Урок "Окружающий мир" 3 класс по теме: "Царство грибов" по системе "Школа России"
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс) на тему

Урок построен в форме путешествия по лесу. Учащиеся  знакомятся со  шляпочными грибами, их строением, питанием, месте в круговороте вещест в природе, использовании человеком. Учатся отличать грибы-двойники. В практической работе узнают о других видах грибов, таких как плесень. Совершают путешествия по страницам Красной книги, делают выводы по важности грибов для природы и человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл griby.docx47.61 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

«Школа России» А.А. Плешаков

Тема.    В ЦАРСТВЕ ГРИБОВ

Цели деятельности учителя:

Обучающие: способствовать формированию представлений о грибах как об отдельном царстве природы; ознакомлению с особенностями строения и способом питания шляпочных грибов; расширению кругозора учащихся и развитию информационно-поисковых умений, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Развивающие: способствовать развитию внимания, памяти, мыслительных операции (анализ, синтез); формированию представления о роли грибов в жизни леса, умения распознавать съедобные и ядовитые грибы.

Воспитательные: содействовать воспитанию бережного отношения к объектам окружающего мира, осознанного понимания ценности всех живых существ в природе.

Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями; раздаточный материал с изображением контуров грибов; тестовые задания; корзинка; плакат «В лесу»; аудиозапись «Звуки леса», компьютер, проектор, баночки опытные с содержимым, тесты.

Сценарий урока

I. Организация начала урока.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам  впрок.

Постарайтесь всё понять,

Много нового узнать!

ІІ. Проверка домашнего задания.

- Какие животные взяты под охрану государства? Почему?

- Расскажите об этих животных.

Работа по индивидуальным карточкам. Приложение № 2

     III. Повторение изученного материала.

      - Где обитают животные, о которых вы рассказали? (В лесу)

– Что такое лес?

– Сегодня мы с вами  совершим путешествие  в лес.

– Какие  царства живой природы  известные нам,  можно встретить в лесу?

III. Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока.

- К какому царству отнесём следующего представителя живой природы:

                          Я под шапкою цветной

                          На ноге стою одной,

                         У меня свои повадки,

                        Я всегда играю в прятки.

 (Гриб)

- Почему вы так думаете? Обоснуйте свой ответ.

- Грибы образуют отдельное царство – царство грибов.

-  Какая тема сегодняшнего урока? (Царство грибов)

-  А что бы вы хотели узнать о царстве грибов? (Какие грибы, где растут, можно ли их есть, кто питается ими, чем полезны лесу, как прекрасно собирать грибы.)

Мы с вами отправляемся в путешествие по лесу вместе со старичком-Боровичком. Звучит аудиозапись «Звуки леса».

Лес…Это сказочный мир доброго царя Берендея. Присмотритесь  и прислушайтесь… Лес полон загадок и таинств. Он многих приютил. Здесь живут животные и растения. А сколько в нем  ягод и грибов!  

- А что вы знаете о грибах?

Грибы – удивительное чудо природы.  Это витамины, белки, лекарства. Их солят, сушат, маринуют, жарят. Они  в основном растут в лесу, но встречаются в поле, саду, парке.

Слайд 6  Игра «Угадай гриб»

- По каким признакам вы угадывали грибы? (По шапке и ножке)

IV. Изучение нового материала.

1. Строение гриба.

  Беседа:

     - На что похожи грибы? (на зонтик  или шляпку)

- Как называют такие грибы? (Шляпочными)

     – Из каких частей состоит видимая часть гриба? (Шляпка и ножка.)

– Что находится в земле? (Грибница).

(Чтение статьи о грибах с. 112)

– Вот грибница – это и есть сам гриб, а мы собираем плодовые тела грибов.  Грибница растет более 100 лет, плодовое тело вырастает за 3–7 дней. Приложение 5

Работа в рабочей тетради (задание № 1, с. 54).

– Нарисуйте схему строения гриба, подпишите его  части. Сверьте с таблицей).

 Работа по учебнику с. 112

- Как происходит питание и рост грибов?

- Об этом  узнаем  из статьи учебника.(с.112)

- Что вы узнали о питании грибов?

- Найдите в учебнике на с. 112 - 113  ответы на вопросы:

1. Почему многие грибы растут под деревьями?

