном" в Европу. Петр очень заботился о поддержании европейского вида своей столицы. К 1725 году Петербург отличался благоустроенностью быта: улицы мостились камнем, освещались 595 фонарями, берега Невы, Мойки, каналы были покрыты деревянными набережными. Город застраивался каменными зданиями. Он становился крупным европейским центром.

Петр 1 принял Россию такой, какой она была ещё при Иване Грозном. Всей экономикой страны ведали приказы. В 1699 г. их было 44. Это было настолько много, что зачастую в них очень плохо представляли, что же делается в отдельных отраслях экономики. Петр сократил число приказов до 25. Но и в этих условиях одной и той же отраслью занимались сразу несколько приказов, что вносило путаницу в пела, Кроме того, появились совершенно новые отрасли хозяйства, например, строительство кораблей. Этим в стране вообще никто не занимался. Поэтому Петр 1 провел реформу управления хозяйством и создал девять коллегий, такие как Адмиралтейская (ведала военно-морским флотом), Мануфактур-коллегия, коллегия иностранных дел, Воинская коллегия, Камер-коллегия (занималась сбором налогов и выпуском денег), Берг-коллегия (занималась горнорудной и металлургической промышленностью) и т.д. (записываются на доске). Деятельность коллеги строго регламентировалась, отличалась большой четкостью и компетентностью. Коллегии проводили в жизнь решения и волю царя-императора.

На ступеньку ниже были губернаторы, Они исполняли волю императора в разных уголках страны, губерниях. По указу Петра всю Россию разделили на 8 губерний, затем количество их увеличилось. (Работа с понятиями: "коллегии, губерния, приказ".)

Особенно озабочен был Петр 1 реформами армии. Ума говорили о создании военно-морского флота и организации школ, где бы готовились моряки. Но не забывал Петр и о сухопутных войсках. Вместо стрелецкого войска Петр 1 создал регулярную армию. Объявил о рекрутском наборе, Служба в армии длилась 25 лет. Заботился Петр 1 о перевооружении армии.

Петр 1 был очень требователен к себе, но не менее требовательным был и к дворянам. Он ввел обязательную государственную службу для дворян. С 15 лет дворянин должен был служить рядовым в полку. Закон запрещал производить в офицеры дворян, не служивших. солдатами в гвардии. Были сформированы три специальных гвардейских полка, в которых отбывали службу дворяне. Дворянин-гвардеец жил в казарме, вместе с солдатами нес службу, получал солдатский паек. Такой порядок, по мнению Петра, помогал готовить кадры военных для государства. Содержание армии и флота требовало много денег. Государственная казна пополнялась, в основном, за счет населения. Главным налогом была подушная подать. Называлась она так потому, что бралась "с души" лиц только мужского пола. Чтобы учесть, какое количество народа должно платить налоги и сколько денег от этого получит казна, была проведена перепись.

  Петр 1 был типичным западником. При нем в Россию приехало множество иностранцев — голландцев, англичан, французов, немцев и др, — ремесленников, купцов, фабрикантов, архитекторов, художников.

Стране для проведения реформ и управления требовалось большое количество грамотных людей. Поэтому царь издал ряд указов, по которым дворяне были обязаны учиться. Вышел даже специальный указ "о дураках". Дворянин, который не получил образования, слыл "дураком", и таким запрещалось жениться. В большом количестве Петр 1 отправлял российскую молодежь учиться за границу. Дело в том, что даже многие именитые князья и бояре были неграмотными или полуграмотными. Царь предписывал молодежи учиться всему и везде.

Одежда бояр, их длинные бороды, по мнению Петра, мешали работать, да и веселиться тоже. В 1700 году он издает Указ, чтобы к масленице все были переодеты в венгерские кафтаны (кроме духовенства и крестьян). В 1701 году новый Указ повелевал мужчинам одеться в верхнее платье французского и саксонского производства, а в исподнее, камзолы, штаны, сапоги, пипки — немецкого. Женщины должны были носить немецкие платья, Все, кто нарушал царский указ штрафовались, а платья, не соответствующие форме, резали на куски. Он заставлял сбривать бороды.

Петр 1 заботился не только об образовании одежде своих подданных, но и пытался привить им хорошие манеры. По его указу перевели с немецкого языка книгу "Юности честное зерцало", по которой усваивали правила приличия.      Петр 1 пытался регламентировать не только правила поведения, но и другие стороны жизни. Так, после 11 часов вечера до утра закрывались все городские шлагбаумы. По улицам имели право ходить только воинские караулы, сторожа с трещотками, знатные господа, лекари, повивальные бабки, священники. Все должны были иметь при себе фонари. Запрещалось ходить по улицам города в ночное время группами более трех человек Дворянам предписывалось по утрам пить неведомый доселе в России напиток — кофе. Появляется на столах у богатых людей картофель, ранее неизвестный русским людям.

Был введен новый календарь, по которому год начинался с 1 января, а не с 1 сентября, как ранее. Стали выпускать газету, называлась она "Ведомости".

В 1723 году вышла специальная инструкция, которая запрещала использовать для изготовления гробов дубовые деревья. Гробы можно было делать только еловые, березовые и ольховые, так как дуб нужен был на постройку кораблей.