2. Для чего грибы нужны лесу?

- А как  размножаются шляпочные грибы? (Спорами.)

- Возьмите дополнительный материал и прочитайте,  правы ли вы.

– Есть такая поговорка: «Растут как грибы после дождя».

Давайте сделаем вывод о том, что нужно грибам, чтобы они быстро росли? (Влага, тепло, питательная среда.) 

Физкультминутка

                                        Влез опёнок на пенёк,

                                        Простоял один денёк.

                                        Низко наклоняется,

                                        Шляпу к солнышку потянет,

                                        Ещё выше станет.

                                        Прибежали тут ребятки –

                                        Тонконогие опятки.

                                        Они вместе наклонялись,

                                        Дружно к солнцу поднимались.

                                        А когда пришёл грибник,

                                        Все в корзинку прыг!

4. Съедобные и несъедобные грибы. Работа в парах

Слайд 10

– Как вы понимаете поговорку: «Всякий гриб в руку беру, да не всякий в корзинку кладу»? (грибы бывают съедобные и несъедобные)

- Что значит съедобные? (которые мы без опаски употребляем в пищу) – Что значит несъедобные? (которые содержат яд, очень опасны, иногда смертельный для человека).

  Важны ли природе  несъедобные грибы? (Лечат некоторых животных, помогают дереву добывать питание, служат домом для некоторых насекомых.)

А сейчас поработаем в  парах. Возьмите задание и прочтите.

(Учащиеся берут задания и выполняют вместе).

      - Какие грибы относятся к  съедобным грибам?

- Какие грибы относятся к  несъедобным грибам?

     - Какие у них отличительные признаки? (уч. с. 114 -115)

Белый гриб и желчный гриб

Белый: шляпка снизу белая или желтоватая.

Желчный: шляпка снизу розовая.

Белый: на ножке рисунок в виде белой сеточки, срез остаётся белым.

Желчный: на ножке рисунок в виде чёрной сеточки, срез розовеет.

Проверка:

Опёнок осенний и ложноопёнок коричнево-красный

Опёнок осенний: шляпка снизу желтовато-белая с тёмными пятнышками.

Желчный: шляпка снизу тёмная.

Опёнок осенний: на ножке кольцо, мякоть белая с приятным запахом.

Опёнок осенний и ложноопёнок коричнево-красный:

на ножке кольца нет, мякоть жёлтая с неприятным запахом.

Шампиньон и бледная поганка

Шампиньон: шляпка снизу розовая или фиолетовая.

бледная поганка: шляпка снизу тёмная.

Шампиньон: внизу на ножке нет мешочка.

Бледная поганка: на ножке внизу розоватый мешочек.

- Какой сделаем вывод о съедобных и несъедобных грибах?

(Надо брать только те грибы, которые знаешь или пользоваться справочником - определителем).

- Откуда можно узнать, что грибы съедобные или несъедобные?

(По справочнику – определителю)

Показ – реклама справочников – определителей грибов.

      (У меня в руках большой справочник-определитель грибов. В нем есть изображение и описание съедобных и несъедобных грибов. Его нужно использовать при сборе грибов).

Грибы нуждаются в особой охране.

(Показ  грибов из Красной книги съедобных и несъедобных).

V. Закрепление изученного материала. Работа в группах

1 группа: составить памятку по сбору грибов.

2 группа: первая помощь при отравлении грибами.

VI.  Рубрика «Любознательные»

Практическая работа

– Ребята, у вас на столах лежат кусочки хлеба.

- Чем они покрыты? (плесенью)

     - А какое отношение они имеют к теме сегодняшнего урока? (это тоже грибы)

 – Как вы думаете, как называется этот вид грибов?

(Ученые называют их плесневыми грибами).

- Давайте рассмотрим плесень с помощью лупы. Что вы видите? (она имеет такое же строение: плодовое тело и грибницу. Но у плесени нет шляпки).

– А плесневые грибы человек как-нибудь использует, приносят они ему пользу?

– Слышали такое слово – «антибиотики»? А «пенициллин»? Это лекарство как раз изготавливают из плесневых грибов (демонстрирует таблетки).

- Интересны еще одни микроскопические грибы. Что это? (дрожжи).

      - Где используют люди дрожжи? (В приготовлении теста, кефира, йогурта).

А еще есть очень необычные грибы. Некоторые из них растут в квартире.

– Кто знает такие грибы?

-  Это чайный гриб (показывает банку с чайным грибом). Чайный гриб больше похож на медузу.

Из этого гриба делают полезный напиток.

      - Какие грибы еще существуют? (грибы – паразиты: трутовики, спорынья)

- Какой сделаем вывод? (большая  разновидностей грибов).

Существует даже целая наука, посвященная их изучению. Она называется микологией  от греческого «микос» - гриб, «логос» наука (термин на доске).

3. Обобщение знаний о грибах. 

– Каково значение грибов в природе?

•  Их любит собирать и есть человек.

•  В них насекомые откладывают личинки.

•  Своим корнем-грибницей всасывают из почвы влагу с солями и отдают ее деревьям.

•  Санитары  леса. Разлагают листву, стволы погибших деревьев, образуя перегной.

•  Ими питаются животные. (Не только съедобные, а даже некоторые ядовитые грибы служат пищей для животных.)

Вывод: в природе лишних растений нет! Относитесь к ним бережно!

Чтение вывода в учебнике с.116

VII. Проверка знаний.

– У вас на столах лежат распечатанные листы с заданиями.

 Выбрать правильный ответ на вопросы теста.

Приложение № 2

– Проверим ваши ответы. Если ответ выбрали верно, то обведите кружком.

– Поднимите руку те, кто выполнил все задания правильно.

– В каких заданиях были ошибки?

IX. Оценим свою работу на уроке.

Возьмите листочки и оцените свою работу на уроке.

Х. Итог урока. Рефлексия.

Я предлагаю вам выбрать предложение и закончить его:

На уроке я узнал…

Мне интересно было…

Отправляясь в лес за грибами,  я буду…

Домашнее задание: выучить памятку «Как собирать грибы» (учебник, с. 115); выполните в печатной тетради с. 67 № 4, 5.

Литература

  1. А. А. Плешаков. Окружающий мир. Учебник 3 класс. В 2 ч. Ч.2. -  М.: Просвещение, 2013 с.112 - 116
  2. А. А. Плешаков.Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. -  М.: Просвещение, 2014 с. 54-55
  3. Плешаков А. А. Мир вокруг нас: Проверим себя в 2-х частях: 3 класс. – М.: Вита Пресс, 2012 с. 23
  4. Контрольно-измерительные материалы по окружающему миру 3 класс. Составитель И.Ф. Яценко  Москва «ВАКО» с. 30
  5. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2012. С. 40 - 45
  6. Большая энциклопедия

Приложение 1

Ф.И. ________________________      Оценка _______

Тест

1. Чем размножаются шляпочные грибы?

        а)  Семечками;         б) отростками;         в) спорами.

2. Какая часть у грибов самая важная?

        а) Грибница;          б) шляпка;         в) ножка.

3. Можно ли собирать все грибы подряд?

        а) Да, все пригодны для питания;

       б) нет, только знакомые съедобные грибы.

4. Как питаются грибы?

        а) сами производят для себя питательные вещества;

        б) всасывают из почвы воду с растворёнными питательными веществами.

5. Как правильно собирать грибы?

        а) Раскидать листву, разрыть мох;

        б) срезать грибы ножиком.

Приложение 2

Ф.И. ________________________________  Оценка ________

1. Какие животные занесены в Красную книгу?

а) Тигр, морж, фламинго, орел, беркут;

б) корова, лошадь, гусь, петух;

в) свинья, овца, утка, индюк.

2. Некоторые виды животных уже спасены. Назови их:

а) белка, заяц, кабан;

б) бобр, соболь, куница;         

в) лось, лиса, волк.

3. Каким животным помогут люди, если будут охранять в лесу ели и сосны?

а) Клесту, белке, дятлу;

б) рябчику, лосю, зайцу;

в) рыси, медведю, ястребу.

4. Под особой охраной животные находятся:

а) в тайге                      б) в поле                    в) в заповеднике

5. Чего нельзя делать в заповеднике:

а) вести наблюдения за животными;

б) фотографировать животных

в) бегать, шуметь, лазать по деревьям.