Всё, о чем говорилось, свидетельствует о необыкновенном размахе реформ в России. Вот почему Пётр 1 вошёл в историю как Пётр Великий. Таким образом, своими преобразованиями император пытался ввести Россию в круг развитых держав Европы. Отдавая должное деятельной энергии Петра I, нельзя забывать, что многие его реформы были введены силой, его указы в большинстве жестоки и, "кажется, написаны кнутом". 28 января 1725 года звон колоколов возвестил русскому народу о том, что скончался Великий Император великого русского народа.

             ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА 1

   Петр 1 царствовал после правления Софьи 36 лет, и Россия совсем переменилась за это время. В начале его царствования не было у русских ни одного корабля, к концу было до 50 больших и около 800 малых. Войско прежде было многочисленное, но не устроенное; Петр оставил регулярное войско, которое устройством не уступало никакому другому, а храбростью превосходило многие. Служба в армии длилась 25 лет. Дворянский сын должен был от рядового пройти путь до генерала.

   Конечно, постоянное войско и образование флота стоили больших денег. Эти расходы были велики, но государь смог сбе6речь деньги. Государство стало получать доходы впятеро прежнего, а народу не сделалось тяжелее.

 

   Петр много сделал для промыслов и торговли. При нем заведены горные заводы в Сибири и на Урале, фабрики суконные, оружейные, парусные, стекольные, шпалерные и другие, общим  числом около 200 фабрик. Для торговли были установлены специальные суда, которые вели дела по купеческим искам. Был построен Ладожский канал, который позволил напрямую из Невы попадать в другие реки.

   Еще больше царь заботился об образовании. Он предложил основать в Петербурге академию наук, чтобы в ней готовили учителей. Завел много школ для дворянских детей и детей духовенства. Созданы школы: артиллерийская, инженерная  и медицинская, математических и навигационных наук. Каждый дворянин должен был знать арифметику и грамоту. Достигнув совершеннолетия, дворяне являлись в столицу на смотр государю, он и назначал, кого в войско и флот, кого на гражданскую службу, кого посылала учиться за рубеж.

   Дворянами стали называть бывших бояр, окольничных и стольников. Простой свободный человек мог за заслуги перед Отечеством получить дворянский титул.    Петр уничтожил прежние чины и установил Табель о рангах: первые четыре класса: генералы – высокопревосходительство и превосходительство, пятый класс – высокородия, 6, 7 и 8 – высокоблагородия, прочие – благородия.

 

   Государство Петр разделил на губернии – области, во главе которых поставил – губернатора. Он подчинялся коллегии, а они в свою очередь царю.

   При царе Петре изменились и обычаи. До него девицы жили в взаперти, не имели права находиться в общественных местах без сопровождения и разрежения мужа. Теперь же были созданы ассамблеи, где танцевали, играли в карты и шахматы, устраивали карнавалы и маскарады. Молодые люди должны были жениться только по своему выбору, а раньше жених и невеста нередко и ни разу не видели друг друга до свадьбы.

  Сменились русские одежды на платье немецкого покроя, брили бороды и носили парики. Бритье бород было объявлено по всей стране и только, те, кто уплатит налог  купцы в 100 рублей, а дворяне в 60 рублей  могли носить бороду. Была сделана специальная бляха – бородовый знак, которую бородачи носили на груди. На лицевой стороне изображались усы и борода, а на обратной была надпись «Деньги взяты».

   Введено новое летоисчисление, после 31 декабря 7208 года от сотворения мира наступило 1 января 1700 года от рождества Христова. Новый год стали отмечать 1 января, а не 1 сентября как раньше.

   Выпустили первую русскую газету «Ведомости».

   10 марта 1699 года был учрежден первый орден - Андрея Первозванного – орден крепился золотой цепью к звезде усыпанной бриллиантами. Всего орден при Петре получили 38 человек за заслуги перед Россией, первым был награжден генерал – адмирал Федор Алексеевич Головин, имел орден и Петр 1.

   20 января 1705 года специальным указом  был утвержден российский флаг – бело-сине-красный, который и сейчас является символом нашей страны.

Муниципальная общеобразовательная средняя школа №6

УРОК ИСТОРИИ

В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

«ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА I»

                                                                  Из опыта работы

                                                                  учителя начальных классов

                                                                  Бердниковой Ольги Владиславовны

г. Нижневартовск 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Петр Первый. Эпоха преобразований государства Российского».

В данном конспекте  урока отображены все основные преобразования ПетраПервого в государстве Российском....

Открытый урок Преобразования Петра Великого

Открытый урок Преобразования Петра Великого...

«Преобразования Петра Великого. Обучающее изложение»

Предмет: интегрированный урок.  Русский язык и окружающий мирКласс: 4УМК «Гармония»Тема урока: Преобразования Пётра Великого . Обучающее изложение.Технология : рейтинговой накопительной критериал...

Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе по теме "Петр 1. Реформы и преобразования в России."

Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе по теме "Петр 1. Реформы и преобразования в России."...

Конспект урока "Преобразования Петра Великого", 3 кл, УМК "Школа 2100"

Цель урока: Ознакомить учеников с переломным моментом в истории нашего государства – становлением России как империи, сопровождающимся коренными преобразованиями во всех сферах жизни общества....

Дидактические материалы к уроку окружающего мира в 4 классе по теме «Петр Первый. Реформы в Российском государстве. Преобразования в культуре, науке, быту» (УМК «Планета знаний»)

Здесь представлены задания учащимся 4 класса для осуществления групповой работы на уроке окружающего мира по теме "Петр Первый. Реформы в Российском государстве. Преобразования в культуре, науке ...