6. Что относится к причинам исчезновения животных в природе?

а) охота;

б) загрязнение водоёмов;

в) посадка деревьев.

Приложение 3

Задание в группах 1

Задание:   выбери правильное высказывание о правилах сбора грибов.

  1. Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь. Ведь среди грибов немало ядовитых.
  2. Собирай любые грибы, чем больше, тем лучше.
  3. Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в стороны листву, мох. Грибница, оказавшись  под лучами солнца,  может высохнуть и погибнуть.
  4. Когда собираешь грибы, разрывай и раскидывай в стороны листву, мох. Выдерни гриб и положи в корзинку.

3.    Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножиком или аккуратно выкрутить.

5.     Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.

6.    Можно собирать любые грибы и старые в том числе.

7. Нельзя собирать грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятий, в городских скверах. В этих грибах накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в окружающую среду автомобили и предприятия.

8. Грибы собирай везде, где они растут: в лесу, парке, возле дороги, промышленных предприятий. Их все можно употреблять в пищу.

Задание в группах 2

Задание:   выбери правильное высказывание о правилах сбора грибов.

  1. Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь. Ведь среди грибов немало ядовитых.
  2. Собирай любые грибы, чем больше, тем лучше.
  3. Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в стороны листву, мох. Грибница, оказавшись  под лучами солнца,  может высохнуть и погибнуть.
  4. Когда собираешь грибы, разрывай и раскидывай в стороны листву, мох. Выдерни гриб и положи в корзинку.

3.    Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножиком или аккуратно выкрутить.

5.      Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.

6.     Можно собирать любые грибы и старые в том числе.

7. Нельзя собирать грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятий, в городских скверах. В этих грибах накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в окружающую среду автомобили и предприятия.

8. Грибы собирай везде, где они растут: в лесу, парке, возле дороги, промышленных предприятий. Их все можно употреблять в пищу.

Приложение 4

1 ряд. Задание: рассмотрите таблицу в учебнике на с. 115.  Распределите  грибы по группам и запишите в тетрадь  на с. 67 название грибов. Назовите отличительные признаки грибов двойников: белого и желчного, пользуясь статьёй в учебнике на с. 114.

2 ряд. Задание: рассмотрите таблицу в учебнике на с. 115.  Распределите  грибы по группам и запишите в тетрадь  на с. 67 название грибов. Назовите отличительные признаки грибов двойников: опёнка осеннего и ложноопёнка  кирпично – красного, пользуясь статьёй в учебнике на с. 114.

 3 ряд. Задание: рассмотрите таблицу в учебнике на с. 115.  Распределите  грибы по группам и запишите в тетрадь  на с. 67 название грибов. Назовите отличительные признаки грибов двойников: шампиньона и бледной поганки, пользуясь статьёй в учебнике на с. 114.

Приложение 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему: "Царство грибы"

Конспект подходит для проведения урока окружающего мира в 3 классе....

Презентация по ОМ 3 класс Тема: "Царство бактерий"

БАКТЕРИИ –  одни из самых маленьких и самых простых, самых  древних  организмов из ныне существующих на Земле.Презентация  по ОМ 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

Классный час в четвертом классе. Тема "Царство осени"

-Обобщить   представление об  осени;  -учить анализировать, строить предположения и собственные высказывания;  - развивать  творческое воображение ,образное мышление; ...

Урок окружающего мира во 2 классе с использованием технологии развивающего обучения по теме "Царство грибов"

Урок разработан по учебнику «Окружающий мир. 2 кл.» (авторы Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков). Данный урок способствует формированию у обучающихся стой­кого учебно-познавательног ин­тереса к...

Открытый урок по окружающему миру 3 класс УМК Школа России на тему "Царство грибов"

Материал содержит: конспект урока на тему "Царство грибов, презентация, самоанализ урока, звуки леса...

Презентация к уроку "Окружающий мир - 3 класс" по теме " Царство грибов"

Презентация помогает сформировать у детей представлений об окружающем мире,  представления об основах безопасного поведения, знакомит с разновидностью грибов....

Тест по окружающему миру для 3 класса по теме "Царство животные"

Тест по окружающему миру для 3 класса по теме "Царство животные" (УМК "Планета знаний")...